Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В поднялся в воздух
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы отечественных легких военно-транспортных самолетов, поднятого в ходе обсуждения статьи «Ан-70 — печальная история нереализованного проекта».
Содержание:
Российский легкий военно-транспортный самолет Ил-112В впервые поднялся в небо 30 марта 2019 года. Первый полет Ил-112В состоялся в день 125-летия со дня рождения авиаконструктора Сергея Ильюшина. Еще один опытный образец Ил-112В проходит статические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского. Созданный Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина и построенный на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) самолет должен заменить устаревающий парк Ан-26, выход из эксплуатации 50% парка которых произойдет до 2030 года, а 90% – до 2032 года.
«Полет прошел в штатном режиме. В воздухе Ил-112В сопровождал самолет-лаборатория Ил-114ЛЛ. Первому полету Ил-112В предшествовал цикл аэродромных отработок, в ходе которых были проведены испытания всех систем, совершены пробежки по аэродрому, в том числе с частичным отрывом от земли, и получено заключение о готовности самолета к началу летных испытаний»,
– говорится в поступившем в редакцию журнала «Крылья Родины» сообщении пресс-службы дивизиона транспортной авиации ОАК.
«Теперь перед дивизионом «Ильюшин» стоят не менее важные и ответственные задачи по проведению летных испытаний и подготовке к серийному производству Ил-112В, которое будет осуществляться в Воронеже»,
– приводит пресс-служба слова главы дивизиона Алексея Рогозина.
Экипажем командовал шеф-пилот ПАО «Ил» Герой России Николай Куимов, по его словам, Ил-112В –
«великолепный самолет, вопросов к нему нет, полет прошел хорошо»,
цитирует летчика РИА Новости.
Ил-112В – первый военно-транспортный самолет, созданный в России после распада СССР, он предназначен для транспортировки и воздушного десантирования вооружения и легкой военной техники, грузов и личного состава, а также широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации гражданской версии самолета с максимальной массой 5 тонн. Самолет может автономно эксплуатироваться с плохо оборудованных аэропортов и грунтовых полос, работать в сложных климатических условиях, с высокогорных аэродромов и при сверхнизких температурах: обеспечивается возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму II категории ИКАО и ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы, – уточняют разработчики.
Ил-112 представляет собой моноплан нормальной схемы с высоко расположенным крылом. Под фюзеляжем трехстоечное шасси. Силовая установка – два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ. Экипаж – два пилота. Крейсерская скорость – 470 км/ч. Дальность полета с максимальной нагрузкой при взлете с грунтовых аэродромов – 1200 км. Максимальная взлетная масса – 21 тонна. Увеличенные размеры грузовой кабины Ил-112В, по мнению экспертов, позволят перевозить и десантировать даже те спецгрузы и виды техники, которые невозможно загружать в самолеты марки Ан.
«Это важный этап для формирования парка ВТА за счет поступления новых самолетов, созданных уже в России. Машина строится полностью из отечественных комплектующих, будет оснащаться оборудованием на российской элементной базе. Ил-112В – это не только транспортник, но и уникальная платформа, которая может быть использована для большого круга военных и гражданских задач»,
– заявил по итогам первого полета Ил-112В курирующий ОПК вице-премьер Юрий Борисов. Еще в ранге замминистра обороны по вооружению Борисов отмечал, что потребность всех силовых структур России в Ил-112В составляет более ста машин.
«Мы будем ежегодно закупать столько таких самолетов, сколько сможет сделать завод. Заводчане планируют довести производство до 12 машин в год. Потребность в них очень большая, так как парк Ан-26 морально устарел и выходит из строя»,
– говорил он во время одного из визитов на ВАСО.
Глава транспортного дивизиона ОАК и ПАО «Ил» Алексей Рогозин подчеркивает, что Ил-112 будет помогать в решении многих задач, как в сфере военной логистики, так и в гражданском секторе.
При создании Ил-112В использовались только российские узлы и агрегаты, применен ряд новейших технологий, подчеркивает министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В кооперации при создании легкого военно-транспортного самолета Ил-112В участвуют ведущие разработчики и крупные авиастроительные заводы страны.
РАСПЕЧАТАННЫЕ ДЕТАЛИ И МОНОКРЫЛО
Проектировался Ил-112В с использованием передовых цифровых технологий и оснащен самыми современными бортовыми системами полностью отечественного производства. Современные требования к авиастроению предполагают передачу конструкторской документации в электронном виде, но на момент защиты технического проекта самолета в 2015 году «переход на цифру» в ОАО «Ил» еще не закончился – поэтому часть документации пришлось передать на завод-производитель в виде бумажных чертежей. К началу серийного производства Ил-112В всю конструкторскую документацию оцифруют.
При создании самолета применялись также и современные аддитивные технологии – к примеру, для первого летного образца Ил-122В на 3D-принтере распечатали макет воздухозаборника сложной конструкции – такие приемы ускоряют процесс создания самолета и доработки ряда узлов.
««Распечатанные» детали дешевле металлических, поэтому именно их используют для черновой доводки. «Чистовые» детали для летного самолета будут изготовлены из металла. Мы начали использовать 3D-принтер, чтобы понять, насколько верны или неверны были наши расчеты. Такие технологии позволяют не прерываться на доработку готовых изделий, что, в свою очередь, существенно сокращает сроки монтажа оборудования и удешевляет процесс производства»,
– рассказывал первый заместитель гендиректора Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина Павел Черенков.
Силовую установку для Ил-112В разработали и произвели на АО «ОДК-Климов» – это новейшая версия турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ. В Объединенной двигателестроительной корпорации подчеркивают, что двигатели в ходе первого полета нового самолета для ВТА отработали штатно. Мощность ТВ7-117СТ на максимальном взлетном режиме составляет 3100 л.с., повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с.. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ-112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большой производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу.
«Система автоматического управления (БАРК-65СТМ) контролирует работу не только двигателя, но и воздушного винта, то есть всей силовой установки самолета. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки»,
– отмечают в ОДК. Двигатели отличаются модульностью и экономичностью расхода топлива – одной из лучших в своем классе.
Бортовой комплекс обороны для Ил-112В позволит защитить Ил-112В от ракет класса «поверхность – воздух» и «воздух – воздух». Имея защиту от всех видов средств противовоздушной обороны и переносных зенитно-ракетных комплексов, самолет сможет действовать вблизи линии соприкосновения с противником и участвовать в контртеррористических операциях. Разрабатывает его российский Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ госкорпорации «Ростех»).
У Ил-112В есть свои особенности, например – впервые в России для транспортного самолета производится «монокрыло», вместо двух отдельных консолей, которые обычно крепятся к центроплану, входящему в силовой набор фюзеляжа. Здесь центроплана вовсе нет: крыло «садится» на фюзеляж сверху и крепится к проушинам на двух силовых шпангоутах с помощью специальных креплений и расчалок – аналогичный подход применен и в конструировании элементов крепления шасси к фюзеляжу. Узлы, на которые навешиваются стойки основного шасси, не являются частью силового набора фюзеляжа, а крепятся к нему извне.
В процессе разработки у военных был ряд претензий к машине, одна из них – перетяжеление планера. Этот нюанс признает главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов, поясняя распространенность подобных сложностей:
«В данном случае речь идет о легком военно-транспортном самолете. У него взлетная масса порядка 21 тонны, а перетяжелили мы его прилично. К примеру, на Ил-76 мы проводили три этапа облегчения конструкции. Это естественно»,
– говорил он телеканалу «Звезда».
После первого полета самолет предстоит доработать – на это уйдут ближайшие месяцы. По словам главного конструктора Таликова, после двух-трех полетов в Воронеже самолет перегонят в Жуковский для продолжения летно-конструкторских испытаний.
НЕПРОСТАЯ СУДЬБА
История создания самолета Ил-112В уходит к середине 1990-х годов, когда Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина в инициативном порядке решил создать пассажирский самолет Ил-112 на 44 пассажира с багажом для региональных перевозок. Эскизный проект был выполнен в 1994 году – это была машина с парой турбовинтовых двигателей ТВ7-117С. Производить самолет собирались на Кумертауском авиационном производственном предприятии в Башкирии, но не сложилось. Спустя несколько лет машину решили переделать под нужды военных в связи с устареванием парка грузовых Ан-26 – в 2000 году появился эскизный проект Ил-112В. В 2003 году ильюшинцы выиграли объявленный ВВС России конкурс на создание легкого военно-транспортного самолета. Ил-112В конкурировал с проектами Ту-136Т (АНТК им. Туполева), МиГ-110ВТ (РСК «МиГ»), С-80ТД (ОКБ Сухого) и М-60ЛВТС (ЭМЗ им. Мясищева).
Строить самолет доверили Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО), первый полет должен был состояться в 2006 году, а госиспытания – завершиться в 2008 году. Производить Ил-112В планировалось до 18 машин в год. Но разработчики столкнулись с рядом трудностей, в том числе затягиванием сдачи элементов самолета участниками кооперации – сроки сдвигались вправо. В 2010 году Минобороны прекратило финансирование проекта, работы приостановили. Сборка первого образца Ил-112В на ВАСО была приостановлена в 2011 году. Военные решили закупить грузовую версию Ан-140 разработки «Антонова», но после событий весны 2014 года от украинских самолетов пришлось отказаться.
В ноябре 2014 года Минобороны России и Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина заключили контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В по измененному техзаданию и с пересмотром финансовых условий. Предполагалось построить первые два опытных экземпляра (для летных и ресурсных испытаний). Летные испытания планировали начать не позднее июня 2017 года.
ШАГ К ДИВЕРСИФИКАЦИИ
В производственной кооперации по Ил-112В задействовано несколько десятков предприятий, используются детали и комплектующие изделия только российского производства. Головное предприятие ВАСО занимается изготовлением отсеков фюзеляжа, крыла, оперения, мотогондол, стыковкой агрегатов, окончательной сборкой, покраской и проведением комплекса летных испытаний всех строящихся самолетов, начиная с первого летного образца. Ульяновское АО «Авиастар-СП» поставляют для Ил-112В панели фюзеляжа, люки и двери. Казанское АО «КАПО-Композит» производит тормозные щитки, интерцепторы, обтекатели рельсов закрылков, панели хвостовой части крыла, элеронов, триммеры рудей высоты и рулей направления. Самарское АО «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» – стойки шасси и гидроцилиндры.
«Ил-112В уникальный самолет. Он может использоваться не только для военных целей, но и позволяет решать задачи по диверсификации ОПК. Нельзя также забывать, что это первый российский транспортник, разработанный с нуля в постсоветское время. Поэтому производство Ил-112В на территории нашей страны – еще один серьезный шаг к импортозамещению в ОПК. К 2032 году Ил-112В должен заменить парк самолетов Ан-26 на 90%. Я уверен, что такая задача под силу Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу. Предприятие производит пассажирские Ил-96, и новая нагрузка обеспечит работу завода на годы вперед»,
– сказал в беседе с обозревателем «КР» президент «Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев.
Он напомнил, что еще в начале марта министр обороны Сергей Шойгу поднял вопрос о модернизации парка Военно-транспортной авиации и создании новых транспортников.
«Вооруженным силам необходим новый самолет, заменяющий Ан-24 и Ан-26 – советские транспортники, которые, к сожалению, сильно устарели. К тому же, самолеты и комплектующие к ним производятся на территории Украины, что создает определенные барьеры для развития оборонно-промышленного комплекса России»,
– добавил Гутенев.
Ранее главный конструктор Ил-112В Сергей Ляшенко говорил, что машиной уже интересуются потенциальные заказчики.
«На первое время рассматриваются только поставки по госзаказу внутри страны. Все Ан-26, включая специальные варианты, их эксплуатанты хотят заменить. Только в ВВС их порядка полутора сотен. Еще это МВД. Погранслужба ФСБ, МЧС. Всем нужен хозяйственный самолет. Недавно на нас вышла одна частная компания. Тоже хочет заменить порядка 10-12 своих самолетов. Поэтому у Ил-112, я надеюсь, большие перспективы»,
– рассказывал Ляшенко.
В феврале 2019 года на авиасалоне в Бангалоре директор по маркетингу ПАО «Ил» Тамара Какушадзе сообщала, что у министерства обороны Индии есть потребность в легких транспортных самолетах, а «Ильюшин» готов создать для них на базе Ил-112В проект, предусматривающий не только локализацию, но и интеграцию производителей-комплектаторов, которые есть в Индии. Общая потребность индийской стороны в таких самолетах может достигать более ста машин, более половины – в военном исполнении.
Сколько самолетов Ил-112В в итоге закупит Минобороны России и станет ли он крупносерийным – этот вопрос пока остается открытым.
Фото предоставлены ПАО «Ил» и АО «ОДК».
источник: Згировская Екатерина «Не только транспортник. Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В поднялся в воздух» // Крылья Родины 3-4.2019, стр.34-37