Легкий спортивный самолет Comper CLA 7 Swift. Великобритания

12

Легкий спортивный самолет Comper CLA 7 Swift. Великобритания

Винтажная статья почти вековой давности из выпуска журнала «Flight» от 17 января 1930 года, которая, думаю, заинтересует коллег.

COMPER SWIFT

Скоростной одноместный самолет с двигателем A.B.C. Scorpion

Разработанный как маломощный, недорогой одноместный самолет с характеристиками, равными характеристикам современного двухместного легкого самолета, Comper Swift является первой машиной, созданной флайт-лейтенантом (капитаном авиации) Николасом Компером (F/Lt. Nicholas Comper) с тех пор, как он покинул Королевские ВВС и основал компанию Comper Aircraft Co., Ltd (Comper). Однако это не значит, что Swift является работой новичка. Это далеко не так. Прежде чем стать офицером Королевских ВВС г-н Компер работал в конструкторском бюро компании Aircraft Manufacturing Company, после поступления на службу он, как мы помним, разработал для клуба легких самолетов дер. Кранвелл (Cranwell Light Aeroplane Club) серию самолетов Cranwell, а также CLA 1, CLA 2, CLA 3 и CLA 4. Все эти машины продемонстрировали оригинальность в сочетании со здравым смыслом, и г-н Компер является одним из немногих конструкторов, которые в течение многих лет придерживались мнения, что для получения хороших характеристик легкому самолету не обязательно требуется высокая мощность силовой установки.

Comper Swift – чрезвычайно аккуратная маленькая машина, которая с двигателем мощностью 40 л.с. имеет такие же хорошие характеристики, как и более мощные двухместные легкие самолеты (фотография журнала «Flight»)

Comper Swift – чрезвычайно аккуратная маленькая машина, которая с двигателем мощностью 40 л.с. имеет такие же хорошие характеристики, как и более мощные двухместные легкие самолеты (фотография журнала «Flight»)

CLA 2 был двухместным самолетом с расположением сидений бок о бок и двигателем Bristol Cherub. В 1924 году в Лимпне на соревнованиях легких самолетов CLA 2 за 18 летных часов преодолел расстояние 762,5 мили (1227,1 км) и выиграл приз за надежность в размере 300 фунтов стерлингов – данный приз присуждается SMMT (Society of Motor Manufacturers and Traders – Общество производителей и продавцов автомобилей [?]) за наибольшее количество пройденных кругов трассы в Лимпне.

CLA 3 представлял собой машину совсем другого типа. Это был одноместный моноплан-парасоль с двигателем Bristol Cherub. Эта машина впервые появилась на публике в августе 1925 года на ежегодных гонках в Лимпне и одержала победу в международных соревнованиях в скорости среди легких самолетов и получила положительные отзывы за свою высокую скорость и хорошую маневренность.

И, наконец, можно вспомнить CLA 4, который был разработан и изготовлен для участия в конкурсе легких самолетов, организованного газетой «Дейли Мейл» и проведенного в Лимпне в 1926 году. Машина была создана под двигатель Pobjoy, но поскольку этот авиамотор не успел вовремя пройти сертификационные испытания, то на самолет был установлен двигатель Bristol Cherub меньшей мощности. Хотя это, разумеется, снижало летные характеристики, CLA 4, по-прежнему, был очень хорошей маленькой машиной и имел очень хорошие характеристики для двигателя такой мощности. Самой необычной особенностью этого самолета является тот факт, что хотя CLA 4 является полуторапланом, размах и длина хорды верхнего крыла меньше, чем у нижнего крыла.

Если сравнить с предыдущими разработками Компера, то новый Swift больше всего напоминает CLA 3, из которого он, по сути, можно сказать, эволюционировал. Вряд ли можно сомневаться в том, что Swift представляет собой очень значительное улучшение по сравнению с CLA 3. Это улучшение не ограничивается только летными характеристиками, т.е. скоростью, скороподъемностью и т.д., но также включает в себя управляемость, комфорт для пилота и в целом лучший внешний вид. Что касается последней из упомянутых особенностей, то Swift является одной из тех машин, с которыми время от времени приходится сталкиваться. Такие самолеты не выглядят особенно «симпатично» в трех проекциях на чертежах общего вида, но которые, обладают изящными линиями, когда их видишь «в живую». Фотографии, которые сопровождают данную статью, довольно хорошо подчеркивают этот момент. Например, на виде сбоку чертежа общего вида показан фюзеляж, показана большая высота передней части фюзеляжа. Как следствие можно было бы ожидать, что машина будет выглядеть несколько тяжелой и «толстой». Но когда смотришь на фотографии, и даже больше, когда осматриваешь саму машину, она выглядит стройной и, можно сказать, элегантной. Другими словами, такой машиной, которой мог бы гордиться любой частный владелец, и «гордость обладания» – это не то качество, которым в наши дни конструктор легких самолетов для частных владельцев может позволить себе пренебречь. Comper Swift хорошо начал свою карьеру, поскольку имеет очень характерный внешний вид и чрезвычайно приятные линии.

COMPER SWIFT: выполненные в масштабе чертежи общего вида (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: выполненные в масштабе чертежи общего вида (рисунок журнала «Flight»)

Ничто так не может вызвать у пилота недовольство своим самолетом, как плохой обзор. Из-за каждого «слепого пятна» в машине пилот склонен терять определенную степень уверенности, и многие превосходные машины не стали популярными только по этой причине. Зная это, флайт-лейтенант (капитан авиации) Компер при проектировании CLA 7 с самого начала поставил перед собой задачу создать машину с максимально возможным обзором. В одноместном самолете с очень легким двигателем сделать это не так непросто. Если для обеспечения хорошего обзора вверх и вперед крыло должно находиться на одном уровне с глазами летчика, то кабина пилота должна находиться за крылом, а не под ним. Чтобы компенсировать смещение массы пилота назад двигатель, будучи достаточно легким, должен быть смещен на значительное расстояние перед крылом, что приводит к появлению значительной вертикальной поверхности перед центром тяжести. Чтобы перенести центр вертикальной плоскости за центр тяжести требуются довольно большие площади хвостового оперения (т.е. киля и руля направления), и можно заметить, что легкого самолета Swift эти два элемента довольно велики относительно небольших размеров машины.

COMPER SWIFT: детали конструкции стабилизатора и руля высоты (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: детали конструкции стабилизатора и руля высоты (рисунок журнала «Flight»)

При осмотре легкого самолета Swift с целью оценки достоинств его аэродинамической схемы поражает чистота его линий. Фюзеляж, не шире, чем строго необходимой величины, высокий, но почти идеальной обтекаемой формы, за исключением комингса кабины пилота. Монопланное крыло покоится на узком элементе фюзеляжа, и поэтому часть крыла, расположенная в центре и оказавшаяся неэффективной, занимает очень небольшую часть площади крыла. Поддерживали крыло одиночные V-образные межкрыльевые стойки, расположенные по обе стороны фюзеляжа. Основные стойки шасси частично размещены внутри фюзеляжа, по крайней мере те части опор, на которые установлены амортизаторы. Хвостовое оперение является почти полностью свободнонесущим с короткими одиночными подкосами, соединяющими стабилизатор с обеими сторонами фюзеляжа. В целом аэродинамическая схема производит впечатление очень тщательно продуманной.

В ПОЛЕТЕ: снимок крупным планом дает хорошее представление о чистых линиях самолета (фотография журнала «Flight»)

В ПОЛЕТЕ: снимок крупным планом дает хорошее представление о чистых линиях самолета (фотография журнала «Flight»)

В ПОЛЕТЕ: снимок крупным планом дает хорошее представление о чистых линиях самолета, в то время как изображение на небольшой вставке иллюстрирует хороший обзор пилота (фотография журнала «Flight»)

В ПОЛЕТЕ: снимок крупным планом дает хорошее представление о чистых линиях самолета, в то время как изображение на небольшой вставке иллюстрирует хороший обзор пилота (фотография журнала «Flight»)

Конструктивно Swift имеет большое фамильное сходство с предыдущими конструкциями Николаса Компера. Фюзеляж представляет собой обтянутую полотном легкую балочную ферму, состоящую из лонжеронов и диагональных стоек, прикрепленных к лонжеронам с помощью косынок из трехслойной фанеры. Для своей прочности данная конструкция обладает малой массой и не требует никакой корректировки после длительной эксплуатации. Фюзеляж фактически состоит из трех отдельных частей: передней части, несущей опоры двигателя, кабины двигателя и хвостовой части.

COMPER SWIFT: часть обшивки фюзеляжа выполнена съемной для облегчения осмотра состояния фюзеляжа и размещения грузов в багажном отсеке (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: часть обшивки фюзеляжа выполнена съемной для облегчения осмотра состояния фюзеляжа и размещения грузов в багажном отсеке (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: изготовленные из металла оконечность фюзеляжа, ось руля направления и т.д. (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: изготовленные из металла оконечность фюзеляжа, ось руля направления и т.д. (рисунок журнала «Flight»)

Крыло самолета имеет такую же простую конструкцию с двумя еловыми лонжеронами и легкими балочными нервюрами. Крыло состоит из трех секций: центроплана и двух внешних консолей. Очень узкий центроплан изготовлен как неотъемлемая часть фюзеляжа, на двух шпангоутах которого он покоится. Консоли крыла сконструированы таким образом, что машина, которая сама по себе довольно миниатюрная, в сложенном виде займет очень мало места. В качестве обшивки крыла используется полотно. Все соединители крыла изготовлены из простой листовой стали.

COMPER SWIFT: слева – детали конструкции нервюры крыла. До первого лонжерона в качестве обшивки нервюр используется фанера. Справа – типичное соединение фюзеляжа (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: слева – детали конструкции нервюры крыла. До первого лонжерона в качестве обшивки нервюр используется фанера. Справа – типичное соединение фюзеляжа (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: коленчатый рычаг и тяга рычажной передачи элерона (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: коленчатый рычаг и тяга рычажной передачи элерона (рисунок журнала «Flight»)

Ходовая часть является несколько необычной, и ее устройство лучше всего понять, обратившись к сопровождающему статью рисунку. Оси изогнуты, а колеса, расположены в продольном направлении с помощью наклоненных назад толкающих штанг. «Опоры» соединены с оснащенными амортизаторами внутренними элементами, которые полностью размещены внутри фюзеляжа и, таким образом, не создают дополнительного сопротивления. Отдавая должное стремлению флайт-лейтенанта (капитана авиации) Компера уменьшить лобовое сопротивление, мы полагаем, что следовало бы предпочесть подъем «опор» шасси до уровня верхних лонжеронов фюзеляжа. Это немного увеличило бы длину опор основных стоек шасси и обеспечивало бы большую устойчивость на земле.

COMPER SWIFT: шасси самолета имеет несколько необычную компоновку (рисунок журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: шасси самолета имеет несколько необычную компоновку (рисунок журнала «Flight»)

Кабина очень удобна, а приборы расположены таким образом, чтобы облегчить считывание показаний с наиболее часто используемых и не смешивать их с теми, которые требуют лишь случайного взгляда. Высотомер установлен по левому борту на задней части заднего лонжерона, а указатель приборной скорости – в аналогичном положении по правому борту. Остальные приборы установлены на приборной панели внутри кабины пилота.

COMPER SWIFT: слева – снимок кабины пилота. Справа – снятый капот показывает установку двигателя ABC Scorpion (фотография журнала «Flight»)

COMPER SWIFT: слева – снимок кабины пилота. Справа – снятый капот показывает установку двигателя ABC Scorpion (фотография журнала «Flight»)

Бензин находится в напорном баке емкостью 9 галлонов (41 л), расположенном за двигателем в верхней части фюзеляжа; фюзеляжная обшивка в месте расположения топливного бака является съемной. На самом деле в топливном баке есть перегородка, которая отделяет один галлон из девяти галлонов общей емкости. Таким образом, когда большая часть бензина израсходована, пилот использует резервный галлон, что оставляет ему достаточно времени, чтобы найти посадочную площадку, прежде чем запас бензина иссякнет.

Двигатель ABC Scorpion установлен на специальных запатентованных вибропоглощающих узлах, которые, как было обнаружено после продолжительного использования, уменьшают почти до нуля величину вибраций, передаваемых на конструкцию фюзеляжа.

Размеры спортивного самолета Comper Swift следующие: длина общая 18 футов 9 дюймов (5,72 м); размах крыла 24 фута (7,32 м); длина хорды крыла 4 фута (1,22 м); относительное удлинение крыла 6; площадь крыла. 90 кв. футов (8,4 м²); масса пустого 350 фунтов (159 кг); общая масса (для выполнения фигур высшего пилотажа) 670 фунтов (304 кг); удельная нагрузка на крыло 7,4 фунта на кв. фут (36,1 кг/м²); удельная нагрузка на мощность 16,7 фунтов на лошадиную силу (7,6 кг/л.с.). Предполагается, что «Свифт» будет летать с крейсерской скоростью около 80 миль в час (129 км/ч) при расходе бензина 40 миль на галлон (5,88 литров на 100 км). На момент написания статьи машина не была испытана в Мартлшеме, но предполагается, что ее максимальная скорость составляет 105 миль в час (169 км/ч), в то время как посадочная скорость должна составлять около 35 миль в час (56 км/ч). Дальность полета на крейсерской скорости должна быть около 350 миль (562 км).

ВИД СБОКУ НА COMPER SWIFT: г-н Доусон мл., стоя у носа машины, дает хорошее представление о ее небольших размерах (фотография журнала «Flight»)

ВИД СБОКУ НА COMPER SWIFT: г-н Доусон мл., стоя у носа машины, дает хорошее представление о ее небольших размерах (фотография журнала «Flight»)

Поскольку компания Comper Aircraft Co., Ltd. является относительно новым предприятием в британской авиационной промышленности, то небезынтересно будет сказать несколько слов о ее составе. После ухода из Королевских ВВС флайт-лейтенант (капитан авиации) Компер решил создать небольшую компанию с целью производства и продажи определенных типов самолетов, о которых он думал в течение длительного времени, но которые не могли быть реализованы во время службы в составе Королевских ВВС. В настоящее время совет директоров компании состоит из флайт-лейтенанта (капитана авиации) Николаса Компера (управляющий директор), г-н Дж. Х. Доусон (Mr G. H. Dawson; председатель), г-н Адриан Компер, г-н А. Моулсдейл (Mr. A Moulsdale) и г-н Дж. Б. Аллен.

Головной офис и производственные мощности компании Comper Aircraft Co., Ltd. расположены на аэродроме Хутон-Парк (Hooton Park), графство Чешир, – на заводе, который был построен во время войны для планируемой сборки изготовленных в Америке самолетов Handley Page. Однако было подписано Перемирие, необходимость в заводе отпала и теперь его мощности будут использованы по назначению. Аэродром Хутон-Парк расположен на полосе земли между устьями рек Ди и Мерси в нескольких милях от Беркенхеда и Честера. Сам по себе аэродром является очень хорошим, и ситуация такова, что не возникнет больших трудностей с организацией испытаний гидросамолетов, если фирма позже решит производить машины этого типа. Цеха расположены таким образом, что сырье поступает с одного конца, а готовые машины выходят с другого прямо на аэродром. Кроме того, имеющиеся производственные площади позволяют расширять практически в любом объеме. Таким образом, компания находится в выгодном положении для перехода к серийному производству своих машин, первой из которых является Swift.

источник: «The Comper “Swift”» «Flight» January 17, 1930, pages 115-119

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-legkii-sportivnyi-samolet-comper-cla-7-swift-velikobritaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account