Легкий многоцелевой самолет САМ-5-2бис. СССР
3аметный след в истории советской авиации оставила новаторская деятельность талантливого авиаконструктора из Воронежа А.С. Москалева, автора самолета САМ-5-2бис.
Александр Сергеевич Москалев закончил физико-математический факультет Ленинградского Государственного университета по специальности «математика-аэромеханика», возвратился в свой родной город и занял должность заместителя начальника конструкторского бюро на строящемся в то время Воронежском авиазаводе. Основной задачей КБ было внедрение в серийное производство самолетов ТБ-З и ТБ-4. В 1932–1933 г.г. Москалев возглавил группу энтузиастов — молодых инженеров-конструкторов (Л.Б. Полукаров, Е.И. Серебрянский, Б.А. Дьяков, П.А. Шубин и другие), которые разработали и построили по заказу ОСОАВИАХИМА один из первых цельнометаллических легкомоторных многоместных самолетов САМ-5, представляющий собой свободнонесущий моноплан с высоко расположенным крылом. Эта машина стала родоначальником целого семейства «САМов» — пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 л.с.
Проект с трудом проходил экспертизу. Никто не хотел верить в возможность достижения заявленных летно-технических характеристик, в том числе скорости полета 170–180 км/ч и дальности 1000 километров. И действительно, самолеты со 100-сильными двигателями проектировались тогда в лучшем случае двухместными при гораздо меньших скоростях и дальности. Заказ на постройку был получен только после положительного заключения С.П. Королева, который уже пользовался большим авторитетом и являлся членом Президиума ЦС ОСОАВИАХИМА. Проверив расчеты, будущий главный конструктор космических кораблей подтвердил реальность замысла, особо отметив хорошо продуманную, научно обоснованную аэродинамику самолета. Наиважнейшую роль сыграла и поддержка партийной и комсомольской организаций завода, которая в те годы имела решающее значение.
САМ-5
Появление в 1932 г. самолета САМ-5 стало существенным шагом в развитии отечественной авиации. Кроме того, это был первый самолет, целиком созданный на Воронежском авиационном заводе. САМ-5 прошел летные испытания, выполненные начальником летной группы Воронежского аэроклуба А.Н. Гусаровым, а затем воздушным путем был доставлен в Москву для проведения государственных испытаний. В отчетах по испытаниям отмечалось, что самолет по своей грузоподъемности и летно-техническим данным выделяется в лучшую сторону среди других машин с двигателями М-11. Однако, дюралюминий был дефицитным материалом, и чтобы обеспечить серийное производство самолета, решили строить его из дерева. После выпуска самолета САМ-5 на заводе образовалось ОКБ, и возглавил его А.С. Москалев.
В 1935 г. в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов техникума под руководством Москалева был построен пассажирский самолет САМ-5бис: из дерева, с крылом, прикрепленным четырьмя подкосами, с двигателем М-11. Машина получилась простой и предельно легкой, успешно прошла государственные испытания в НИИ ВВС и была рекомендована к серийному производству с последующей эксплуатацией на местных авиалиниях.
Для подтверждения неординарных летных данных самолета САМ-5бис организовали ряд дальних беспосадочных перелетов. Так, 4 октября 1936 г., летчиком Н.Д. Фиксоном и бортмехаником А.С. Бузуновым совершен беспосадочный перелет протяженностью 1700 км по маршруту Москва — Воронеж — Харьков — Запорожье — Херсон — Мариуполь. Они же, после соответствующей подготовки, 20 октября 1936 г. проделали на самолете САМ-5бис другой дальний перелет по маршруту Севастополь — Геническ — Мариуполь — Таганрог — Ростов-на-Дону — Сталинград — Астрахань — Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Казань—Горький. Пролетев без посадки 3200 км, Фиксон и Бузунов фактически перекрыли мировой рекорд французских летчиков Лалуэтта и Пермангля — 2912 километров.
Вскоре по заказу Управления санитарной авиации на основе самолета САМ-5бис построили санитарный самолет «С-2» с большим бортовым люком для перевозки двух больных и врача. Он изготовливался серийно в мастерских авиатехникума и успешно применялся в Средней Азии, зачастую перевозя до шести человек сразу.
В 1936 г. ОКБ А.С. Москалева в связи с возросшим объемом работ было выделено из структуры завода в самостоятельное ОКБ на базе мастерских Воронежского авиастроительного техникума, а в 1939–1940 г. г. началось строительство Опытного завода.
Тем временем, в 1937 г. разработчики завершили создание 5-6-местного самолета САМ-5-2бис. Новый самолет отличался от своего предшественника САМ-5бис более совершенной аэродинамикой и конструкцией. Он имел свободнонесущее крыло, консольное шасси в обтекателях, со спрятанной внутрь фюзеляжа амортизацией, и свободнонесущее горизонтальное оперение. Пилотская кабина,отгороженная от пассажирской, имела отдельный вход через закрывающийся люк вверху носовой части фюзеляжа и удобное место для пилота. Интерьер кабины оказался скомпонованным удачно. Обзор из кабины также был достаточно хорош, хотя на развороте боковой обзор ухудшался в сторону крена, так как высоко расположенное крыло прикрывало в этот момент часть горизонта.
схемы САМ-5-2бис
Пилотирование самолета осуществлялось довольно просто, машину быстро и успешно испытал в НИИ Аэрофлота летчик Б. Бородин. САМ-5-2бис рекомендовали к серийному выпуску, планируя использовать этот самолет для транспортных и пассажирских перевозок.
В 1938 г. был построен эталон самолета САМ-5-2бис в санитарном варианте с кабиной, выполненной по типу той, что была у «С-2»; а в 1939 г. появился пассажирский самолет САМ-14 с рядным двигателем воздушного охлаждения перевернутого типа МВ-4 мощностью 140 л.с. В 1942—1943 гг. в ОКБ построили самолет САМ-25, который являлся дальнейшим развитием самолета САМ-5-2бис. Он имел форсированный двигатель М-11-Ф в 140 л.с, увеличенную кабину для пассажиров, полностью механизированное крыло с предкрылками и закрылками. Предкрылки автоматически открывались при выходе самолета на большие углы атаки. Зависающие элероны при посадке работали вместе с закрылками. САМ-25 был многоцелевым универсальным самолетом: пассажирским, почтовым, санитарным, штабным, транспортно-грузовым, десантным, ночным бомбардировщиком. Имел максимальную скорость полета 220 км/ч. Машина прошла государственные испытания в Воздушно-десантных войсках (летчик-испытатель А.О. Дабахов) и во время войны использовалась для связи с партизанами Белоруссии.
* * *
Особое место в истории ОСОВИАХИМА занимают дальние беспосадочные перелеты, одним из героев которых стал самолет А.С. Москалева.
Без малого шестьдесят лет назад, 24 сентября 1937 г. был успешно завершен выдающийся по тому времени беспосадочный перелет по маршруту Москва—Красноярск на самолете САМ-5-2бис с мотором М-11. В качестве первого пилота в этом перелете участвовал уже упоминавшийся А.Н. Гусаров, второго — командир эскадрильи Воронежского аэроклуба В.Л. Глебов. Около двух месяцев летчики готовились, совершая тренировочные полеты по 7–8 и более часов без посадки, летали ночью в тумане и в облаках «в слепую». В 8 часов утра 23 сентября САМ-5-2бис начал разбег по дорожке Щелковского аэродрома, с которой отправлялись в дальние перелеты В.П. Чкалов, М.М. Громов, С.А. Леваневский, и в 3 часа 59 минут следующего дня благополучно приземлился в Красноярске. Экипаж за 19 часов 59 минут преодолел расстояние более 4000 километров. Был зафиксирован мировой рекорд дальности полета по прямой ортодромии (дуге большого круга) — 3318,198 км — для легких многомоторных самолетов 1-й категории (с объемом цилиндров мотора от 6,5 до 9 л), значительно перекрывший рекорд, установленный американцами Буком и Беллинграфом в мае 1936 г. (только в марте 1949 г. американский летчик Вильям П. Оудом сумел превысить наши показатели). За этот перелет Советский Союз получил диплом ФАИ, хранившийся в Центральном аэроклубе СССР им. В.П. Чкалова.
вариант окраски САМ-5-2бис
Советские летчики проявили высокое мастерство и мужество. Они провели самолет точно по маршруту и преодолели трудности ночного полета в сложных метеорологических условиях, без специального аэронавигационного оборудования. Как рассказывали потом пилоты, мотор и самолет вели себя в полете безупречно, в баках еще оставалось много бензина. В условиях правильной эксплуатации САМ-5-2бис мог развивать скорость до 205 км/ч. Было очевидно, что выполненный рекордный полет далеко не полностью показал возможности самолета.
В 1938 г., после замены двигателя М-11 на более мощный МГ-21 в 200 л. с, военный летчик В.Л. Глебов и бортмеханик А.С. Бузунов на этом же самолете набрали рекордную для легких многоместных самолетов высоту 7000 метров. Установка еще более мощного двигателя МГ-31 в 300 л.с. позволила летчику НИИ ГВФ Б. Бородину 2 июля 1939 г. на самолете САМ-5-2бис взять новую рекордную высоту в классе самолетов 1-й категории — 8760 метров. А замена двигателя на М-11ФН с нагнетателем и металлическим винтом дала возможность летом 1939 г. летчику НИИ ГВФ К. Кондратьеву достичь высоты 8400 м при обычной погоде и 8900 м — при грозовом фронте. В 1941 г. велись, работы по подготовке самолета САМ-5-2бис к достижению высоты полета до 10000 м за счет увеличения мощности мотора непосредственной подпиткой кислородом. Этим планам помешала война.
В самом начале 1941 г. командир эскадрильи ЦАК им. В.П. Чкалова Ф.С. Воейков перегнал из Воронежа в Тушино один из самолетов САМ-5-2бис для подготовки женской команды к установлению мирового рекорда дальности по трассе Москва — Владивосток. Председатель ЦС ОСОВИАХИМА генерал-лейтенант П.П. Кобелев поручил заместителю комэска, летчику-испытателю 1-го класса В.М. Малюгину обучить женские экипажи для рекордных полетов на самолете САМ-5-2бис (командир Р.В. Беляева и штурман А. Цапова) и на гидросамолете М-1 (командир О.Я. Попова и штурман Е.И. Зеленкова). Оба экипажа провели тренировку в объеме 75 летных часов сначала на УТ-2 в «слепом» полете и по маршруту, а затем и на САМ-5-2бис и М-1. Наконец, командиры Беляева и Попова получили «добро». Старт самолета САМ-5-2бис был намечен на 25 июня 1941 г. Однако, война началась раньше и этот перелет не состоялся.
САМ-5-2бис
Осенью 1941 г. САМ-5-2бис использовался для перебазировки Центрального аэроклуба и эвакуации семей сотрудников в слободу Владимировка под Сталинградом, а также для связи ЦАК с Москвой. Перелеты Тушино — Владимировка длиной 1150 км осуществлялись, как правило, без посадки за 8 часов 05 минут летчиками Р.В. Беляевой, С.Н. Анохиным, В.М. Малюгиным, B.И. Хаповым и другими. А в 1942 г. самолет оказался необходим для перебазировки ЦАК из Сталинградской области в Казань. В течение 1941–1943 гг. на этом самолете выполнено около 120 полетов, общий налет составил свыше 20 000 километров.
мобилизованный САМ-5-2бис
Большой интерес представляют отзывы пилотов, летавших на самолете САМ-5-2бис. Герой Советского Союза, летчик-испытатель, бывший командир отдельной эскадрильи ЦАК C.Н. Анохин вспоминал:
«В 1941 г. только за один полет из Москвы в Сталинград, Ташкент, Фрунзе и другие города Средней Азии с посадками и обратно в Москву мы с В.М. Малюгиным покрыли расстояние свыше 7000 километров. Длительные беспосадочные полеты на САМ-5-2бис не составляли проблемы и не утомляли. Пилотирование самолета было простым и быстро осваивалось молодыми летчиками.»
А вот мнение заслуженного летчика-испытателя В.И. Хапова, в прошлом командира эскадрильи ЦАК:
«САМ-5-2 бис был очень прост в полете, устойчив, хорошо слушался рулей, обладал довольно приличным (по тем временам) диапазоном скоростей в пределах 60–200 км/ч, мог довольствоваться ограниченной площадкой для взлета и посадки. Безотказный мотор М-11, удачная схема, хорошая аэродинамика этого маленького самолетика обеспечивали ему надежность и хорошие эксплуатационные возможности».
В каких условиях осуществлялись дальние перелеты, как вели себя машина и люди, можно узнать из приводимого ниже рассказа летчика-испытателя В.М. Малюгина, бывшего командира отдельной эскадрильи ЦАК им. В.П. Чкалова:
«В начале ноября 1941 г. я получил задание вылететь из Владимировки в Среднюю Азию с целью подыскать место для перебазирования эскадрильи ЦАК и приказал инженеру В.С. Романенко подготовить самолет САМ-5-2бис. Штурманом взял летчика С.Н. Анохина. Когда я вручал ему вместо аэронавигационной карты карту магнитных склонений с проложенным маршрутом через казахстанские Голодные степи прямо на Актюбинск, Анохин загрустил и предложил, чтобы я уволил его от этой обязанности: «Вы комэск, командир корабля — возьмите на себя работу штурмана, а я гарантирую точно и беспрекословно выполнять Ваши распоряжения». На том и порешили. Приняв доклад о готовности самолета от Романенко, получив бортпайки и попрощавшись с провожавшими нас летчиками и техниками, мы пошли на вылет. Машина была полностью загружена: горючее в основном и крыльевых баках, смазочные масла и продукты — общий вес немалый.
Пробег получился довольно длинным. Оторвавшись на границе аэродрома, мы легли на курс. Через 13 минут пересекли железнодорожный путь — первый и последний линейный ориентир до Актюбинска, а через 30 минут вошли в снегопад. Определив по паровозному дыму направление ветра, я решил, что если точно держать заданный курс, то через 4,5 часа мы будем в Актюбинске. Снегопад с каждой минутой усиливался, мы шли на бреющем полете над землей, покрытой снегом. Видимость стремительно ухудшалась. Я предложил Сергею набрать высоту 300 метров, прибавить обороты и держать скорость 180 км/ч. Выполнив мои указания, Анохин успокоился и попросил поесть. Он брал одной рукой кусок жареной баранины, а другой — ломоть хлеба, и тут мне пришлось ежесекундно спрашивать, какой курс. Я наблюдал из-за его спины за картушкой компаса КАИ-12, которая отклонялась градусов на 10, когда он кусал баранину, и возвращалась в прежнее положение, когда он кусал хлеб. Я кричал: «Сергей, прекрати хождение по курсу!»
За более чем три часа в буквальном смысле слепого полета постепенно привыкли к сложным погодным условиям. Потом снегопад стал слабеть, и мы увидели в просвете громадную стаю сайгаков, которая вначале убегала от нас, а затем повернула в обратную сторону. Мы предположили, что впереди жилье. Действительно, минут через тридцать внизу показалась ж.д. Уральск-Мугаджары; самолет развернулся на 90° и оказался над актюбинским аэродромом. Я приказал снижаться и смотреть на указатель ветра. Внизу был глубокий неукатанный снег. В таких условиях без старта мы садиться не могли. Пришлось сделать три круга, прежде чем на поле выехала старая полуторка, привезшая посадочные знаки. Кроме того, посадка на неукатанную полосу грозила «накатом», потому что наш самолет имел колесное шасси обычного для того времени типа: с хвостовым костылем и колесом малого диаметра. В той ситуации единственным средством предотвратить «накат» было изменение центровки на предельно «заднюю».
Сергей пошел на посадку, а я стал перетаскивать груз ближе к хвосту. Почувствовав касание нижней части фюзеляжа о снег, я сам переместился назад и приказал летчику выключить зажигание и перекрыть бензобак. Винт остановился, касания колес мы не ощутили. Попытались рулить, но мощи у М-11Д не хватало, а хвостовая часть поднималась. На стоянку нас притащил трактор. Самолет обступили летчики, техники. Пошли расспросы, высказывания. Чувствовалось, что машина всем нравится.
В диспетчерской встретились с начальником актюбинского порта, который просто остолбенел от удивления, узнав, что мы полностью обеспечены горючим на перелет до Ташкента. Затем он попросил рассказать о нашей замечательной машине летно-техническому составу. Аудитория была очень заинтересована. Поздно вечером, провожая нас на отдых после трудного перелета и проведенной беседы, довольный начальник обещал ночью укатать взлетную полосу и выпустить нас завтра первыми. Так и было сделано. Самолет без нас вытащили трактором на подготовленную взлетную полосу, прогрели мотор и ждали. В моих руках вместо карты магнитных отклонений оказалась большая склеенная лоция Аэрофлота с проложенным курсом Актюбинск — Ташкент и обратно с подробными отметками запасных промежуточных аэродромов. На обратной стороне стояла дарственная надпись одного из ведущих летчиков 1-го класса актюбинского порта по фамилии Ким.
Мы взлетели и сделали прощальный круг, покачав с крыла на крыло в знак благодарности. Поздно вечером без посадки, минуя крупные аэропорты Челкар, Джусалы и Туркестан, приземлились в Ташкенте.
Выполняя задание, пришлось исколесить всю Среднюю Азию. Обратно летели из Фрунзе. На маршруте Фрунзе — Туркестан нас застала пурга, но самолет благополучно приземлился в аэропорту Туркестан. А вот вылетевший перед нами военный экипаж на УТ-2 разбился. Погода и перепуганный катастрофой начальник аэропорта держали нас трое суток. Только на четвертый день нам удалось взлететь с шоссейной дороги, проходящей около аэродрома.
Погода опять нас не баловала. В бреющем полете над железной дорогой вдруг сдал мотор. Сели, произвели внешний осмотр двигателя и обнаружили, что отсоединилась тяга заслонки карбюратора и заслонка осталась в положении «закрыто». После присоединения тяги нужно было опробовать мотор на предельной мощности. Сергей запустил его, а я попытался удержать самолет за стабилизатор, но не получилось. Тогда я взял две буханки мерзлого хлеба и подложил под колеса — Сергей сразу вывел обороты на полную мощность, и мотор заработал исправно. Убрав буханки в кабину, я едва успел захлопнуть дверь, как самолет взлетел.
За сорок километров до очередной посадки в Челкаре стало падать давление масла. Стрелка манометра стояла на «нуле». Это означало не просто отказ прибора или маслонасоса, а более серьезную поломку — лопнул маслобак или масломагистраль. Из-за плохой погоды мы шли на низкой высоте. Пришлось выключить зажигание, перекрыть пожарный кран и садиться, что называется, «прямо под собой». Шасси зарылось в глубокий снег, самолет пополз на брюхе и остановился. С трудом сняв бак, мы обнаружили горизонтальную трещину длиной 10 сантиметров. Что делать? Место нашего приземления называлось разъезд Капотай. Через 40 минут здесь проходил товарный поезд, я остановил его на минуту и на паровозе отправил Сергея с баком в железнодорожное депо в Челкар. Надеялся, что тамошние мастера если и не смогут клепать и варить дюраль, то хотя бы попытаются чем-нибудь склеить и забинтовать лентой с проволокой.
Оставшись на холодном ветру у самолета, я на двух верблюдах подтащил его к железнодорожной насыпи и пошел к дежурному по разъезду обогреться. Дула сильная поземка, и скоро самолет полностью замело снегом. По телефону я связался с секретарем горкома партии г. Челкар, и мне прислали в помощь оперативного уполномоченного НКВД. Молодой казах, проверив мои документы, спросил: «С чего начнем?» Я попросил мобилизовать людей, чтобы утоптать две дорожки для взлета, показал направление и ширину дорожки. В сугроб у самолета воткнули шест с фонарем «летучая мышь», а второй такой шест укрепили на конце взлетной полосы. «Спи хорошо»,— сказал мой помощник, а точнее спаситель — «людей мало, работать будут верблюды».
Рано утром Анохин привез бак. Лицо Сергея осунулось, было все в копоти, но мучился он не напрасно. Мой напарник поведал замечательную историю о местном умельце, спасшем наш самолет. Дело в том, что в депо помочь не смогли. В аэропорту мастерских не было. Один дежурный моторист с электростанции вспомнил, что до него тут работал дядя Кузя, который, хоть и любил выпить, но был мастером на все руки. Сергей ухватился за это предложение, как утопающий за соломинку. Дядя Кузя оказался во хмелю, однако просьбу выслушал внимательно и коротко бросил: «Покаж!» Осмотрел бак, провел своим затвердевшим большим пальцем по трещине и сказал: «Перекалили дюраль, вот и лопнул от вибрации. Клепать нельзя, так как в нутро не залезешь. Варить не на чем, да и не приходилось. Пайка тут тоже ни к чему». И видя, что у Сергея угасают последние надежды на благополучный исход, улыбнулся и успокоительно произнес: «А ты, паря, чем платить будешь? Деньгами не возьму, а коль спирт есть — завтра улетишь». Сергей с радостью согласился. Проснувшись утром, Анохин увидел бак, на трещине которого возвышался громадный «компресс», обкрученный мягкой проволокой вдоль и поперек. Дядя Кузя ощупал сооружение и деловито сказал: «Сделал неказисто на вид, но лети спокойно—головой ручаюсь». Налил себе стакан спирта из анохинской фляжки, залпом осушил его и пожелал счастливого пути.
Тем временем нашего «биса» уже откопали. Снегопад прекратился, ветер был встречный, силой до 15 м/с. Устанавливая бак, мы подложили под ленты его крепления куски валеной шерсти от старого валенка для смягчения вибрации, слили конденсат, наполнили бак маслом и запустили мотор. Места для взлета было мало, и чтобы облегчить машину, Анохин полетел один. Мы с уполномоченным добрались до станции Челкар на попутном поезде.
На аэродроме у самолета стояли Сергей и дядя Кузя, в руках у которого была самодельная и довольно вместительная фляжка. Вручив дяде Кузе его сосуд полным по пробку, мы обнялись и стали прощаться. Наш новый знакомый сиял…
Мы убедились, что течи масла нет, давление устойчивое, и через пять минут были уже в воздухе. Мотор работал ровно, нагрузка уменьшалась, настроение было приподнятое. Чтобы побыстрее добраться домой, решили лететь напрямую, через Голодные степи и топкие грязи Хаки, благо горючего хватало. Однако в Красном Куте пришлось сесть, потому что давление масла опять упало. Отверткой прикрутили проволоку в тех местах, где просачивалось масло, долили свежего и благополучно вернулись на свой аэродром. Просто не верилось, что мы долетели с дырявым маслобаком, заклеенным жидким стеклом и лоскутами брезента (потом бак заменили— взяли от УТ-2, а под ленты крепления подложили губчатую резину).
САМ-5-2бис преодолел в этом полете огромное расстояние и в наших с С.Н. Анохиным сердцах оставил неизгладимый след как машина перспективная, обладающая простотой и легкостью управления. Могу лишь сказать конструктору Александру Сергеевичу Москалеву громадное спасибо за прекрасный самолет. Жаль, что САМ-5-2бис попал, как выражаются летчики, не «в струю», а в период войны и в руки нерадивого хозяина. В 1942 г. ЦАК перевели в Казань. В конце 1943 г. случилась авария, починить самолет как следует не смогли, и при возвращении в Москву бросили наш САМ-5-2бис на краю аэродрома Казанского аэроклуба».
источник: Елена Астахова "ЛЕГКОМОТОРНЫЙ САМ-5-2БИС" // Самолеты мира 04-1996
Как обычно, монументально, подробно и, в общем, логично!)++
Глупый вопрос… Вы вместо общеупотребительного «моторизованные» используете «моторизированные» по каким причинам?)
кажется, это мой косяк. я всё время стараюсь использовать «правильную» формулировку, за которую считаю ту, что используется в книге Е. Дрига «Механизированные корпуса…». Но так как каждый раз перепроверять лень, то часто пишу по памяти и вот, оказывается, начинаю сочинять)))
да, в книге у Дрига «моторизованные», так как и в постановлении ГВС.
Если уж это косяк, тогда я просто в раздумьях, как именовать некоторые вещи, на сайте встречающиеся;) Заодно утолили любознательность, за что мерси). А то вдруг чего-то пропустил?)
Так-то и сам давно назад так же именовал, пока не привык к общеупотребительному….
я вам в личку чуть позже отвечу. несколько дней заходил на сайт в режиме гостя, а сегодня — бац — новое письмо. мне подумать надо)))
Буду весьма признателен). Насчет же сроков…. таки есть работа, семья и прочее, так что тут все нормально. А поскольку вы нет блогер, то вполне понятно, что не круглосуточно в сети))
Следует отметить, что предложенная в АИ идея массового формирования резервных стрелковых полков идёт в разрез с оформившейся после начала войны практикой преимущественного формирования новых дивизий в ущерб пополнению ранее сформированных частей и соединений. Не знаю как в Вашей АИ будет идти лето 41-го, однако учитывая, что изменить большие потери РККА с уничтожением соединений практически нереально, то формирование таких резервных полков считаю неудачным решением. В связи с с быстрым ходом военных действий поступление резервных полков в действующую армию из внутренних округов, не будет быстрым, т.е. вливаться они будут и в разбитые части или действовать отдельно. А резервные полки поступая в разбитые дивизии остаются просто полками, т.к. в таких дивизиях тяжелое вооружения редко когда оставалось, и в итоге фронт будут держать не дивизии а полки, что не есть хорошо. Тут возможно маршевое пополнение при «относительно» небольших потерях (до 50%) и замена разбитых соединений новыми вновь мобилизуемыми, с отводом разбитых на доукомплектование или расформирование. Так что создавать резервные полки по количеству дивизий избыточно и не нужно их привязывать к конкретным дивизиям. Их нужно создавать с переменным составом, подготовил и оправил в действующую армию. Артиллерийские и минометные части полка тоже отправлять в действующую часть именно в виде пополнения, а не полностью укомплектованными подразделениями. С… Подробнее »
Не знаю как в Вашей АИ будет идти лето 41-го, однако учитывая, что изменить большие потери РККА с уничтожением соединений практически нереально, то формирование таких резервных полков считаю неудачным решением. ход или, точнее, масштаб событий лета-осени 1941-го, конечно, хочется изменить. изменить за счет смещения сроков начала выдвижения войск из внутренних округов. ибо даже в РИ как-то странно получилось, что в приграничных округах «глубинные» дивизии начали выдвижение уже 18 июня, а во внутренних — еще 22 июня сидели «на попе ровно». понятно, что всех и сразу перебросить не было возможности из-за ограниченной пропускной способности железных дорог, но если бы 1-й мехкорпус из ЛВО поехал бы в Даугавпилс, а 7-й МК МВО поехал бы в Минск не 22-23 июня, а хотя бы числа 18-го, то ИМХО даже это позволило бы многое переиграть. в общем, предполагается, что за счет более раннего начала выдвижения войск МВО, ПриВО и ОрВО в Белоруссию (плюс кое-какие косметические улучшения в самом ЗапОВО) в АИ удастся удержать горловину Минского «котла» и обеспечить тем самым выход более-менее существенной части приграничных армий. ну а далее за счёт этого вырываем самое первое звено из цепной реакции «котлов» лета-осени 1941 года: если у нас в Белоруссии не всё так катастрофично, то войска 16-й… Подробнее »
По поводу новых дивизий. Хватит ли наличного числа дивизий для заполнения всего фронта + резерв +прикрытие границ: Дальний Восток (ДВ) + Кавказ и Средняя Азия. Кажется их все равно надо формировать, да они может попадут на фронт не сразу в связи необходимостью производства для них вооружения, однако и через 3-4 месяца пригодятся, та же 316 СД ой как пригодилась и таких примеров много. Еще можно сделать как в РИ на ДВ вместо убывающих на фронт кадровых частей формировать новые дивизии. Плюс к этому формировать их из призывников присоединенных территорий для избежание массового дезертирства (избежать влияния первых успехов немцев и т.д.). И потом их можно использовать как запасные бригады с постепенной (более долгой) ротацией состава. Полки планируется иметь трехдивизионного состава: два дивизиона по 12 76-мм пушки Ф-22 в каждом, а в третьем дивизионе – 12 85-мм зениток. В качестве средств тяги для 76-мм пушек использовать грузовики ЗИС-6, а для 85-мм пушек – тягачи «Сталинец-2». А имеет ли смысл в 85 мм ПТО в сорок первом. Они довольно тяжелые по мобильности и избыточные по мощности(+ с маскировкой вопросы). Может оставить только 76 мм, а 85-ки пригодятся в ПВО. Третий путь решения проблемы – это изменение структуры заказа завода № 8 Наркомата вооружения… Подробнее »
Хватит ли наличного числа дивизий для заполнения всего фронта + резерв +прикрытие границ: Дальний Восток (ДВ) + Кавказ и Средняя Азия «тут считать надо» (с) в последующих частях будет в том числе про выдвижение войск из внутренних округов, там и станет ясно сколько, чего и где останется. пока обсуждение данного вопроса считаю преждевременным однако и через 3-4 месяца пригодятся, та же 316 СД ой как пригодилась и таких примеров много спору нет, что и новые дивизии придётся формировать тоже. но АИ без попаданца, поэтому осознание этого, подобно РИ, придёт только после начала войны. а пока мы рассматриваем предвоенное планирование, которое опять же подобно последнему варианту мобплана формирования новых дивизий не предусматривало. но главное, что для новых дивизий в мае 1941 года нет ни лишних кадров, ни полноценного комплекта вооружения А имеет ли смысл в 85 мм ПТО в сорок первом. … Может оставить только 76 мм, а 85-ки пригодятся в ПВО. во-первых, у нас и 76-мм дивизионок толком не хватает. во-вторых, 85-мм зенитку в ПТО в РИ сосватали еще в 1940-м. да и в 1941-м что до начала войны, что после активно ставили. в-третьих, нам «разведка доложила точно», что у немцев из тяжелых танков целые тяжело-танковые дивизии целыми пачками формируются…… Подробнее »
Точно АИ без попаданца…
Кстати почитал прошлые части и там среди комментов есть о литературе про попаданцев. Помню давно читал еще на самиздате про попаданца в Брестскую крепость до начала ВОВ. Название черновика «Опытный кролик», издавалась под названием «Герой не нашего времени», почитайте может понравится, в тексте есть много ссылок на РИ. Не «Зенитчик» конечно, но довольно своеобразная и интересная, жаль не было продолжения.
спасибо за рекомендацию. попробую поискать и почитать
А не могли ли осознавая нехватку средств ПВО отдать приказ на разработку упрощённого универсального станка для максима?
Что-то типа станка для СГ. Понятно, что одиночный пулемет винтовочного калибра не самое лучшее средство ПВО но на безрыбье как говорится…
так был такой. емнип обр. 1931-го года. И тренога емнип Кондакова обр. 1928-го года.
я не специалист по стрелковке, но в плане заказов на 1940 год Максимы фигурируют как станке Соколова, так и «на универсальном станке обр. 1931 г. с монтажем оптического прицела, зенитным прицелом и ЗИП»
Там «упрощённо» не получится. Вест тела СГ -13,5 кг, а сухого «Максима» -20кг, а с водой в кожухе и лентой будет все 25. Так что придётся строить подобные чумы.
во-первых, в предлагаемой АИ на момент «точки ветвления» до начала войны остаются считанные недели. а может быть, и дни. согласование ТЗ на разработку такого станка, поиск производственных мощностей, организация производства — всё это займет намного дольше.
во-вторых, слабость 7,62х54 для ПВО к тому времени была уже всем понятна.
в тех условиях было правильнее продолжать вкладываться в развитие выпуска ДШК и 61-К. тем более, что к маю-июню 1941 года достигли уже вполне приличных показателей. распыляться в это время на откровенные эрзацы было вряд ли уместно. тем более, что и новые станки в армию сразу тысячами не попадут
Слишком длинно. Ниасилил.
Если уж кому интересно пушечки проверить, то надо выносить в отдельные пункты с расчётной частью.
А так, тезис, — что делается кратко, причина почему, сроки. Остальное в приложении(расчётная часть).
В целом, переброска трёх сорокопяток туда, а двух гаубиц сюда, внесёт только очередную путаницу, которая и так была чрезмерной. И главное, — ничего в положительном плане не даст.
Менять надо корень проблемы, тем более, что развилка это позволяет.
Корень проблемы кроется в плохой географии, на которую наложились выходки Николая Первого. И последствия этих проблем вышли на поверхность еще в Крымскую, после чего определили курс вообще всей истории на территории бывшей Российской Империи. Так что если хотите что-либо менять, предлагаю начать с этого.
А чего не с екатерины2 или петра1? Да и иван4 с мономахом не лишегв перспективы
Потому что индустриализация? В отличие от вами перечисленных личностей, правление Николая Первого как раз пришлось на первую промышленную революцию и уход от аграрного общества. И вместо того, чтобы как-то адаптировать к этому страну этот правитель решил поиграть в самодержца.
Слишком длинно
уж извините, таков у меня стиль. стараюсь максимально подробно аргументировать как свою точку зрения, так и вообще поведать читателю о происходившем в РИ.
но в целом согласен, что получается слишком затянуто, надо короче. но, увы, по-другому не получается. «привычка — вторая натура» (с)
Ниасилил.
понимаю. сам не люблю читать чужие длинные посты. со своей стороны для удобства восприятия стараюсь делить на подразделы.
но, если коротко, то «всё будет хорошо. наши победят»
А так, тезис, — что делается кратко, причина почему, сроки
например, «причина почему» в истории с реформой стрелковых дивизий заняла первый подраздел предлагаемой части АИ
Менять надо корень проблемы
шо, опять про И-180 и Т-32 с Рихардом нашим Зорге во главе разведывательной авиации стратегического назначения?
А есть мысли в нормальном направлении, а не в сторону промежуточных командиров на истребителях с башенкой?
вообще-то при наличии соответствующего желания можно прочитать, что «доклад Тупикова хронологически позволяет главное — переиграть упреждение в мобилизации и развертывании. а всё это прикручивание командирских башенок к промежуточному патрону — дело сугубо вторичное«. но я прекрасно понимаю, что не нельсоновское это дело — подзорную трубу к зрячему глазу прикладывать
доклад Тупикова хронологически позволяет главное — переиграть упреждение в мобилизации и развертывании.
А зачем?
Почти вся РККА западных округов (и не только их) в 1941 г. сдалась в плен или погибла.
Ну, сдалось бы еще больше человек.
Погибло бы еще больше.
Кого и зачем вы собрались «упреждать»?
У РККА не было нормального оружия.
У РККА не было квалифицированных кадров. От солдата до маршала.
У РККА не было ….. почти ничего.
Упреждай, не упреждай, толку никакого.
В 1941 г. у РККА был единственный дееспособный бронебойный снаряд, 76 мм БР-350А. И даже этих снарядов в нужных количествах в войсках не было. Немецкие танки продвигались вперед фактически не встречая серьезного сопротивления. Бить их было попросту нечем. Не было у РККА в 1941 г. таких вооружений.
Соответственно «упердив в мобилизации» вы просто увеличили бы потери РККА в 1941 г.
И как по вашему должно действовать ркка с учетом послезнания?
И как по вашему должно действовать ркка с учетом послезнания? А причем здесь послезнания? Да и мнение мое никакого значения не имеет. При любых раскладах Джугашвили положил бы даже и всё население СССР, лишь бы сохранить свою власть. Так что жертвы совграждан в годы войны (42 млн. человек только трупами), это просто «так получилось». А могло получиться и 142 млн. человек. И на это Джугашвили тоже пошел бы, если понадобилось бы. Уголовному авторитету (пахану) Кобе (именно он и скрывался под кличкой Сталин) рабы (совграждане), конечно, были нужны. Но прежде ему нужна была власть и территория. А уже потом, рабы. Поэтому рабов он бросил бы на убой всех (сколько потребовалось бы), и даже не моргнул бы. Могла ли война равиваться по какому-то другому сценарию? Могла бы. Если бы США не согласились бы принять вступление СССР во 2МВ на стороне США. Но США согласились и Джугашвили праздновал победу (после вступления СССР в Антигитлеровскую коалицию 24 сентября 1941 г. она для СССР, как и для США до того, стала неизбежна тоже). А с учетом этого фактора (наличия согласия США) ничего по-другому сложиться не могло бы. И лето 1941 г. предотвратить или изменить было просто НЕВОЗМОЖНО. Если не залезть во времени еще раньше и… Подробнее »
Колоега мы на сайте альтернативной истории, а альтернатива предполагает бесконечное число различных ситуаций которые можно смоделировать/представить.
Вы считаете, что провал 41, это вина сталина (нудны рабы и территории), соответственно если не будет сталина, то ситуация должна развиваться иначе.
Вот и предлагаю интелектуальнкую игру: лично вы во главе ссср с апреля 41года. Что бф вы сдеоали чтобы уменьшить потери ссср
Колоега мы на сайте альтернативной истории, а альтернатива предполагает бесконечное число различных ситуаций которые можно смоделировать/представить. Альтернативные варианты могут там, где они могут быть. Все остальное, это глупые выдумки. Я вам эти альтернативные варианты написал: США не принимают СССР в 1941 г. в Антигитлеровскую коалицию. И тогда СССР, западнее Волги и Сев. Двины, кирдык. В 1927 г. коммунистический переворот заканчивается неудачей и не коммунисты в 30-е годы стреляют большевиков по подвалам и полигонам, а наоборот, большевики стреляют там же коммунистов. Причем, уже в конце 20-х. Больше никаких альтернатив в истории СССР тех лет быть не могло. И в реальной истории случилось именно то, что и должно было случиться. А истории про чудеса, это для детского сада. Дети в чудеса еще верят. Взрослые, нет. Вы считаете, что провал 41, это вина сталина (нудны рабы и территории), соответственно если не будет сталина, то ситуация должна развиваться иначе. Да, если случится провал захвата власти коммунистами в 1927 г, то выдуманного Джугашвили социализма (а социализм выдумал и внедрил в стране он лично) не будет. И Джугашвили у власти не будет. И вообще Джугашвили не будет. А будет продолжаться Советская власть (большевизм), которую захватившие власть коммунисты и заменили в 1927-34 гг. на социализм. В этом… Подробнее »
Очень любопытно — и каким же будет, на ваш взгляд, этот путь?
Лиш ьб ыиз бежатьв ойны(тогда).😆«Волга станет германской Миссисипи. Здесь на Востоке повторится тот же исторический процесс, который происходил при завоевании Дикого Запада. Полноценные переселенцы вытеснят неполноценное коренное население, открыв путь в новую эру. Европа — а не Америка — станет землей неограниченных возможностей!»
https://pogo-on-air.livejournal.com/1514644.html
+
«Если мы не наполним наши лагеря рабами — в этой комнате я буду говорить очень четко и откровенно, — подневольными работниками, которых заставят строить для нас города, деревни и фермы, невзирая ни на какие потери, то даже после окончания войны у нас не хватит денег (только на доведение территорий густонаселенного Генерал-губернаторства площадью менее половины территории предвоенной Польши до стандартов, принятых в Германии, предварительно требовалась сумма равная трети ВВП Рейха — прим.) для оснащения наших поселений всем, что нужно для того, чтобы настоящие немцы могли жить там (на завоеванных землях) и укорениться уже в первом поколении.»
З. Ы.
интересно в вашей ярой альтернативной реальности с Польшей немцы поступили «медленно и плавно»?да напомню— в ней они немцы
как скот на бойнеубили каждого 6-го —вот подробности… https://amonov.livejournal.com/642555.htmlЗ.Ы.Ы удивительно откуда вы такие выбегаете -а?)))
Недопившие баварского!Как откуда? Оттуда же, откуда и г-н Десятниченко, ЕМНИП. Понятно, что Новый Уренгой здесь мало причем))….
А так-то, вообще, то мосье очень даже неплохо ответил на ваши вопросы. Как по мне — вполне исчерпывающе :wpds_wink:
Как откуда? Оттуда же, откуда и г-н Десятниченко, ЕМНИП. ….😁В реальном мире Люди за ради имущества убивают родственников,матерей детей и проч…НО ЭТИ почему не допускают ..что за ради тех же материальных интересов можно делать аналогичное в миллионом масштабе…Это как объяснить?тут видим, тут рыбу заворачиваем?
А так-то, вообще, то мосье очень даже неплохо ответил на ваши вопросы. Как по мне — вполне исчерпывающе
вскрылся/расчехлился /развернул мотню -так скажем…это оттуда идёт… «Немцы культурная нация» /Мы, свои- буржуинские :wpds_wink:
В реальном мире Люди за ради имущества убивают родственников,матерей детей и проч…
Как коммунисты в 30-х?
Это, да.
НО ЭТИ почему не допускают ..что за ради тех же материальных интересов можно делать аналогичное в миллионом масштабе…
Почему же?
Коммунисты в 30-х это делали даже и в многомиллионых масштабах.
Так что мы в курсе, на какие преступления они способны.
Волга станет германской Миссисипи. Здесь на Востоке повторится тот же исторический процесс, который происходил при завоевании Дикого Запада. Сомневаюсь, что Гитлер это говорил. Врут коммунисты, скорее всего. План Ост, насколько мне известно, ничего подобного не предусматривал. Полноценные переселенцы вытеснят неполноценное коренное население И это, скорее всего, тоже враньё. Немцы считали всех славян (кроме поляков) арийцами. И на этом основании их набирали в СС (неарийцев туда не брали). Откуда тогда взялось «неполноценное коренное население»? Думать никогда не пробовал? только на доведение территорий густонаселенного Генерал-губернаторства площадью менее половины территории предвоенной Польши до стандартов, принятых в Германии Насчет Польши, это к полякам. Я не поляк и поэтому эта тема мне не интересна. интересно в вашей ярой альтернативной реальности с Польшей немцы поступили «медленно и плавно»? Это мне абсолютно до задницы. да напомню— в ней они немцы как скот на бойне убили каждого 6-го Пусть поляки об этом думают. З.Ы.Ы удивительно откуда вы такие выбегаете Я удивляюсь, нафига живете вы, думая лишь об иностранцах? О своих соотечественниках уже всё обдумали? Всё с ними порешали? Все их нужды и чаянья удовлетворили? Остались поляки только? Позор рода человеческого, вот вы что. Национал-предатели в красных штанах. Только-только россияне задышали немного свободнее после краха вашего социализма. Только-только слегка… Подробнее »
Волга станет германской Миссисипи. Здесь на Востоке повторится тот же исторический процесс, который происходил при завоевании Дикого Запада.
Сомневаюсь, что Гитлер это говорил.т.е его дела расходятся со словами верно понял?Раз «сомнения» там?Врут коммунисты, скорее всего.А.кто такие комунисты и где прячутся?Бэ.А с чего вы взяли что это коммунисты опубликовали-а?Английской «мовой» владеете?))или немецкой вкрай-а?Как понимаю по ссылке неосилили
сударь вы неграмотны зачем вам подорожная?План Ост, насколько мне известно, ничего подобного не предусматривал....а это не план Ост))Это так назывемый план голода-по сслочке ..плизз
Полноценные переселенцы вытеснят неполноценное коренное население
И это, скорее всего, тоже враньё.см выше пункт БЭ))или готовы некоего The Wages of Destruction. The Making and Breaking of the Nazi Economy).-покурить?хотя некие турбокомми его перевели))Откуда тогда взялось «неполноценное коренное население»?
Думать никогда не пробовал?Читать не пробовали?СпойлерНе читал но мнение имею вас не видел но женюсь!Или ОДНОЙ думалкой ВСЁ осиляете?))
принятых в ГерманииНасчет Польши, это к полякам.Я не поляк и поэтому эта тема мне не интересна.Хмм .т.е если кто убьет ВАШИХ соседей
это интересно!Али поляки это проклятые комми?А поляки тоже ВРУт?))
интересно в вашей ярой альтернативной реальности с Польшей немцы поступили «медленно и плавно»?
Это мне абсолютно до задницы.думаю в Польше это станет проблемой ВАШЕЙ задницы))даже— сейчас))Ну не нравится полякам
да напомню— в ней они немцы
как скот на бойнеубили каждого 6-гоПусть поляки об этом думают.А вам думать не надо!Чем вы лучше поляков то?))напомню Германия ВМЕСТЕ с Польшей дербанили Чехословакию))
З.Ы.Ы удивительно откуда вы такие выбегаете
Я удивляюсь, нафига живете вы, думая лишь об иностранцах?Т.е если соседей убили с особой жестокостью то это ИХ проблемы?а их убийца ваШ лепший друган??
О своих соотечественниках уже всё обдумали?Что должен обдумать то?
Всё с ними порешали? Все их нужды и чаянья удовлетворили?Остались поляки только?Т.е дружба с «человеком -кожанное-лицо» это чаяния?))надолго?))
есшо раз))с т.з —Германии/гитлера
Рациональна была длинная стратегия — захват ресурсной базы в России для освоения германским населением и использование этих ресурсов (неограниченного объема земли для с/х) для постепенного превращения достаточно небогатой на фоне остальных колониальных держав Германии, в супер-державу, которая сможет конкурировать с Америкой. Иначе, как виделось в Берлине, Германия навечно проиграла бы гонку и растворилась в чужих сферах влияния. Все очень рационально.
Быстрый разгром Франции и Польши, стагнация Британии усилили веру в успех.
Да все прорывное в этой жизни авантюра: открытие Америки, колониальная торговля, строительство Петербурга, полеты в космос, советский проект. Германский натиск на восток не сильно выделялся в этом плане по степени риска…
Сомневаюсь, что Гитлер это говорил.т.е его дела расходятся со словами верно понял?Раз «сомнения» там? А кто тебе сказал, что он это говорил? Один толковый парень их райкома в красных штанах? Был план Ост. Там, насколько я помню, ничего об этом нет. И описаны другие планы немцев насчет СССР. Бэ.А с чего вы взяли что это коммунисты опубликовали- Мне все равно, кто. Главное, что это противоречит, насколько я помню, плану Ост. А план Ост, это был документ. Содержание приказа о комиссарах зацитировать али не в курсе? Не выкручивайся. Или Приказ «О применении военной подсудности в районе Барбаросса» И опять, не выкручивайся. Хмм .т.е если кто убьет ВАШИХ соседей Мне соседи до задницы. Все. думаю в Польше это станет проблемой ВАШЕЙ задницы Я там никогда не был и бывать не планирую. напомню Германия ВМЕСТЕ с Польшей дербанили Чехословакию)) Эти страны мне тоже до задницы. Прямо все. Что у вашей породы за привычка, срать в дырку в полу, но очень внимательно смотреть, что там и как у соседей? Канализацию к дому лучше провел бы. Выгребную яму сделал бы. Т.е если соседей убили с особой жестокостью то это ИХ проблемы? Именно так. Их и полиции. Которая в мировом масштабе существует тоже. Рациональна была длинная… Подробнее »
Такое ощущение, что назад, в социалистическую помойку головой окунулся.ну и нафига вы тут… лезЪте взад в вашу башню слоновой кости! Так дерьмом красным и завоняло.ну вам виднее вы ж УСПЕШНЫЙ Вспомнил молодые годы.Это когда глубоко внутри против ,а блага ЗА?))ХЗ что у вас за мол0дые годы провели!в позе оленя-судя по тому как расчехлялись! Следует разделять советский проект и социалистический проект. Это два разных проекта. Советская влась в СССР была свергнута в 1927 г. следует разделять речовки и реальную историю так шетаю)) Оба этих левацких проекта, это падение России в пропасть (в два этапа), а не «прорывное в жизни» ну нет проектов 30 лет —как полегчал0? Еще одного социализма теперь уже РФ не вынесет, развалится на десяток составных частей, как развалился СССР. Поэтому красный реванш надо предотвратить обязательно. Иначе, крах. вам же на соседей как выговорили…-что вам до РФ то?БОЛЬ душу рвёт?али соседи НЕ РФ?)) Германский натиск на восток не сильно выделялся в этом плане по степени риска… Ты даже не понимаешь, почему и зачем Гитлер 22 июня 1941 г. пошел на восток. а.на бруденшафт не пил бэ.расскажите чо))наверное путь в Индию искал)) И не поймешь никогда. Потому что не хочешь ничего понимать. И знать. Кроме замшелых красных догм. с догматиком… Подробнее »
Сомневаюсь, что Гитлер это говорил.т.е его дела расходятся со словами верно понял?Раз «сомнения» там?А кто тебе сказал, что он это говорил?
Один толковый парень их райкома в красных штанах?
John Adam Tooze
Был план Ост.
Там, насколько я помню, ничего об этом нет. И описаны другие планы немцев насчет СССР.
т.е если ВЫ не знаете про другие планы то их и не было?))Эмм..ну СИЛА!
Бэ.А с чего вы взяли что это коммунисты опубликовали-
Мне все равно, кто.всем так и говорите?
Главное, что это противоречит, насколько я помню, плану Ост.
А план Ост, это был документ.
с какого перепугу то?))противоречит то?))В чем -а?ну «рабы любой ценой» и «волга станет германской рекой»—а?
Содержание приказа о комиссарах зацитировать али не в курсе?
Не выкручивайся.Или Приказ «О применении военной подсудности в районе Барбаросса»
И опять, не выкручивайся.Ваше?))
Откуда тогда взялось «неполноценное коренное население»?там в этих приказХХХ открытЫм текстом и писанин0!
Хмм .т.е если кто убьет ВАШИХ соседей
Мне соседи до задницы.Все.ааа..так вы «Один на льдине,ломом подпоясанный»—? :wpds_shock:
думаю в Польше это станет проблемой ВАШЕЙ задницы
Я там никогда не был и бывать не планирую.(задумчиво)Да много кто не планировал…Вы так понимаю плэйбой ,миллионер и гений или бога за бороду взяли?Что тогда ТУТ забыли?
напомню Германия ВМЕСТЕ с Польшей дербанили Чехословакию))
Эти страны мне тоже до задницы.Прямо все.ваашето вас спросили что нет ЧТО за причина делать ЭКСОЮЗИВ(чуть не сказал
экстракшн)для вашего Альтернативного СССРа то…За обещание ВАШе хорошо ся вести?Норвегия понимаю плохо вела?или отдать землю-Англии/Франци пом0гло??может стать дружбаном закадычным-как с Польшей?Т.е если соседей убили с особой жестокостью то это ИХ проблемы?
Именно так.
Их и полиции. Которая в мировом масштабе существует тоже.
И как полиция там?справилась?))В «мировом масштабе» в том числе? :wpds_mrgreen: Вам же на соседей что?А им почему на вас не?И пусть вас там убивают и прочее))
Ничего этого в плане Ост я не видел.Мне высказать мнение о вашем кругозоре?Умении ВИДЕТь то?Что вы всем открыто без стеснения демострируете -то?
Нищий и убогий СССР никак не смог бы превратить Германию в супер-державу.Гы))
да если что напоминаю Германия вывезла из СССРа более 10 милионов человек))желающим подробностей— Нагрудный знак «Ост»
А про «конкуренцию с Америкой» (Германии), это и вовсе смешно.дад «рука из красных штанов» дотянулась!
В РФ практически нет земель благоприятных для ведения хоз. деятельности. В основном все земли находятся в зоне рискованного земледелия.И Краснодар с Кубанью тож?__))Условия хуже чем в рискованной Германии?)))
А рисковать то кто будет??немцы или их РАБЫ?))
Германия воевала не с Россией, а с СССР.И с россией тож))
нацизм это всего лишь последний на данным момент подход к снаряду. Во-первых,
Наконец, переход от теории к практике состоялась в 1917, который никак не получится списать на нацизм, поскольку Гитлер еще был фельдфебелем на Западном фронте, а НСДАП еще не было в природе. Речь идет о совместном меморандуме Гинденбурга и Людендорфа об отсутствии избытков продовольствия на Украине, т.к. хозяйство там носит экстенсивный характер и все излишки продукции поглощаются местными городами, численность которых увеличилась на 30 миллионов в ходе довоенной урбанизации. Оные военачальники предлагали ограничить поставки продовольствия в города на занятой территории, что должно привести к вымиранию «излишков» городского населения. Через 20 лет те же методы и целевые показатели (30 миллионов) перекочевали в малоизвестный широкой общественности «Хунгер-план» Герберта Бакке ставший основой известного плана «Ост». Но, в отличии от декларативного «Оста», практическая реализация Хунгер-план была тщательно проработана, и, надо отдать авторам должное, на желаемые цифр вымирания населения они почти вышли. Большими успехами по сравнению спредшественниками Бакке обязан в основном фактору времени: у него было три года, а у Гинденбурга с Людендорфом один, но они искренне хотели. Плюс к тому, в административном плане «военный социализм» Ратенау к 1917 был существенно менее развит, чем нацистская государственная машина к 1941.
Это я не про то, что Адик неуноватый, а про то, что не он это придумал, не он первым попробовал, и нет оснований считать, что он последний. При этом внутиполитическая система Германского государства на момент очередного «подхода к снаряду» принципиального значения не имеет: как показывает история, Bill of Rights прекрасно уживается с Indian removal act.
на носу се зарубите))Bill of Rights прекрасно уживается с Indian removal act.!
БПМ(@БПМ)
Я брезгую общаться с такими, как ты.
Противно.
Вы мне обрыдли еще в СССР.
Ваше постоянное враньё не имеет никакого объяснения, кроме медицинского.
Я не доктор, поэтому, отвали.
да если что напоминаю Германия вывезла из СССРа более 10 милионов человек)
И здесь наврал.
Как и везде.
А как же иначе?
Эта порода, она такая. Насквозь лживая.
Поляки (твои любимые, между прочим) таких, как ты называют «пся крев» (собачья кровь).
Как думаешь, почему?
честно: обычно, стараюсь отвечать людям, потратившим время на комментирование моих публикаций. но здесь просто молча минусанул
В какой именно части и в каком абзаце указано главное мероприятие, которое должно быть предпринято(и это не оргштатная перетасовка пушечек и танчегов) ?
Объём настолько велик, что в нём сам чёрт ногу сломит, даже с подзорной трубой.
Пишите главные тезисы, а расчётные дела в приложениях, тогда хоть что-то будет понятно и искать будет относительно легко.
Объём настолько велик, что в нём сам чёрт ногу сломит, даже с подзорной трубой
что, однако, не помешало вам сделать заключение о том, что «корень проблемы» остался в АИ не решен, а «мысли в нормальном направлении» автора АИ отсутствуют
Я не нашёл. Может, главная причина катастрофы и предлагается к устранению вами,- поэтому и спросил, где именно, размещён абзац об этом.
Соглашусь, что формат отнюдь не для «интересующихся». Я хоть и осилил, но в таблицах поплыл. Труд и правда монументальный, но нам бы лучше «про любимый лунный трактор» коли уж пошла такая «моторизация».
Таблицы из WORD просто неудобны. В бумажных книгах без них не обойтись, а вот в электронной версии EXCEL всегда предпочтительней. Блок схемы куда ни шло, но осилить таблицы — это невозможно. Реле в башке срабатывает на отключение. Хоть какие цифры впиши — анализ уже бесполезен.
Так что лунный трактор — это именно то самое…
формат отнюдь не для «интересующихся». … но нам бы лучше «про любимый лунный трактор» коли уж пошла такая «моторизация».
проблему слишком большого объема получающихся на выходе статей я осознаю, хотя поделать ничего не могу. отчасти потому, что я ставлю перед собой задачу не только написать «красивую АИшечку», где наши всех одним махом побивахом. я еще ставлю перед собой и «справочно-просветительскую» цель, стараясь максимально подробно описать то, что имело место в РИ. отчасти для того, чтобы упредить предложения в стиле «ну давайте тогда не 200, а 100500 дивизий сформируем». но большей частью для того, чтобы интересующимся людям дать исходную информацию. скажем, выложенные в прошлой части сведения об отгрузке танков и автомобилей в ЗапОВО и КОВО. или даже приведенное в этой части распределение дивизий и корпусных управлений по военным округам и срокам формирования. поскольку сам собираю подобную информацию в прямом смысле годами, то со своей стороны прекрасно понимаю, что значит вот так вот найти всё в одном месте
«прекрасно понимаю, что значит вот так вот найти всё в одном месте»
За что вам огромнейшее спасибо!
До сих пор крайне благодарен за ту ссылку сайт с «Прейскурантом» и другими документами)
Вот посему про этого коллегу сказано, несколько перешаманив), «вот за это ценим, любим, им гордиться коллектив» :wpds_wink:
++++++++++++++++++++, но есть несколько «слабых мест».
Решение в АД только гаубицы или пушки.
3.ПВО к сожелению 37мм пушек недостаточное кол-во. Поэтому нужно
изменение в ОШС 6 — 76 мм и 6 — 37мм орудий.
4.А не лучше в место большого кол-ва СД создать учебные СД. И по
необходимости из нескольких учебных СД формировать одну обычную СД.
2 СП в роте это смертники. так было в реальности по довоенным штатам. к этому же стали возвращаться во время войны сразу же, как только позволило соотношение потерь и производства. в частности в штатах декабря 1942 года Всётаки 33кг, против 67.6кг никто ж не заставляет с ним бежать, держа в руках А лучше 6-8 ДП-27 мнения о ДП-27 разные. но для меня важно то, что лишних ДП для замены ими станкачей в стрелковых ротах нет Как вы предсьавляете организацию огня таких смешанных АД? очевидно также, как представляли её краскомы на протяжении всех 1930-х и 1940-х годов. смешанные дивизионы были в стрелковых дивизиях штата 1935 года, 1939 года, весны и осени 1940 года, апреля, июля и декабря 1941 года, марта, июня и декабря 1942 года… в специализированные артполки (гаубичный и пушечный) артиллерия разделилась только в штатах конца 1944 года, но по факту на этот штат дивизии переводили чуть ли не после окончания войны ПВО к сожелению 37мм пушек недостаточное кол-во. Поэтому нужно изменение в ОШС 6 — 76 мм и 6 — 37мм орудий во-первых, по факту, к началу войны не все дивизии успели получить даже по одной 4-орудийной батарее 37-мм зениток. поэтому если в штатах мы «нарисуем» не 8, а… Подробнее »
Ох уж это «переливание из стакана в стакан»..начнём с заклепок ..
Отгрузка с-2 за 1940г это 22 штуки, за первое полугодие(1941г) 309 машин (т.е когда и что придет ХЗ(могут и 20 июня 1941г -а фуле!?) -… да и кто-то персонально и ЛИЧНО должен контролировать отгрузку оных тягачей оным частям и подразделениям…
Да скромно напоминаю что помимо частей их рвали ажно ЧЕТЫРЕ наркомата
(поставки за первое полугодие 1941 например распределились так
-НКВД-0
-Наркомат вооружений-2шт
-НКО-306
Также автор почему то «по факту» оперирует тем ,что кому-то «точно» известно о нападении Германии на СССР и «точно в 1941г» (что выглядит ,скажем так на фоне реала сугубо и трэгубо-хммм нереалистч0но!)…ну и что ничего из запланированного промышленностью в войска не попадёт
для примера возьмем те же ПП(ака пистолеты пулемёты)
)завод УЖЕ построен
26 апреля 1940 года головным предприятием по производству ППШ
…Комплектование завода металлорежущими станками, сварочными агрегатами и другим оборудованием шло с действующих заводов Тулы, Ижевска, Коврова и других предприятий. Со многих из них в Загорск переводились квалифицированные рабочие и специалисты.
немного о внешнеполитической ситуации
ХАМАСАфганистан,Иран,Турция- слабее нас и никогда на нас не нападет!(ТМ)«Операция «Согласие»— вооружённый конфликт между Великобританией (включая индийские колониальные войска), Австралией и СССР, с одной стороны, и Шаханшахским Государством Иран, с другой стороны, произошедший 25 августа — 17 сентября 1941 …
Да
ШтирлицАфганистан тоже…Афганский поход Красной армии 1929 года представлялПро Турцию-см ПМВ
З.Ы. Про ВДВ автору своё мнение сказал -была Испания
У всех почему то фиксация на «распахнулись небеса»-хотя ОСНОВНЫМ способом переброски ВДВ(в СССР 30-х) считалась высадка на аэродромах—своих(см Киевские и Белорусские манёвры).
автор почему то «по факту» оперирует тем ,что кому-то «точно» известно о нападении Германии на СССР и «точно в 1941г» (что выглядит ,скажем так на фоне реала сугубо и трэгубо-хммм нереалистч0но!)… скромно напомню краткое содержание 1-й части АИ. 1) 25 апреля 1941 года военный атташе СССР в Германии генерал-майор Тупиков направляет в Москву доклад, выводы которого заканчивались словами: «1. В германских планах сейчас ведущейся войны СССР фигурирует как очередной противник. 2. Сроки начала столкновения – возможно, более короткие и, безусловно, в пределах текущего года». — это сугубый реал 2) Сталин, со слов Жукова, особо ценил мнение Молотова по германскому вопросу в том числе потому, что Молотов лично был в Берлине. и это тоже в общем-то сугубый реал 3) по непонятной мне причине, в реальности приложение к докладу Тупикова, которое он составил 26 апреля 1941 г., было зарегистрировано в Отделе внешних сношений НКО уже 30 апреля, но вот сам доклад, судя по дате резолюции на нем Голикова, попал в Разведупра только 3 июня 1941 года. когда и так многое уже было понятно (например, еще в конце мая учебные сборы в стрелковых дивизия всех военных округов были перенесены с июля-августа на начало июня). соответственно, предлагаемая АИ строится на изменении пункта 3 — доклад Тупикова… Подробнее »
Отгрузка с-2 за 1940г это 22 штуки, за первое полугодие(1941г) 309 машин (т.е когда и что придет ХЗ(могут и 20 июня 1941г -а фуле!?) … Да скромно напоминаю что помимо частей их рвали ажно ЧЕТЫРЕ наркомата во-первых, спасибо, что обратили внимание. я действительно хотел написать, что противотанковые артполки не отправляются в приграничные армии, а находятся на формировании в восточных районах приграничных округов в ожидании матчасти. правда, я «ждал» не столько «Сталинцев-2», сколько бронебойные снаряды для 85-мм зениток, кои начали выпускать только в июне. во-вторых, что вас смущает в количестве «Сталинцев-2»? НКО отгружено 306 штук, из которых для 11-ти противотанковых артполков требуется только 132. ну или 143, если на дивизион из 12-ти 85-мм пушек иметь 13 тягачей в-третьих, по отгрузку «Сталинцев-2» я и сам готов доложить вам весьма подробно по имеющимся у меня сведениям, всего с 1 января по 20 июня 1941 года было отгружено 247 тягачей, а на утро 22 июня неотгруженный остаток на заводе составлял 14 машин, еще 2 оставались на складах. для буксировки предлагаемых в АИ 85-мм зениток требуется, как минимум: в ПрибОВО — 24 в ЗапОВО — 48 в КОВО — 48 в ОдВО — 12 как видите, во всех перечисленных округах, за исключением ЗапОВО, требуемое количество… Подробнее »
Автор написал очень интересную статью-хвала. А ТЕПЕРЬ МОИ ИЗМЫШЛИЗМЫ. 1. В дивизионах стоит оставить 122 мм, 152 мм. 76 мм надо отправить в полки. все равно 76 мм не могут вести огонь на большую дальность-кроме как по площадям. Разрыв на дистанции более 7 км просто НЕ ВИДНО. 2.Тракторы и лошади при тяге арты- отдельно дивизии те и те. 3.Стоит изменить структуру подразделений. Свести с шагом по 3. Полк-3 000, полковник. 1 000 батальон, подполковник. 300 рота, майор. 100 ОТРЯД,КАПИТАН. 30 взвод, лейтенант. 10 около, сержант-отделение. 4.Срочно усилить радио. С началом войны закупать в США МАССОВО. вОЗИТЬ САМОЛЕТАМИ ЧЕРЕЗ аЛЯСКУ. иДЕАЛЬНО-ИМЕТЬ РАДИО НА КАЖДЫЙ БАТАЛЬОН +СТЕРЕОТРУБУ. почему? комбат как раз видит поле боя- именно он.судя по размерам фронта дивизии. И НАРЕЗАТЬ ВОЛНУ КАЖДОМУ БАТАЛЬОНУ С ПРИВЯЗКОЙ К ДИВИЗИИ. И КОНЕЧНО ГОТОВИТЬ ШИФРОВЩИКОВ. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ АВТОРОМ 16 ЧЕЛОВЕЧНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ГРОМОЗДКИ И СЛОЖНО-УПРАВЛЯЕМЫ. ТАКИХ НЕ БЫЛО. 5.ОТБРОСИТЬ ПРОИЗВОДСТВО 25 И 37 ММ ОРУДИЙ пво-КРОМЕ ФЛОТА. сКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА дшк. 6.Развернуть производство ПО2 в варианте ближнего разведчика-корректировщика. Радиофицировать. можно не шифровать-а внести систему кодовых слов. «Огурцы коровы». 7.Срастить островки пво С БАРРАЖИРУЮЩИМИ КОРРЕКТИРОВЩИКАМИ. ПРИКРЫВАТЬ ПВО ЛЕТУНОВ. тОГДА НАШИ ВОЙСКА МОГУТ ИМЕТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ АРТОГОНЬ И РАЗВЕДКУ. 8.МОТОРИЗОВАТЬ ПТО АРТУ , САПЕРНЫЕ ЧАСТИ. РЕЗКО УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗВОДСТВО МИН. 9.СЧИТАТЬ… Подробнее »
коллега, ваши предложения, безусловно, дискуссионны, но не укладываются в рамки рассматриваемой мной АИ по двум причинам: 1) в этой АИ нет попаданца, который бы «пробил» столь радикальные отличия от РИ, 2) старт этой АИ начинается 1 мая 1941 года — для столь радикальных преобразований просто физически нет времени. поэтому, извините, но я лишь отвечу на то, что непосредственно касается моего текста ПРЕДЛАГАЕМЫЕ АВТОРОМ 16 ЧЕЛОВЕЧНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ГРОМОЗДКИ И СЛОЖНО-УПРАВЛЯЕМЫ. ТАКИХ НЕ БЫЛО. предлагаемое стрелковое отделение в 16 человек относится только к резервным полкам, все «боевые» части имеют классическую для 1941 года — 11 человек в стрелковом отделении. 16 же человек в резервном отделении используются только для удобства пополнения стрелковых взводов Действующей армии, состоящих, как известно, из 4-х стрелковых отделений. т.е. для подачи пополнения из расчета по 4 человека на стрелковое отделение Действующей армии. части и подразделения, которыми пополняли Действующую армию, всегда были многочисленны. маршевый батальон, ИМХО, насчитывал 1000 человек. высокая «управляемость» ему ни к чему — он сам воевать не будет, его «размажут тонким слоем» по частям и подразделениям Действующей армии. что касается реальной численности стрелковых отделений в предвоенные годы, то максимум, ИМХО, был достигнут в 1939 году, когда в штат заложили 15 человек на отделение. до этого было 13.… Подробнее »
Вместе с тем, с одной стороны, учитывая описанную выше нехватку 122-мм и 152-мм гаубиц для новых дивизий, а с другой стороны, не расставаясь с пониманием о необходимости специализированных противотанковых артиллерийских частей, передислоцируемые дивизии в АИ предлагается сохранить по описанному выше штату – с одним артиллерийским полком 36-орудийного состава. А вместо гаубичных артполков этих дивизий развернуть в приграничных округах соответствующее число отдельных противотанковых артиллерийских полков.
++++++++
Обеспеченность Красной Армии артиллерийскими орудиями на 22 июня 1941 г.
ИТОГО 122-мм гаубиц:
100,4 %
Вам нужно придумать другое обоснование.
Принципиально с убиранием 152-мм гаубиц я согласен.
И с формированием оптп тоже. Но против формирования недодивизий. Заранее закладываетесь на поражение.
Обеспеченность Красной Армии артиллерийскими орудиями на 22 июня 1941 г. ИТОГО 122-мм гаубиц: 100,4 % Вам нужно придумать другое обоснование тут, коллега, имеет место классический корпускулярно-волновой дуализм или, как говорится, «вам шашечки или ехать?» первое, на что я предлагаю вам обратить внимание — это на то, что я веду расчеты относительно числа исправных орудий. к коим я отношу орудия, относившиеся к 1-й и 2-й категориям технического состояния на 1 января 1941 года, плюс орудия, выпущенные с января по апрель 1941 года (т.к. «точка ветвления» АИ — это 1 мая, а время «придумывания» предлагаемых оргштатных изменений — первые числа мая 1941 года), плюс, возможно, выпуск мая и начала июня. так вот. по состоянию на 1 января 1941 г. по данным книги «Артиллерийское снабжение…» всего было 7215 гаубиц калибром 122 мм. Но только 6231 из них относилась к 1-й и 2-й категориям. Еще 765 относились к 3-й категории (т.е. требовали среднего ремонта), 201 — к 4-й категории (т.е. требовали капитального ремонта) и 18 — к 5-й категории (т.е. подлежали списанию). соответственно эта без малого тысяча 122-мм гаубиц 3 — 5 категорий, по сути, являлась тысячей «гаубиц Шредингера». ибо вроде как они и есть, но воевать ими невозможно. по отчетам ГАУ укомплектованы на… Подробнее »
Мне кажется, что новые штаты нужно вводить в феврале. Тогда мероприятия проводимые в рамках 1-го Угрожаемого периода, с середины марта, и переброску войск будут проводиться в один период. Т.е. одновременно формируются новые дивизии и потребность в эшелонах для переброски будет меньше.
Мне кажется, что новые штаты нужно вводить в феврале. вполне возможно. в рамках «АИ попаданца Александрова» для того, чтобы более-менее успеть осуществить реорганизацию Сухопутных войск, я закладываюсь примерно на год: весной 1940-го попаданец начинает втираться в доверие наркому обороны своими «предсказаниями» о развитии событий на международной арене и где-то с августа 1940 года попаданца «допускают к рулю» и его послезнание начинает влиять на ход проводимых в РККА мероприятий (возможно, для более качественной реорганизации надо было бы сместить попаданца еще дальше, но я боюсь, что его послезнание о событиях советско-финляндской войны и западно-европейской кампании вермахта может изменить мир до неузнаваемости, в котором его знания про «22 июня ровно в 4 часа утра» обесценятся; еще более сильное смещение попаданца в прошлое грозит либо тем, что его «уйдут» в период репрессий 1937-38 годов, либо на его хотелки в начале и середине 1930-х годов у страны просто не хватит возможностей). первая группа существенных организационных мероприятий, связанных в основном с реорганизацией Бронетанковых войск, нацелена на ноябрь-декабрь 1940 года и представляет собой «заменитель» РИ-реформы ноября 1940 года. затем, начиная с декабря-января начинается процесс формирования новых стрелковых дивизий. зимой происходит назначение на должности командиров дивизий и полков, начало формирования штабов. развертывание «низов» привязано к дополнительному призыву в… Подробнее »
В предлагаемой альтернативе 1 мая 1941 года советское командование осознаёт, что за оставшееся до начала войны время не успеет сформировать//
РККА СТЯГИВАЕТ ВОЙСКА К ГРАНИЦЕ. А немцы вдруг поймут что не пофартило и не начнут. а пойдут на юго-восток- в Сирию.
Через Турцию.
А потом из Закавказья ударят на Чечню, Баку и Поволжье и СССР сядет в лужу без ГСМ
РККА СТЯГИВАЕТ ВОЙСКА К ГРАНИЦЕ. А немцы вдруг поймут что не пофартило и не начнут. а пойдут на юго-восток- в Сирию.
Через Турцию
кто вам сказал, что «РККА СТЯГИВАЕТ ВОЙСКА К ГРАНИЦЕ«?
в данной части упоминается только переброска в западные приграничные округа только тех 11-ти стрелковых дивизий (вернее, даже 10-ти, ибо 207-я СД из СКВО убывает в Крым), личный состав которых и так в РИ был переброшен в западные округа для формирования там противотанковых артиллерийских и воздушно-десантных бригад
упс, ошибка детектед. в таблицах 3.2, 3.3 и 3.4 для САВО ошибочно указана 38-я ГСД. правильно 83-я)))