И преде Виннеполк с рати и рече им: «Пчелы уже есте покорилися мне. Ныне у их несть меду». (Подлинная история графства Восточный Сассекс. Издание 365-е дополненное и исправленное. К.Р.Олик, издательство ООО «САВА». 2022г.)
Россия существенно крупнее графства и её прошлое куда как «highly likely» непредсказуемое. И что ни год, все «чудесатее и чудесатее»(с). То завещание Ленина, то хруст французской булки. То мы побеждаем вопреки, то не приходим на войну, которую проигрываем годами. И плюнуть бы на это, но ведь «… если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были?»(с).
Вот и сейчас появился интерес, и мы можем наблюдать как зажигается очередная звезда.
Военная доктрина СССР с учётом наличия у США ядерного оружия была составлена советским военным командованием ещё в конце 1940-х годов. Её базовым элементом было:
- СССР категорически отказывался от агрессии против какой-либо страны.
И этот императив оставался неизменным до середины 80-х. Именно поэтому в составе ВМФ СССР не было значительных десантных сил и авианосцев.
Доктрина закончилась вместе с СССР, а мы узнали страшную тайну. Дело оказалось не в доктрине, а в экономике. Наша экономика была настолько слаба, что попытка подражать тем, кто гордо несет бремя белого человека, стала тем самым последним верблюдом, сломавшим хребет соломинке. Союз как раз и развалился-то из-за того, что стал строить авианосцы. И вот теперь у нас есть шанс всё исправить … И начать строить авианосцы. Ведь именно отсутствие авианосцев погубило Советский Союз.
Финиш. Желающие могут позвать Нео и попросить таблетку на выбор.
Один выбор принесет в качестве бонуса увлекательную историю о «советском Перл-Харборе», имевшем место в период морских учений ВМС США «Флитекс-82».
Другой – скучный рассказ о механизме создания криптоистории.
Так что «каждый выбирает по себе …»(с).
История эта началась ещё в 60-х годах прошлого века. Когда и Солнце было ярче, и деревья – зеленее. Именно тогда появились в ВМС США баллистические ракеты морского базирования и их носители. И отодвинули в резерв ядерных стратегических сил тяжелые ударные авианосцы. Плавучие аэродромы продолжали оставаться носителями «нюков», но первую скрипку на просторах океанов играть перестали. Для поставок демократии к берегам «глупых зусулов» они еще годились, а вот для медведя с балалайкой калибр был уже не тот.
Что, собственно, и продемонстрировали flееtex «Тим ворк-64». Тогда русские коварно воспользовались четырьмя случайно забредшими в Норвежское море авианосными группами и не испрашивая разрешение Конгресса и лично господина Президента назначили их на роль мишеней для тренировок собственной ударной авиации.
Месть русским предполагала быть страшной, коварной и поданной, как и положено, весьма и весьма остывшей.
«Flееtex» это сокращение от «fleet exercise» — учение (сил) флота. Любая движуха под военно-морским флагом это «flееtex». Вот и год одна тысяча девятьсот восемьдесят второй от новой эры на просторах Тихого океана выдался урожайным на различные учения. Тут тебе и ежегодный «Тим Спирит», и проводимый исключительно по четным годам «Римпак» с размахом на всю акваторию от Гавайев до Канады и Японии, и исключительно региональные «Асвекс» и «Кайэн» морских сил самообороны Японии с участием дорогих оккупационных гостей. Но как сказал один не в меру амбициозный молодой человек, буквально на днях занявший кресло секретаря департамента ВМС в администрации любителя СОИ: «Маловато будет!»(с)
И в период с 29 сентября 1982 года по 09 октября 1982 года два авианосца, «Мидуэй» и «Энтерпрайз», в составе флотилии из 18 вымпелов вышли в круиз по Тихому океану то острова Атту Алеутской гряды в направлении Сангарского пролива, транзитом мимо Камчатки и Курил, оставляя в трехстах милях по правому борту базу советский подводных ракетоносцев в Петропавловске-Камчатском. В узких кругах и только для своих мероприятие обозвали «НОРПАК-82».
Шли в режиме полного радиомолчания, совершая вылеты исключительно в сторону прямо противоположную советскому берегу. Личный состав мало, что понимал в происходящем, высокое командование не спешило делиться с подчиненными своими мыслями, а в небе постоянно висела советская ударная авиация в полной готовности к применению оружия. По воспоминаниям главного вдохновителя этого похода, собственно, реакция командования ТОФ и была единственным целью мероприятия. Очень уж сильно хотелось взглянуть на реальную тактику действий современной тяжелой ударной авиации и попытаться понять, как же с ней бороться. Опыт безусловно ценный, но как оказалось его «Маловато будет!»(с)
Поэтому в апреле 1983 года они пришли снова, прихватив за компанию третий авианосец, для большей солидности. Увы, несмотря на уникальный характер учений — единственных за последние десятилетия, в которых использовались три авианосца, — объем информации для размышления оказался куда меньше чем в 1982 году и совершенно не сопоставим с потраченными усилиями.
Видимо, от огорчения американская «обезьяна с гранатой» пустилась во все тяжкие. И если глобального конца света как-то удалось избежать, то для отдельно взятого корейского «Боинга» он, к сожалению, наступил. В ходе проводившегося расследования и международных обсуждений инцидента, информация о нарушениях воздушного пространства СССР в 1982 и 1983 годах в этом районе, не то что намеренных и наглых, а даже случайных, не всплывала.
И осталась бы память об американских заплывах 1982-1983 годов короткой строчкой на страницах «Зарубежного военного обозрения», но в 1991 году репортер «Известий» печатает ряд материалов по тому самому «Боингу», в том числе и интервью с летчиком Геннадием Осиповичем. И в нем краткий пассаж на тему облета острова Зеленый Курильской гряды американскими самолетами.
Наши истребители на перехват не поднимались по причине кратковременного, но сильного ухудшения погоды непосредственно в районе базирования, чем и воспользовался супостат. Но случай был единичный и настолько мелкий, что серьезных последствий для комполка-777 не повлек. Фитиль вставили и этим ограничились. А были ли нарушители палубными самолетами или сухопутными – бог весть.
В 1995 году иностранный подданный господин Мишель Брюнн издаёт целую книгу посвященную, опять же, южнокорейскому «Боингу» — «Сахалинский инцидент. Истинная миссия рейса KAL 007». И кроме дубля интервью с Г.Осиповичем в ней:
«… Весной 1982 года две авианосные группы прошли в море перед самым Петропавловском и вышли в Охотское море, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок, основного компонента советских сил сдерживания. Весной 1983 года три американских авианосных группы в сопровождении бомбардировщиков В-52, АВАКСов, истребителей F-15, подводных лодок и противолодочных самолетов впервые появились в обычных районах патрулирования советского подводного флота. Авианосец «Мидуэй», соблюдая все меры предосторожности, с выключенными радиопередатчиками и всеми электронными сиcтемами, вошел в советские территориальные воды неподалеку от Петропавловска. …»
Основной набор событий, пусть и в виде запутанного клубка, уже присутствует, но сравнений с «Цусимой» и «Перл-Харбором» ещё нет.
Это упущение исправили отечественные господа в 1996 году. Журнал «Мир авиации» в 1995-1996 годах публикует цикл статей «Горячее небо холодной войны». И в третьей части читаем:
«… Там в течение 1982-83 гг. разведывательные и боевые самолеты авианосных соединений США неоднократно подходили к советской границе в развернутых боевых порядках, характерных при ведении боевых действий. Если в 1982 г. они нарушали границу 5 раз. то в 1983 г. (к началу сентября) — уже 10.
В конце марта 1983 г. три ударные авианосные группы вошли в воды Алеутских островов у советской Камчатки. где провели трехнедельные учения. А 1 апреля американцы предприняли беспрецедентную акцию: 6 самолетов А-7. поднявшихся с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз», вторглась на глубину от 2 до 30 км в воздушное пространство СССР и провела условное бомбометание по территории острова Зеленый в группе Курильской гряды. Командир ИАД ПВО. Боясь ответственности, так и не поднял в воздух дежурные истребители своей части — страх инициативы и нерешительность командиров стали детищем брежневской «реформы».
Трагической кульминацией этого стало проникновение 1 сентября 1983 г. в воздушное пространство СССР южнокорейского авиалайнера Boeing 747. закончившееся гибелью множества людей. …»
Апреля, что характерно, ещё пока Первое. Потом станет четвертое. Всё-таки День Дурака и День рождения ВВС ТОФа даты немного разные. Но мотивы действий советского командования уже разительно отличаются от описанных у М.Брюнна. «Страшно, аж жуть!»(с).
В 1999 году на весьма, как говорят, уважаемой импортном ресурсе «NavWeaps» некто Андрес Г. Пико публикует статью «Как спрятать авианосец». А в ней личные, то есть субъективные, воспоминания о «НОРПАК-82» одного из офицеров нижнего звена. Соответственно очередной американский «Мидуэй» в ней просматривается, а вот «советский Перл-Харбор» — не очень.
Где-то с 2011 года в сети «Интернет» начинает свой путь статья контр-адмирала В.А.Карева, анонсируемая как «подлинная история 1982 года, в противовес многочисленным байкам о силе флота СССР и о том «как МЫ — ИХ, как тузик – грелку». Тут тебе и «Цусима», и «Перл-Харбор» и скупая слеза адмирала С.Г.Горшкова, непонятно тогда за что получившего в декабре 1982 года Золотую Звезду Героя.
Но пока это опять же «личные, то есть субъективные, воспоминания одного из офицеров нижнего звена», о чем в них говорится прямо. А ещё в некоторых вариантах присутствует карта с маршрутом движения АУС, до странности похожая на вариант М.Брюнна.
Десять лет потребовалось «подлинной истории», чтобы примелькаться, пройти через многочисленные обсуждения и обрести статус «как известно».
И в 2021 году в мемуарах другого контр-адмирала, В.Я.Дудко, она преподносится уже как хронология реальных событий, где нет места сомнениям и домыслам. Всё четко и ясно. Американские авианосцы жестоко отомстили ВМФ СССР за пренебрежение ими. Да еще и плюнули в душу. Отныне и навек 12-14 сентября 1982 года наш «советский Перл-Харбор».
А теперь вернитесь к началу материала, посмотрите на даты и задайте себе вопрос, в какой матрице вы живете.