О скифах и сарматах современные историки знают не только благодаря археологическим находкам, но и из текстов античных греческих авторов. Эти кочевые народы издавна соседствовали с жителями Пелопонесского полуострова, так что греки с ними постоянно контактировали. Названия «скифы» и «сарматы» на самом деле обозначают множество самых разных степных племён. Слово «скиф» происходит от греческого названия лучников, изначально греки так называли вообще всех кочевников, вооружённых луками. Но в античных текстах сарматы упоминаются как родственное скифам, но иное племя.
В III веке до н.э. сарматы попытались завоевать скифские земли. Греческий писатель Лукиан Самосатский, живший во II в. н.э., устами своих персонажей, скифов Дан-дамиса и Амизока описывает это нашествие: «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Так как они напали на людей, не ожидавших их прихода, то и обратили всех в бегство, что обыкновенно бывает в таких случаях; многих из способных носить оружие они убили, других увели живьем, кроме тех, которые успели переплыть на другой берег реки, где у нас находилась половина кочевья и часть повозок. Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».
Этот натиск сарматов на Запад продолжался несколько веков и завершился переселением сарматских племён в Северное Причерноморье. Сарматы принимали участие и в Великом переселении народов. Римский автор Аврелий Виктор, в трактате «О цезарях» пишет, что во время провозглашения цезарем Флавия Юлия Константа (330-е гг.), были разгромлены полчища готов и сарматов. Византийский писатель V в. н.э. Сократ Схоластик сообщает, что в год смерти Валентиниана I (375 г.), сарматы напали на Римскую империю, перейдя Дунай в области Реция. Но и до того западные сарматские племена, например языги, активно воевали с римлянами. В 179 г. н.э. император Марк Аврелий заключил с ними мирный договор, при этом языги вернули около 100 тыс. римских пленных. Отряд из 8 тыс. языгских всадников был принят в римскую армию, часть из них отправилась служить в Британию.
Среди сарматских правителей были как мужчины, так и женщины. Античный географ Помпоний Мела описывает сарматов как крайне воинственных и в доказательство приводит тот факт, что даже сарматские женщины в совершенстве владели оружием и участвовали в сражениях наравне с мужчинами. Сарматы хоронили своих вождей в курганах. Раннесарматские захоронения часто располагались вокруг главного кургана основательницы рода. Захоронения знатных женщин всегда содержат предметы конной упряжи и различные виды оружия, в то время как захоронения мужчин не настолько богато оформлены.
Скифское царство в Крыму и низовьях Днепра просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы растворились среди прочих племён, участвовавших в Великом переселении народов. Что касается сарматов, то постоянные войны с римлянами, германскими племенами и кочевниками на востоке ослабили и разделили их на отдельные самостоятельные группы, которые со временем растворились в других народах. Современные аланы считаются единственными потомками древних сарматов. Генетическая экспертиза останков скифских и сарматских захоронений не оставила сомнений — других прямых потомков этих племён не осталось.
Занятный исторический факт — польская шляхта с XVI по XVIII века всерьёз считала себя потомками сарматов. По теории так называемого «сарматизма», эти кочевники завоевали местных славян и остались в польских землях в качестве правящего класса. Поэтому на многих портретах этого периода знатные шляхтичи изображены в некоем подобии восточных одежд, в польском искусствоведении даже есть специальный термин: «сарматский портрет».
Следы влияния так называемого «Сарматского барокко» остались и в польской архитектуре и даже в литературе, в книгах Г. Сенкевича. Это, пожалуй, самый масштабный случай псевдоисторического культурного косплея в Восточной Европе.