Дискуссионная статья из жж Андрея Фирсова.
Западная Европа до сих пор страдает от своего поражения во Второй мировой войне, пытаясь переиграть ее итоги хотя бы в информационном плане. Ну, все это нытье, типа, «победа – это не победа, и вообще это союзники победили, а вы (СССР) рядом стояли». Если при обсуждении о сражениях наземных армий это слабо прокатывает, все же 3/4 фашистской Европы сражалось на Восточном фронте и там понесли соответственные потери, то на Западе возникла спасительная убаюкивалка: «Зато именно мы разбили Германию в воздухе!»
Логика тут такая: фрицы одерживали победы тогда, когда выигрывали преимущество в воздухе, а если люфтваффе «окончательно» разбили союзники – значит, именно они внесли наибольший вклад в победу. «Как-то так»(с)
Правда, Геринг тут подложил большую свинью, приказав уничтожить всю «первичку» документов люфтваффе… Остались отдельные отчеты для высшего руководства и разные «сопутствующие» документы. Собственно на их основе и обосновывается, что большинство потерь самолетов и летчиков люфтваффе было на Западных фронтах (где-то с середины 1943 г.).
Но отдельные западные историки/фанаты авиации решили тут поставить точку окончательно – исследовать «корпус» оставшихся документов, чтобы определить, где конкретно были основные потери люфтваффе. Там, правда, были проблемы, «поскольку оригиналы документов … упорядочиваются не по дате утери, а по дате, когда о потере было сообщено командованию люфтваффе, что делает сводные расчеты практически невозможными (Brekken 2008)»
Всего «фанатами» (Салонен) было собрано 55 тыс. записей по «пиковым случаям» пилотов люфтваффе на начало 1944 г. (BArch RL 2-III/1177 и последующие тома), из которых были отобраны 24 914 записей, в которых речь идет о потерях самолетов. Сравнение с другими данными (Мюррей) и отдельной сохранившейся оригинальной статистики люфтов, позволило заключить, достаточно высокую точность получаемых результатов. Далее потери «раскидали» по фронтам:
В результате получилась такая табличка, из которой видно, что с 22 июля 1941 г. по 1 января 1944 г. потери на условном Западе и Востоке (выделено красным) были практические одинаковые. почему до 1 января 1944 г. – данные о потерях в гроссбухах главного хозяйственника люфтваффе не сохранились.
А как же 1944 г., когда на Западе люфтваффе теряли в 2-3 раза больше самолетов, чем на Востоке? Это только по известным немецким отчетным документам – а как раз на 1944 г. их сохранилось меньше, не учитывая «пропажу» 55 тыс. самолетов люфтваффе за войну и 15 тыс. истребителей только в 1944 г. (см. — К вопросу о потерях люфтваффе. Часть — цатая) вопрос какой-то мутный. Например, в отчетных документах люфтваффе указано потери в 1944 г. на Востоке только 972 одноместных истребителей, хотя известно, что только JG 52 потеряла в 1944 г. на Востоке 529 Bf 109 плюс для JG54 известно минимум о 480 потерь и т.д. – по остальным эскадрам можете суммировать самим.
Шведский историк Кристер Бергстрём (книги «Черные кресты/Красные звезды») объяснял это так: «В 1944 г. союзникам очень повезло, что они столкнулись в основном с недостаточно подготовленными новобранцами, а не с закаленными подразделениями ветеранов, такими как JG 52». К этому моменту уровень подготовки пилотов люфтваффе, особенно истребителей упал ниже всякого плинтуса: налет в училищах достиг минимум – 10 ч на боевом самолете и порядка 50-60 ч общий, к тому же весной 1944 г. закрыли летные школы второй ступени («В») – сертификат ступени А2 предусматривал 15 часов общего налета в 60 вылетах – ага, те самые «взлет-посадка».
К этому добавлялось направление в истребительные части практически всех пилотов бомбардировщиков и транспортных самолетов, чьи боевые возможности как пилотов-истребителей были также нулевые. В «истребительном штабе» приводился в пример, как для перегонки эскадрильи новых истребителей «мессершмитт» привлекли пилотов, никогда на истребителях не летавших – в результате из 12 самолетов 8 были разбиты из-за подлома шасси!
Фактически в 1944 г. пилоты люфтваффе представляли собой «стеклянных солдатиков», которых можно было кидать в «стенку» авиации союзников без видимого результата. И от того, где их кидали – на Западе или на Востоке – разницы уже не было никакой.
Так, например, когда с началом Висло-Одерской операции Красной Армии люфты перебросили основные силы на Восток, и 8 февраля они совершили на Востоке 1654 вылета, заявив 8 (восемь) побед при потери 43 самолетов – в основном истребителей. Понятно, что с начала 1944 г. шел фактически «отстрел» неоперившихся желторотиков люфтваффе.
Да, у нас любят «пройтись», что наши летчики завышали свои воздушные победы, но как говорил Черчилль – «пилоты летают высоко и не видят, что там падает на землю» — в 1941 г. британские истребители заявили на Западе 909 сбытых самолетов, а люфты реально потеряли — … 183. Так что «все познается в сравнении».
Пик сил и возможностей люфтваффе пришелся на 1941-42 гг. – и именно на Восточном фронте они несли тогда большую часть потерь. Если союзники тогда отсиживались за Каналом, не заморачиваясь проблемой поддержки своих войск на земле, ВВС РККА после первых поражений на фоне боев с лучшей формой люфтваффе занимались «одной рукой своим строительством, а другой – вела борьбу с сильнейшим противником». К моменту «возвращения» западных союзников в Европу – дело уже было сделано.
В результате с начала 1944 г. судьба люфтваффе на Западе напоминала больше басню Крылова про лягание старого льва ослом…
То есть фактически хребет люфтваффе сломали Военно-воздушные силы Красной Армии, чтобы там кто-то не фальсифицировал.