0

По случаю моего Дня Рождения, выкладываю новый материал!

В середине 1920-ых, крейсерские силы флота Тихоокеанской Конфедерации по-прежнему в основном состояли из старых бронепалубных крейсеров. Медлительные и слабо защищенные, они имели ограниченную боевую ценность, и из-за своего малого хода – не могли эффективно взаимодействовать с линейными кораблями типа “Либертад” или эскадренными миноносцами.

В поисках технического содействия, конфедераты обратились к опыту дружественной Японии. Внимание южноамериканцев привлек новейший легкий крейсер “Юбари”, только что вступивший в состав флота. Конфедеративную делегацию просто очаровал этот маленький изящный корабль; при водоизмещении – номинальном – менее трех тысяч тонн, “Юбари” нес шесть орудий и два счетверенных торпедных аппарата, развивал ход около тридцати пяти узлов и имел хотя и тонкий, но все же вполне убедительный броневой пояс. Такие впечатляющие характеристики были достигнуты с помощью новаторских инженерных решений – интеграции бронирования в силовые конструкции корпуса, что позволило значимо сократить его вес.

 

Конфедеративные адмиралы сочли данный крейсер идеальным для предполагаемой ими роли “крейсера-лидера”, способного выводить в атаку соединения эсминцев и эффективно прорывать оборону миноносцев противника. Такой корабль должен был иметь высокую скорость, эффективное артиллерийское и торпедное вооружение, приспособленное как к поражению неприятельских эсминцев, так и тяжелых кораблей неприятеля.

В 1925 году был оформлен заказ на постройку крейсера типа “улучшенный “Юбари”” для военного флота Конфедерации. Первоначально, новый крейсер задумывался как увеличенная в размерах версия “Юбари”, с тремя парами орудий в башенных установках. Однако, по мере работы над проектом, конфедеративные инженеры ознакомились с ходом работ над легкими крейсерами в других странах. Их внимание привлекли строившиеся во Франции легкие крейсера типа “Дюге-Труэ”, вооруженные четырьмя спаренными 155-мм пушками. Конфедератам удалось ознакомиться с чертежами французских крейсеров; изучив их, моряки Конфедерации сделали вывод, что вооружение строящегося легкого крейсера недостаточно, и нуждается в усилении. Было решено установить четвертую спаренную установку, доведя общее число орудий главного калибра до восьми. Это, в свою очередь, потребовало роста водоизмещения корабля.

Корабль под именем “Явари” – в честь реки на территории Конфедерации — был заложен на частной верфи в Йокогаме в апреле 1926 года. Постройка его продвигалась весьма быстро, и уже летом 1927 корпус был спущен на воду. Ходовые испытания состоялись в августе 1928; из-за выявившихся недоработок, приемка корабля конфедеративным экипажем была отложена и состоялась только в 1929 году.

Конструкция:

Крейсер-лидер "Явари" - флот Тихоокеанской Конфедерации

Легкий крейсер “Явари” имел традиционный для японского кораблестроения силуэт с плавными изгибами линий и характерным “изломом” корпуса в центральной и носовой части. Его стандартное водоизмещение составляло по проекту 4000 тонн; на практике, корабль оказался заметно тяжелее расчетного и остойчивость его была ниже нормы.

Основное его вооружение составляли четыре спаренные башенные установки, основанные на дизайне японских “Тип А”, использовавшихся на “Юбари”. Однако, в отличие от японского прототипа, конфедеративный крейсер был вооружен 145-миллиметровыми 50-калиберными орудиями, разработанными  японскими инженерами и производившимися в военно-морских арсеналах Конфедерации. Две башни стояли линейно-возвышенно в носовой части – при этом возвышенная башня была установлена на крыше носовой надстройки – и две, аналогично, в кормовой.

Зенитное вооружение крейсера состояло из двух спаренных 40-миллиметровых установок конструкции Виккерса, смонтированных на возвышенном пьедестале между трубой и кормовой надстройкой.

Торпедное вооружение состояло из двух счетверенных 533-мм торпедных аппаратов, смонтированных по обе стороны от кормовой надстройки. Оба аппарата могли перезаряжаться через люки в надстройке; для каждого имелось по четыре запасные торпеды. Мощное торпедное вооружение соответствовало роли корабля, как тяжеловооруженного лидера эскадренных миноносцев.

Бронирование крейсера являлось частью несущих конструкций корпуса, что обусловило значительную экономию веса. Броневой пояс толщиной в 40 миллиметров прикрывал машинное отделение и погреба боезапаса. Броневая палуба достигала толщины в 28миллиметров; над машинным отделением, ее толщина увеличивалась до 34 миллиметров.

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых агрегатов Парсонса, общей мощностью в 70000 л.с. Пар обеспечивали десять котлов Канпон; максимальная скорость крейсера на мерной миле составила 35,1 узел. Дальность экономичного 14-узлового хода достигала 9500 км.

Служба:

Крейсер-лидер "Явари" - флот Тихоокеанской Конфедерации

Вступивший в строй конфедеративного флота в 1929 году, крейсер “Явари” был назначен флагманским кораблем Комбинированной Торпедной Флотилии – экспериментального соединения, включавшего 1-ую и 2-ую эскадры миноносцев. Первые годы его эксплуатации прошли в учебных походах и активных демонстрациях флага. Являясь на тот момент новейшим легким крейсером в Южной Америке, “Явари” вызывал значительный интерес экспертов.

Первоначальный план предполагал постройку второго такого же корабля по улучшенному проекту. Военно-морской бюджет на 1928-1929 год предусматривал закладку “крейсера-лидера” под предварительным названием “Амазон”. Но в 1928 году стало известно о заказе Аргентиной двух новых тяжелых крейсеров для своих военно-морских сил – на тот момент единственных тяжелых крейсеров во всей Южной Америке – и командование флота Конфедерации срочно пересмотрело планы, заказав взамен два тяжелых крейсера типа “Протекторе”. В результате, “Явари” так и остался единственным крейсером-лидером в составе конфедеративного флота.

В 1934 году, “Явари” попытались модернизировать, уменьшив его избыточный верхний вес. Кормовая возвышенная башня была снята; на ее месте установили пневматическую катапульту для запуска гидросамолета. Зенитное вооружение было также пересмотрено – на месте двух спаренных установок Виккерса был смонтирован четырёхствольный “Пом-Пом” Mark VII. От запасных торпед отказались. Однако, проблему удалось решить лишь отчасти.

Начало военных действий в Южной Америке в январе 1942 застало “Явари” в Сан-Франциско. Спешно вернувшись в Кальяо, корабль был включен в состав экспедиционного соединения, участвовавшего в высадке на аргентинской Огненной Земле;  быстроходный крейсер высадил батальон морской пеходы в Ушуайе, подавив огнем своих орудий сопротивление аргентинцев. Во время последующих действий против Рио-Гранде, корабль был атакован аргентинской авиацией, но не получил повреждений.

В мае 1942, "Явари" принимал участие в масштабном морском сражении у Фолклендских Островов. Во время этой кампании, он маневрировал вместе с соединением конфедеративных и британских эсминцев, сопровождавших авианосец "Халькон", и в дальнейшем, отделенных для самостоятельных действий. Он поддерживал вечернюю атаку эсминцев на поврежденный аргентинский линкор "Ривадавия", во время которой огнем своих орудий потопил аргентинский эсминец "Энтре Риос". При этом крейсер получил повреждения от заградительного огня линкора, но отплатил за это успешной торпедной атакой.

В конце 1942, на носовой мачте крейсера был смонтирован экспериментальный радиолокатор RG/0.1. При этом обсуждался вопрос усиления противовоздушной обороны крейсера при помощи замены орудий главного калибра и катапульты на четыре спаренные 127-мм установки; однако, это намерение так и осталось на бумаге, из-за дефицита 127-мм спарок, необходимых для вооружения новых эсминцев. В начале 1943, крейсер базировался на Фолклендских Островах, поддерживая противолодочные операции.

В 1943 году, во время высадки конфедеративной морской пехоты в заливе Сан-Матиас, "Явари" был тяжело поврежден атакой аргентинских торпедоносцев, выбравших этот крейсер своей целью и в итоге поразивших его двумя торпедами. Покалеченный крейсер был вынужден выброситься на мель во избежание гибели; аргентинская авиация предпринимала попытки добить его, но выставленные вокруг корабля противоторпедные сети защитили крейсер. В сентябре 1943, наспех залатанный на Фолклендах крейсер был отправлен в Кальяо для капитального ремонта.

В ходе ремонта, катапульта и авиационное оснащение корабля были демонтированы, и на их месте установлено дополнительное зенитное вооружение. Крейсер получил три 40-миллиметровые зенитные установки "Бофорс", поставленные из США; его вооружение было дополнительно усилено парой 23-мм автопушек по бокам от мостика. В ходе модернизации, корабль также получил радарное оснащение американского производства.

Крейсер-лидер "Явари" - флот Тихоокеанской Конфедерации

Крейсер вернулся в строй в июне 1944 года — слишком поздно, чтобы принять участие в завершающих кампаниях против Аргентины. Он, однако, ограниченно участвовал в завершающих кампаниях против Парагвая, действуя в устье Ла-Платы.

В 1946 году, крейсер "Явари" был помещен в резерв, и в 1949 переквалифицирован в учебный торпедно-артиллерийский корабль. В 1958 году он был продан на слом.

 

_
Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account