Сегодня начинаем не с проклятий в адрес Вашингтонского договора, сегодня у нас в виновниках Версальский. В соответствии со статьями этого договора Германия лишалась вооруженных сил и оборонной промышленности. Естественно, что на тот момент второй в мире кайзеровский флот, тоже приказал долго жить.
В соответствии со статьей 181 указанного Договора Германии разрешалось сохранить 6 броненосцев типа «Deutschland» или «Braunschweig», 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев.
Союзники по Антанте оставили Рейхсмарине, как теперь стали называть военный флот Германии целых 8 крейсеров. Шесть из них были легкие крейсера типа «Gazelle» постройки 1898-1903 годов («Niobe», «Nymphe», «Medusa», «Thetis», «Arcona» и «Amazone») и два крейсера типа «Bremen» («Berlin» и «Hamburg»), заложенных в 1903 году.
В общем эти корабли могли быть использованы как учебные и не более того. Все они имели водоизмещение 2700-3700 т, благодаря угольным котлам развивали скорость не более 20 узлов и вооружались десятью 105-мм орудиями. Понятно, что ценность этих кораблей была минимальной.
Единственным плюсом этих кораблей был срок их службы, который при наличии средств позволял в ближайшее время их заменить на новые.
И как только появились средства, немцы решили все-таки построить новый крейсер. А так как средств было не столько, сколько хотелось, то с проектом особенно не стали мудрствовать, взяв самый свежий проект легкого крейсера Первой Мировой. Это был легкий крейсер типа «Кельн» второй серии. И его еще немного доработали в свете появившихся новинок.
«Кельн» при водоизмещении 5620 т оснащался двумя паровыми турбинами общей мощностью 31 000 л.с., которые разгоняли его до 29 узлов и вооружался восемью 150-мм орудиями, тремя 88-мм зенитками и четырьмя 600-мм однотрубными торпедными аппаратами.
Новый крейсер получил силовую установку мощностью 45 000 л.с., торпедные аппараты заменили на более современные двухтрубные 533-мм, орудия главного калибра решили установить в двуствольных башнях по линейно-возвышенной схеме, количество труб уменьшить до двух. В итоге корабль уложили в 5600 тонн водоизмещения.
Понятно, что закладка одного современного корабля совершенно ничего не меняла и была исключительно политическим актом.
Кстати, проблемы возникли и с местом постройки. Крупнейшая из прежних государственных верфей находилась в Данциге, который стал вольным городом и не являлся территорией Германии. Адмиралтейство в Киле, переименованное в Deutsche Werke, после раздела оказалось почти полностью приватизировано, и как военно-морская верфь функционировать не могла. Так что в распоряжении Рейхсмарине осталась только верфь в Вильгельмсхафене, где крейсер и заложили.
И тут начались неприятности. Корабль уже строился, когда были заключены Вашингтонский и Лондонский договоры. Германия этих документов не подписывала, но кто стал у немцев что-то там спрашивать? Их просто поставили перед фактом, что корабль должен соответствовать условиям договора, и все.
Вообще немцы все измеряли в обычных метрических тоннах, а в договорах имелись британские длинные (1,016 т) тонны. И немцам разрешили пересчитать в новых стандартах. Так водоизмещение нового крейсера упало до 5280 т, что позволило использовать свалившийся с неба запас водоизмещения с целях улучшения корабля.
Но чтобы немцы не особо радовались, им запретили устанавливать спаренные орудийные установки. Дескать, тогда новый крейсер будет круче «Данай» и «Каледонов» британского флота, а это не комильфо. И вообще, немцам нельзя применять новые оружейные системы.
Так что пришлось отказаться и от новых установок, и от новых орудий.
Торжественный спуск нового корабля на воду состоялся 7 января 1925 г. Имя кораблю давала Ютта фон Мюллер, вдова Карла фон Мюллера – командира знаменитого рейдера «Эмден» 1908 года постройки. Естественно, что новый корабль нарекли «Эмденом».
Крейсер стал сотым военным кораблем, построенным в Вильгельмсхафене для германского флота.
Главная энергетическая установка «Эмдена» состояла из 10 стандартных военно-морских котлов – 4 угольных и 6 нефтяных. Плюс 2 швейцарских турбины Браун-Бовери. В итоге мощность силовой установки составила 46 500 л.с.
На испытаниях «Эмден» выдал 29,4 узла, что было весьма прилично для того времени. Расчетная дальность плавания 6 750 миль при скорости 14 узлов. Запас топлива составляли 875 тонн угля и 859 тонн нефти.
«Эмден» стал первым немецким кораблем, у которого в силовой установке были турбозубчатые агрегаты.
Так как у Германии с нефтью все было печально, было принято решение не отказываться от угольных котлов. Их заменили на нефтяные много позже, в течении одной из модернизаций. В общем, получилось довольно экономично, дальность плавания по сравнению с «Кельном» выросла наполовину, но все было довольно громоздко.
Содержание:
Бронирование
Основой бронирования был фирменный немецкий бронепояс толщиной 50 мм, который имел длину около 125 м и высоту 2,9 м, на 1,3 м опускаясь ниже конструктивной ватерлинии. Бронепояс прикрывал более 80% корпуса. Замыкал бронепояс траверз толщиной 40-мм.
Бронепалуба. Набиралась из 20-мм бронеплит, а над артиллерийскими погребами количество плит удваивалось, получая толщину в 40-мм.
Рулевой привод в корме прикрывал бронекороб толщиной 20-мм.
Боевая рубка. Традиционно хорошо для всех немецких кораблей: 100-мм стенки, 20-мм крыша и пол. От нее до находящегося под броневой палубой центрального поста проходила 20-мм коммуникационная труба.
Шахты подачи снарядов тоже имели толщину 20-мм. И последнее – щиты орудий были из тех же бронеплит 20-мм.
В целом – не многие корабли могли похвастаться таким бронированием. Для легкого крейсера все было весьма впечатляюще.
Численность экипажа 582 человек, в том числе 26 офицеров и 556 матросов.
Мореходность. Тут все непросто. Немцы, естественно, хвалили свой корабль. Британцы критиковали, в основном за низкие, «стелющиеся» силуэты. Однако, если посмотреть на количество миль, которые в процессе службы прошел «Эмден», то становится ясно, что корабль был вполне удачен.
Вооружение
Главный калибр: восемь 150-мм орудий в одноорудийных башнях. Орудия располагались так же, как на крейсерах кайзеровского флота. Два орудия (№2 возвышенно над №1) в носовой части, два – в кормовой (одно на юте, одно на кормовой надстройке), два орудия по бортам у носовой надстройки направлены в сторону носа и два орудия возле второй трубы направлены в сторону кормы.
Таким образом, максимальное количество орудий, которые могли участвовать в залпе – шесть.
Попытки усовершенствовать вооружение путем установки спаренных орудийных установок предпринимались вплоть до начала войны, которое, собственно, и положило конец всем планам. Самым интересным проектом модернизации 1940 года могла стать установка четырех двухорудийных башен, которые разрабатывались для эсминцев типа «Нарвик». А зенитное вооружение усилить одним 88-мм орудием и двумя 37-мм автоматами. А пару бортовых орудий оставить для стрельбы осветительными снарядами.
Однако начавшаяся война поставила крест на модернизации и до своего конца «Эмден» прослужил с одноорудийными установками.
Зенитное вооружение составляли три 88-мм зенитные орудия Flak L/45 образца 1913 г.
Орудия обладали неплохой скорострельностью (до 15 выстрелов в минуту), досягаемостью по высоте 9 150 м и дальностью стрельбы 14 100 м. Начальная скорость снаряда 790 м/с. Боекомплект состоял из 1200 снарядов.
Располагались зенитки на надстройке позади дымовых труб.
Минно-торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных 500-мм торпедных аппаратов с боекомплектом 12 торпед. В 1934 году аппараты заменили на 533-мм.
Крейсер мог принять на борт 120 мин.
Модернизации. Вообще «Эмден» стал самым модернизируемым кораблем Кригсмарине за всю недолгую историю. Модернизации были разными от чисто косметических до существенных.
В 1933-1934 годах заменили 4 угольных котла на нефтяные. Тогда же заменили 500-мм торпедные аппараты на 533-мм.
В 1937 году было усилено зенитное вооружение 6 автоматами 20-мм и двумя автоматами 37-мм.
В 1940 году появились два счетверенных 20-мм автомата в экспериментальных установках – прототипы знаменитого «фирлинга». Их установили побортно на палубе надстройки в районе грот-мачты. Тогда же было смонтировано размагничивающее устройство MES.
В 1941 году при переводе в учебный корабль с «Эмдена» сняли все автоматы, кроме четырех одноствольных 20-мм. Но учебному кораблю не требовалась такая защита.
В конце 1942 года были заменены все орудия главного калибра на новые и снова установлены два 20-мм «фирлинга». Установлен радар FuMO 21.
В начале 1943 года установили еще два «фирлинга» и два 20-мм одноствольных автомата.
В августе 1944 года вместо 88-мм орудий установили три универсальных орудия 105-мм, два 40-мм автомата системы «Бофорс», 20 автоматов калибром 20-мм (2 х 4 и 6 х 2).
История службы
15 октября 1925 г. на «Эмдене» торжественно подняли флаг, и крейсер вступил в строй. После прохождения испытаний, в 1926 году, крейсер, приняв на борт около сотни курсантов академии, отправился в кругосветное плавание.
15 марта 1927 г. корабль прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые острова), к месту, где был потоплен ТОТ «Эмден».
В 1928 году «Эсмден» совершил второе кругосветное путешествие. А всего крейсер в качестве учебного корабля совершил десять дальних плаваний, из которых 6 стали кругосветными.
Начало Второй Мировой самый старый из немецких крейсеров (к тому времени) встретил, как это ни странно, очень бодро. Одновременно с переводом корабля из ведения Учебной инспекции в Разведывательные силы пришел приказ о принятии на борт мин и постановке минных заграждений.
3 сентября «Эмден» испытал на себе удар Королевских ВВС Великобритании. 4 «Бленхейма» нанесли бомбовый удар. Бомбы легли так себе, а вот один британский самолет, ведомый флайинг-лейтенантом Эмденом (ирония судьбы!) был сбит и врезался в борт крейсера.
Повреждения оказались не очень серьезными, и через неделю ремонта крейсер продолжил свою службу.
Второй боевой операцией стал «Везерюбунг», то есть, оккупация Норвегии. «Эмден» действовал в том самом отряде с «Лютцовым» и «Блюхером». В итоге норвежцы потопили «Блюхера», повредили «Лютцова», а вот «Эмден», благодаря умелым действиям своего экипажа, не получил никаких повреждений.
Десант был высажен, пусть ему не удалось выполнить задачу по захвату Осло, с этим справился воздушный десант.
После захвата Осло «Эмден» снова был переведен в учебные корабли.
Следующее боевое применение – участие в составе «Балтийского флота» под командованием вице-адмирала Цилиакса. «Южная группа» в составе крейсера «Эмден» и трех миноносцев (Т-7, Т-8 и Т-11) оказывала поддержку немецким войскам, захватывающим остров Эзель.
«Эмден» вступил в борьбу с советскими батареями 180-мм (№315) и 130-мм (№25а) орудий. Советские артиллеристы отогнали точной стрельбой миноносцы мористее, а на «Эмден» были брошены 4 торпедных катера Г-5.
Один катер (ТКА-83) был уничтожен огнем немецких кораблей, торпеды прошли мимо. Дальше был морской анекдот на тему «Кто круче соврет».
Немцы отчитались о потоплении двух катеров, поскольку на потопление ТКА-83 претендовали артиллеристы «Эмдена» и «Лейпцига». То количество снарядов, которые израсходовали немецкие крейсера («Лейпциг – 153, «Эмден» — 178) на один торпедный катер – это был перебор по полной программе.
Но и наши катерники спокойно отчитались о потоплении двух миноносцев и повреждении крейсера и миноносца!
Правда, потопленные и поврежденные корабли на следующий день продолжили обстрел советских позиций вплоть до полного израсходования боекомплекта. После этого «Эмден» ушел в Готенхафен и на этом для крейсера война с СССР закончилась.
Снова у «Эмдена» началась служба в качестве учебного корабля, но в конце 1942 года снова было решено привлечь корабль к участию в боевых операциях (немцы активно теряли корабли), но поражение Кригсмарине в «Новогоднем бою» круто поменяло все планы.
Хотя «Эмден» не был разобран на металл (по первоначальному плану), модернизации были отменены и крейсер остался учебным кораблем.
До сентября 1944 года «Эмден» был учебным кораблем, но в связи с ухудшением обстановки его снова перевели в корабли первой линии. На крейсер снова возложили обязанности по постановкам мин в Скагерраке. «Эмден» выставил более 300 мин.
Далее крейсер перевели на север, где он сопровождал конвои в Осло-фиорде и обеспечивал ПВО.
Затем крейсер снова оказался на Балтике, в Кенигсберге. На ремонте. Ремонт, правда, не был закончен, потому что к Кенигсбергу подошли советские войска. С машинами в полуразобранном состоянии, на одной турбине, с демонтированным вооружением, крейсер смог-таки уйти в Готенхафен (Гдыня), где турбину собрали, а артиллерию снова установили на места.
На борт «Эмдена» было принято много различных грузов, в том числе гробы президента Веймарской Германии генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме того, на борт взошло около тысячи человек беженцев.
1 февраля 1945 года «Эмден» со скоростью 10 узлов уполз из Кенигсберга и совершил переход в Киль, на верфи «Дойче Верке», где встал на ремонт. Однако, вернуться в строй из ремонта кораблю было не суждено.
2 марта 1945 года в «Эмден» попали 4 бомбы. Бомбы были небольшого калибра, до 100 кг, потому защита выдержала, но возник пожар. 3 апреля в корабль попала бомба весом 227 кг, которая пробила палубу и взорвалась в котельном отделении, разнеся там все.
В ночь с 9 на 10 апреля британские тяжелые бомбардировщики сбросили на Киль 2 634 тонны бомб. «Адмирал Шеер» перевернулся и затонул, «Адмирал Хиппер» превратился в груду металлолома. «Эмдену» разворотило корму.
После осмотра корабль вывели в бухту Хайкендорф, где посадили на мель, предварительно заложив подрывные заряды в машинных и котельных отделениях. 3 мая 1945 года заряды были приведены в действие, поставив последнюю точку в судьбе корабля.
Остатки корабля разобрали на металл после войны, в 1949-1950 годах.
Интересная судьба. Первый крупный корабль новой германии прожил существенно дольше чем построенные после него. Да, строительство его шло в сложных условиях, за постройкой наблюдали союзники-победители, не дававшие построить корабль в соответствии с современными возможностями.
Потому «Эмден» не то что устарел на верфи, он заложен был уже несовременным. И потому лучшая для него роль на флоте – роль учебного корабля.
Тем не менее, вклад «Эмдена» в развитие флота был огромен. Новый корабль такого класса – это уверенность в том, что судостроительная отрасль Германии жива. Нашли деньги, тем самым сохранили кадры, как конструкторские, так и на производстве. Ну и то количество моряков, которое подготовил в своих походах «Эмден» — оно дало возможность укомплектовать обученным личным составом другие корабли Кригсмарине.
Конечно, корабль был архаичен к началу Второй Мировой войны. Его вообще не зря назвали «последним немецким крейсером Первой Мировой». Справедливо. Да, артиллерия была на том уровне.
Но тем не менее, несмотря на то, что в 1927 году «Эмден» был устаревшим кораблем, его запас прочности обеспечил долгую эксплуатацию, что повлекло за собой длительную службу в качестве учебного корабля.
Можно покритиковать немцев, которые бросились строить корабль, не сформировав военно-морской доктрины, не проанализировав итогов Первой Мировой войны. Но такое у них было время. И «Эмден» стал своего рода символом возрождения немецкого военно-морского флота.
И, кстати, на фоне служивших тогда старых корыт, он смотрелся вполне пристойно. А уж подготовив столько офицеров для Кригсмарине – можно с уверенностью сказать, что «Эмден» полностью отработал каждый потраченный на его постройку пфенниг.
И стал интересным примером, когда корабль в мирное время оказался намного более полезным, чем в бою.