Красные слоны. Часть 2. Скромный апофеоз мощи.
После нормализации советско-германских отношений, и при наличии очевидных успехов в строительстве «крейсеров истребителей крейсеров» (которые к тому времени уже должны быть спущены на воду, освободив стапеля), вполне логично было бы заложить ещё пару таких же – с немецкими технологиями, станками и оборудованием, дело пошло бы весьма лихо (слава Богу, нам не монстрюков с водоизмещением за 30-40 тыс. тонн строить)! Но, аппетит, как известно, приходит во время еды и, объективно оценивая загрузку отечественных предприятий Народного комиссариата военной промышленности, СССР вместо закладки ещё двух «истребителей» покупает у Германии… не-не-не, не «Лютцов» — на хрен он нужен, если его в первом же бою утопят два тех же «Хиппера», да хоть те же две «Зары» или два «Тоне»! Нам никто и никогда не позволит создать численного превосходства – дураков нет. Да и качественное, у кораблей нашей по(до)стройки, штука сомнительная. Не говоря уже про подготовку кадров. Нам нужен корабль, который гарантированно выиграет очную дуэль с крейсерами «договорниками» по своему усмотрению – перетопив их как котят, либо спокойно выйдя из боя ввиду настоятельной тактической необходимости, прощая при этом мелкие ошибки, как строителей, так и отцов-командиров – что для тех же «истребителей» довольно рискованно (броня держит 203 мм снаряд отнюдь не на всех дистанциях и чтоб побеждать тех же «договорников» наседающих скопом, нужно проявлять не дюжие флотоводческие таланты). «Сила и надёжность». Вот и вся концепция «красного слона» в отличие от бритовского белого (в гранд флите, «белыми слонами» называли не типичные для того времени корабли, постройка которых не оправдывала возлагавшихся на них надежд).
Мы смиренно, но настоятельно (подобно отцу Фёдору, «токмо волею пославшей его жены», отжимающему гамбсовский гарнитур у инженера Брунса), попросим предоставить в наше распоряжение проект того самого «Шарнхорста» и приложим все усилия, чтоб оперативно оформить сделку по поставкам его вооружения с системами управления огнём, силовой установки и проч. Причём закажем мы всё это в полных комплектах сразу на два корабля. А чтоб немцы, не дай Бог, не заподозрили нас в чём «не добром», мы с их же помощью переработаем проект из «чуть-чуть недолинкора» в «большой крейсер». Это не сложно. Несколько уменьшенное бронирование ради повышения скорости и только. Как раз то, что нам нужно, исходя из заявленной доктрины «крейсера-истребителя-крейсеров».
И разве самка собаки Адольф Алоизыч нам откажет? Тогда уже во всю шла «странная война» на западном фронте, вермахт лихорадочно готовился сокрушить союзников во Франции, а Гитлеру отчаянно нужны были гарантии, что он не получит удар ножом в спину от Сталина. И за эти гарантии он был готов платить очень дорого. К тому же, немцам эта сделка выгодна втройне. Они сохраняют для своего флота «Лютцов», выручают хорошие деньги (точнее плавно перекладывают их из одного своего кармана в другой, поскольку значительную часть закупок у Германии СССР делал в счёт кредита, предоставленного Германией после нормализации отношений в начале 1939 г.), что позволит им оперативно достроить не только «Лютцов», но и однотипный «Зейдлиц», и к тому же гарантирует превосходство своих «ШиГов» над перспективными советскими большими крейсерами.
Поскольку в данной АИ промышленность страны решено не отвлекать на постройку новых крупных боевых кораблей (которые жуть как хочется), корпуса по немецким чертежам мы заказываем в САСШ. Методом «челночной дипломатии» утрясаем все вопросы по коррекции проекта в нужном нам направлении с тем, чтоб уже той же весной 40-го, на американских верфях были заложены два крейсера.
Время, кстати, самое удачное. Американцы закончили свои довоенные программы по тяжёлым крейсерам, а к огромной серии «Балтиморов» (12 ед.) приступят только через год – в середине 1941-го. Разумеется, чтоб такая сделка прокатила, вести себя надо паиньками – т. е. не аннексировать прибалтийских лимитрофов и не наезжать с пистолетом наголо на упёртых финнов (и то и другое в моих АИ – пренепременное условие) и даже с румынами вести себя более аккуратно, несмотря на хорошую возможность предъявить счёт и Финляндии и Румынии за их крысятничество в «смутное время». Как говорится – каждой крысе, точнее овощу, свой срок.
А в мае-июне, вермахт, как известно, триумфально сокрушает Францию и гуманитарным пендалем вышвыривает британский экспедиционный корпус с континента, после чего западный фронт перестаёт существовать и Гитлеру уже нет нужды заигрывать со Сталиным. Как и в РИ, это помимо прочего отражается и в дисциплине контрактных поставок с немецкой стороны.
В РИ, в апреле 1941-го года в Кремле проходит совещание, одним из вопросов которого был срыв стратегических поставок из Германии. В т .ч. и для нашего военного судостроения (ещё один «звоночек», набатный гром коего, так и не был услышан теми, кому по должности положено прислушиваться изо всех сил).
В АИ, подобное совещание (но не по срыву поставок, а по срочной необходимости их замещения на отечественные аналоги ввиду резкого изменения стратегической ситуации), могло бы состояться уже на другой день после капитуляции Франции. Хотя бы в качестве резервного варианта.
Не стану гадать, какое оборудование мы успели бы получить за прошедший год из Германии, а какое нет, но то, что ГК для своих «слонов» в виде трёхорудийных 283 мм башен Drh LC/28 мы не увидим как собственных ушей – более чем очевидно. Ведь немцы в РИ предлагали нам 380 мм арту для «Кронштадтов» только потому, что у них уже имелся большой задел по этим артсистемам оказавшийся лишним после отказа Гитлера от постройки двух линкоров. Но и тех мы не получили. По 283 мм арте «Шарнхорста» никакого задела нет.
Отсюда рассматриваем лишь два варианта отечественного ГК:
1. Устанавливаем трёхорудийные башни «истребителей» с 254 мм пушками (благо они уже и разработаны и даже в металле образец на подходе) и получаем корабль с некоторым дисбалансом по соотношению водоизмещение/боевые возможности но, вполне удовлетворяющий требованиям принятой концепции «истребителя крейсеров».
2. На скорую руку сооружаем нечто 12-ти дюймовое. Что означает либо глубоко модернизированную башню «Севастополя» с его же артой (хотя и тяжеловатый вариант получается), либо модифицируем башню АИшного «истребителя», меняя три 10-ти дюймовых ствола на два 12-ти дюймовых «севастопольских».
Вторым калибром на «Шарнхорсте» числятся 150 мм пушки в двухорудийных башнях DrhLC/34 и одноорудийные палубные установки с теми же орудиями. Про башни, скорее всего, придётся забыть, но вот с одноорудийными палубными артустановками всё должно быть в порядке – ничего сложного и особо трудоёмкого в них нет. Но, если мы не получаем от немцев даже их, то используем сугубо новые отечественные 130 мм двухорудийные башни Б-2-ЛМТ наших «истребителей». По 4 башни на корабль.
Дальняя ПВО «Шарнхорста» представлена 105 мм спаренными стабилизированными артустановками SKC/33. Их, немцы в РИ сами предлагали нам на продажу – 4 штуки уже готовых сразу и лицензию на выпуск. И то и другое мы в АИ купим с удовольствием (в РИ СССР проведя совместные испытания немки с новой отечественной 100-мм артсистемой от сделки отказался, хотя, из-за начавшейся войны запустить в серию собственную 100 мм зенитку так и не успел). В АИ успеет.
Даже если мы получим только те самые 4 готовые установки (по две на брата), а с остальными случится облом, это будет хорошим дополнением к нашим ещё сырым к тому же одноорудийным стомиллиметровкам до тех пор, пока промышленность не освоит либо немецкие установки (что объективно в то время сомнительно), либо отечественные 100 мм спарки М3-14 либо, «на худой конец», лишённые стабилизаторов Б-54 (и те и другие разработаны в РИ в 1940-ом, но в серию из-за начала войны не пошли). Единственное что стоило бы сделать – это перекалибровать немецкие установки под наш 100 мм патрон в плане унификации.
Ближняя ПВО. Сперва, 37 мм автоматы 70-К. Потом, либо спарка 66-К, либо четырёхстволка 46-К аналогичного калибра. Все эти артсистемы были разработаны ещё до войны.
Вместо 20 мм автоматов, устанавливаем КК ДШК, желательно в спаренных установках.
В РИ многие из упомянутых артсистем действительно были разработаны перед войной и именно она, война проклятая, помешала их освоению в серийном выпуске – стране как-то стало не до флотской экзотики. В АИ-же, все эти работы можно было успешно завершить гораздо раньше. Мы экономим трудочасы ИТР и производственников на разработке 152 мм орудий, на разработке двух и трёхорудийных башен под эти пушки, на разработке 406 мм орудий и башен под них. Вообще на всей титанической эпопее по проектированию и постройке линкоров. И только вместо 305 мм ГК, разрабатываем для наших «истребителей» десятидюймовки. С такой экономией, думается, мы вполне могли бы выгадать принципиально важный год. Тем более, что и собственно начало разработки многих артсистем, затачиваемых под «истребитель» обр. 37 г. возможно состоялось бы раньше.
Сравнительная таблица закладки и ввода в строй перворанговых кораблей для РККФ в РИ и АИ.
| РИ | АИ |
КРЛ пр. 26 | 2 (2) | 2 (2) |
КРЛ пр. 26 бис | 4 (4) | 4 (4) |
КРЛ пр. 68 | 7 (0) | – |
РИ ТКР пр. 69 и АИ пр. 69 «истребитель» | 2 (0) | 2 (2) |
ТКР «Лютцов» («Петропавловск») | 1 (0) | – |
«Красный слон» (на базе пр. «Шарнхорст») | – | 2 (2) |
ЛК пр. 23 | 4 (0) | – |
Всего | 20 (6) | 10 (10) |
Первая цифра – количество заложенных к постройке кораблей. В скобках — из них введено в строй до или во время ВОВ.
Вот такой расклад по эффективности «капиталовложений».
Таблица некоторые ТТХ кораблей:
| «Шарнхорст» РИ | «Кронштадт» РИ | «красный слон» АИ |
Размерения (м) | 235х30х8.2 | 230х29х8.7 | 230Х29Х8.1 |
Водоизм. (т) | 32 100 | 35 250 | 30 000 |
СУ (л.с.) | 161 000 | 201 000 | 165 000 |
Скорость макс. (уз.) | 31.5 | 33 | 33,5 |
Дальность (миль) | 7 100 (19) | 8 300 (18) | 7 000 (18) |
Броня (мм): Главный пояс Верхний пояс Траверсы Палуба ПТП Рубка Башни ГК Барбеты |
350 45 150 50+95 45 350 360 350 |
230 35 150 90+30 45 210 330 210 |
200-150 35 150 50+75 45 200 200 200 |
Вооружение ГК
ВК ДПВО БПВО
ТА Сам/кат |
9 (3х3) 283/54.5
12 (4х2+4х1) 150/55 14 (7х2) 105/65 16 (8х2) 37/83 8 (8х1) 20/65 6 (2х3) 533 3/1 |
9 (3х3) 305/54
8 (4х2) 152/52 8 (4х2) 100/60 28 (?) 37/67 16 (?) 12.7 – 2/1 |
9 (3х3) 254/54 или 6 (3х2) 305/52 или 9(3х3) 305/52 8 (4х2) 130/55 12 (2х2+8х1) 100/60 32 (16х2) 37/67 18 (9х2) 12.7 6 (3х2) 533 2/1 |
Некоторые пояснения к нижней таблице.
Корпус нашего «красного слона» меньше шарнхорстовского, но не сильно. Вообще, при значительно более лёгком бронировании и облегченном вооружении, в столь большом корпусе нет необходимости. Его можно было бы и ещё «ужать», но рассчитывая на высокую скорость, сильно искажать в худшую сторону пропорцию длина/ширина вредно – а существенно уменьшать ширину я не хочу принципиально, поскольку это очень нехорошо отразится на качестве ПТЗ. Поэтому, уменьшение водоизмещения, прежде всего, отразится на осадке, что хорошо, поскольку и скорость увеличит и сделает корпус менее заливаемым в штормовую погоду («ШиГи» от этого страдали довольно-таки серьёзно, считаясь «мокрыми» кораблями).
Главная статья экономии веса – броня. Броня «ШиГов» рассчитывалась для обеспечения изрядной зоны свободного маневрирования под огнём артиллерии калибром более 12 дюймов, что нам вовсе не обязательно. Наши скромные требования – абсолютная защита от «договорной» крейсерской арты калибра 203 мм. Грубо говоря – от ГК «Хипперов» на всех реальных дистанциях боя. И только. Неизменной оставлена только толщина противоторпедной переборки. Отсюда главный пояс от барбета первой до барбета третьей башен толщиной в 200 мм, утончающийся от ватерлинии книзу до 150 мм.
Силовая установка и у «истребителя» и у «слона» одинаковая – те же ТЗА и котлы что в РИ проектировались для «Чапаевых», но не по два ТЗА, а по три (корабли, как и РИ «ШиГ», трёхвальные) с соответствующим увеличением количества котлов – благо, есть где всё это размещать. Мощность при этом получается даже несколько больше чем у «ШиГ».
Вооружение ГК – аж 3 варианта на любой вкус – благо и водоизмещения и сэкономленного на броньке веса хватит на любой.
Стратегия. Поскольку аишные ТКР в виде «крейсеров-истребителей крейсеров» вполне могут быть введены в строй в течение 1942-го года (с учётом нормального режима строительства до войны, чуть более благоприятного развития событий на фронтах, благодаря укреплению РККА за счёт ресурсов, в РИ напрасно потраченных на линкоры, ну и с активной помощью союзников, конечно) и принять самое непосредственное участие в защите северных конвоев (напомню – достройка кораблей велась в Молотовске и/или Архангельске).
Что касается «красных слонов», строящихся в САСШ по модифицированному немецкому проекту «Шарнхорста». Учитывая промышленные возможности США и их заинтересованность в защите северного маршрута «ленд-лиза», большие крейсера по нашему заказу, с нашими вооружением, СУО и СУ они могут ввести в строй не позднее 44-го года.
(О «красных слонах» американской постройки с американским же вооружением в 3-ей части).
Теперь, что касается перспектив. Немцы строили рейдеры, годные для одиночных операций на коммуникациях противника, при этом, учитывая в перспективе использовать те же корабли в составе мощных соединений.
Для наших «красных слонов», когда они выполнят свою миссию по прикрытию северных конвоев, я предполагаю так же сперва индивидуальную рейдерскую тактику применения, которая уже в послевоенное время будет развита в доктрину рейдерских групп в составе пары «больших крейсеров», авианосца и 4-6 либо малых крейсеров-скаутов, либо лидеров для ПЛО/ПВО соединения. Добавьте к этому быстроходные транспорт снабжения и танкер, 2-3 большие океанские субмарины – вот и универсальное ударное соединение дальнего действия которое замучается отлавливать противник, ибо линкоры его просто не догонят, на вражий авианосец у нас есть свой (да и не будет, скорее всего, одиночный авианосец супостата гоняться за нами без линкорного прикрытия), а крейсера прикрытия особо ретивого авианосца, без нянек в виде тех же линкоров, наши «красные слоны» растопчут без проблем. Единственная проблема – если против нашего соединения противник бросит АУГ с несколькими авианосцами и большой сворой тяжёлых крейсеров охранения (возможно, они и в отношении «Алясок» свою точку зрения поменяют), разрешив им оторваться в погоне от линкоров. Ну, при таком кислом раскладе, как говорил Карлсон (который живёт на крыше): «смотри малыш, за тобой пожарные приехали! И вообще, задержался я тут, поздно уже и мне чего-то так домой вдруг захотелось…» (не поручусь за точность цитаты).
Главное – вовремя сообразить, что уже «домой пора», не дожидаясь, когда «налетят демоны». Мы-ж континентальная держава и беззаветно сражаться за господство на море нам абсолютно ни к чему.