27

К предлагаемому сегодня вашему вниманию материалу, уважаемые коллеги, пожалуй, максимально подойдет нижеследующее четверостишие:

 

О том его грехе давно все знали,

Махнув рукой – мол, Бог ему судья.

И в коий раз в угаре альтерналий

Стонал преобразуемый «Баян»…

 

Собственно, то, что получилось из означенного «Баяна» на сей раз – вот-с:

Корабли строятся... для дока?

И еще немного альт-корабликов составили ему компанию:

Корабли строятся... для дока?

Корабли строятся... для дока?

Вообще, началось все с обнаруженного в сети чертежа сухого дока Порт-Артура (вроде бы уважаемый Юра27 его выкладывал), доставшегося русским вместе с крепостью от китайцев:

Корабли строятся... для дока?

Этот чертеж показывает узость «входа» в данный док – минимальная ширина в «придонной» его части всего 63 фута (19,20 м). Наибольшая глубина до этой узости (насколько я понял, в «высокую воду») – 26 футов (7,92 м).

Корабли строятся... для дока?

И если мы говорим о вводе кораблей в док не только для очистки днища, но и для ремонта боевых повреждений подводной части, когда может иметь место и легкий крен, и превышение осадки над проектной из-за набранной через пробоину воды (порой к тому же суммированное со строительной перегрузкой), то именно на наибольшую ширину по корпусу не свыше 63 футов и проектную осадку не свыше 24, край – 25 футов (7,32-7,62 м) я бы и ориентировался.

А совокупно в заявленные габариты 137х19,20х7,62 м помещается разве что более-менее приличный броненосный крейсер на 9500-10000 тонн водоизмещения, к которому можно было бы даже попытаться приделать минималистичные по размерам башни с парой 254-мм пушек в каждой – что-то вроде носовой башни реального «Генерал-адмирала Апраксина». Подкрепить их дюжиной казематных шестидюймовок и тем же числом 75-мм пушек – и получаем нечто «национально-колоритное броненосцеобразное» по шестаковско-«пересветовским» заветам, требовавшим создания именно что «броненосцев, охарактеризованных скорее крейсерами».

Однако затем мне подумалось – коль уж «донором» внешнего вида такого корабля здесь послужит реальный «француз» по имени «Баян», то почему бы не использовать и еще одно типично франкское решение того времени, а именно одноорудийные башни ГК?! И уже с русскими 40-калиберными 12-дюймовками в них?

В пользу такого решения работают еще и следующие обстоятельства:

а) как было известно еще из довоенной практики, одноорудийная кормовая башня на «Генерал-адмирале Апраксине» показывала бОльшую меткость стрельбы, чем его же носовая двухорудийная (в силу конструктивных особенностей башен того времени). То есть при проигрыше в числе стволов ГК можно за счет повышения меткости стрельбы надеяться на не слишком значительное падение числа попаданий главным калибром в японские корабли;

б) как минимум проектный прецедент решения с одноорудийными башнями ГК в рассматриваемый период имелся и в действительности – по данным Р.М.Мельникова из книги «Броненосцы типа «Бородино», цензовый проект броненосца В.X.Оффенберга 1898 года при водоизмещении в 12360 т и скорости в 17 узлов предполагал вооружение из 2-305х40 и 26-152х45 пушек.

Потом же альтернативная мысль развернулась в следующее.

В реальности, не считая черноморского «Потемкина», но считая тамошние же «Очаков» с «Кагулом», Россия начиная с 1897 и по 1902 год включительно заложила (у себя или за рубежом) 8 эскадренных броненосцев, 2 броненосных крейсера, 4 де-факто «полуброненосных» крейсера типа «Богатырь», 2 больших бронепалубных крейсера, 4 малых бронепалубных крейсера и 1 безбронный крейсер общим проектным водоизмещением округленно 181000 тонн.

 

А если поделить этот тоннаж не так, как в реальности, то можно получить:

14 «броненосцев-крейсеров» для Балтийского и Тихоокеанского флотов с 305-мм пушками по 10000 тонн каждый, без особых проблем умещающихся в док Порт-Артура;

1 броненосец береговой обороны для Черноморского флота в 6000 тонн на базе реального проекта, который планировалось назвать «Адмирал Бутаков» – в компанию к «маломерному» «Ростиславу»;

10 бронепалубных 23-24-узловых крейсеров по 3500 тонн каждый2 для Черноморского флота и 8 для Балтийского и Тихоокеанского флотов.

 

При этом в предложенном варианте потребности в орудиях ГК для 14-ти альтернативных броненосных кораблей полностью закрываются 28-ю 305-мм пушками, реально выпущенными для 7-ми броненосцев – «Цесаревича», «Ретвизана» и пяти «бородинцев». А 4-254х45, произведенные для «настоящей» «Победы», логично уходят в пользу задуманного в этой альтернативе черноморского броненосца береговой обороны «Адмирал Бутаков». 6 же 203-мм 45-калиберных пушек с реальных «Громобоя» и «Баяна», а также имевшееся в запасе еще 1 такое орудие вполне могут «прописаться» на «Рюрике» (4), заменяя его 4-203х35, а также по одной на трех броненосных канлодках типа «Грозящий» (итого 3) вместо их старых 229х35.

Более того, подобная альтернатива учитывает и возможности по выпуску орудийных башен русскими заводами, которым вместо 12 двухорудийных 305-мм, 2 двухорудийных 254-мм и 38 двухорудийных 152-мм установок нужно будет изготовить 28 одноорудийных 305-мм и 2 двухорудийных 254-мм (французы 6 башен для строящихся у них трех кораблей сделают сами).

Корабли строятся... для дока?

Альтернативный «Адмирал Бутаков» по авторскому замыслу будет иметь следующие параметры:

проектное нормальное водоизмещение – 6000 тонн, 103,63 (длина по ГВЛ)/105,16 (длина наибольшая)/17,98 (ширина наибольшая)/5,18 (осадка проектная) м, проектная мощность машин – 7000 л.с., 12 котлов Бельвиля, проектная скорость – 16,0 узлов, запас угля (нормальный/полный) – 375/625 тонн, броня Круппа и хромоникелевая, полный пояс по ГВЛ (вторые цифры в парах – толщина пояса у нижней кромки) – 102-76,2 (25 % длины корпуса)/152-114 (25 % длины корпуса)/178-127 (50 % длины корпуса) мм, верхний пояс (30 % длины корпуса) и равный ему по протяженности каземат СК с их траверзами – 76,2 мм, разделительные переборки в каземате СК – 25,4 мм, карапасная палуба со скосами – 50,8 (с учетом палубного настила) мм, крыша каземата СК – 25,4 (с учетом палубного настила) мм, башни ГК – 178 (бок)/50,8 (крыша и пол) мм, барбеты ГК – 178 мм, боевая рубка – 178 (бок)/50,8 (крыша и пол) мм, коммуникационная труба – 102 мм, 4-254х45, 6-152х45, 4-75х50, 8-47, 4 пулемета, 2-381-мм т.а. (подводные, 6 торпед).

Корабли строятся... для дока?

Корабли строятся... для дока?

Корабли строятся... для дока?

А «броненосец-крейсер» на базе «Баяна» получит следующие характеристики:

проектное нормальное водоизмещение – 10000 тонн, 135,0 (длина по ГВЛ)/137,5 (длина наибольшая)/19,20 (ширина наибольшая)/7,25 м (осадка проектная) м, проектная мощность машин – 17000 л.с., 28 котлов Бельвиля, проектная скорость – 20,0 узлов, запас угля (нормальный/полный) – 750/1250 тонн, броня Круппа и хромоникелевая, полный пояс по ГВЛ (высота 1,75 м, вторые цифры в парах – толщина пояса у нижней кромки) – 100-75 (25 % длины корпуса)/150-100 (25 % длины корпуса)/200-125 (50 % длины корпуса) мм, полный верхний пояс (высота 2,25 м) – 75 (25 % длины корпуса)/100 (25 % длины корпуса)/150 (50 % длины корпуса), каземат СК (50 % длины корпуса) с траверзами – 100 мм, разделительные переборки в каземате СК – 25 мм, нижняя палуба (карапасная со скосами) – 45 (плоская часть с учетом палубного настила)/60 (карапасы и скосы с учетом палубного настила) мм, батарейная палуба вне пределов каземата СК и крыша каземата СК – 30 (с учетом палубного настила) мм, башни ГК – 200 (бок)/50 (крыша и пол) мм, барбеты ГК – 200 (выше батарейной палубы)/100 (от батарейной до нижней палубы) мм, боевая рубка – 200 (бок)/50 (крыша и пол) мм, коммуникационная труба – 100 мм, 2-305х40, 12-152х45, 12-75х50, 12-47, 2-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 2-381-мм т.а. (подводные, 6 торпед).

 

Состав нагрузки подобного «броненосца-крейсера», отталкиваясь от раскладки для реального «Баяна», с учетом ее некоторой трансформации по замечаниям МТК в 1898 году (в частности, в виде отказа от деревянной обшивки корпуса)

Корабли строятся... для дока?

будет выглядеть следующим образом:

корпус – 3250 тонн;

дельные вещи и внутренние устройства – 300 тонн;

деревянная подкладка под пояс по ГВЛ – 50 тонн;

бронирование:

— пояс по ГВЛ – 500 тонн;

— верхний пояс – 600 тонн;

— боевая рубка с коммуникационной трубой – 40 тонн;

— каземат СК с траверзами и разделительными переборками – 270 тонн;

— башни 305-мм орудий – 460 тонн;

— палубная броня – 625 тонн;

мачты с марсами, рангоутом и такелажем – 20 тонн;

снабжение – 125 тонн;

катера и шлюпки – 25 тонн;

главные механизмы и котлы с водой – 1425 тонн;

вспомогательные механизмы – 100 тонн;

нормальный запас угля – 750 тонн (полный – 1250 тонн);

команда (700 человек) с багажом – 100 тонн;

провизия с бочками на 45 дней – 75 тонн;

вода для команды на 20 дней – 55 тонн;

артиллерия и боезапас (с учетом массы башенных установок, а также механизмов подачи и оборудования погребов) – 940 тонн;

минное вооружение и запасы – 40 тонн;

разные предметы – 50 тонн;

запас котельной воды – 200 тонн.

 

Итого проектное нормальное водоизмещение – 10000 тонн (полное – 10500 тонн).

 

Бронепалубные крейсера в 3500 тонн в данной альтернативе в основной своей массе вырастут из проекта 3125-тонного альтернативного «Новика» с главным вооружением из 6-152х45 (как в реальности набрали вес в сравнении с прототипом «Жемчуг» и «Изумруд», получившие 16 котлы Ярроу вместо 12 котлов Шихау).

Корабли строятся... для дока?

Здешний альт-«Новик» при неизменной по сравнению с прототипом мощности и составе МКУ и осадке получит упрочненный по образцу реального «Жемучуга» корпус, увеличенные до 3125 тонн нормальное водоизмещение, до 12,6 м наибольшую ширину и до 115,0 м наибольшую длину, что позволяет, по авторской задумке:

— вместить более объемистые погреба 152-мм пушек и чуть больший запас угля;

— немного усилить бронезащиту крейсера: палуба — плоская часть 35 мм (вместо 30 мм), скосы — 55 мм (вместо 50 мм), гласисы машин — 75 мм (вместо 70 мм), боевая рубка — стены 75 мм (вместо 30 мм), пол, крыша и коммуникационная труба 35 мм (вместо 30 мм), элеваторы боезапаса и бронирование котельных кожухов (отсутствовало у реального «Новика») — 35 мм;

— сохранить неизменным родное «новиковское» отношение длины к ширине и в этой связи надеяться получить, несмотря на возросшее водоизмещение и размеры, максимальную скорость корабля в 24,0 узла (или даже чуть больше, хотя бы на испытаниях).

 

Суммарно же ТТХ альт-«Новика» будут выглядеть так:

проектное нормальное водоизмещение – 3125 тонн, 113,5 (длина по ГВЛ)/115,0 (длина наибольшая)/12,6 (ширина наибольшая)/5,0 (осадка проектная) м, проектная мощность машин – 17000 л.с., 12 котлов Шихау, проектная скорость – 24,0 узла, запас угля (нормальный/полный) – 375/625 тонн, броня Круппа и хромоникелевая, карапасная палуба со скосами (с учетом палубного настила) – 35 мм (плоская часть)/55 мм (скосы), гласисы машин – 75 мм, боевая рубка – 75 мм (бок)/35 мм (пол и крыша), коммуникационная труба – 35 мм, элеваторы боезапаса – 35 мм, бронирование котельных кожухов – 35 мм, щиты орудий ГК – 25,4 мм, 6-152х45 (на станках с центральным штыром), 4-75х50 (на станках Меллера), 4-47х43, 4-37, 1-63,5-мм десантная, 2 пулемета, 4-381-мм т.а. (надводные, 8 торпед).

 

А нагрузка корабля, высчитанная на базе вот этих цифр,

Корабли строятся... для дока?

предполагается примерно следующей:

корпус с устройствами и броней — 1550 тонн (в том числе броня — около 450 тонн);

мачта, шлюпки, шлюпбалки — 50 тонн;

машины, котлы с водой, динамо-машины — 800 тонн;

артиллерийское и торпедное вооружение с боезапасом — 225 тонн;

нормальный запас угля — 375 тонн (полный — 625 тонн);

команда, багаж, провизия, вода — 125 тонн.

 

Итого проектное нормальное водоизмещение – 3125 тонн (полное – 3375 тонн).

 

Был бы такой флот лучше реального – трудно сказать. «Броненосцы-крейсера» на основе «Баяна» по своей защите корпуса примерно равноценны реальным броненосцам типа «Бородино», зато быстрее их. Орудия ГК позволяют уверенно бороться с самыми мощными японскими кораблями, а то, что их меньше «на единицу корабля», отчасти компенсируется их лучшей меткостью. При необходимости они вполне подлежат ремонту в порт-артурском доке. Опять же, выбытие из строя одного такого «броненосца-крейсера» не слишком ослабляет броненосную линию в целом – ведь все корабли этой самой линии в данном раскладе равноценны. Нет ощутимо более сильных или более слабых.

А у альт-«новиков» в бою, подобном последнему сражению «Новика» реального, против той же «Цусимы» будет все-таки куда больше шансов. Да и в принципе им по-настоящему опасны из японских противников разве что «собачки».

 

Что же касается постройки предложенных кораблей… Заменители «Баяна» и «Цесаревича» строятся, конечно же, во Франции – и на тамошних же верфях стоит разместить заменитель «Варяга» (французы и в реальности хотели строить еще один «Баян»). За счет меньших размеров «броненосцев-крейсеров» в сравнении с реальными историческими аналогами, как предполагается, будущий «Ретвизан» успеет построить Балтийский завод в компанию к «Громобою», «Победе», «Императору Александру III», «Князю Суворову» и «Славе» (что отнюдь не кажется невероятным при серийной постройке по одному прототипу – да и общий построечный тоннаж выйдет примерно такой же). Заменители «Бородино», «Орла» и «Олега» – Новое Адмиралтейство и Галерный остров. Еще два таких корабля, «Богатырь» и «Аскольд» – германской («вулканской») постройки по собственному проекту, что-то вроде этого:

Корабли строятся... для дока?

На Дальний Восток из всего этого коллектива до начала 1904 года, как предполагается, успеют «Баян», «Цесаревич», «Варяг», «Ретвизан», «Громобой», «Победа», «Богатырь» и «Аскольд».

Применительно к малым бронепалубникам верфь Шихау строит «Новик», «Бурмейстер ог вайн» – «Боярин» (по своему проекту, близкому к реальному, только «довернутому» до 3500 тонн водоизмещения за счет усиления артиллерии до альт-«новиковского» стандарта и небольшого увеличения общих габаритов), Невский завод – «Жемчуг» и «Изумруд», Балтийский – «Алмаз», еще два крейсера, скажем, «Топаз» и «Сапфир» – верфь Круппа вместо одного «Аскольда» по своему проекту, похожему на уменьшенный трехтрубный вариант «Аскольда», примерно такой:

Корабли строятся... для дока?

Еще один крейсер (назовем его «Яхонт») можно будет, скрепя сердце, отдать Крампу (опять же, по его собственному проекту) – с надеждой, что хотя бы в этот раз американский промышленник не так уж оплошает с конструкцией корабля.

На Дальний Восток из них до начала 1904 года попадут «Новик», «Боярин», «Алмаз», «Яхонт», «Топаз» и «Сапфир».

А черноморские верфи, думаю, вполне осилят два малых крейсера по 3500 тонн («Очаков» и «Кагул» по проекту альт-«Жемчуга») и броненосец береговой обороны в 6000 тонн («Адмирал Бутаков») – вместо двух реальных «богатырей» по 6675 тонн каждый.

При этом хорошо распределяются и более старые корабли – схожие по ТТХ три «полтавы» и «Сисой Великий» (который здесь предполагается «подшаманить» во Владивостоке, а не угонять на Балтику) в одном броненосном отряде в Порт-Артуре, «Пересвет» и «Ослябя» (у которых здесь за счет носовой 152-мм пушки и части орудий помельче планируется еще в процессе достройки прикрыть оконечности по ватерлинии легким поясом) да «Рюрик» с «Россией» – во Владивостоке. Точнее, «Пересвет» и «Ослябю», не успевающих к началу 1904 года на Тихий океан из-за переделок системы бронирования, предполагается там «прописать». А до их прибытия во Владивосток логично также сплавить всех трех «богинь» (вернее, двух, так как «Аврора» тоже припозднится и в этом мире).

В общем и целом, таким образом, к реальной дате начала конфликта предполагается иметь на будущем ТВД 4 «старых» эскадренных броненосца, 8 «броненосцев-крейсеров», 2 броненосных крейсера-рейдера, 2 больших и 6 малых бронепалубных крейсеров.

Дополнительно к ним с Балтики можно будет отправить «вторым эшелоном» подкрепление, считая только современные корабли, из 6 «броненосцев-крейсеров», «Пересвета» с «Ослябей», «Авроры», «Светланы» и «Жемчуга» с «Изумрудом».

И нападут ли японцы при подобных условиях – вопрос…

 

Вот такая вот картина машинным маслом, уважаемые коллеги. 🙂

 

С уважением. Стволяр.

 

P.S. Более крупные рисунки – традиционно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/171109.html

https://stvolar.livejournal.com/173174.html

https://stvolar.livejournal.com/170494.html

 

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest

33 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account