Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

18

«Наваха. В этом слове душные сумерки с запахом портовых трущоб, вкус опасности и напряжение готового к броску зверя. … Финка и кортик были слишком просты и прямолинейны. Стилет и кинжал — аристократически надменны, элита безмолвных убийц. Охотничий нож эльзасской стали — груб и тяжеловесен. Мачете — по-крестьянски трудолюбивое оружие — сонно и непритязательно. … Сотни лет нужно было оттачивать каждый изгиб, чтобы сделать разбойничий нож настолько совершенным и изящным. Изящное орудие убийства — звучит странно, но так оно и есть. Наваха. … Замершая смерть».

Do John (http://samlib.ru)

Содержание:

«На ваших лбах моя наваха запечатлеет рваный крест…»

Главная особенность стиля – обман, поэтому такой стиль заслужил репутацию «грязного боя». … Часто в правой руке была наваха, а левую обматывали плащом …  плащ и шляпа были обычными «предметами туалета»   и, находясь всегда «под рукой», при необходимости становились оружием. Для того, чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу). «В плаще и с навахой». Владимир Едигаров (http://steel-knife.ru)

За кормой остался горящий порт Гданьска и несколько минных банок выставленных на подходе к нему. Немцы их безусловно почистят. Но не сразу. Не сразу. Четыре тральщика базировавшиеся на древний ганзейский город  разделили участь порта. Мелочь — а приятно.

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

Крейсера, выстраиваясь в кильватерную колонну, последний раз отсалютовали главным калибром единственной уцелевшей береговой батарее и легли на курс N-N-O. Дивизион эсминцев убежал вперед, а три сторожевика разошлись по азимутам, образуя передовой и фланговые заслоны на удалении в 50 кабельтовых от походного ордера основных сил. Русская ударная группировка начала отход к месту базирования держа ход порядка 12 узлов.

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

В 10.00 прошли точку № 2. С мостика «Рюрика» параллельно воде прямо по курсу ушли две ракеты белого дыма. Еще через 15 минут с «Новика», лидировавшего ушедший далеко вперед дивизион, пришло радио: « С норд — веста наблюдаю дымы». После короткого радиообмена на Новике замигал ратьер и из строя эсминцев выкатились «Орфей»  и «Ника», выписывая циркуляцию в предписанном направлении. Увеличив ход  до 27 узлов, разведка пошла навстречу проявившимся неприятностям.

К 11.15 диспозиция окончательно нарисовалась — дивизион русских эсминцев вел вялую перестрелку с флотилией немецких миноносцев и, постоянно меняя курс, вычерчивал на свинцовых волнах сложный зигзаг, смещаясь в общем направлении на Z-Z-O со средней скоростью порядка 7 узлов,  а с норд-веста к месту боя уже подходили четыре больших корабля с силами обеспечения.

— Головным  «Фон дер Тан», — капитан 1 ранга Колчак оторвался от дальномера на мостике «Новика».- Радио на флагман. …

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

… Изначально расчет делался на противодействие группировке противника оперирующей  из Кёнигсберга. Но, буквально накануне, агентурная разведка сообщила о выходе боевых кораблей из порта столицы Восточной Пруссии. Спустя шестнадцать  часов  группу каких-то кораблей засекла у границы шведских вод на юго-восточной оконечности о. Готоланд выходившая на позицию в точку № 4 подводная лодка «Акула».  Поднятый в 16.00 с аэродрома «Кагул»  на острове Эзель «Илья Муромец» разведывательной эскадрильи Балтийского флота обратно  садился уже в темноте при свете прожекторов. Но задачу свою выполнил – ОНИ.

Германский адмирал вывел в данный квадрат свои корабли, намериваясь в случае необходимости занять теоретически наивыгоднейшее положение между противником и его базой, перерезав пути отхода. Неширокий такой коридорчик в 78 морских миль по самой узкой части. И возможностью безнаказанно пострелять по порту Данцига, было грех не воспользоваться. …

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

… — Поражение в войне на Дальнем Востоке поставило русские морские силы в очень неудобное положение на других ТВД. В частности на Балтике. Соотношение сил ограничило задачи обороной Финского залива и прикрытием приморского фланга сухопутных сил. Оказать хоть какое-то сопротивление вероятному противнику, то есть нам, русские могли, лишь опираясь на минно-артиллерийскую позицию. Приняв такое решение в 1907 году, уже к началу 1908 года русские имели временные 120-203мм батареи на Ирбенской, Моонзундской и Ревельской позициях. В том же году началось капитальное строительство башенных 203-305мм батарей.  К 1910 году русские разработали 356-мм морское орудие и с одновременной подготовкой его производства на своих заводах, заказали его производство в Англии.   В результате уже 1913 году они смогли начать монтаж на своих береговых позициях трехорудийных башенных  356-мм установок. К настоящему моменту на островах Эзель и Даго работы уже завершены. На Ревельской позиции, из шести башенных установок,  введены в строй только две — одна на северном берегу устья Финского залива, другая на южном. Кроме того с началом боевых действий русские развернули минно-артиллерийскую позицию и на Аландском архипелаге, чем почти полностью блокировали вход в Ботнический залив. Минные поля простираются вплоть до территориальных вод Швеции и прикрыты огнем береговой артиллерии калибра до 305-мм включительно.

— Откуда там 305мм батареи? Их ведь на временные основания не поставишь.

— Капитальное строительство на архипелаге началось в 1912 году. На запрос Швеции русские ответили, что строят крупную обсерваторию с четырьмя мощными телескопами.  И даже соответствующие планы и схему строительства представили. К началу лета 1913 года,  после того как были готовы бетонные основания и поворотные платформы под телескопы,  а также фундаменты под обеспечивающие сооружения, строительство  было приостановлено. Как было заявлено, за исчерпанием средств и до возобновления финансирования. К моменту выдвижения нашей броненосной эскадры в указанный район русские астрономы уже, похоже, завершили монтаж своих телескопов — при попытке форсирования минного поля огнем 305-мм артиллерии было уничтожено три тральщика. После чего русские начали пристрелку по «Блюхеру». Во избежание потерь наши корабли начали отход на зюйд, обходя Готланд с веста. Как показали дальнейшие события, это было исключительно правильное решение. Русские просто не ожидали, что мы придем к ним домой столь далеко и такими небольшими силами, поэтому и отреагировали с опозданием. Но более чем основательно. На траверзе Ирбенского пролива к осту от Готланда в завесу были развернуты все наличные подводные силы русского флота,  минная дивизия и два отряда сторожевых кораблей с минами заграждения. В море были выведены все три бригады ББО и 1-й отряд крейсеров.

Следующая попытка оперировать в северной Балтике малыми силами закончилась для нас потерей трех легких крейсеров. Они были обнаружены русской воздушной разведкой и сторожевыми кораблями, и взяты на сопровождение. После чего у Даго были перехвачены крейсерами и эсминцами. Шансов на отход просто не было.

— Если ввести на ТВД основные силы ФОМ?

— Лишено смысла. Русские просто с интересом понаблюдают за нами из-за своих минных позиций. Мы же имеем хороший шанс повредить, если не потерять, в акватории сильно насыщенной минами, по чистой случайности, крупные корабли. Не слишком ли высокая цена, при отсутствии стратегической задачи?

— Уничтожение русского флота Вы не считаете такой задачей?

-Я считаю несоразмерной цену. Полученный результат не оправдает возможных потерь.

— А вы не переоцениваете мощь русских береговых батарей?

— Ни в коей мере. На любом отдельно взятом участке обороны берега мы всегда сможем создать подавляющее огневое превосходство. Стационарные батареи плавать не умеют, а русские тяжелые корабли артиллерийской поддержки  кардинально изменить баланс в чисто огневом противостоянии не смогут.

— Так в чем же дело?

— В минах, экселенц. В русских минах. Их не просто много, а много до неприличия. Согласно имеющейся информации, русские  выставили уже более 10 000 мин заграждения и совершенно не собираются останавливаться на достигнутом. На минах они не экономят. Поэтому крепостной артиллерии совершенно нет необходимости дуэлировать с нашими линкорами. Впереди однозначно придется идти кораблям разграждения. Теоретически скорость буксировки тралов может составлять порядка 15 узлов, но приемлемый результат можно получить лишь на 8-10 узлах. При полной невозможности активно маневрировать. Прекрасная тихоходная мишень, для уничтожения которой даже не требуется  прямое попадание 305-мм снаряда. В отсутствии данных о конфигурации и глубине минных  заграждений штурм любой позиции выльется в фактически безнаказанный расстрел с предельной дистанции наших тральщиков. А их количество не безгранично.

— Блокировать их базы контрзаграждениями?

— Только для их установки придется  задействовать значительные силы. И не меньшие — для постоянной охраны позиций. Русские  имеют значительное количество выходов в Балтику из-за своих оборонительных рубежей,  и в защищенной акватории могут свободно маневрировать наличными силами, массируя удар в любой из возможных точек. На какой срок мы готовы отказаться от операций в Северном море?

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

— Да, это не выход. Что вы предлагаете?

— Задействовать против русских крейсеров наши.

— Вы это уже пробовали. «Роон» в текущем году  из ремонта не выйдет.

— Поэтому, пользуясь оперативной паузой, я и прошу временно перевести на Балтику отряд линейных крейсеров. …

… Эсминцы по широкой дуге обходили с норда, занимая позицию по левому борту. Миноносцы скатились на зюйд, выходя на правый. Но ни те, ни другие пока не горели желанием активно лезть под огонь 130-миллиметровок русских дестроеров. А с кормы паровым катком курсом на Z-Z-O неудержимо сокращала дистанцию краса и гордость кригсмарине, давя на нервы пока еще не работающим одиннадцати дюймовым главным калибром. Игры кончились. Пора было спасаться. Стрелки манометров и тахометров упали вправо до упора. Винты вспенили холодную Балтийскую воду, разгоняя 1500 регистровых тонн до паспортных 34 узлов – хватай мешки, вокзал отходит. А с мостика «Новика» в пасмурное осеннее небо ушли три ракеты красного дыма. И через пару секунд ещё три. Для гарантии. …

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

… Двигаясь курсом N-N-W со скоростью около 18 узлов в 25 милях на вест,  русский крейсерский отряд расходился с основным противником на встречно-параллельных курсах вне пределов видимости.

В 11.50 повернули на девять румбов и легли на курс O-N-O. Еще через пять минут встретили идущие с норд-веста корабли противника.

— Два «принца», «Фридрих» и головным «Йорк», – контр-адмирал Бахирев устало улыбнулся командиру «Рюрика». – Замечательно. А мы их, Александр Михайлович, собирались по всей Балтике отлавливать.

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

… Немецкий адмирал таки решил не полагаться на слепую удачу и оставил в районе ожидания бригаду броненосных крейсеров.  За большими братьями им всё-равно не угнаться. В случае же столкновения с русскими, их главной задачей было связать противника боем и дождаться подхода основных сил. На всё про всё около получаса. Броненосный и линейный отряды сейчас разделяло чуть более двадцати трех миль. И русские наконец-то сунули лапу в капкан. Поверни они чуть позже, и разошлись бы, не заметив друг друга. Русские вообще могли пойти вдоль берега Восточной Пруссии (ширина Балтики в этих местах более 150 километров) или  обойти Готланд с запада. Но судьба привела их именно в эту точку. Или всё-таки не она? …

… Если бы штурман «Фон дер Тана» имел русские карты, он бы с уверенностью сказал, что их корабль только что пересек границу одного из пяти небольших очерченных красным квадратов в районе обозначенном как точка № 3. Ещё через 27 секунд подводный взрыв в носовой оконечности с правого борта известил о состоявшейся встрече с русской миной. А неумолимая сила инерции тащила многотонную махину дальше. И дотащила до следующей мины.   На «Мольтке» среагировали на неожиданную опасность оперативно. Корабль быстро отработав машинами и рулем и почти сбросив скорость, развернулся к терпящему бедствие флагману левым бортом. Куда и получил две торпеды. На «Зейдлице» вовремя заметили две стремительно приближающиеся пенные дорожки — совсем немаленький корабль с изяществом опытного танцора уклонился от рокового рандеву и … Вскрыл очередную минную банку. Рванувшая прямо под кормой мина лишила его одного из винтов и заклинила перо руля в положении «лево на борт». В следующий момент на правом борту «Зейдлица» финишировали ещё две торпеды. И если первая не взорвалась,  то вторая сработала штатно.

Три подводных охотника типа «Барс», не дожидаясь заслуженной благодарности, экстренно приняли балласт и, провалившись на безопасную глубину, начали отход с позиции «по заранее утвержденному плану».

Было бы неправильно сказать, что мины и торпеды причинили немецким линейным крейсерам значительный ущерб. Все они остались на плаву и полностью сохранили боевой потенциал. «Блюхер» так вообще отделался легким недоумением. Только вот развивать в ближайшие часы скорость более 20 узлов им категорически не рекомендовалось. Во избежание, так сказать.  А  у некоторых бы и при всём желании не получилось. Кроме того, для начала требовалось тихо и аккуратно на цыпочках выползти из столь негостеприимного района. В результате контрольные полчаса в порядке инфляции превратились в час, а потом и в два. К исходу которых …

… «Йорк» горел от носа до кормы, лишился всей артиллерии и представлял собой чудом держащуюся на воде свалку металлолома, но тонуть категорически не хотел. «Принц Адальберт», как и полагается особе королевской крови, тонул медленно, с достоинством и также неотвратимо. Второй «принц», лишившись всех труб и мачт, с разбитыми машинами и сильным креном на левый борт дрейфовал в десятке кабельтовых на Z-O. Больше всех не повезло «Фридриху Карлу» — на пятой минуте боя он получил  десятидюймовый гостинец в носовой погреб главного калибра. Вспух от внутреннего взрыва, переламываясь на две неравные части. Холодная морская вода хлынула на раскаленные котлы и серия последовательных взрывов в мгновение ока добила начавший заваливаться на борт корабль.

Через двенадцать часов на подходе к Кёнигсбергу подорвался на мине и получил очередные повреждения линейный крейсер «Фон дер Танн».  Кысмет, однако. «Блюхер» первым проскочивший «точку № 1» опять счастливо избежал встречи с рогатым апельсином.

Броненосный крейсер «Рюрик II»

Cтроился в Англии по заказу России.  Заложен в 1905 году. Спущен на воду 17 ноября 1906 года. Вступил в строй в 1908 году.

Изначально фирма «Виккерс» предложила вариант вооруженный 12-ю 9,2-дюймовыми пушками в шести двухорудийных башнях. Усиленный в части вооружения БКр «Минотавр». Но в жертву приносилась бронезащита, что категорически не устраивала русскую сторону. В результате количество орудий сократилось до восьми, но их калибр вырос до привычных в русском флоте 10 дюймов. Четыре двухорудийные башни расположили ромбом по типу «Адмирала Нахимова». Инженеры фирмы «Виккерс» внесли свои дополнения, и бортовые башни были смещены относительно друг друга, позволяя использовать в бортовом залпе все орудия ГК.

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

Водоизмещение 16 930 т.

Силовая установка: 24 паровых котла «Yarrow», 2 паровые машины тройного расширения общей максимальной мощностью 25 000 л.с. Скорость —  24,5 узла. При форсировании машин до 27 826 л. с. В течении трех-четырех часов скорость около 25,5 узлов.

 Длина наибольшая 166,2 м, ширина 22,9, среднее углубление 7,9м.

 Бронирование: пояс 76-180 мм, палуба 38 мм, казематы 76 мм, башни 178-203, боевая рубка 127-203 мм.

 Вооружение: 8 — 254-мм, 10 — 152-мм, 4 — 47-мм орудия. 18 пулеметов, 2 торпедных аппарата.

Броненосные крейсера типа «Свеаборг».

«Свеаборг», «Кронштадт» и «Ревель». Cтроились в Англии по заказу России.  Заложены в 1907 году. Спущены на воду в 1908 году. Вступили в строй в 1910 году.

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

Фактически полностью копировали БКр «Рюрик II» за исключением размещения и состава артиллерии. С подачи наблюдавшего за строительством «Рюрика» инженера В.П. Костенко башни ГК были размещены линейно-возвышено, что позволило без ограничений использовать их все в бортовом залпе и  на погонных и ретирадных курсовых углах от 30 градусов. Кроме того, 6-дюймовая вспомогательная артиллерия уступила место более скорострельной, но не менее эффективной по воздействию, 130-миллиметровой.

Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»Корабли морской крепости. Удар навахой. Броненосные крейсера «Рюрик II» и «Свеаборг»

товарищ Сухов
Подписаться
Уведомить о
guest

99 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account