Корабль,изменивший ход войны…

0

Великая Война превосходила по ожесточённости все войны, которые были до неё. В ней впервые были массово применены новые виды вооружений- танки, самолёты, ядовитые газы, линкоры-дредноуты, подводные лодки. В схватке сошлась почти вся Европа, четыре огромных империи, с упорством достойным лучшего применения, уничтожали друг друга на суше, на море и в воздухе. Казалось бы, как на такую вселенскую бойню , может повлиять один корабль, пусть даже весьма приличный?! Как правило- никак, но был один корабль, который на первый взгляд, не одержал крупных побед, не нанёс врагу решающего урона и даже не погиб с честью, до конца выполнив свой воинский долг, но именно он оказал серьёзное влияние на начальный ход Великой Войны и на военные успехи( ну или неудачи) нескольких армий. Этот корабль — немецкий линейный крейсер "Гебен".

Корабль,изменивший ход войны...

Краткие характеристики :

Годы постройки: 1907-1912; полное водоизмещение- 25400тонн; максимальная скорость-28,5 узлов(на испытаниях); максимальное бронирование -270мм пояс; экипаж-1200человек.

Вооружение: 10орудий калибра 280 мм.в пяти башнях; 12 орудий калибра 150мм.; 12 орудий калибра 88мм.

Начало Первой мировой войны — 28 июля 1914 года, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии — застало линейный крейсер «Гебен» у стенки судоремонтного дока в австрийском порту Пола (ныне Пула в Хорватии ). 29 июля 1914 года из Берлина пришла радиограмма, что международное положение весьма серьёзно. Командующий германским соединением кораблей адмирал Вильгельм Сушон верно понял, что счет времени идет даже не на дни, а на часы. Надо заметить, что состояние машин "Гебена" было весьма печальным — котельные трубки нуждались в замене, а скорость полного хода не превышала 24 узла, и то ненадолго. По факту же речь шла уже о 18- 20 узлах, что для боевого корабля было крайне мало. Вообще то, "Гебена" планировалось заменить на его систершипа "Мольтке", но этого не произошло.

Итак, адмирал Сушон вывел свой корабль в море, где к нему присоединился лёгкий крейсер "Бреслау". Это был хороший лёгкий крейсер водоизмещением в 4300тонн с наибольшей скоростью 28узлов и с шестью 105мм орудиями в бортовом залпе.

Корабль,изменивший ход войны...

Невзирая на плохое техническое состояние крейсера, Вильгельм Сушон решил на прощание «громко хлопнуть дверью». Из Полы немецкие корабли пошли в сторону Алжира — на бомбардировку французских алжирских портов Бон и Филипвиль (ныне Скикда).

Уже по пути к Алжиру 3 августа 1914 года в 18.00 немецкий адмирал получил радиограмму, что Германия объявила войну Франции. А утром 4 августа пришел приказ главнокомандующего ВМС Германии, адмирала Альфреда фон Тирпица, который определял курс немецких рейдеров на Константинополь. Получив этот приказ, Вильгельм Сушон не изменил, тем не менее, своего первоначального решения и нанес артиллерийский удар по Филипвилю и Бону. В 4-50 утра 4 августа крейсер "Бреслау" выпустил по порту Бона около 50 снарядов, "Гебен" же отстрелялся по Филиппвилю. Ущерб от этой, скорее показательной акции, оказался минимальным: было убито двое, и ранено шесть человек. Однако, пощёчина французам вышла звонкая! Командующий французского флота, контр-адмирал Буэ-де-Ляперера имел в распоряжении серьёзные силы: это один дредноут "Курбе", 6 линейных кораблей типа "Дантон", старой постройки и большое количество старых броненосцев и тяжёлых крейсеров. Голова французского адмирала была забита охраной конвоев с войсками, которые потоком шли из Алжира в метрополию. Иметь под боком два мощных немецких корабля, которые, кстати, не мог догнать не один из французских линкоров, было весьма опасно.

Английский адмирал Арчибальд Милн, имел в своей эскадре более современные и мощные корабли. Это были относительно новые линейные крейсера типа "Инвинсибл", в количестве трёх штук. Их главный калибр в 305мм превосходил немецкий, но слабая конструкция корпуса не позволяла стрелять на борт более чем из шести орудий, броня же была слабее чем у противника. Но против всех трёх, шансов в открытом бою у немцев почти не было. 

Корабль,изменивший ход войны...

Английский линейный крейсер  "Индомитебл "

Однако, удача выбирает подготовленных. Дело в том, что в замкнутой акватории Средиземного моря оказалось сразу слишком много противников. Во первых, это французы, которые по договору с британцами должны были нейтрализовать мощный флот Австро-венгрии. Во вторых, это немцы, которые изо всех сил старались пробиться к Константинополю. В третьих, это пока не определившиеся за кого воевать турки и итальянцы. Координации штабов не было никакой, радиосвязь была отвратительной, а адмиралы не имели опыта ведения столь крупной компании. И в подобных условиях адмирал Сушон успешно водил адмиралов антанты за нос.

 Сделав вид, что направляется к Гибралтару, он круто повернул на восток.4 августа, в 9ч 32мин британские крейсера "Индомитебл" и "Индефатигебл" заметили немецкие корабли. По непонятным причинам, британцы не сообщили об этом французам, которые ловили немцев неподалёку. Вместо этого, они пристроились впереди немцев, на обеих раковинах  и продолжили их сопровождение. Орудия соперников находились в положении "по походному", но в любой момент готовы были открыть огонь. Англичане вели напряжённый радиообмен с Лондоном, в ходе которого им предложили как-нибудь "задержать" немцев. Ультиматум англичан Кайзеру истекал 5го августа, и до того времени обострять они не хотели. Видимо британцы надеялись, что в ночь на 5августа, когда официально будет объявлена война, они таки прикончат немцев, а это медали, звания, бонусы… И таким подарком судьбы делиться с лягушатниками?! Жизнь, однако, расставила всё по местам. На "Индомитебле" не хватало 90 кочегаров, оба английских корабля не могли дать полный ход, и когда немцы добавили паров, то англичане отстали. Скорее всего, себе на удачу. Зная результаты Ютландского сражения (когда однотипный "Инвинсибл" затонул, после нескольких удачных попаданий "Дерфлингера" в район бортовой башни,и последующего взрыва боезапаса), можно предположить, что "Гебен" либо утопил бы, либо сильно покалечил обоих британцев, но получил бы повреждения, потерял ход, а великая куча старых французских броненосцев,крутившихся неподалёку, отправила бы немца на дно… 

Даа, жаль, что история не терпит сослагательного наклонения, но имеем то, что имеем. Кстати, это только у меня на бумаге немцы так легко добавили ход, в жизни же лопнувшие трубки в котельной "Гебена" стоили жизни четырём немецким кочегарам, которые заживо сварились, попав под струю перегретого пара…

В 4 утра 5 августа 1914 года «Гебен» и «Бреслау» вошли в гавань итальянской Мессины. Согласно международному морскому праву, корабли воюющей страны могли находиться в порту нейтрального государства не более 24 часов. Зная об этом, портовые власти Мессины всячески затягивали поставку угля на немецкие крейсера.

В этот крайне опасный час адмирал Сушон получил подтверждение, что выражение «немецкое чувство» — это не пустые слова: ему на помощь пришли команды немецких торговых судов, стоявших в порту Мессины. Четыре сотни добровольцев — простые немецкие моряки — круглосуточно, практически вручную перегружали уголь с германского парохода "Генерал", в бункера «Гебена» и «Бреслау». К утру 6 августа было загружено 1500 тонн угля, что было мало для прорыва в Константинополь, но позволяло, по крайней мере, и дальше продолжать с англичанами игру в «кошки-мышки». Вариантов игры, кстати, было много. Сушон мог пойти в Австрийскую Полу, в Константинополь, или в сторону Гибралтара.

Корабль,изменивший ход войны...

Вильгельм Сушон.

Тирпиц оставил принятие решения самому Сушону, и тот проявил себя как инициативный и умный командир.6 августа он вышел 18 узловым ходом, через южный выход Мессинского пролива. Немецким кораблям на хвост сразу же упал английский крейсер "Глочестер " , которого поставили охранять южную часть Мессинского пролива. Сушон выбрал правильное направление- линейные крейсера Милна были много западнее, и не могли догнать немцев, впереди же была эскадра другого английского адмирала Эрнеста Трубриджа, которая насчитывала 12 кораблей: четыре броненосных крейсера — «Дифенс» (флагман), «Блэк Принс», «Уорриор», «Дюк оф Эдинбург», а также восемь эсминцев.

Корабль,изменивший ход войны...

Броненосный крейсер "Блэк Принс".

Крейсера эти были относительно новыми, да и вообще серьёзными боевыми кораблями, но! Но,не против линейного крейсера. Дело в том, что Гебен распологал бортовым залпом из десяти орудий 280мм калибра и шести калибра150мм , с весом полного залпа в 3260кг. Причем, дальность стрельбы главным калибром была около 113 кабельтовых ( 21километр) Британцы могли противопоставить этому свои 234-мм орудия с эффективной дальностью поражения 75 кабельтовых(14 км). Правда, этих орудий у них было существенно больше, чем у «Гебена»: 22 против 10. Но это чистое количество , в бортовом залпе английских крейсеров было всего 15 орудий крупного калибра. Дополнительно адмирал Трубридж мог рассчитывать на 12пушек калибра 7,5 дюймов (190-мм) и 18 шестидюймовок (152-мм). В сравнении с «Гебеном» англичане могли выдать лавину огня: оставалась только придумать, как подойти к  немецким крейсерам, на дистанцию эффективного огня среднего калибра- те имели преимущество в ходе около пяти узлов.

Корабль,изменивший ход войны...

Был и еще один повод для сомнений — толщина броневого пояса. «Гебен» имел 270-мм броневой пояс, толщина брони британских крейсеров не превышала 150 мм., да и крупповская броня покруче будет! После продолжительных( я думаю) раздумий, адмирал Трубридж решил не связываться. Причём, это не было чистой трусостью, прямого приказа на уничтожение немцев у него не было, как раз ему рекомендовали не вступать в бой с превосходящими силами немцев.

История частично подтвердила его правоту- в Ютландском сражении флагманский "Дифенс" доблестно сражался с немецкими линкорами целых 20 минут, получил семь попаданий бронебойными снарядами, взорвался и потоп, вместе с 900чел.команды. Однако, по человечески, адмирал смалодушничал. Великий флот( это перевод) британцев , не может без боя отпускать врага, пусть и более сильного. Нельсон крутится в гробу. Но не все британские моряки имели столь маленькие яйца… 

Командир лёгкого "Глочестера" не мог смириться с решением начальства. В 13.35 «Глочестер» сблизился с легким крейсером «Бреслау» и открыл огонь из орудий главного калибра. «Бреслау» ответил на огонь, а у «Гебена» не осталось вариантов, кроме как изменить курс, чтобы прийти на помощь своему легкому мателоту. Боестолкновение с «Гебеном» для британского легкого крейсера при любых обстоятельствах стало бы последним, и храбрый капитан «Глочестера» вынужден был отойти. Позднее,немцы подтвердили факт нескольких удачных попаданий в «Бреслау», наиболее опасное из которых пришлось в ватерлинию. И только прямой приказ адмирала Милна отозвал этого отважного капитана, который хоть как-то постоял за честь британского флота.

Теперь немцев было уже не достать. 8 августа немецкие корабли загрузились углём в Денузе , к востоку от Наксоса, а вечером 10 августа вошли в Дарданеллы и стали на якорь у Нагара, под прикрытием турецких фортов. Прорыв «Гебена» и «Бреслау» в Константинополь обернулся весьма серьезными последствиями для России. 16 августа 1914 года немецкие крейсера были официально переданы ВМС Турции. «Гебен» превратился «Явуз Султан Селим», а «Бреслау» получил наименование «Мидилли». При этом экипажи кораблей по-прежнему были немецкими, а энергичный и талантливый Вильгельм Сушон 23 сентября 1914 года был назначен главнокомандующим военно-морскими силами Османской империи.

Под влиянием столь весомых и железных аргументов, Османы перекрыли проливы для всех грузовых кораблей антанты. Это было серьёзным ударом по России. Ведь на начальных этапах войны, Россия экспортировала значительную часть вооружения. Вы удивитесь, но многие русские полки сражались японскими винтовками "Арисака". Снаряды к орудиям, прокат, химические вещества, всё это доставлялось по морю, и потеря незамерзающих портов чёрного моря, с хорошей транспортной инфраструктурой была весьма  серьёзной. Многие скажут, что Турция и так вступила бы в войну, но это бы случилось позже, на год или полтора. А подобная фора во времени, когда на наших южных рубежах не открылся бы фронт в 1000км, могла серьёзно спутать карты немцам на русском фронте…

Касаемо англичан. Подобного позора они своим адмиралам не простили. В результате весь период Великой войны адмирал Арчибальд Милн провел на берегу, получал вдвое уменьшенное жалование, а после войны был тут же отправлен в отставку.

Второму из творцов "Великого немецкого прорыва", адмиралу Эрнесту Трубриджу повезло меньше. Его судили, но суд оправдал его по формальным обстоятельствам. Хоть главный обвинитель флота адмирал Сидней Фримантл и доказывал, что «Гебен» не смог бы эффективно работать орудиями главного калибра одновременно по четырем целям. Это означало, что Трубридж имел возможность ценой гибели некоторых своих кораблей уничтожить германский линейный крейсер или, по крайней мере, обездвижить его, после чего дождаться подкрепления в виде линейных крейсеров Милна. Но суд не стал требовать крови.После чего, доблестный адмирал был отправлен военно- морским атташе в Сербию.

На этом я заканчиваю первую часть повествования, в которой немецкие крейсера становятся турецкими, а Турция вступает в войну с Антантой. В следующей части, я расскажу про героическую борьбу Российского флота, с турецко-немецкими кораблями…

Мистер Стоун.

Ранние статьи по теме:  http://cont.ws/post/111716   

                                         http://cont.ws/post/112797

Используемые материалы: http://topwar.ru/63441-triumfalnyy-pobeg.html

                                             https://ru.wikipedia.org/wiki/SMS_Goeben_(1911)

                                               http://wunderwafe.ru/Magazine/BKM/Germ_BC/05.htm        

Херберт Вильсон    "Линкоры в бою 1914-1918"

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account