1

 

Адольф Гитлер, как и другие диктаторы XX века, мнил себя специалистом во всех областях, способным давать ценные указания по любому вопросу. Как известно, командовал он и конструкторами автомобилей. Надо признать, что его указание о создании «фольксвагена» оставило заметный след в истории автомобилестроения второй половины XX века. Но больше было промахов, и самым крупным – во всяком случае, по размерам – был RSO.

Но вернемся к началу. Сражения 1941–1942 годов на Восточном фронте, конечно, порядком подсократили парк артиллерийских тягачей вермахта: но по-настоящему тяжелым положение немецких войск сложилось поздней осенью 1941 года, когда буквально за несколько дней почти весь автотранспорт встал, застряв в русской грязи. Положение частично удалось исправить, мобилизовав трофейные русские гусеничные трактора, тягачи и исправные танки. Но к весне 1942 года, когда началось таяние снегов, всё опять повторилось. Стало ясно – для бездорожья нужны совершенно другие тягачи, нежели те, которые состоят на вооружении вермахта.

Так как автомобильная промышленность была «по горло» завалена военными заказами, 6-й отдел Управления вооружений создал специальную комиссию под руководством профессора Фердинанда Порше, которая рассмотрела разработанные специалистами завода «Steyr» проекты гусеничного и колёсного тягачей на базе агрегатов полноприводного (4×4) грузовика Steyr 1500А.

Гусеничный RSO (Raupen Schlepper Ost – гусеничный тягач «Восток») получился довольно удачным, а вот колёсная машина под тем же индексом RSO (Rad Schlepper Ost – колёсный тягач «Восток») не получилась: замена обычных колёс огромными спицованными, диаметром 1,5 метра не превратила лёгкий грузовик в мощный тягач. И тут в ход разработок вмешался фюрер, с самого начала следивший за этим работами. Он помнил, как в годы Первой Мировой войны громадные колёсные тягачи Austro Daimler М16 таскали 305-мм осадные орудия. Решив, что подобные автомобили и есть то единственно правильное направление разработок, Гитлер поручил профессору Ф. Порше, которому, как австрийцу, он очень доверял, создать современный вариант впечатлившей его в годы той войны машины. Причём он прямо говорил о необходимости в целях экономии резины использовать цельнометаллические кольца с грунтозацепами.

Итак, конструкторское бюро профессора Порше получило официальный заказ от Управления вооружений на создание тягача с колесной формулой 4×4, а завод «Skoda» в Пльзене — указание готовиться к производству прототипов. Возможно, что это тоже был не случайный выбор: в годы первой мировой разработанные фирмой «Austro Daimler» тягачи выпускались для нужд австро-венгерской армии именно заводами «Skoda» (как и осадные мортиры, которые эти тягачи таскали).

В конструкторском бюро Порше новая разработка получила индекс «175». Согласно «выставленным фюрером вехам» инженеры разработали короткий и высокий (размеры 6220×2300×3065 мм, база – ровно 3000 мм) тягач на огромных металлических дисковых колёcax диаметром 1500 мм. На первых прототипах для облегчения веса в дисках были сделаны отверстия, от которых потом отказались. Благодаря этим колёсам клиренс изделия «175» составил 490 мм.

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

В соответствии с требованием обеспечения хороших пусковых качеств на «175-й» установили четырехцилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя – 6024 см³, мощность – 90 л.с. при 2000 об/мин. В качестве «пускача» использовалась половинка двигателя «Фольксваген» мощностью 12 л.с. Трансмиссия была достаточно сложной: крутящий момент от двигателя через 5-ступенчатую механическую КПП и раздаточную коробку передавался на ступицы колёс отдельными для каждого колеса карданными валами. Подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с упорными штангами, образующими с мостами треугольники.

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

Тягач полной массой в 12 тонн на ровной дороге развивал скорость 15 км/час, а его двигатель пожирал неимоверное количество дефицитного в Германии бензина – 100 литров на 100 км, поэтому бака в 250 литров хватало по бездорожью в лучшем случае на 125 километров. После провалившегося первого показа в октябре 1942 года и представления двух прототипов 4 января 1943 года недалеко от бункера Гитлера «Вольфшанце» самому фюреру – конструкторскому бюро было даже отказано в выделении бензина для дальнейших испытаний!

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. ГерманияКолесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

Все же Гитлер поддержал своего фаворита, и Порше продолжил работы, несколько улучшив конструкцию. Глушитель из-под рамы перенесли на крышу, изменили передаточные числа в трансмиссии, улучшили форму грунтозацепов, установили за сцеплением гидромуфту Voith 384Т.

И все-таки специалисты из Управления вооружений были прямо-таки несчастны: вопреки их мнению войскам навязывали явно неудачный, слабосильный (мог тянуть всего-то 5-тонный прицеп), тихоходный тягач. Что из того, что он преодолевал брод в 1,18 метра и взбирался на уклон в 33 градуса? Маленькая скорость, большой радиус разворота (14 метров) и большая высота делали его непригодным для использования вблизи фронтовой линии. Но фюрер есть фюрер, и против его мнения пойти никто не решался.

Повторный показ улучшенной конструкции RSO весной 1943 года послужил основанием для заказа серии из 200 шт. К концу года заводы «Skoda» выполнили заказ. Правда, была сделана попытка сократить заказ наполовину, но завод, чувствуя поддержку самого фюрера, письмо из Управления вооружений попросту проигнорировал.

И вот 200 штук RSO готовы. Куда же их отправлять? За 1943 год фронт приблизился к границам Польши, Чехословакии, а здесь дороги были лучше российских, и RSO вроде бы не требовались. Тогда часть тягачей зимой 1944–1945 годов перебросили на запад, в Голландию. Но эти окрашенные в тёмно-жёлтый цвет монстры, которых местное население считало частью какой-то системы тайного оружия, на дорогах показывались редко: для них просто не выделяли бензин. Их пытались использовать в инженерных подразделениях и для разрушения железных дорог. На поле боя несколько RSO появились во время Арденнской операции, где их захватили американцы.

Колесные тягачи Rad Schlepper Ost. Германия

В общем, большинство RSO были брошены немцами на путях отступления и позднее разрезаны на металлолом. Оставшиеся в восточной части Германии машины эпизодически использовались в дорожном строительстве вплоть до 1960 года. В этом же году в Штутгарте нашли один RSO. Этот тягач оставался на территории фирмы «Porsche», и перед приходом американцев кто-то загнал его в находившийся рядом со зданием пожарный пруд. Во время бомбардировки стены рухнули и похоронили тягач. Когда в 1960 году начали расчищать развалины, нашли и останки RSO. Но для восстановления они не годились…


источник: Люциюс СУСЛАВИЧЮС «РАД ШЛЕППЕР ОСТ» // М-Хобби 6-2006

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account