Кирилл Рябов. Курс на скорострельность. Технические особенности шведской САУ Bandkanon 1
В прошлом на вооружении сухопутных войск Швеции состояла самоходная артиллерийская установка 15,5 cm Bandkanon 1 (15,5 cm Bkan 1). Эта боевая машина отличалась от других САУ того времени повышенными огневыми характеристиками. Она могла всего за 45 сек выпустить весь боекомплект из 15 снарядов, затем за несколько минут перезарядиться и продолжить стрельбу. Такие возможности были получены за счет создания особой конструкции артиллерийской системы и средств подачи боеприпасов.
Содержание:
От разработки до эксплуатации
Программа разработки перспективной самоходной гаубицы, результатом которой в итоге стала Bandkanon 1, стартовала еще в 1949 г. Серийное производство такой техники планировали начать в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военное ведомство Швеции привлекало к работам разных подрядчиков, изменяло техническое задание и принимало иные меры. Это привело к серьезному изменению графика и сроков выполнения работ.
Только в 1960 г. компании Bofors, Landsverk и Volvo совместными усилиями построили опытную САУ под обозначением Artillerikanonvagn 151 с гаубицей калибра 150 мм. Ее выполнили на базе доступного шасси, а боевое отделение разработали с нуля с учетом особых требований заказчика. Самоходка Akv 151 прошла испытания и подтвердила расчетные характеристики.
Тем не менее, армия не стала принимать такую САУ на вооружение. Промышленности поручили переработать этот проект и заменить ключевые элементы боевой машины. Так, боевое отделение следовало перенести на новое гусеничное шасси, унифицированное с танком Strv 103. Кроме того, нужно было заменить имеющееся орудие на гаубицу калибра 155 мм – при сохранении вспомогательных средств и связанных с ними характеристик.
Обновленный проект подготовили в середине шестидесятых. После необходимых испытаний, в 1967 г. САУ поступила на вооружение под обозначением 15,5 cm Bandkanon 1. Тогда же началось серийное производство. Изначально армия планировала построить 70 самоходок и перевооружить ряд подразделений. Однако к моменту завершения работ военный бюджет сократился, и в планах осталось всего 26 САУ.
Самоходки поступили на вооружение одного из артиллерийских полков и заменили технику старых типов. 26 машин разделили между двумя дивизионами. В дальнейшем Bkan 1 несколько раз передавались другим соединениям. Кроме того, в конце восьмидесятых пересмотрели состав дивизионов – их стало три с восемью САУ в каждом. По мере продолжения службы, самоходки ремонтировались и модернизировались, но в 2003 г. их все же списали ввиду выработки ресурса. За несколько десятилетий эксплуатации скорострельные самоходки регулярно участвовали в разных учениях, но ни разу не привлекались к реальным боевым действиям.
Технические особенности
Bkan 1 серийного облика представляла собой гусеничную боевую бронированную машину с поворотной башней, оснащенной качающейся артиллерийской системой. САУ предназначалась для ведения огня по групповым и площадным наземным целям в тактической глубине обороны противника. Характерной ее особенностью являлась возможность быстрого производства до 15 выстрелов и скорейшего убытия с огневой позиции.
Шасси для Bkan 1, основанное на танке Strv 103, получило сварной корпус из противопульной / противоосколочной брони и имело переднемоторную компоновку. Изначально использовался дизельный двигатель Rolls-Royce K60 мощностью 240 л.с. В восьмидесятых был разработан проект модернизации Bkan 1C, в котором использовали 290-сильный дизель Detroit 6V-53T. Первая модификация имела механическую коробку передач, следующая – автоматическую. Шасси получило по шесть опорных катков на каждом борту с гидропневматической подвеской; последняя пара катков также являлась ленивцами. На шоссе достигалась скорость до 28 км/ч, запас хода – 30 км.
В кормовой части корпуса разместили башню необычной конструкции. Колпак был разделен на два боковых корпуса с местами экипажа и аппаратурой. Между ними была подвешена качающаяся артиллерийская часть с орудием, магазином, автоматикой заряжания и средствами перегрузки боекомплекта (на Bkan 1C собственный кран убрали).
САУ несла 155-мм нарезную гаубицу M/60 с дульным тормозом и полуавтоматическим затвором. Вертикальное наведение осуществлялось дистанционно с возможностью стрельбы с большими углами возвышения. За казенником орудия находился магазин на 14 унитарных снарядов в сменной обойме.
Орудие могло вести огонь прямой наводкой или с закрытой позиции, для чего на нем имелись соответствующие прицелы. В модификации Bkan 1 C внедрили усовершенствованную систему навигации, упрощавшую топопривязку. Также разработали электронную систему управления огнем с баллистическим вычислителем и радиолокационным измерителем скорости снаряда.
Экипаж САУ включал пять человек. Механик-водитель находился в корпусе, непосредственно перед башней. В двух половинах башни работали наводчик, командир и двое заряжающих. Последние отвечали за работу автомата заряжания, загрузку боеприпасов и т.д.
Общая длина самоходки Bkan 1 в походном положении (с пушкой вперед) достигала 11 м. При этом за пределы корпуса выступала не только дульная часть орудия, но и кормовой магазин со снарядами. Боевая масса – в базовой версии 52 т или на тонну больше после модернизации.
Залог скорострельности
Ключевой составляющей САУ Bandkanon 1 являлась качающаяся артиллерийская часть, оснащенная особой системой боепитания и заряжания. Именно она обеспечивала высокие огневые характеристики. При максимальном темпе, самоходка могла сделать до 15 выстрелов (14 снарядов в укладке и один, предварительно помещенный в камору) всего за 45 сек. При стрельбе на максимальную дальность, последний выстрел производился до того, как первый снаряд успевал упасть на цель.
Система питания имела достаточно простую конструкцию. За башней и казенником находился подвижный броневой корпус магазина. Его верх был выполнен как распашной люк, а снизу имелся подвижный лоток с досылателем. В походном положении магазин поднимался максимально вверх, а в боевом перемещался вместе с орудием, постоянно находясь выше казенника орудия. Над магазином находилась неподвижная стрела со средствами погрузки снарядов.
Для перезарядки использовалась обойма на 14 снарядов (два ряда по 7 шт), выполненная в виде рамки с удерживающими элементами. Она целиком помещалась в магазин и извлекалась после опустошения. Обоймы с унитарными выстрелами могли подвозиться любым доступным транспортом. Процесс перегрузки обоймы и подготовки Bkan 1 к стрельбе занимал не более пары минут и выполнялся при помощи дистанционного управления.
Во время стрельбы механизмы магазина перемещали снаряды и поочередно подводили их к нижнему лотку с досылателем. При открытом затворе орудия, лоток опускался, позволяя отправить снаряд в камору, а затем возвращался вверх за следующим боеприпасом. После выстрела гильза выбрасывалась наружу, а в открытый затвор подавался новый снаряд. Весь цикл перезарядки занимал всего несколько секунд.
Таким образом, подготовка орудия к стрельбе и перезарядка осуществлялись без прямого участия человека. Использование специально разработанных механизмов и приводов необходимой мощности позволило получить желаемые темпы работы, даже несмотря на большие размеры и массу 155-мм унитарных боеприпасов.
То же казалось и процесса перезарядки магазина. Крупная и тяжелая обойма передавалась с транспорта на САУ при помощи ее штатного крана. Любопытно, что в ходе модернизации до Bkan 1C от стрелы отказались, и вскоре стала очевидна ошибочность такого решения. Перегрузка боеприпасов отдельным краном-манипулятором была более сложным и длительным процессом.
В боекомплект Bandkanon 1 входили только осколочно-фугасные снаряды. Благодаря этому машина не нуждалась в устройствах для распознавания типа снаряда в магазине и могла вести огонь в максимальном темпе. По некоторым данным, в перспективе в боекомплект САУ могли включить ядерный боеприпас, однако шведская атомная программа не дошла до соответствующих стадий.
Оригинальные решения
Одной из главных целей проекта 15,5 cm Bandkanone 1 являлось повышение всех основных огневых характеристик, в первую очередь дальности и скорострельности. Специалисты шведского Минобороны и нескольких коммерческих подрядчиков нашли способ выполнить такие требования. Они предложили принципиально новую конструкцию боевого отделения и оригинальные средства хранения и подачи боеприпасов.
Рост огневых характеристик дал самоходке ряд важных преимуществ. Так, повысилась общая эффективность огня, как одной машины, так и подразделения. Уменьшилось время пребывания на огневой позиции, что сократило риски попадания под ответный огонь. При этом обнаружение позиции было достаточно сложным даже при применении радиолокационных средств: к моменту надежного и точного расчета траектории снарядов, САУ уже начинала сворачиваться перед уходом с позиции.
Ускоренная перезарядка позволила быстрее возвращаться к стрельбе и так же положительно сказалась на огневой производительности. При этом бронемашина первой версии имела собственный кран для перегрузки обоймы, что снижало требования к транспорту для боеприпасов.
В целом САУ Bkan 1 всех версий хорошо показывала себя и устраивала шведскую армию. От этой техники отказались только в начале двухтысячных годов, и главной причиной этого стала выработка ресурса и невозможность восстановления техники. При этом сухопутные войска Швеции не отказались от идеи мобильной и скорострельной самоходной гаубицы. Вскоре эта концепция была реализована в виде САУ Archer – тоже оснащенной 155-мм орудием и автоматикой перезарядки.