Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

15

Во второй половине шестидесятых годов прошлого века швейцарская компания MOWAG AG начала разработку очередного бронеавтомобиля. Созданный в начале десятилетия четырехколесный Roland оказался достаточно удачным, но заинтересовал только страны третьего мира. Понимая свой потенциал, в MOWAG желали получить более «вкусные» контракты от стран с большей платежеспособностью. С учетом опыта машины Roland и пожеланий потенциальных заказчиков началось создание проекта Piranha («Пиранья»), который вскоре перерос из единичной бронемашины в целое семейство бронетехники различного назначения.

Содержание:

Piranha 4×4

Первым представителем будущего семейства стал броневик «Пиранья 4х4», впоследствии также получивший обозначение Piranha I. Он представлял собой четырехколесный полноприводный броневик с боевой массой около семи тонн, предназначенный для перевозки до девяти человек. Защита экипажа из двух человек, десанта из семи, а также узлов и агрегатов самого автомобиля осуществлялась при помощи бронированного корпуса. Максимальная толщина его плит составляла 10 миллиметров, что обеспечивало всеракурсную защиту от обычных пуль калибра 7,62 миллиметра. Лобовые плиты машины, в свою очередь, защищали и от бронебойных пуль того же калибра. Посадка и высадка экипажа с десантом осуществлялась только через двойные двери в корме машины.
Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

Силовая установка самой первой «Пираньи» претерпела несколько изменений. Первоначально, с учетом экспортных перспектив, предлагался бензиновый двигатель мощностью до 200 лошадиных сил. Немного позже облик перспективной машины изменился и в итоге на Piranha 4×4 был установлен шестицилиндровый дизель Detroit V6 мощностью 216 л.с. Двигатель имел водяную систему охлаждения и комплектовался турбонаддувом. Вращающий момент передавался с двигателя на колеса через ручную коробку передач и трансмиссию производства фирмы Chrysler. Для движения по воде швейцарские инженеры предусмотрели два гребных винта в задней части машины. Колеса машины имели торсионную (передняя ось) и пружинную (задняя) подвеску. Кроме того, на всех колесах были предусмотрены гидравлические амортизаторы. Примененные на «Пиранье» силовая установка и ходовая часть обеспечили ей отличные ходовые качества. На шоссе броневик разгонялся до ста километров в час. Гребные винты обеспечивали скорость на воде в 9-10 км/ч. Двухсотлитрового топливного бака хватало на марш по шоссе длиной до 750 км.

Вооружение бронеавтомобиля Piranha 4×4 состояло из одного пулемета калибра 7,62 или 12,7 мм. Выбор типа пулемета оставался за заказчиком. Любое подходящее оружие устанавливалось на специальной турели над небольшой башенкой на крыше машины. Характерной чертой вооружения первой «Пираньи» стала система дистанционного управления. Наведение, прицеливание и огонь из пулемета можно было вести, оставаясь под прикрытием брони. Дополнительная огневая мощь обеспечивалась личным оружием десанта. Для этого в бортах корпуса имелось четыре шаровые установки оригинальной конструкции. Еще две размещалось в кормовых дверях. При их разработке были учтены некоторые черты бронетехники того времени. В связи с этим Piranha 4×4 стала первым европейским бронеатомобилем, амбразуры которого позволяли вести огонь даже в условиях применения оружия массового поражения. Оригинальная конструкция шаровых установок с подвижными шторками и дистанционно управляемая пулеметная турель были запатентованы и позже неоднократно использовались на другой бронетехнике.

Первая же «Пиранья» стала основой для нескольких машин различного назначения. Это командно-штабной броневик с дополнительным оборудованием связи и соответствующим оснащением, связная машина, а также бронированный грузовик. В последнем случае все отличия заключались в компоновке десантного отделения, которое имело гладкий пол без каких-либо выступов и легкосъемные сиденья для десанта. Однако наличие модификаций почти не сказалось на успехе бронеавтомобиля. Все поставки ограничились 80-ю машинами для Аргентины (под названием Grenadier), а также некоторым количеством броневиков для Либерии. В целом, проект Piranha 4×4 нельзя назвать полностью удачным. При применении ряда оригинальных решений броневик не получил особых преимуществ перед конкурентами, в том числе и более дешевыми. По этой причине общее количество построенных машин еле-еле перебралось через планку в сто штук.

Piranha 6×6

Немного позже начала работ по проекту четырехколесного броневика началось проектирование его «брата» с колесной формулой 6х6. Альтернативное название бронемашины – Piranha II. При этом стоит отметить, что система названий с использованием римских цифр появилась значительно позже самого семейства броневиков, что порой приводит к некоторой путанице. Шестиколесный бронеавтомобиль изначально создавался не как экспортная машина. Руководство фирмы MOWAG все же надеялось протолкнуть свою новую разработку в армию Швейцарии, для чего было предпринято несколько шагов.
Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

В первую очередь, габариты машины были выбраны такими, чтобы она могла свободно перемещаться по дорогам Швейцарии, в том числе и по горным серпантинам. Благодаря этому «Пиранья» длинной около шести метров спокойно могла не только ездить по всем дорогам страны, но и разворачиваться на узких горных трассах, не рискуя сорваться или даже задеть ограждение. Второй характерной чертой для обеспечения работы в горных условиях стал выбор двигателя. 300-сильный дизель Detroit V6-53T оснастили системой турбонаддува, обеспечивающей работоспособность двигателя на высотах до пяти тысяч метров над уровнем моря. Мощность дизеля передавалась на все колеса через трансмиссию фирмы Allison, коробка передач автоматическая с четырьмя передними и одной задней передачами. Последним шагом для адаптации «Пираньи 6х6» к работе в горах стала доработка подвески. На этот раз передние два колеса получили пружинную подвеску, а остальные – торсионную. Кроме того, на случай повреждений колеса броневика получили двухкамерные шины с армированием. В результате бронеавтомобиль Piranha II смог нормально работать в условиях практически любой европейской местности. Для переправы через реки и водоемы броневик оснастили двумя гребными винтами в кормовой части. Рядом с винтами находилось по два пластинчатых руля, управлявших вектором их тяги. Ходовые показатели Piranha 6×6 оказались на уровне четырехколесного броневика – максимальная скорость на шоссе до 100 км/ч и до десяти на воде.

Бронированный корпус «Пираньи 6х6» делался на основе первого броневика семейства. По этой причине максимальная толщина листов, равно как и уровень защиты, осталась прежней – 10 миллиметров, защищающие от обычных и бронебойных пуль винтовочного калибра. Компоновка внутренних объемов также не претерпела изменений: моторно-трансмиссионное отделение в правой передней части корпуса, рабочее место водителя слева от него и десантное отделение в средней и кормовой частях. Собственный экипаж броневика в сравнении с предыдущей машиной увеличился до трех человек (механик-водитель, командир и стрелок). Десант остался прежним – девять солдат с экипировкой и вооружением. Посадка и высадка осуществлялась через две двери в корме. При этом командир и механик-водитель получили собственные люки в крыше.

Первые Piranha 6×6 в качестве основного вооружения получили дистанционно управляемую турель с установленной на ней 20-мм автоматической пушкой. Как и в случае с «Пираньей 4х4», конкретный тип оружия выбирал заказчик. Дополнительное вооружение не предусматривалось, но в бортах корпуса монтировались шаровые установки для стрельбы из оружия десанта. В дальнейшем, когда шестиколесные «Пираньи» пошли на экспорт, номенклатура возможного вооружения этого броневика-бронетранспортера значительно расширилась.

Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

Несмотря на расчет разработчиков, Piranha II не сразу попала в швейцарскую армию. Первыми ей заинтересовались канадцы. В 1977 году они заказали некоторое количество готовых бронетранспортеров, а затем приобрели лицензию на производство и модернизацию. Так появился БТР Grizzly, вооруженный двумя спаренными пулеметами калибра 7,62 и 12,7 миллиметров. Вместе с новым вооружением на стандартное шасси «Пираньи» пришлось установить и новую башню. Следующий канадский проект под названием Cougar предусматривал очередную замену башни и вооружения. На этот раз Piranha 6×6 обзавелась боевым модулем с 76-миллиметровой пушкой L23A1 английского производства. Башня была целиком заимствована у танка FV101 Scorpion. Последним вариантом «Пираньи 6х6» родом из Канады стала ремонтно-эвакуационная машина Husky. Вместо башни с вооружением БРЭМ получила поворотный кран, а в десантном отделении разместили небольшую ремонтную мастерскую с запасом сменных деталей.

Следующим заказчиком шестиколесных «Пираний» стала Чили. Закупке готовых броневиков южноамериканская страна предпочла лицензию на производство, которое было развернуто на заводе фирмы Cordoen. До 1983 года было собрано порядка полусотни бронемашин с различным вооружением. На базе оригинальной башни швейцарской конструкции был создан боевой модуль с 20-мм пушкой компании Oerlikon. Другая башня собственной разработки несла уже две пушки фирмы Hispano-Suiza того же калибра. Такой вариант бронемашины, в первую очередь, предназначался для противовоздушной обороны армейских соединений. Стоит особо отметить, чилийцы, несмотря на небольшое количество произведенных по лицензии «Пираний», успели опробовать на них превеликое множество вооружений, от пулеметов до противотанковых орудий. На башни собственных конструкций устанавливались 76- и 90-миллиметровые пушки, а также безоткатные орудия калибра 106 мм. Наконец, несколько машин были оборудованы пусковыми установками для противотанковых ракет Red Arrow и сопутствующей аппаратурой.

Как видим, несмотря на первоначальные планы фирмы MOWAG, Piranha 6×6 не смогла сразу заинтересовать основного, как это виделось, заказчика – армию Швейцарии. Вооруженные силы этой страны думали и размышляли о выгодности такой машины почти десять лет. Только в 1986 году был подписан контракт на поставку 310 новых броневиков в различной конфигурации. Основная масса заказанных машин должна была быть построена в исходном варианте бронетранспортера. Кроме них заказ подразумевал поставку некоторого количества противотанковых машин на базе «Пираньи 6х6». Первоначально MOWAG представили для этой «должности» машину AFV-90. На стандартный корпус бронемашины установили двухместную башню Arrowpoint 90 с пушкой Mecar Kenerga калибра 90 мм и длиной ствола в 46 калибров. Также этот проект подразумевал усиление защиты корпуса. Тем не менее, ствольный противотанковый комплекс проиграл соревнование с другим проектом той же фирмы. Альтернативой AFV-90 была боевая машина Panzerjager-90, вооруженная противотанковыми ракетами BGM-71D TOW-2. На специальной башне размещалось две пусковые установки для ракет. Боекомплект машины составлял восемь выстрелов. Несмотря на ряд кардинальных отличий от AFV-90, как то тип вооружения, менее мощная защита, сравнительно небольшой боезапас и немалое время заряжания (около 45-50 секунд на каждую ракету), Panzerjager-90 был признан лучшей машиной. В первую очередь, сказалась дальность уверенного огня – управляемая ракета летела на дистанцию до четырех километров, а ее показатели бронепробиваемости не менялись на всем протяжении полета. В дальнейшем «Панцеръягеры» получили ракеты новых моделей.

Бронеавтомобили Pirahna 6×6 в различных конфигурациях впервые приняли участие в боях во время миротворческих операций на Балканах в середине девяностых годов. В целом, опыт практического применения полностью подтвердил все опасения, высказывавшиеся еще на стадии разработки машин. Бронированный корпус обеспечивал полноценную защиту только первого уровня стандарта STANAG 4569. Лобовые листы корпуса «Пираний» худо-бедно тянули на второй уровень, но хотя бы о такой защите со всех ракурсов даже речи не шло. В связи с этим было разработано несколько проектов усиления защиты, связанных с установкой дополнительных модулей бронирования. При разработке новых машин семейства Piranha этот опыт был учтен.

Piranha 8×8

К концу семидесятых годов семейство «Пираний» пополнилось еще одним проектом, на этот раз восьмиколесной машины. Броневик Piranha 8×8 должен был расширить семейство и тем самым привлечь новых заказчиков, которым по тем или иным причинам не подходили варианты 4×4 и 6×6. Примечательно, что в дальнейшем восьмиколесная «Пиранья» стала самой популярной моделью броневиков MOWAG и сейчас ее по праву считают отдельной линейкой, объединяющей достаточно большое количество бронетехнике. Из-за большого успеха восьмиколесной платформы произошло заметное изменение номенклатуры. Ранее броневики получали номера в соответствии с порядком начала проекта. Таким образом, бронеавтомобиль 8×8 получил альтернативное наименование Piranha III. Однако в дальнейшем на базе исходной «Тройки» было создано такое количество отличных друг от друга модификаций, что ее для удобства стали обозначать как Piranha I. В настоящее время в номерных индексах линейки «Пиранья 8х8» уже фигурирует цифра пять.

Piranha II 8×8:

 

Первоначально проект четырехосного броневика представлял собой дальнейшее развитие идеологии, заложенной еще в «Пиранье 4х4». В то же время, облик потребовал некоторых конструктивных изменений. Все они, в первую очередь, касались новой ходовой части с большим количеством колес, на которые нужно было передавать мощность. Общая компоновка корпуса при этом осталась прежней – двигатель впереди справа, водитель слева от него и десантное отделение за двигателем и водителем. Двигатель также остался прежним – дизель Detroit V653T мощностью 275 л.с. Несмотря на увеличение боевой массы на пару тонн по сравнению с шестиколесным вариантом, «Пиранья-3» сохранила основные ходовые характеристики. Максимальная скорость на шоссе и на воде осталась прежней – 100 и 10 км/ч соответственно. Одним из методов обеспечения «унификации» характеристик стали ограничения по параметрам работы двигателя: трехосная «Пиранья», в отличие от восьмиколесной, не использовала его потенциал в полной мере. Трансмиссия Piranha 8×8, за исключением соответствующих переделок, была аналогична агрегатам предыдущей модели. То же можно сказать и про подвеску. Колеса первых двух осей имели пружинную амортизацию, остальные – торсионную.

Piranha III 8x8

Piranha III 8×8

Уровень защиты бронированного корпуса остался прежним. Плиты толщиной до 10 миллиметров останавливали 7,62-мм пули, в том числе и бронебойные. Комплекс вооружения изначально планировался гибким и изменяемым в соответствии с требованиями заказчика. На прототипе была установлена дистанционно управляемая турель с автоматической пушкой фирмы Oerlikon калибра 20 миллиметров. Кроме того, в задней части корпуса первого опытного экземпляра «Пираньи 8х8» предусмотрели посадочное место под еще одну дистанционно управляемую систему с пулеметом винтовочного калибра. Уже в ходе испытаний прототипа выяснилось, что вторая турель не дает должного прироста огневой мощи, однако ощутимо усложняет конструкцию. Поэтому все серийные «Пираньи» различных модификаций комплектовались только одной башней или дистанционно управляемой установкой. Как и предыдущие модели «Пираний», восьмиколесный броневик имел четыре шаровые установки в бортах десантного отделения для стрельбы из личного оружия. Еще два таких агрегата предусмотрели в кормовых дверях. Через эти двери производилась посадка и высадка десанта из шести человек. Сокращение количества перевозимых солдат было вызвано необходимостью размещения нижней части башни с автоматической пушкой. Кроме того, часть внутренних объемов зарезервировали на будущее, на случай изменения комплекса вооружений. Как потом оказалось, это было сделано не зря. Собственный экипаж машины из трех человек (механик-водитель, командир и стрелок) имел собственные приборы наблюдения, однако посадочные люки были только над рабочими местами командира и водителя. Стрелку приходилось садиться в машину и покидать ее через кормовые двери вместе с десантом.

Piranha IV 8x8

Piranha IV 8×8

Как и шестиколесный вариант, Piranha 8×8 разрабатывалась, в первую очередь, для швейцарской армии. Однако военное руководство страны обратило свое внимание на проект фирмы MOWAG только в середине восьмидесятых. Первыми покупателями этих бронемашин стали чилийские вооруженные силы. Снова была приобретена лицензия на производство, по которой на заводах компании FAMAE было собрано порядка полусотни боевых машин в оригинальной комплектации, а также в вариантах санитарной машины и носителя противотанковой пушки.

В самом начале восьмидесятых компания MOWAG вела переговоры с Канадой на предмет поставки готовых машин или продажи лицензии на их производство. Канадским изготовителем должна была стать фирма GMC (General Motors Canada), которой была передана часть документации. По ряду причин официальная Оттава не спешила с заказом, но руководство GMC выразило готовность развернуть производство Piranha 8×8, естественно, при наличии заказчиков. Вряд ли в то время кто-нибудь догадывался, какие последствия будут у этих заявлений. Пожалуй, именно соглашение MOWAG и GMC, а также намерения последней сделали из простого бронетранспортера родоначальника полноценного семейства бронетехники. Однако на этот раз большое будущее было связано не с канадской армией.

Piranha V 8x8

Piranha V 8×8

LAV: «Пираньи» для США

Примерно в это же время командование Корпуса морской пехоты США начало программу LAV (Light Armored Vehicle – Легкая бронированная машина). Целью программы было создание и/или закупка большого количества новых боевых машин, пригодных для использования в морской пехоте, в частности, для осуществления морских десантов. Техническое задание конкурса было достаточно туманным и неоднозначным, особенно в части вооружения и уровня защиты. В силу некоторых обстоятельств составители требований предоставили фирмам-конкурсантам широкий «простор» в выборе этих параметров. Более-менее понятными были только пункты техзадания, касавшиеся ходовых характеристик. Морпехи желали получить машину, быструю на суше и плавающую по воде. Кроме того, габариты и вес готового изделия должны были обеспечить транспортабельность вертолетами CH-53 и самолетами C-130.
Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

На конкурс было подано два десятка заявок, но до конечного этапа сравнения документации дошло только четыре проекта, в том числе и Piranha 8×8, представленная фирмой GMC. Ввиду недостаточной ясности конкурсного задания в соревновании участвовали и гусеничные, и колесные машины. Кроме того, значительно различалось их вооружение. Осенью 1982 года победителем программы LAV была признана «Пиранья». После такого решения конкурсной комиссии чуть было не случился скандал. Представители фирмы Cadillac обвинили комиссию и GMC в сговоре и привели в качестве доказательства дешевизну своего броневика V-150. Однако военные в итоге ответили, что в данном случае главным фактором, влияющим на выбор, является не цена, а боевые качества. Cadillac V-150 выигрывал в цене (около 400 тысяч долларов за штуку против полумиллиона за каждую «Пиранью»), но имел худшие характеристики, в первую очередь, защиты и вооружения. Таким образом, победителем программы LAV стал швейцарско-канадский проект.

LAV-25

LAV-25

Первоначальный план морской пехоты подразумевал покупку около тысячи таких машин в различной конфигурации, однако позже его урезали примерно на 200 единиц. Самым многочисленным вариантом «Пираньи 8х8» для Корпуса морской пехоты стала машина, по названию конкурса получившая обозначение LAV-25. Корпус, силовая установка и ходовая часть не претерпели никаких изменений. От канадских конструкторов потребовали установить на имеющуюся машину новую орудийную башню. В двухместном поворотном агрегате разместили автоматическую пушку калибра 25 мм (отсюда и цифра в названии машины) M242 Chain Gun с боекомплектом в 210 снарядов и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра с 400 патронами. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось по кругу, а по вертикали в пределах от -10 до +60 градусов от горизонтали. Также LAV-25 получили по два четырехствольных блока дымовых гранатометов на башне. Примечательно, что комплекс вооружения «Легкой бронированной машины» имел определенный потенциал для улучшения. Так, внутри корпуса было достаточно места для установки нового боевого модуля или для укладки дополнительного боекомплекта к старому. Во втором случае это было 420 снарядов и 1200 патронов. При необходимости в тех же объемах можно было разместить ящики для боекомплекта перевозимых бойцов. «Ныряя» в машину, десант мог использовать дополнительные магазины для винтовок M16 всех модификаций общим объемом в четыре тысячи патронов. Наконец, на крыше башни имелись крепления для установки крупнокалиберного пулемета M2HB.

В производственном плане проект LAV-25 представлял собой настоящее содружество государств. Вооружение и башня изготовлялись в США, после чего отправлялись в Канаду, где их устанавливали на готовые корпуса. Кроме того, некоторые машины из первых партий после этого возвращались в Штаты, на завод фирмы Arrowpoint, которая монтировала и испытывала системы связи и управления оружием. К 1984 году такое «бронированное содружество» послужило основой для формирования в составе дивизий КМП батальонов LAV, по одному в каждой. Новые подразделения получали по полторы сотни машин. Имея автоматическую пушку, LAV-25 все равно оставались бронетранспортерами. Для обеспечения полноценной огневой поддержки морской пехоты 25-мм пушка была недостаточной. По этой причине на базе все той же Piranha 8×8 попытались создать броневики с более мощным вооружением.

LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями)

LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями)

Начнем с LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями). Как понятно из описания базовой машины для морской пехоты, цифры «105» означают калибр орудия. Первоначально в качестве вооружения для машины поддержки рассматривались пушки калибров 76 и 90 миллиметров. Однако расчеты показали их малую эффективность. После недолгих поисков наиболее эффективным орудием, имеющим при этом сравнительно малую массу, была выбрана 105-мм пушка EX35 разработки Benet Laboratories. Разработку новой башни под крупнокалиберную пушку поручили фирме Cadillac. Помимо пушки в двухместном боевом отделении разместили спаренный пулемет. Углы вертикальной наводки оружия находились в пределах от -8 до +15 градусов, как на танках. Еще одной чертой, доставшейся LAV-105 от танков, стала система управления вооружением. Для удешевления разработки и производства ее максимально унифицировали с аппаратурой танка M1 Abrams. Однако, в отличие от того же «Абрамса», боевая машина LAV-105 получила автомат заряжания, позволявший производить до десяти выстрелов в минуту. На огневых испытаниях новый «колесный танк» показал отличные результаты: так называемая типовая движущаяся цель – она имитировала советскую БМП-1 – была поражена с первого выстрела. В первую очередь, этот факт говорил о хорошей работе баллистического вычислителя и связанного с ним оборудования.

Согласно планам на LAV-105, первые машины этой модели должны были пойти в войска в 1994 году. Однако трудности с финансированием позволили сделать только один прототип, да и тот был переоборудован из серийного бронетранспортера LAV-25. В 1991 году проект LAV-105 был приостановлен, а затем и закрыт. Через несколько лет компания Cadillac, используя свои наработки по башне, пыталась продвинуть собственный вариант LAV-105 в страны Ближнего Востока, но особых успехов в этом не добилась. Проект «Кадиллака» был закрыт после испытаний трех прототипов.

Куда более удачным оказался связной вариант «Пираньи 8х8» для Корпуса морской пехоты под названием LAV-C. От базовой машины он отличается отсутствием башни и несколькими антеннами на крыше корпуса. Кроме того, небольшие изменения претерпело бывшее десантное отделение, в котором установили радиооборудование. Машины LAV-C придаются всем батальонам, оснащенным LAV-25.

Одной из причин закрытия проекта LAV-105 стало отсутствие необходимости в еще одной противотанковой машине. Дело в том, что начало работ по установке танковой пушки на шасси «Пираньи» началось примерно в то время, когда морпехи получили первые бронемашины LAV-AT (LAV Anti-Tank – Противотанковый LAV). От оригинальной LAV-25 они отличались башней. Вместо агрегата с пушкой и пулеметами на корпус восьмиколесного броневика устанавливался боевой модуль Emerson TUA с двумя пусковыми установками противотанковых ракет BGM-71 TOW. Внутри корпуса размещался боекомплект из 14 ракет. Перезарядка пусковых установок производилась вручную, через люк позади башенки TUA. Для самообороны машина оснащалась пулеметом M240. В каждом батальоне имеется по 16 противотанковых версий LAV.

LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны)

LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны)

С конца восьмидесятых разрабатывался комплекс LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны). В ходе работ неоднократно менялся состав оборудования и вооружения. На определенном этапе LAV-AD даже предлагалось оснащать неуправляемыми ракетами Hydra 70 для борьбы с вертолетами. Однако в итоге на последние испытания вышел бронеавтомобиль LAV-25 с установленной на него башней Blaser. Двухместная башня служила опорой для блока из пусковых установок управляемых ракет Stinger, а также 25-мм пушка M242. Интересно, что в первых этапах испытаний участвовало четыре машины с незначительно отличавшимся вооружением. По результатам уже первых стрельб вариант с неуправляемыми ракетами был признан малоэффективным. Ракетно-пушечная версия, в свою очередь, оказалась удобной и пригодной для использования в войсках. В планах командования КМП значилось 125 машин ПВО. Однако сокращение финансирования не дало завершить доводку LAV-AD и принять машину на вооружение. В 1992 году сухопутные войска США попытались реанимировать проект, но финансовые проблемы похоронили его во второй раз.

Одновременно с LAV-AD разрабатывалась еще одна боевая машина на базе «Пираньи». LAV-MEWSS оснащалась оборудованием радиоэлектронной борьбы. Одним из главных элементов целевого оборудования этой машины был антенный блок GTE Magic Mast. На телескопической 11-метровой штанге размещались антенны радиостанции WJ-8618, радиопеленгатора AN/PRD-10 и станции постановки помех AN/VLQ-19. Внутри корпуса машины помимо оборудования были смонтированы рабочие места двух операторов электроники. Общее количество собранных LAV-AD оценивается в 12-15 единиц. Все машины были переданы морской пехоте к концу восьмидесятых.

Первое боевое применение бронемашин семейства LAV состоялось в 1985 году во время операции по высадке на остров Гренада. Подробных сведений о ходе боев нет, но по косвенным признакам можно установить, что безвозвратных потерь среди американских бронетранспортеров не было. Примерно так же дело обстояло и во время боев в Панаме. Первые потери машин LAV относятся к операции «Буря в пустыне», когда по различным причинам, в боях и на маршах было потеряно не менее десятка-полутора единиц. Степень повреждений и ремонтопригодность, равно как и дальнейшая судьба бронетранспортеров, не оглашалась.

Полноценное серийное производство машин LAV развернулось в Канаде примерно в середине восьмидесятых годов. Североамериканское государство получало неплохие барыши в виде налогов, однако не спешило обзаводиться подобной техникой. Из-за некоторых экономических и военно-технических причин канадские военные ждали до начала девяностых. Скорее всего, они ждали первые результаты боевого применения. Через пару лет после войны в Ираке – в 1994 году – официальная Оттава заказала у GMC около 500 бронемашин в различной конфигурации. Бронетранспортеры для Канады были почти полностью аналогичны LAV-25. После некоторых незначительных доработок они получили новое название Bison. Кроме того, канадцы самостоятельно создали модификацию радиотехнической разведки LAV-R, оснащенную легким вооружением и блоком приемного оборудования. Часть машин была оборудована телескопической мачтой для его подъема, часть – выносной треногой для установки в стороне от броневика.

После Канады желание приобрести «Пираньи 8х8» в версии от GMC выказала Австралия. Швейцарско-канадские броневики нашли себе место в комплексе реформ под общим названием «Армия XXI века». В течение следующих лет австралийские военные получили две с половиной сотни машин в конфигурации бронетранспортера, связного броневика, бронированного грузовика, санитарной машины и т.д.

Отдельно стоит отметить поставки «Пираний 8х8» и LAV в Саудовскую Аравию. Рассмотрев все заявки, в начале девяностых ближневосточная страна безоговорочно выбрала четырехосные броневики, однако долго не могла определиться с фирмой, которой они будут заказаны. MOWAG и GMC предлагали купить практически идентичные машины. Проблема разрешилась небольшой корректировкой облика необходимой машины. Швейцарская компания согласилась немного доработать свою Piranha 8×8, а GMC не стала идти на такой шаг. В итоге Саудовская Аравия получила свыше 1100 боевых машин в десяти версиях.

Piranha II

Как уже говорилось в предыдущей части нашего рассказа, неожиданная популярность четырехосного броневика семейства «Пиранья» в результате сказалась не только на финансовом благосостоянии его разработчиков и производителей. Модификации исходной машины Piranha 8×8 были условно выделены в семейство с собственной номенклатурой и отдельной системой обозначений, отдаленно похожей на изначальную. В новой системе обозначений первая «Пиранья 8х8» получила название Piranha I. К этой линейке относятся собственно первая «Пиранья», LAV и другие машины на их базе. Увеличение спроса на броневики семейства привело к созданию новых машин.

Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

При выполнении контракта на поставку броневиков в Саудовскую Аравию возникли некоторые сложности, вынудившие фирму MOWAG настоять на начале лицензионного производство «Пираний» в Великобритании. Большая часть отправившихся на Ближний Восток броневиков в итоге была собрана именно там. В ходе подготовки к производству этих машин, как уже упоминалось, швейцарские конструкторы согласились в некоторой мере доработать предлагаемую машину. Поскольку поставки для Аравии осуществлялись не сразу, а партиями, эта страна регулярно выдвигала обновленные требования и пожелания, что приводило к отличиям среди машин разных партий. В конечном итоге, такие корректировки привели к появлению линейки бронемашин, получивших условное обозначение Piranha II.

Конструкция четырехосного шасси «Пираньи II» почти не отличалась от соответствующего агрегата исходной Piranha 8×8. Вооружение обновленного броневика почти без изменений взяли у американского LAV-25 с 25-мм автоматической пушкой. Кроме того, на поворотной башне по бокам смонтировали по одной пусковой установке для противотанковых ракет BGM-71 TOW. На этом отличия от оригинала и закончились. Большинство внесенных в конструкцию поправок касались исключительно технологической части. Аравийцы желали получить хороший современный бронетранспортер и одновременно с этим сэкономить на покупке. В целом, нельзя сказать, что такое желание было неправильным.

Помимо бронетранспортеров Саудовская Аравия возжелала получить «колесный танк» с орудием калибра 90 миллиметров. В качестве претендентов для вооружения бронемашины рассматривалось две пушки. Французская фирма GIAT предложила свою башню TS-90 с пушкой F4, а бельгийская Cockerill представила боевой модуль LCTS с пушкой Mk.9. В результате сравнения боевых характеристик, силы отдачи и удобства использований было выбрано бельгийское орудие. Одной из главных причин проигрыша пушки GIAT F4 стала ее излишняя мощность. Высокая скорость снаряда стала причиной неприемлемо большой отдачи, которая не позволила использовать это орудие на сравнительно легкой бронемашине. Поставка «колесных танков» началась в 1997 году.

Немного позже заказчик начал получать боевые машины Piranha AMS, разрабатывавшиеся с начала девяностых. Столь большие сроки создания новых машин были обусловлены, в первую очередь, смелостью решений и оригинальностью конструкции, которые в итоге потребовали затратить гораздо больше времени. Буквенный индекс в названии Piranha AMS расшифровывается как Armored Mortar System – «Бронированная минометная система». Из каких-то своих соображений аравийцы не стали заказывать эти машины у MOWAG, но провели конкурс на создание нового вооружения для миномета. В этом соревновании участвовало два «союза» производителей вооружений: MOWAG и Thomson конкурировали с GMC и Royal Ordnance. Европейские фирмы решили пойти простым и проверенным путем. Из десантного отделения базового броневика «Пираньи» убрали почти все сиденья и установили поворотную платформу со 120-мм минометом 2R2M, а также ящики для боезапаса. Вышло дешево и удобно. Американо-английское сотрудничество, в свою очередь, пошло по другому пути. GMC и Royal Ordnance сочли традиционный подход к созданию самоходного миномета бесперспективным и неудобным для модернизации. Куда более перспективной они посчитали концепцию, примененную в советской САУ «Нона-С». На месте десантного отделения «Пираньи» была установлена специально разработанная башня с орудием калибра 120 миллиметров. Поворотный боевой модуль позволял наводить его вкруговую. Поскольку первоначальное техническое задание требовало создания самоходного миномета, новое орудие могло подниматься на угол до 80° и спускаться на 5° от горизонтали. Таким образом, Piranha AMS в варианте от GMC и Royal Ordnance мог вести огонь как по навесной траектории, так и по настильной. Для удобства заряжания казнозарядного миномета башню оснастили соответствующей автоматикой. Благодаря этому агрегату максимальная скорострельность системы достигла двенадцати выстрелов в минуту. Целевое оборудование самоходного миномета включало в себя набор датчиков, баллистический вычислитель, лазерный дальномер и т.д. Итоговые боевые качества Piranha AMS с башней оказались отличными. В зависимости от типа применяемого боеприпаса миномет мог поражать цели на дальности до десяти километров. Дальность прямого выстрела – 800 метров. Прицельный комплекс обеспечил самоходке весьма приличные характеристики точности. Так, на испытаниях при стрельбе на максимальную дистанцию прямой наводкой «Пиранья» с минометом в башне семью выстрелами из восьми поразила учебную цель – танк. Поставки порядка сотни таких машин начались в 1998 году.

Piranha III

Следующее «поколение» броневиков Piranha 8×8 создавалось для швейцарских вооруженных сил и, в отличие от предыдущих проектов, при их участии. Основной заказчик желал получить машину с лучшими характеристиками проходимости. Для этого, в первую очередь, заменили тип покрышек и доработали конструкцию колесных ступиц. Шины немного меньшего диаметра одновременно имели сравнительно большую ширину. Новые колеса незначительно увеличили общую ширину машины, теперь этот показатель равнялся 260 сантиметрам. Стоит отметить, поначалу этот факт вызвал претензии швейцарской армии – машина выходила из стандартных габаритов колесной техники. Однако после пробной эксплуатации военные перестали возмущаться и признали лишние 10-12 сантиметров ширины недостаточным поводом для отказа в принятии на вооружение. Позже практика показала, что подобное незначительное увеличение ширины боевой машины почти не заметно. Новые требования по внутренним объемам вынудили инженеров MOWAG увеличить еще и длину машины. С шести с половиной метров она выросла до 6,9 м. Благодаря этому внутренний полезный объем увеличился до девяти с половиной кубометров.

Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

Впервые в семействе «Пиранья» броневик получил усиленную броню. Собственные листы бронекорпуса стали выдерживать попадание крупнокалиберных бронебойных пуль, в том числе и пулемета КПВ с расстояния до 300 метров. В ходе дальнейших работ удалось дать машине Piranha III возможность использования дополнительного бронирования. В результате этого лобовая проекция броневика с навесными панелями стала защищать экипаж и агрегаты машины от снарядов калибра до 30 миллиметров. Комплекс вооружения новых машин изначально создавался по модульной схеме.

Первоначально швейцарские вооруженные силы планировали заказать у MOWAG более шести сотен боевых машин Piranha III в различных версиях. Однако позже, по причинам экономического и технического характера, большую часть необходимого количества пришлось «закрывать» машинами линейки Piranha II. Оставшиеся 60 «Пираний III» были изготовлены в трех вариантах. Это бронетранспортер с башней немецкого производства KUKA 606А1, вооруженной 12,7-мм пулеметом Браунинг M2HB, командно-штабные машины на базе БТР и противотанковые броневики, вооруженные ракетами M47 Dragon с боезапасом в восемь ракет. Экипаж всех машин «третьего поколения» состоит всего из двух человек. Поэтому, например, в случае с бронетранспортером командир машины одновременно выполняет обязанности стрелка. В десантном отделении бронетранспортера может разместиться до десяти человек. После использования боекомплекта или его выгрузки столько же солдат может перевозить и противотанковая машина.

Кирилл Рябов. Броневики семейства «Пираньевых»

Силовую установку обновленных «Пираний» сделали на базе дизельных двигателей мощностью от 350 до 400 лошадиных сил. В зависимости от пожеланий заказчика броневики могут комплектоваться моторами производства компаний MTU, Scania, Caterpillar, Cummins или Detroit. Наибольшей мощностью (400 л.с.) обладают двигатели первых двух фирм – это 6V183TE22 и DSJ9-48A соответственно. Значительное повышение мощности двигателя, устанавливаемого на Piranha III, мало сказалось на скоростных показателях. Прежняя максимальная скорость в 100 км/ч была более чем достаточна, поэтому мощность двигателя «ушла» на компенсацию увеличившейся боевой массы и на обеспечение модернизационных перспектив. Имеющегося двигателя достаточно для обеспечения приемлемых характеристик при установке дополнительного бронирования и/или другого боевого модуля. Одной из причин увеличения боевой массы стали внешние дополнительные топливные баки. При штатной заправке Piranha III может проехать по шоссе до 750 километров.

Бронированная машина Piranha III оказалась удачной не только в техническом плане. В 1998-м, всего через три года после начала поставок для швейцарской армии, компания MOWAG получила выгодный заказ от Дании. Эта страна желала приобрести не менее 100-110 бронетранспортеров и 18 командно-штабных машин. К середине следующего десятилетия заказ был полностью выполнен. Примечательно, что в датском конкурсе швейцарская машина обошла несколько европейских конкурентов, в том числе и немецкий БТР TPz1 Fuchs. Вскоре после этого свой интерес к «третьему поколению» проявила Австралия, в итоге купившая несколько десятков таких машин.

Одновременно с продвижением нового броневика на международном рынке фирма MOWAG продолжала разработку новых модификаций. К примеру, предпринимались попытки установить на «Пиранью III» башню с минометом от Piranha AMS, однако особого успеха эта боевая машина не получила. Еще один интересный проект на базе третьей «Пираньи» – ASV-105 – разрабатывался канадской фирмой GMC в корпорации с General Dynamics Land Systems. На стандартный бронекорпус было установлено 105-мм нарезное орудие, смонтированное на автоматической дистанционно управляемой системе. При боезапасе до сорока снарядов такой «колесный танк» имел достаточно низкую боевую массу и мог перевозиться транспортными самолетами C-130. Ввиду сложности создания и эксплуатации автоматической установки для пушки боевая машина ASV-105 так же осталась прототипом.

Piranha IV

В 2001 году стало известно о существовании нового проекта семейства «Пиранья». Очередной броневик получил еще более мощный двигатель: 540-сильный дизель фирмы MTU. Кроме того, четвертая «Пиранья» получила обновленный бронекорпус с днищем характерного профиля, защищающим экипаж и десант от взрыва мин. Точные характеристики Piranha IV пока не ясны – еще продолжаются конструкторские работы. В то же время, уже поступило несколько сообщений о желании некоторых стран начать сборку таких броневиков по лицензии. Свой интерес к новой машине проявили Великобритания и Япония.

Известно, что боевая масса Piranha IV примерно равняется 24 тоннам, десять из которых приходятся на полезную нагрузку или на боевой модуль. Увеличились и размеры машины. Теперь ширина броневика равняется 2,8 метра, а длина увеличилась до 7,25 м. В отношении количества перевозимых солдат «Пиранья IV» осталась на уровне предыдущей модели – экипаж до трех человек (в зависимости от типа вооружения) и до семи человек десанта. Предлагаемое вооружение броневика достаточно разнообразно и может иметь калибр от 7,62 мм в случае с пулеметами и до 105-мм пушек. При этом основной упор делается на системы, оборудованные крупнокалиберными пулеметами и малокалиберной артиллерией. В настоящее время предлагаются турели и башни с пулеметом M2HB или пушками калибра 25 и 30 мм.

По ряду причин, общее количество произведенных броневиков линейки Piranha IV пока не превышает полутора-двух десятков. В основном это прототипы боевых машин с различным вооружением. Переговоры относительно поставок идут уже не первый год, однако пока твердых заказов не было.

Piranha V

Последняя на данный момент версия четырехосной «Пираньи» имеет порядковый номер «V». Этот проект был начат в середине двухтысячных годов, вскоре после того, как фирма MOWAG стала подразделением концерна General Dynamics. Примечательно, что почти одновременно с приобретением швейцарской компании концерн General Dynamics присоединил к себе еще и General Motors Canada. Таким образом, в настоящее время все работы по развитию семейства Piranha де-юре осуществляются одной и той же крупной компанией.

К сожалению, информации по проекту Piranha V еще меньше, чем по предыдущей машине. К настоящему времени известно, что новая «Пиранья» имеет примерно такой же внешний вид, как и четвертый броневик семейства, но заметно крупнее по размерам. Теперь максимальная длина бронекорпуса равняется восьми метрам, а ширина немного недобирает до трех. Комплекс вооружения Piranha V в целом аналогичен предыдущим разработкам. То же самое можно сказать про силовую установку и характеристики. По заявленным данным видно, что основной упор при разработке пятой «Пираньи» делается на уровень защиты. Бронекорпус новой конструкции отвечает требованиям четвертого уровня стандарта STANAG 4569: выдерживает попадание пуль калибра 14,5 мм со всех ракурсов и защищает экипаж от подрыва 10-килограммовых фугасов под колесом или под днищем.

Известно, что свой интерес к перспективной многоцелевой машине уже проявило несколько стран. При этом полноценные переговоры о продаже до настоящего времени велись только Канадой. Вполне возможно, что броневики для этой страны будут собираться на заводах, ранее принадлежавших GMC, где ранее собирались LAV.

Piranha 10×10

Словно следуя некой традиции, в 1992 году компания MOWAG продолжила увеличение количества колес своих броневиков и начала проект Piranha 10×10, подразумевавший создание пятиосной (!) боевой машины. С тех пор прошло двадцать лет, но до сих пор не появилось другой бронетехники с такой же или подобной ходовой частью. Собственно говоря, швейцарские инженеры в конце концов тоже пришли к выводу об избыточности и ненужности пятой оси. Всего через два года после начала конструкторских работ на испытания вышел первый прототип. Восемнадцатитонная машина имела корпус длиной около 7,2 метра и оснащалась орудийной башней. Конструкция броневика основывалась на наработках проекта Piranha II, что сказалось на уровне защиты. При этом лобовая часть была немного усилена и стала выдерживать 14,5-мм пули. Интересна ходовая часть десятиколеской машины. Первые четыре колеса имеют пружинную подвеску и являются управляемыми. Остальные шесть оснащены торсионной подвеской. «По умолчанию» ведущими являются только три задние оси, но при необходимости механик-водитель может включить передачу мощности и на передние колеса.

На первом прототипе была установлена французская башня GIAT TML-105 с пушкой G2 калибра 105 миллиметров. Это орудие имело хорошие огневые показатели: начальная скорость подкалиберного снаряда примерно равна 1500 м/с. Рядом с пушкой установили спаренный пулемет винтовочного калибра. Боекомплект орудия включал в себя 38 снарядов, 12 из которых размещались в башне. Помимо мощного орудия броневик Piranha 10×10 мог нести широкий спектр вооружения, в целом аналогичный предыдущим «Пираньям».

Первыми новым «колесным танком» заинтересовались военные Саудовской Аравии. Они хорошо отозвались о характеристиках машины, но в дальнейшем предпочли восьмиколесный броневик предыдущей модели. Дело в том, что пятиосная «Пиранья» оказалась значительно дороже четырехосной. При этом каких-либо серьезных преимуществ в ходовых качествах или проходимости «Пиранья 10×10» не имела. Проект оказался под угрозой закрытия. От печальной участи новый броневик спасли шведские военные. Армия скандинавской страны в середине девяностых годов заказала 33 такие машины. Большая часть заказанных броневиков несет тяжелое вооружение, а остальные оборудованы оборудованием связи и управления. Весь шведский заказ был выполнен к началу двухтысячных годов и более десятиколесные «Пираньи» не производились. Более того, все направление такой монструозной техники было свернуто. Уже после выполнения шведского заказа в MOWAG рассматривалась возможность продолжения работ, однако проект Piranha 10×10 так и остался техническим курьезом, которому удалось пойти в небольшую серию.

Источники:

https://topwar.ru/20071-broneviki-semeystva-piranevyh-chast-i.html

https://topwar.ru/20167-broneviki-semeystva-piranevyh-chast-ii.html

https://topwar.ru/20303-broneviki-semeystva-piranevyh-chast-iii.html

 

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account