0

Тема полностью написана Коллегой Wasa.  Огромное ему Спасибо !!!

На переходе от девятнадцатого века к двадцатому в Австро-Венгрии действовал своеобразный 8-летний «пост», в ходе которого закладка новых единиц практически не предусматривалась. Как ни странно, но это в определённой мере сыграло на руку австрийцам: им удалось проскочить «смутный период», связанный с очень быстрым развитием морской техники и сразу приступить к созданию нового флота. В 1906 году граф Рудольф Монтекукколи, отец современных (на начало Первой Мировой) военно-морских сил страны, сумел включить в программу помимо дредноутов и эскадренных миноносцев ещё и один корабль принципиально нового для этой страны типа. Речь шла о быстроходном лёгком крейсере, снабжённом турбинными механизмами, предназначенном для действия с одновременно запланированными современными эсминцами.

"Кавкасиони" австро-венгро-грузинский крейсер

Сильно размахнуться его создателям не дали: водоизмещение ограничивалось всего 3500 тоннами. После рассмотрения в качестве возможных прототипов знаменитого в будущем германского «Эмдена» и куда менее удачного американского «Честера» конструкторы (их состав был столь же пёстрым, как и население самой империи) решили создать свой собственный проект. В итоге получилось что-то похожее на огромный эсминец как по соотношению длины и ширины, так и по архитектуре. Но «австрияк» кардинально отличался от «миноносной братии»: он имел броневую защиту, состоящую из пояса, прикрывавшего механизмы, и 20-мм палубы, закрывавшей его сверху. Погреба защищались только палубой, но они располагались достаточно глубоко под ватерлинией, и, для того, чтобы попасть в них сбоку, снаряду пришлось бы пробить изрядную толщу воды. Удачно подобрали и артиллерию, состоявшую из семи 100-мм орудий завода «Шкода». Небольшие пушки имели, помимо вполне приличной баллистики, клиновой затвор и унитарные патроны, позволявшие развивать отменную для того времени скорострельность — свыше 15 выстрелов в минуту в теории. На практике, при продолжительной стрельбе, конечно, такого достичь не удавалось, но и 10 выстрелов в минуту из каждого ствола обеспечивали колючий стальной град для вражеских лёгких кораблей.

Подкачала у «Адмирала Шпауна» (как назвали новый корабль в честь много сделавшего для имперского флота и недавно ушедшего в отставку бывшего морского министра), разве что турбинная установка. Неопытные в этом деле австрийские инженеры, несмотря на помощь со стороны немцев, явно перемудрили, установив на крейсере шесть турбин, приводивших в движение четыре вала. Впрочем, именно это помогло «Шпауну» развить на испытаниях 27 узлов. Такими достижениями в 1911 году мог похвастаться мало кто из соперников из числа намного более именитых морских держав.

При всех своих достоинствах, австрийский «скаут» оставался типичным средиземноморским, даже, точнее — «адриатическим» кораблем. Теснота внутренних помещений приводила к тому, что команда предпочитала, по возможности, есть, отдыхать и даже спать на верхней палубе. Представим себе, как бы такое «квартирное решение» выглядело где-нибудь в Северном море, скажем, зимой или осенью.

После первой мировой войны австрийские крейсера достались победителям после нелёгкой и местами даже скандальной делёжки.

Итальянцы и французы, ввели свои три «трофея» в состав своих флотов («Сайда» стала «Венецией», «Гельголанд» — «Бриндизи», а «Новара» — французским «Тионвилем»), став в них наиболее современными единицами до начала постройки принципиально новых межвоенных типов. Итальянские «австрияки» находились на активной службе до 1930 года, а в 1937-м их окончательно вычеркнули из списков и отправили на слом. «Тионвиль», как единственный «ребёнок», получил большую дозу внимания. Его даже перевооружили и держали в качестве учебно-артиллерийского корабля до 1932 года. Потом некогда стремительный корпус использовали в качестве плавучей казармы вплоть до поражения Франции в 1940 году, когда на следующий год его разобрали из-за острого дефицита металла в полуоккупированной стране.

На разделку должен был пойти только «Адмирал Шпаун», отошедший к англичанам, которые лишь вяло осмотрели полностью устаревший, на их взгляд, «скаут». В 1920 году его уже намечалось отправить под нож, но тут вмешалась дипломатия.

Грузия окончила войну в числе победителей и не без помощи английских колониальных войск после того как русские войска вынуждены были в результате революционных событий уйти из региона. Таким образом с английскими властями установились доверительные отношения, а Турция как раз попала в полосу революций и даже побежденная совсем отбилась от британских лап. Да и гражданская война в СССР показывала, что война для союзного Антанте белогвардейского движения проиграна, а что устроит в регионе непонятное для Запада большевистское правительство не ясно.

В итоге после в принципе недолгих переговоров англичане согласились бесплатно передать крейсер флоту Грузии, но с условием что он пройдет ремонт и перевооружение на верфях Британии, при том за более чем реальные деньги. Правда проект модернизации был проработан грузинскими и русскими инженерами, которые были вынуждены эмигрировать из России.

Планировавшийся ремонт в итоге вылился в модернизацию, капризная ПТУ осталась той же, но за счет уменьшения количества модернизированных турбин до 4 и установки более производительных котлов удалось несколько повысить надежность, а за счет уменьшения водоизмещения смогли показать вполне приемлемую скорость в 26,5 уз при 23000 л.с. (при первоначальных 25000)

Вооружение из 7х100 мм орудий сменили на 6х152 мм, причины были не только в унификации с уже существующим «Петре I», но и благодаря опыту первой мировой, в том числе и по боям в котором участвовали австрийские крейсера.

Наиболее известной из них являлось нападение на Отранский барраж, малоэффективную, но весьма затратную «дырявую занавеску» для подводных лодок, состоящую из сетей, которые вывешивали британские дрифтеры, пригнанные с Северного моря. В мае 1917 года лихая тройка австрийский крейсеров под командованием капитана 1 ранга Миклоша Хорти в сопровождении эсминцев на подходе к барражу перехватила союзный конвой, но затем сама попала в «интересное положение»: путь домой им преграждали британские крейсера «Дартмут» и «Бристоль», не считая итальянских эсминцев. Разгорелся ожесточённый бой, дистанции иногда уменьшались аж до 25 кабельтовых.

Долго выстоять под огнём шестидюймовок маленькие кораблики не могли, хотя и показали изрядную живучесть. Единственное тяжёлое повреждение получил «Новара»: снаряд перебил паропровод — и крейсер начал быстро терять ход. И здесь австрийцы проявили себя просто отлично: хотя противник усилился за счёт подхода «итальянца» «Куарто», «Сайде» удалось подцепить своего собрата на буксир. Самое интересное, что из-за большой для шкодовских 10-ти сантиметровок дальности, из 2000 выпущенных снарядов в корабли противников попали  только 20, не причинив им никаких видимых повреждений.

Так что перевооружение было, мягко говоря желательным.

Кроме того действия минзагов на Черном и Балтийском морях подвигло к установке минных рельс. Теперь в перегрузку крейсер мог брать до 100 мин. Установили и зенитную артиллерию правда ограничились 40 мм Виккерсами.

Осенью 1924 года новый крейсер под именем «Кавкасиони» торжественно вошел на главную базу ВМС Поти и после обучения команды занял своё место в составе разведывательного дивизиона (который по такому случаю стали называть крейсерским дивизионом) сменив два малых крейсера «Царица Тамара» и «Царица Русудан», которые были переквалифицированы во фрегаты.

"Кавкасиони" австро-венгро-грузинский крейсер

 

3500/4000 т, 130,6×12,8×5,3 м. ПТ-4, 6 ПК, 23 000 л.с.=26.5 уз.

Бр.: пояс 60 мм, пал. 20 мм, рубка 50 мм. Эк. 327 чел. 6-152 мм, 4-40 мм, 2 ТА 450 мм., 60-100 МЗ

 

"Кавкасиони" австро-венгро-грузинский крейсер

К концу 20-х годов «новый» крейсер был вполне современен для Черного моря. Со стороны Турции противостоять «Кавкасиони» в принципе не мог не один крейсер (старые бронепалубники в лучшем случае соответствовали  модернизированному  «Петре I»). Советские крейсерские силы были несколько лучше — Червона Украина и Красный Крым превосходили бывшего австрийца и по числу орудий ГК и скорости хода (правда дальность огня у грузина была несколько больше, а казематные орудия русских крейсеров вообще были малоэффективны на больших дистанциях), ну а Коминтерн даже с 16х130 мм орудиями на 19 уз не мог догнать никого.

В 1929 году прошла реформирование практическая эскадра которая была преобразована в бригаду лёгких сил из крейсерского дивизиона («Петре IБагратионе» и «Кавкасиони») и дивизиона наиболее современных эсминцев (до 1932 года это были 4 американских ЭМ типа «Хашури», позднее к ним присоединился дивизион ЭМ типа «Сиони»).

Устаревшие линкоры II ранга типа "Вахтанг Горгасали"совместно с бывшими 650 тонными ЭМ, а также двумя фрегатами (ех-«Царица Тамара») составили бригаду береговой обороны.

Остальные устаревшие корабли и новые тральщики вошли в уже существующие отряды охраны водного района.

«Кавкасиони» прожил в качестве крейсера (правда различного назначения) до 1946 года, в 1936 его предлагали переоборудовать в учебный корабль, но с этой обязанностью пока справлялся «Иверия» который был переквалифицирован в это качество еще в 1932 году. "Кавкасиони" сменил "Иверию" в этом качестве только 1939 году. 

Никаких глобальных переделок не было, оборудовали дополнительные помещения для курсантов, но даже в этом виде отремонтированный крейсер, смог показать на мерной миле 25,5 узлов. 
И даже после того как, летом 1939 года в состав флота был введен новый легкий крейсер «Адмирал Кулумбег»,  старый «австро-венгр» не был списан, а наравне с двумя более новыми крейсерами был официально введен в специально созданную бригаду крейсеров, правда все же учитывалось что корабль будет применяться только в качестве корабля поддержки.

С началом уже второй в своей карьере войны «Кавкасиони» к в составе других подразделений сопровождал конвои, вел обстрел наступавших немцев в районе Севастополя куда пришел в составе соединения грузинских кораблей в мае 1942. Во время одного из обстрелов в корабль попало несколько снарядов из 150 мм полевых орудий которые вызвали пожары, было решено вернуть крейсер в Поти, но по пути 2 июля 1942  и он и сопровождавший его советский ЭМ «Бдлительный» подверглись на траверзе Новороссийска налету пикировщиков эсминец получил серьезные повреждения и затонул, выжившая команда была принята на борт крейсера, последний же из-за близкого разрыва бомбы получил повреждение кормовой части и только с помощью вышедших на встречу кораблей смог вернуться на базу. Ремонт начался в августе 1942, но в условиях военного времени продвигался очень медленно, в итоге удалось ввести в строи 2 турбины и часть котлов, но с такой энергетикой скорость корабля снизилась до 20 уз и активно действовать совместно с новыми крейсерами он просто немог.

Начиная с лета 1943 года он обеспечивал ПВО главной ВМБ. В море выходил очень редко и был окончательно списан сразу после окончания войны, он еще простоял на приколе в качестве плавказармы до 1960 года в Поти, а потом, наконец то был разделан на металл. 

ГОРЕЦ
Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account