Караванные тропы ленд-лиза: Иран в Великую Отечественную

13

Караванные тропы ленд-лиза: Иран в Великую Отечественную

Иран, прямо скажем, не является широко известным публике фронтом Второй мировой войны. Разве что кто-то вспомнит о Тегеранской конференции 1943 года. Между тем, с 1941 по 1944 годы это была важнейшая тыловая база Антигитлеровской коалиции. Хотя до войны на Персию имел виды как раз Адольф Гитлер.

К 1941 году положение Ирана было откровенно сложным. Правивший страной Реза-шах Пехлеви делал ставку на лавирование и, как сейчас сказали бы, многовекторность во внешней политике. С одной стороны, через границу от Ирана находился СССР, с другой — в стране были сильны позиции британских нефтяников. С третьей — нацисты пытались склонить государство шаха к союзу.

Реза-шах Пехлеви. Фото: Bettmann Archive

Реза-шах Пехлеви. Фото: Bettmann Archive

Немцы имели четкий прагматический интерес в виде поставок из Ирана хотя бы продовольствия и нефти, а кроме того, предполагали после гипотетической победы на Ближнем Востоке и в Африке использовать Иран в качестве базы для продвижения к британским владениям в Азии. Пропаганда немцев работала вовсю, причем отдельно педалировалось «арийское» происхождение иранцев. Если же говорить о сфере прагматики, шах не мог не думать, что произойдет с его страной, если Германия одолеет союзников во Второй мировой войне.

Союзники, однако, имели свои интересы в Иране. 19 июля Черчилль предложил Сталину обезопасить это направление самым простым решительным способом — заняв страну. Советский лидер ответил согласием. Кстати, и операция получила название «Согласие».

Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин. Фото: The Granger Collection / TASS

Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин. Фото: The Granger Collection / TASS

СССР терпел страшные поражения на германском фронте, но операция в Иране выполнялась армиями внутренних военных округов; к тому же советские лидеры, как и британцы, сочли, что опасность лучше устранить до ее проявления в грубом зримом виде. Наконец, Иран в войне мог сыграть вполне серьезную полезную роль.

25 августа советские войска пересекли границу Ирана. Русские сослались на старый советско-иранский договор, позволявший при необходимости ввести воинский контингент на земли шаха. Британцы же вообще не заморачивались прикрытием: Черчилль просто процитировал латинское выражение: «Когда говорит оружие, закон безмолвствует».

Сопротивление персидской армии оказалось слабым и просто-таки эпизодическим. Британцы вступили в Иран из Ирака. Наступающим препятствовали скорее климат и примитивная инфраструктура, чем местные вооруженные силы. Немецкая агентура толком не проявила себя. 31 августа советские и британские войска встретились. К этому моменту доклады с мест о сопротивлении иранской армии звучали в стиле «Противник разбежался, обнаружить его не удалось».

Встреча советских и британских военнослужащих Фото: Hellmuth Günther Dahms

Встреча советских и британских военнослужащих Фото: Hellmuth Günther Dahms

Реза-шах быстро оценил новую ситуацию. Удержаться он не мог, поэтому отрекся в пользу сына, Мохаммеда Реза Пехлеви. Тот тоже понимал ситуацию правильно, и пошел на сотрудничество с союзниками. Он потерял власть только в 1979 году по результатам Исламской революции. Реза-шах же перебрался в Йоханнесбург и жил там в покое и безопасности, но очень скучно до 1944 года, когда умер.

Страна была полностью взята под контроль союзниками, немецкое влияние в Иране отныне равнялось нулю. Резидент немецкой разведки Франц Майер ушел в подполье и провел ближайшие месяцы просто-таки романтическим образом. Он давно освоился в Иране, знал местные привычки и нравы, покрасил бороду и до 1943 года, когда его все-таки арестовали, вел простую трудовую жизнь могильщика на кладбище. Это недурной момент для шпионского романа, но говорить об активности немецкой резидентуры в Иране уже не приходилось.

Однако Иран использовали не только в качестве зоны шпионских игр в экзотическом антураже. Союзники быстро оценили, насколько полезен Иран в качестве транспортного коридора.

Дело вот в чем. Помощь для СССР по ленд-лизу поставлялась разными путями. Все они имели определенные недостатки. Северный путь, по которому шли полярные конвои, был уязвим для немецких самолетов, подводных лодок и кораблей. Путь через Дальний Восток имел очевидную проблему — ограниченную пропускную способность.

Иран же был достаточно удален от границ Германии, это был сухопутный маршрут, на котором, понятное дело, груз не утопили бы подводные лодки, а СССР мог спокойно принимать грузы через собственные кавказские республики. Так что Иран сыграл колоссальную, хотя и неизвестную роль как логистический хаб.

В сумме через Персию прошло около четверти всех грузов, направленных в Советский Союз по ленд-лизу, включая большую часть автомобилей. Знаменитые «Студебеккеры» ехали в основном именно таким путем.

«Студебеккеры» в Иране по пути в СССР Фото: U.S. National Archives and Records Administration

«Студебеккеры» в Иране по пути в СССР Фото: U.S. National Archives and Records Administration

Для того чтобы переброска грузов шла быстро и бесперебойно, пришлось поднапрячься. Англичане начали реконструкцию старых портов и дорог и строительство новых путей сообщения; вскоре, когда к работе подключились американцы, дело пошло значительно быстрее. Кроме того, союзники возводили заводы для сборки самолетов и автомобилей.

На территории Ирана ключевыми базами стали Хорремшехр и Бушир — порты на берегу Персидского залива. Там же разворачивались сборочные заводы. Рабочими на них были в основном местные кадры, союзные и советские специалисты выполняли в основном задачи, требующие серьезной квалификации.

Сначала технику привозили в порты Ирана и соседнего Ирака на кораблях в разобранном виде. Затем их собирали на местных заводах. Автомобили нагружали другими запасами, от легкого вооружения до провианта, и в таком виде их гнали своим ходом в СССР.

Колонны шли под контролем советских офицеров, но водителями были в основном арабы и иранцы. Должность в такой колонне была, мягко говоря, не синекурой. Дороги были в среднем плохими, погода в Иране бывает убийственно жаркой днем в пустыне или, наоборот, убийственно холодной в ночь на горном перевале. В конце пути их принимали в азербайджанской Нахичевани, и дальше грузы шли в СССР по назначению.

Британские истребители, поставляемые по ленд-лизу в СССР на аэродроме Абадан в Иране Фото: Imperial War Museums

Британские истребители, поставляемые по ленд-лизу в СССР на аэродроме Абадан в Иране Фото: Imperial War Museums

Самолеты везли в разобранном виде на тех же грузовиках либо перегоняли своим ходом через аэродромы подскока в Иране и Азербайджане. К 1943 году маршрут работал как часы.

Постепенно работа южного маршрута пошла на спад, по мере сворачивания всей программы поставок по ленд-лизу. Пути союзников по Антигитлеровской коалиции начали расходиться еще до окончательной победы во Второй мировой войне.

Под конец боевых действий и СССР уже не нуждался в такой массированной поддержке, поэтому во второй половине 1944 года заводы начали постепенно сворачивать работу, оборудование демонтировали. Осенью 1944 года работа на южном коридоре прекратилась.

Советские войска по-прежнему оставались в Иране и были выведены ровно через год после окончания войны в Европе. Вторая мировая закончилась. А Иран стал одним из театров нового противостояния — холодной войны между бывшими соратниками по борьбе с нацизмом.

источник: https://www.mn.ru/long/karavannye-tropy-lend-liza-iran-v-velikuyu-otechestvennuyu

Евгений Норин
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account