2

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я с небольшой статьей, которую не удается тематически объединить ни с броненосцами, ни с минными кораблями. Речь пойдет об эрзац-кораблях, но на сей раз – речных канонерских лодках. Строиться они будут в особых условиях, под определенные задачи и потому будут они отличаться от всех канонерских лодок того времени. Так как статья будет небольшая, то обойдусь на сей раз без вступления.

Требования военного времени

Канонерские лодки Тифтов (Dixieland)

Канонерская лодка "МакРей", одна из двух канонерок, защищавших Новый Орлеан в конце 1861 года.

После победы над эскадрой Фаррагута и фактического снятия блокады Нового Орлеана спектр задач перед Миссисипской флотилией только расширился. Помимо удержания позиций близ города, требовалось усилить свое присутствие в верхнем течении Миссисипи. И вот тут крылась серьезная проблема – кораблей для этого фактически не было! Ограниченно в боевых действиях на реке мог участвовать лишь броненосец "Манассас" да две канонерки – "МакРей" и "Джексон". Силами местного военно-морского порта уже началось вооружение таранного парохода "Губернатор Мур" артиллерией, но этого также было недостаточно – требовались броненосцы, и желательно много. Это требование было вызвано тем, что северяне активно использовали на реке свои броненосные корабли, которые хоть и не хватали с неба звезд, но все же представляли серьезную опасность для кораблей южан. Требовался серьезный количественный рост речной флотилии (с 2 мая 1862 – отдельный Флот Речной Обороны под командованием флаг-офицера Джона Митчелла). Но где конфедераты могли взять корабли?

Подключили местные кораблестроительные предприятия. Мюррей не дал четкого ответа, сможет ли он в короткие сроки обеспечить постройку канонерских лодок, а вот Аза и Нельсон Тифты быстро ухватились за возможность получить навар с очередной сделки с ВМС КША [1]. К делу вместе с братьями подключился и Мансфилд [2], и уже вскоре на всеобщее рассмотрение был предложен проект канонерской лодки водоизмещением в 500 с небольшим тонн. Это был плоскодонный небольшой кораблик, целиком из дерева – единственного легкодоступного ресурса для конфедератов, с несколькими вариантами вооружения, самым заманчивый из которых состоял из одной 8'' и двух 6.4'' пушек Брука. Особенностью канонерок стало то, что машины, котлы и два боковых гребных колеса заключались в броневой короб толщиной в два дюйма – теоретически это должно было обеспечить самым уязвимым частям канонерки хотя бы какой-то уровень защиты, и в то же время скромный короб позволял минимизировать расходы драгоценной брони. Гребные колеса в качестве движителя позволяли легко использовать уже имеющиеся простейшие паровые машины. В общем, все в этом корабле показывало его суть – желание получить максимум при минимальных расходах. Какое-то время проект "завис", так как не получил одобрения морского секретаря Мэллори, но в конце концов его удалось убедить в полезности таких кораблей. Первую канонерку заложили в мае, в июне за ней последовали еще три. Тифтам, чтобы справиться с массовой постройкой кораблей, пришлось пойти на уступки, и некоторые канонерки, а также паровые котлы и машины начали производить на заводе Вильника.

Канонерские лодки Тифтов (Dixieland)

"Губернатор Мур" после переоборудования в канонерскую лодку. Вооружение – 2 32-фунтовые пушки.

Отдельно стоит рассказать об экипажах. Уже при начале постройки стало ясно, что Флот Речной Обороны не может расчитывать на значительное число людей. Частично эту проблему удалось решить за счет "проверенного" генералом Брайерли и капитаном Вудом способа с покупкой рабов и привлечением свободных негров на службу, но все же кое-какие должности на корабле не могли занять новобранцы. Пришлось "скрести по сусекам" в поисках специалистов и офицеров, некоторых из них пришлось искать в Джорджии (!!!). И даже в этом случае получился недобор. В результате на борту "Луизианы" пришлось открыть "школу кадров" для подготовки офицеров, а на заводе Вильника под чутким руководством инженера Грини шло обучение машинистов для новых канонерок. Это позволило обеспечивать вводимые в строй корабли хоть немного пригодными экипажами, хотя, конечно, проблемы кадров ФРО [3] испытывал до конца войны.

Рабочие лошадки Миссисипи

Канонерские лодки Тифтов (Dixieland)

Остатки "Фьюри" II, поднятые со дна Миссисипи в 1989 году

Появление канонерок Тифтов в составе ФРО ждали с нетерпением, и уже первые бои показали, на что способны эти корабли. Конечно, у них хватало недостатков – отсутствие бронезащиты корпуса и артиллерии, кое-как собранные корпуса, вечно барахлящие машины, собранные на скорую руку – но они у конфедератов появились, и это было важно. Оказывая поддержку собственным немногочисленным броненосцам, эти корабли творили чудеса, и даже в одиночестве они умудрялись выполнять свои боевые задачи. Во многом благодаря им Виксбергу удалось продержаться до подхода Миссисипской армии, они начали вытеснять корабли федералов на север, и их мортиры внесли неоценимый вклад в осаду Мемфиса. Всего этого удалось достичь благодаря сочетанию дешевизны, простоты постройки и обслуживания, а главное – мощному вооружению: броня речных кораблей северян, даже броненосцев, не была предназначена для противостояния снарядам 8'' нарезных пушек Брука, в результате чего не единожды канонеркам удавалось "заклевать" более защищенных врагов. Не были канонерки и такими уж беззащитными – толщина их деревянной общивки изначально проектировалась толстой, а в процессе службы борта их часто обвешивались дополнительно бочками, цепями, листами металла и даже мешками с песком, из-за чего корабли этого типа получили название "южных древоносцев" [4]. Несмотря на это, корабли несли потери – из 28 построенных кораблей 14, т.е. ровно половина, были потеряны в ходе боевых действий. Оставшиеся канонерки также долго не продержались в строю – сказывалась спешка постройки в военное время. Все они, за единственным исключением, покинули состав флота до 1870 года.

Особенно стоит отметить канонерки, носившие названия "Фьюри" ("Ярость"). Первая канонерка с таким названием вступила в строй 9-й, и так сложилось, что она полностью укомплектовывалась неграми. Командовал кораблем временный лейтенант [5] Кристиан Смит, свободный афроамериканец, отмеченный за смекалку и прошедший подготовительные курсы на борту "Луизианы". В боях первая "Ярость" продержалась всего 3 месяца, после чего погибла во время боя с броненосцами федералов. При этом храбрость, с которой действовал ее экипаж, натолкнула командование конфедератов на идею продолжения истории этого названия. В результате следующая вступившая в строй канонерка была названа "Фьюри" II, и точно так же она была укомплектована неграми (лодку возглавил все тот же Кристиан Смит). Боевой путь этой канонерки также был весьма примечательным, экипаж корабля не единожды выказывал под огнем федералов полное презрение к смерти, из-за чего канонерка получила прозвище "Яростный ремонт" – почти все время вне сражений уходило на исправление полученных повреждений. Вторая "Фьюри" также погибла в бою с броненосцами северян после того, как тем удалось поджечь корабль черных конфедератов. Экипажу удалось спастись, при этом вскоре им дали третий корабль, который также назвали "Фьюри"! Впрочем, этой канонерке все же удалось дожить до конца войны, и даже более того – из Тифтовских кораблей она оказалась единственной, сохранившейся до наших дней. При этом деньги на ее сохранение первоначально собирались волонтерами среди афроамериканцев, для которых "Фьюри" стала символом единства с черных с белыми в войне за независимость. Ныне корабль можно найти в одноименном музее в Виксбурге, и раз в несколько лет она проходит тщательный ремонт на местном речном заводе как один из важнейших памятников флота времен войны за независимость Юга.

Канонерские лодки Тифтов (Dixieland)

Примерно так выглядела стандартная Тифтовская канонерка.

Не будет лишним также привести несколько цитат, характеризующих значимость Тифтовских канонерок для ФРО.

Это были простые, но добротные корабли. Им можно было простить все, так как их было много, они были просты в обслуживании и хорошо вооружались. Носовая восьмидюймовка не раз выручала нас в бою – ее боялись все корабли янки. Даже спустя годы я не могу без улыбки вспоминать о нашей "Миледи" и том, как мы множество раз оказывались с ней на краю смерти.

Лейтенант Морган Блэквуд, командир "Леди Дэвис"

Будь я проклят, если потеряю эту посудину до того, как отправлю на дно того янки! Ну же, джентльмены, стреляйте скорее! Нас уже ждет слава!

Лейтенант Брайан Махоуни, командир "Стоунволла" перед потоплением броненосца федералов

Это были истинные дети той войны. Кое-как собранные машины, норовящие сломаться в самый неподходящий момент, броня из прокованных железных рельс, деревянные корпуса и малочисленные пушки – все это было хуже, чем у северян, но именно эти вещи принесли нам столь желанную победу.

Адмирал Джон Митчелл в отставке

 

1862 год (11 единиц): «Аза», «Нельсон», «Тифт», «Генерал Брайерли», «Батон-Руж», «Форт Джексон», «Сен-Филип», «Генерал Сибли», «Фьюри», «Леди Брекенридж», «Леди Дэвис»

1863 год (12 единиц): «Легионер», «Элиас Вуд», «Фьюри», «Генерал Конуэй», «Язу», «Ред-Ривер», «Мобил Бей», «Стоунволл», «Генерал Борегар», «Корпус-Кристи», «Лафайетт», «Виксберг»

1864 год (5 единиц): «Генерал Гриффин», «Фьюри», «Альбукерке», «Алабама», «Самтер»

 

Водоизмещение:         нормальное 512 тонн

Размерения:                     53,3×10,2×1,4

Механизмы:           2 колеса, 2 ПМПД, 2 котла, 5-6 узлов

Запас топлива:                 (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня:                          короб колес и машин 2’’

Вооружение:      1×8’’ пушка Брука, 2×6.4/22’’ пушки Брука

Экипаж:                              57 человек

 

Существовали также следующие варианты вооружения:

– 4×32-фунтовые гаубицы вместо 6.4'' пушек Брука;

– 3×11'' или 9'' пушки Дальгрена вместо стандартного состава артиллерии;

– 10'' пушка Брука вместо 8'';

– 2×13'' мортиры вместо 6.4'' пушек Брука;

– 3×13'' мортиры вместо стандартного состава артиллерии;

Помимо того, что состав вооружения отличался на кораблях при вступлении в строй, во время службы одни орудия могли заменяться другими.

Примечания

1) При том, что "Миссисипи" они на тот момент еще не достроили.

2) Подробнее об этих деятелях в статье о больших казематных броненосцах КША I поколения.

3) Флот Речной Обороны, если кто не понял.

4) В составе федеральной флотилии на Миссисипи с самого начала войны имелись так называемые "timberclads" – дословно древоносцы, названные так из-за огромной толщины общивки, способной защитить их не только от пуль, но и от мелкокалиберных снарядов.

5) В КША, как и в США, в армии и флоте существовала практика присвоения временных званий в полевых условиях вышестоящими офицерами. В случае "подтверждения" своего повышения отличной службой временное звание официально утверждалось как постоянное, в противном же случае лишение временного звания не оставляло негативной оценки в личном деле, что шло на пользу "пострадавшему".

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account