Какими будут будущие самолёты ДРЛОиУ для ВКС России
Содержание:
Ситуация с самолётами ДРЛО в России
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность выполнения ВВС своих задач, в частности, решения задачи по захвату господства в воздухе, является наличие современных самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). И здесь у Российских ВВС имеются определённые проблемы.
Проблемы эти выражаются как в количестве, так и в качестве имеющихся у ВВС РФ самолётов ДРЛОиУ. На текущий момент, по открытым данным, на вооружении имеется 3 самолёта ДРЛОиУ А-50 и 6 самолётов ДРЛОиУ А-50У. И если самолёты ДРЛОиУ А-50У получили в ходе модернизации в начале 2000-х годов обновлённый радиолокационный комплекс (РЛК), то РЛК «Шмель» самолётов А-50 был разработан ещё в 80-х годах ХХ века.
Разумеется, характеристики РЛК указанных самолётов засекречены, однако можно предположить, что у самолётов ДРЛОиУ А-50 имеются проблемы с обнаружением малоразмерных и малозаметных целей на фоне земной поверхности, что в сочетании с малым количеством этих машин в войсках позволяет вооружённым силам Украины (ВСУ) периодически наносить удары вглубь российской территории. Существует угроза того, что оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Украины сможет обеспечить выпуск и/или закупку значительного количества беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) — камикадзе большой дальности типа российско-иранского БПЛА «Герань-2» и нанести ими массированный удар по объектам, находящимся в стратегическом тылу Российской Федерации.
Разработка нового самолёта ДРЛОиУ А-100 «Премьер» сильно затянулась, кроме того, нет никаких сомнений в том, что стоимость закупки и эксплуатации этой машины будут весьма высоки, а значит, что много их у ВВС РФ не будет, и эксплуатироваться они будут крайне ограниченно.
В то же время у США имеется на вооружении 31 единица постоянно модернизируемого самолёта ДРЛОиУ Boeing E-3 Sentry. Ещё 7 таких машин имеется у Великобритании, 4 – у Франции и 17 единиц стоят на балансе НАТО. На замену этой достаточно современной машины США уже планируют закупку нового самолёта ДРЛОиУ Boeing E-7A. Предполагается, что общее количество закупаемых самолётов ДРЛОиУ E-7A составит 26 машин, при этом 16 самолётов E-3 Sentry планируется вывести из состава ВВС США. Постепенно новые самолёты ДРЛОиУ E-7A заменят как E-3 Sentry, имеющиеся у союзников США, так и стоящие на балансе НАТО.
Кроме E-3 Sentry и готовящегося ему на замену самолёта E-7A, у вооружённых сил США имеется ещё одна интересная машина – это палубный самолёт ДРЛОиУ Grumman E-2C Hawkeye («Хокай»). Главное в E-2C «Хокай» то, что он стоит в несколько раз меньше, чем E-3 Sentry (по некоторым данным, его стоимость ниже в 3–5 раз), поэтому для военно-морских сил (ВМС) США было построено 139 самолётов ДРЛОиУ E-2C «Хокай». В настоящее время ведётся разработка нового самолёта E-2D семейства «Хокай».
Такое количество самолётов ДРЛОиУ позволяет США и странам НАТО обеспечить плотное радиолокационное покрытие в зоне боевых действий, отслеживая не только самолёты, вертолёты, крылатые и баллистические ракеты, но и пуски зенитных управляемых ракет (ЗУР), а также перемещение многих других объектов, находящихся в воздухе.
Нельзя исключать и того, что самолёты ДРЛОиУ стран НАТО способны засекать запуск и отслеживать траекторию снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО) и даже артиллерийских снарядов. Говорится и о возможности отслеживания самолётами ДРЛОиУ наземных/надводных целей, а также о возможности постановки помех наземным радарам противника.
Таким образом, самолёты ДРЛОиУ – это высокоэффективный инструмент военно-воздушных сил, во многом определяющий успех авиации на театре военных действий (ТВД). Ситуацию с наличием ВВС РФ самолётов ДРЛОиУ необходимо исправлять в кратчайшие сроки, при этом следует понимать, что завершение разработки самолёта ДРЛОиУ А-100 «Премьер», скорее всего, нам в этом не поможет.
Какой самолёт ДРЛОиУ необходим ВВС РФ?
Перспективный российские самолёт ДРЛОиУ должен иметь следующие особенности:
– минимальную стоимость приобретения и эксплуатации;
– минимальные сроки разработки и запуска в серию;
– достаточно современный радиолокационный комплекс;
– возможность длительного нахождения в воздухе.
Как это совместить? Ведь известно, что из трёх критериев – дёшево, быстро, качественно, одновременно могут быть выбраны только два?
Единственно возможный выход – это пожертвовать качеством и использовать для построения перспективного самолёта ДРЛОиУ компоненты, серийно производящиеся в настоящее время (или те, которые максимально близки к серийному производству). Такое решение будет уступать специализированным платформам, но может производиться в значительно больших количествах и эксплуатироваться без особых оглядок на стоимость лётного часа.
В идеале нам необходим лёгкий самолёт ДРЛОиУ в весовой категории Е-2С «Хокай», выполненный на базе надёжного экономичного самолёта с низкой стоимостью лётного часа, оснащённый серийным радиолокационным комплексом, предназначенным для установки на современные боевые самолёты.
Выбор платформы
Здесь возникает проблема – дело в том, что у нас сейчас просто нет готового, серийно производящегося самолёта, сравнимого по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) с Е-2С «Хокай». Раньше на эту роль могли претендовать самолёты Ан-26, Ан-72, Ан-140, выбор которых по понятной причине невозможен.
В России разрабатываются самолёты им на замену – Ил-112В и Ил-114. Разработка самолёта Ил-112В была приостановлена, хотя изначально предполагалось, что контракт на первую партию из 35 самолётов Ил-112В будет подписан ещё в 2017 году. Есть вероятность, что проект может быть возобновлён.
Турбовинтовой ближнемагистральный (региональный) пассажирский самолёт Ил-114 был разработан в 1980-х годах КБ Ильюшина и произведён в количестве всего 20 единиц, в настоящее время разработан и проходит испытания полностью «русифицированный» самолёт Ил-114-300 (первый полёт Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года),
Таким образом, могут быть рассмотрены три варианта:
– первый вариант – это доведение до ума самолёта Ил-112В, тем более что, судя по всему, этот проект находился в достаточно высокой степени готовности;
– второй вариант – Ил-114-300, который предполагается выпускать на мощностях ПАО «ВАСО» и корпорации «МиГ» в количестве около 12 машин в год.
– Третий вариант – использование самолёта Ту-204/214, который уже применяется в качестве базы для самолётов ретрансляторов, самолётов комплексной радиолокационной, радиотехнической и оптико-электронной разведки, самолётов программы «Открытое небо». Также на базе Ту-204/214 предполагалось создание противолодочного самолёта и других модификаций грузовых и пассажирских самолётов.
Вроде бы у военных были к Ту-204/214 какие-то претензии, но здесь уж не до капризов, важно то, что эта машина хорошо отработана и производится серийно. Правда, есть проблема – в связи с уходом с российского рынка компаний Boeing и Airbus российским авиаперевозчикам потребуется много среднемагистральных гражданских самолётов, так что линии по производству Ту-204/214 будут загружены по полной, по крайней мере, до тех пор, пока не получится развернуть серийное производство авиалайнера МС-21.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что оптимальной платформой для перспективного лёгкого самолёта ДРЛОиУ является турбовинтовой самолёт Ил-114, а самолёт Ту-204/214 можно рассматривать в качестве запасного варианта в случае проблем с серийным производством Ил-114.
Далее на выбранную платформу необходимо интегрировать подходящий радиолокационной комплекс.
Радиолокационной комплекс
Пожалуй, с ним будет ещё сложнее – создать новый РЛК в приемлемые сроки вряд ли получится. Что можно использовать из имеющегося задела?
Сразу отбрасываем РЛК самолёта А-100 – на меньшую платформу, чем Ил-76, его не поставить, скорее всего, даже в упрощённом виде, да и неизвестно, когда он будет доработан до серийного производства.
В последнее время появилась тенденция создания самолётов ДРЛОиУ с невращающимися антеннами, расположенными вдоль корпуса или в «гребне», над фюзеляжем. Потенциально может быть рассмотрен вариант оснащения выбранного самолёта-носителя двумя серийными доработанными радиолокационными станциями (РЛС), размещёнными конформно-побортно или в специальном отсеке над фюзеляжем.
Наилучшие характеристики мог бы показать РЛК Н0З6 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) из состава истребителя пятого поколения Су-57, однако неясно, довели ли указанный комплекс до необходимой степени готовности, а также какова его стоимость и в каких количествах он может производиться – мы ни в коем случае не должны забывать про принцип «быстро и недорого».
В качестве основного варианта можно рассмотреть РЛК Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), устанавливающийся на серийно производимые многофункциональные истребители Су-35 и обладающий достаточно высокими характеристиками. При адаптации РЛК Н0З5 «Ирбис» для применения на самолёте ДРЛОиУ могут быть рассмотрены варианты повышения его эффективности, в частности:
– увеличение мощности излучения с одновременным обеспечением улучшенного охлаждения;
– увеличение количества элементов ПФАР;
– размещение и совместное использование двух антенн с одного борта или четырёх антенн с двух бортов, разумеется, при условии, что такое размещение возможно, что РЛС не будут мешать друг другу, а их совместная работа приведёт к повышению ТТХ комплекса в целом.
Рабочие места операторов также могут строиться на базе модифицированных рабочих мест пилотов истребителя Су-35, разумеется, с учётом специфики самолёта, с учётом необходимости обеспечения длительного патрулирования.
Выводы
Каковы могут быть сроки разработки перспективного российского лёгкого самолёта ДРЛОиУ в формате, рассмотренном в настоящем материале?
Предположительно, два-три года на разработку, затем серийное производство темпом две-четыре машины в год.
Укладывается ли это в понятия «быстро» и «много»?
Да, это достаточно быстро, поскольку альтернатив, похоже, что и нет. Если получится раньше поставить в серию самолёт ДРЛОиУ А-100, то это было бы замечательно, но это ни в коем случае не должно отменить разработку лёгкого, дешёвого и экономичного в эксплуатации самолёта ДРЛОиУ. Что касается «много», то две-четыре машины в год – это 20–40 машин за 10 лет, а столько самолётов ДРЛОиУ у ВВС РФ вообще никогда не было.
Насколько указанный лёгкий самолёт ДРЛОиУ будет эффективен?
Он будет эффективен настолько, насколько эффективен РЛК Н035 «Ирбис», а заявляется, что он весьма неплох, тем более что потенциально его возможности могут быть улучшены в рамках более грузоподъёмной платформы и больших объёмов отсеков для размещения оборудования.
Сколько таких машин необходимо ВВС РФ?
А сколько их не произведи – всё равно будет мало. Фактором, ограничивающим производство предлагаемого лёгкого самолёта ДРЛОиУ, может стать только появление новой разработки в рамках концепции построения недорогого, массового и эффективного самолёта ДРЛОиУ, который может производиться большой серией и применяться без оглядки на стоимость лётного часа.