19

В статье посвящённой альтернативному тяжёлому танку ИС-12, я упомянул, что он проиграл конкурс вполне себе реальной машине – Объекту 770, в параллельном мире получившим название ИС-11. Машина эта вполне себе реальная и о ней пойдёт речь ниже.

Содержание:

История создания

Данная машина разрабатывалась в самом конце 50-х годов, а точнее, в 1958 году. Разрабатывалась она в Челябинском КБ под руководством П. П. Исакова.

Всего было построено 3 опытных экземпляра танка, один из которых до сих пор хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Один из Объектов 770 в Киеве

Один из Объектов 770 в Киеве

На испытаниях машина показала себя очень хорошо. Высокая проходимость, мощная, 130 мм пушка, прекрасная защищённость. У танка были все шансы встать на вооружение и стать одним из лучших танков в мире, по своей моще, соизмеримой с машинами конца 80-х.

Однако, тогдашнее руководство СССР, во главе с Хрущёвым, уже поставило крест на тяжёлых танках, и он так и не вышел из статуса опытной машины.

Особенности конструкции

Танк имел полностью литой корпус и башню. При этом максимальная толщина корпуса составляла 187 мм. Башня была ещё лучше забронирована. В лобовой проекции её толщина составляла 260 мм.

Основное оружие танка, так же было новым, для советских тяжёлых танков. 122 мм пушка Д-25 и её модификации, по мнению конструкторов, уже не соответствовала требованиям времени и её должна была сменить 130 мм пушка М-65.

Данное орудие имело двухплоскостной стабилизатор. Для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора.

Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.

Танк имел раздельное заряжание, а полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов и была механизирована. Правда это был ещё не автомат заряжания, механизм включал в себя только транспортёр и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря её использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемёта использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.

Масса танка составила 55 тонн. Для уверенного перемещения столь тяжёлой машины на ней был установлен новейший дизельный двигатель водяного охлаждения ДТН-10, с турбонаддувом, мощностью 1000 л. с. Этот дизель имел 10 цилиндров, расположенных V-образно. Впервые двигатель на танк устанавливался не продольно, а поперечно.

С этим силовым агрегатом советский тяж разгонялся по шоссе до максимальной скорости в 55 км/час.

Чертёж Объекта 770

Чертёж Объекта 770

Важной особенностью танка являлось удобство его управления. Теперь машина управлялась не традиционными рычагами, а штурвалом. Кроме этого машина могла развернуться на месте, вращая гусеницы в разных направлениях. Коробка передач у танка была автоматической!

Ходовая часть танка включала в себя по 6 крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией. Подвеска у танка была гидропневматическая, что обеспечивало высокую плавность хода.

В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счёт впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.

Как уже упоминалось выше на испытаниях танк проявил себя очень хорошо, однако были выявлены и серьёзные проблемы. Эти проблемы были связаны с двигателем который сильно вибрировал. Но их планировали устранить, перенастроив дизель.

Технические характеристики:

  • Боевая масса, т – 55
  • Экипаж, чел. – 4;
  • Размеры;
  • Длина корпуса, мм – 7280
  • Длина с пушкой вперёд, мм – 11 333
  • Ширина, мм – 3400
  • Высота, мм – 2420
  • Клиренс, мм – 430
  • Бронирование;
  • Лоб корпуса (верх), мм/град. – 138/60
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. – 187/42
  • Борт корпуса (верх), мм/град. – 86/67
  • Борт корпуса (низ), мм/град. – 105/0
  • Лоб башни, мм/град. – 260/30
  • Борт башни, мм/град. – 208/35
  • Задняя часть башни, мм/град. – 80/70
  • Вооружение;
  • Калибр и марка пушки – 130-мм М-65
  • Тип пушки – нарезная пушка
  • Длина ствола, калибров – 59
  • Боекомплект пушки – 37
  • Прицелы – ТДПС, ТПН-1
  • Пулемёты – 1 х 14,5-мм КПВТ
  • Силовая установка;
  • Тип двигателя – ДТН-10
  • Мощность двигателя, л. с. – 1000
  • Скорость по шоссе, км/ч – 55
  • Запас хода по шоссе, км – 300
  • Удельная мощность, л. с./т – 18,2
  • Удельное давление на грунт, кг/см² – 0,795
  • Преодолеваемый подъём, град. – 35
  • Преодолеваемый брод, м – 1,0

Возможные варианты танка

Не смотря на всю исключительную мощь 130 мм пушки. Были планы установки на машину ещё более мощного вооружения. В это время в СССР разрабатывалась 140 мм гладкоствольная танковая пушка, её то и планировали установить на будущий советский тяж. Однако, планы так и остались планами, после прекращения работ над советским тяжами, прекратились работы и над новыми пушками для них.

Контуры будущего или каким мог стать ОБТ полученный из тяжёлого танка

Зная всю информацию мы можем представить, как бы мог выглядеть советский ОБТ 60-х, ставший логическим завершением эволюции наших тяжёлых танков.

Возможный внешний вид советского ОБТ 60-х

Возможный внешний вид советского ОБТ 60-х

Итак, это был бы танк классической компоновки, массой 55-60 тонн, вооружённый пушкой 140 мм с автоматом заряжания.

Как можно увидеть, и сейчас танков с такими характеристиками в мире нет. А СССР их мог получить уже в 60-е годы, если бы не любитель кукурузы и ракет, стоявший у руля СССР.

Источники:

https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/obekt-770/

https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43707436401/Nerealnyiy-apgreyd,-ili-Kakoy-mogla-byit-sovetskaya-tehnika-60-h

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82_770

https://www.globalsecurity.org/military/world/russia/object-770.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account