Каким будет русский Зумвольт и нужен ли он нашему флоту
Содержание:
Предисловие или несколько слов о Зумвольтах
Американские эсминцы Зумвольт (Zumwalt), или Замволт, как их ещё называют, поразили военно-морских экспертов ещё на стадии проектирования своим футуристичным внешним видом.
Эти корабли, которые называли боевыми кораблями будущего, должны были в американском флоте заменить сверхудачные эсминцы Арли Берк, которых уже построено аж 62 штуки.
По замыслу американских военных Зумвольты должны были стать такими же много серийными кораблями как Берки и их изначально заказали сразу 10 штук.
Однако уже на стадии постройки заказ начали уменьшать, пока он не сократился всего до трёх кораблей. Ими американские военные и ограничились, свернув заказ. В чём же причина.
А причина кроется, прежде всего, в непомерно высокой цене новых эсминцев. Кроме этого, без многих инновационных систем вооружений, например электромагнитных пушек, выяснилось, что Зумвольты мало чем превосходят уже хорошо отработанные и достаточно дешёвые Берки. В общем как говорится – овчинка выделки не стоит.
Кстати, одной из причин высокой цены американских эсминцев является их большое водоизмещение, которое ближе к водоизмещение ракетного крейсера чем эминца.
Что из себя представляет русский Зумвольта, корвет Проекта 20386
Россия, в которой сегодня очень бурно развивается флот, так же решила не отставать, и разработала боевой корабль будущего, правда, им стал не эсминец, а всего лишь корвет, по внешности, очень похожий на американского собрата.
Правда, как и американский аналог, наш корвет сильно превысил водоизмещение стандартных корветов и по этому показателю вплотную приблизился к следующему классу кораблей – фрегатам.
Что касается водоизмещения, то в сети гуляют противоречивые цифры, которые находятся в диапазоне от 2 500 до 3 500 тонн. Какая из этих цифр является верной мне так и не удалось понять.
То же самое произошло и с ценой, корветы Проекта 20386, почти в 2 раза, по этому показателю, превосходят, уже хорошо освоенные нашей промышленностью, корветы Проекта 20380, и близки к фрегатам.
Кстати, в отличие от эсминцев «Арли Берк» наши корветы Проекта 20380 достаточно новые корабли, и устаревшими хи считать вряд ли можно.
А вот что касается своих боевых характеристик, то по ним они, практически, не превосходят своих более старых аналогов, корветы Проекта 20380.
Например, такое вооружение, как крылатые ракеты «Калибр», ставшие неотъемлемым вооружением современных российских кораблей на 386-х стационарно не установлены и их можно поставить, только в виде модуля и при этом вместо вертолётного ангара. То есть на корабле у вас могут находиться, или Калибры, или вертолёт.
Сегодня уже заложен головной корабль серии – корвет «Дерзкий» и на воду его планируется спустить в мае 2021 года.
Что из себя представляет модульная архитектура корветов Проекта 20386
Главной «фишкой» 386-х является их модульная архитектура. Что же это такое?
Состав вооружения и оборудования на корабле не постоянный как на всех современный боевых кораблях. Его вы можете менять в зависимости от боевой задачи, устанавливая различные модули.
Сегодня на боевых кораблях установлены разнообразные системы вооружений, что называется на все случаи жизни. Понятно, что в ходе отдельных операций используются далеко не все системы корабля.
Так, например, при проведении против ИГИЛа в Сирии, нужны крылатые ракеты Калибр, а вот противолодочное вооружение вряд ли в этой операции пригодится, так как террористы не имеют своего флота.
На корветах Проекта 20386 оружие и другие системы установлены в виде лёгкосъёмных модулей. Неиспользуемые модули хранятся в порту приписки.
Как я уже указал выше, модуль с Калибрами устанавливается вместо вертолётного ангара. Какие ещё модули можно установить на это место, и какова вообще их взаимозаменяемость мне неизвестно. Думается, эта информация, вообще, засекречена.
Некоторые характеристики корветов Проекта 20386
- Водоизмещение – 3400 тонн;
- Длина – 109 метров;
- Ширина – 13 метров;
- Мощность силовой установки – 55 000 л. с.;
- Скорость – 30 узлов;
- Дальность плавания – 5 000 морских миль;
- Экипаж – 80 человек
Как я уже писал, с водоизмещением в прессе происходит, что то непонятное. Могу предположить, что всё это связано с модульной архитектурой корабля. То есть в зависимости от состава систем и вооружений водоизмещение будет изменяться. Но подчёркиваю, это всё мои домыслы.
Альтернативный корвет 20386
В сети попался профиль данного корвета, который не много не соответствует тому что строится.
Как можно увидеть за орудийной башней на этом корабле располагается некая блок пусковых установок. Что это за рисунок я не знаю. То ли ранний проект корвета, то ли ошибка художника. Но в итоге получился АИ корабль.
Нужны ли такие корабли ВМФ России
В большинстве статей, которые мне попадались в сети, данный проект подвергается нещадной критике. Некоторые называют строительство данных кораблей даже преступлением.
Сравнение Зумвольта с корветом Проекта 20386
Понятно, что сколько люде столько и мнений, но я не присоединюсь к хору критиков. Мне кажется, что такие корабли не только нужны нашему флоту но очень полезны для него. Поясню.
Во-первых, это первые корабли модульной архитектуры и понятно что они не идеальны. Но для того что бы отработать такой перспективный вид кораблей нужно с чего то начинать, что бы выяснить все особенности их эксплуатации и постройки.
Во-вторых, сама по себе модульная архитектура видится мне очень перспективной. Если строить корабли по такой схемы то само понятие класса кораблей может уйти в прошлое. В зависимости от поставленный задач, при минимальных затратах, вы можете получить, или противолодочный корабль, или ракетный ударный, или корабль с упором на ПВО. Теперь не нужно строить отдельно фрегаты, отдельно корветы, или эсминцы. Теперь достаточно иметь несколько модульных кораблей а состав эскадры определит адмирал, переоборудовав каждый корабль под свои нужды.