Как советские самоходчики оценивали Pz IV

19

До ранения Рем Уланов служил шофёром на полуторке, возил 120-мм полковой миномёт. А после госпиталя, в марте 1943 года, попал в 15-й учебный самоходно-артиллерийский полк, на станцию Икша Савеловской железной дороги. Полк располагался на территории недостроенного завода «Гидропривод».

Теоретические занятия проводили в помещении, где на видном месте стоял силовой агрегат СУ-76 и его главная передача в сборе и россыпью.

Программой было предусмотрено 18 часов вождения самоходки. Реально же получалось не более трёх часов. Затем был сформирован 999-й самоходно-артиллерийский полк СУ-76. 21 машину он получил в Кирове. Кроме самоходок, полк получил ещё и грузовики ЗИС и ГАЗ. Это уже в Подмосковье.

Механикам-водителям (которые набирались, как правило, из трактористов и шоферов) их военную специальность после обучения и присвоения сержантского звания занесли в военную книжку.

В конце октября погрузились на железнодорожный состав и выехали на Украину. Потери от бомбёжек были незначительными. По прибытию все самоходки и грузовики побелили белой меловой краской.

Содержание:

№2 Первая и последняя победа

СУ-76 управлялась прекрасно, но была очень чутка к неравномерности натяжения правой и левой гусениц. Проверка правильности натяжения была проста: на переднюю холостую, свисающую с ведущей звёздочки, гусеничную ветвь надо было наступить ногой у первого опорного катка — два трака должны лечь на землю. Если лежат больше — гусеница натянута слабо. Если меньше — туго.

На первой передаче и малых оборотах даже по мёрзлой земле машина двигалась бесшумно (по сравнению с Т-34, с его громко лязгающими гусеницами).

На рассвете пехота пошла вперёд, в атаку на какой-то хутор. Поддерживая своих, СУ-76 Уланова со второго снаряда снесла башню немецкому четырёхосному пушечному броневику.

Это была их первая и, к сожалению, последняя победа. Через два дня немецкое самоходное орудие, с расстояния в 1,5 тыс. м, подкалиберным снарядом пробило лобовую броню СУ-76.

«Следуя советам опытных механиков-водителей, я работал на заднем баке, оставляя передний полным. Из-за этого и не произошло мгновенного взрыва. Карманы своего бушлата я отпорол ещё в эшелоне. Ремень с пистолетом ТТ повесил под бушлатом. Всё это помогало, при необходимости, быстро выскочить из машины, ни за что не зацепившись. Удар я почувствовал сразу, вслед за вспышкой выстрела. Вылетел из люка, который был открыт, и побежал вперёд, стараясь отбежать подальше. Потом начала рваться боеукладка», – вспоминает Уланов.

Весь экипаж остался жив, и несколько дней допрашивался особистом: а не сами ли вы сожгли свою самоходку? Потом он отстал, убедившись в невиновности экипажа.

№1 «Попробовал на ходу немецкий танк T-IV. Не впечатлён»

Уланову опять дали полуторку. Он возил раненых на соломе, в кузове, а потом – офицера связи полка. В одной из поездок – наехал передним левым колесом на противотанковую мину. Его и ехавших с ним двоих офицеров контузило и ранило.

После полевого госпиталя – посадили на единственный трофейный танк T-IV, стоявший на охране штаба.

«Попробовав его на ходу и проехав несколько десятков километров, я мог оценить его ходовые качества и удобство управления. Они были хуже, чем у СУ-76.
Огромная семискоростная коробка передач, располагавшаяся справа от водителя, утомляла жаром, воем и непривычными запахами. Подвеска танка была жёстче, чем у СУ-76. Шум и вибрация от мотора «Майбах» вызывала головную боль. Танк пожирал огромное количество бензина. Десятки вёдер нужно было заливать через неудобную воронку».

Потом вернулся из госпиталя прежний механик-водитель T-IV, и стал настойчиво добиваться, чтобы его посадили на старое место. Начал плести интриги: дескать, Уланов ленив, много спит, машина грязная и вообще личность подозрительная. И своего добился. Место ведь это было тёпленьким — штаб армии. Ближе, чем на 20 км к переднему краю не приближался, а в танке было не более 5-ти снарядов.

Уланова пересадили на броневичок БА-64. А в мае 1944 года ему предложили поехать в танковое училище, в Москву. Рем Николаевич с радостью согласился, но вместо Москвы их группу привезли в город Кременец, на Западной Украине, на курсы младших лейтенантов 13-й армии. Никакие протесты не возымели действия.

Пришлось учиться на трёхмесячных курсах командиров пулемётного взвода. Изучали «Максим», «Дегтярёв» пехотный и немецкий МГ-34. В конце августа 1944 года Рем был выпущен с курсов младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода.

Но всё равно вернулся на СУ-76! При формировании части в городе Дембе, в полк приехал офицер. В кожаной куртке и с танковыми эмблемами. Согласно директиве Штаба фронта, он отыскивал самоходчиков, по разным причинам попавших в пехоту.

Источник — https://dzen.ru/a/ZOPhygS4MSCEdDe8

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account