Интересная, хотя и небольшая статья из жж Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует коллег.
Тут третьего дня на Филиппинах разбился вертолет «Сокол» польского производства, один из пилотов стал инвалидом (ампутация руки). Вообще в свое время, сделав заказ на польские вертолеты, Филиппины изрядно повеселили народ, — не, не так как чехи, которые на «соколы» поменяли МиГ-29 (даже сами поляки хихикают), но все же. Это как еще индийские вертолеты покупать – есть экстремисты. Не, пользоваться ими, наверное, можно, при хорошем техническом обслуживании и грамотном пилотировании (ну, очень осторожно). Но это не для таких стран, как Филиппины или Эквадор…
«Видите,… что можно сделать из Ми-2 простой швейной машины Зингера? Небольшое приспособление — и получилась прелестная вертульник колхозная сноповязалка»
Вообще, творчество польских конструкторов чем-то напоминает работы кружка «умелые руки для взрослых». Проблема-то в чем? Наверное, в отсутствии «Школы»(тм). Конструирование самолетов и других ЛА всегда были «плясками с бубном». Например, Егер Сергей Михайлович, один из ведущих разработчиков таких известных самолетов, как Ту-95, Ту-22 и Ту-154, и написавший книги (!) по конструированию самолетов, говорил студентам:
«Как проектировать самолеты, научить вас не могу, но могу научить, как не надо их проектировать».
Например, один моментов, на котором он заострял внимание – крыло самолета. Именно оно создает основное сопротивление в полете (есть 🙂 исключения, но не будем усложнять). Поэтому конструктор должен избегать «соблазна» навесить еще «что-то полезное» на него…
Вот как-то поляки задались благой задачей — «улучшить» истребитель МиГ-17.
В частности поднять дальность полета. Ну, самое простое решение – увеличить запас топлива на борту. В результате приняли «гениальное» решение – установить на корневой части крыла накладные (как сейчас модно говорить, «конформные») баки на 500 л топлива. Они одновременно были обтекателями новых сдвоенных колес шасси.
Обычный МиГ-17 (у поляков только LIM-5 — декоммунизация! 🙂 )
LIM-6 с накладными баками на крыле
В результате последующей попытки эксплуатации вдруг неожиданно выяснилось, что дальность полета не возросла – вся «добавка» топлива ушла на преодоление дополнительного сопротивления «толстого» корня крыла. Там была еще куча проблем, типа меняющаяся центровка и т.п. В результате самолет выпустили только малой серией. В войска передавать не решились. От накладных баков отказались. Правда, долго пытались сохранить сдвоенные колеса, которые требовали обтекатели, так как не лезли в крыло. Цитата:
«В общей сложности состоялось 50 полетов, в которых опробовали 12 типов обтекателей. Результаты оказались удручающими: новоявленные наросты на нижней поверхности крыла вызывали вибрации и колебания самолета. Разочарования испытателей нашли отражение в их заключении, где в частности говорилось: «… ошибочным является существовавшее до сих пор мнение о пригодности сдвоенных колес»».
Ну, не надо портить крыло умелыми шаловливыми ручками!
Собственно из таких «запретов» и сохранении преемственности конструкции по Егеру и состоит конструирование самолета, – как бы «отсекая все лишнее»(с) Микеланджело. Сумма этих приемов и составляют «Школу»(тм)