Как на Апеннинах баллистическую ракету создали — БРСД «Alfa»
Наш уважаемый коллега граф напомнил про один малоизвестный проект итальянской баллистической ракеты морского базирования. В русскоязычном интернете про нее практически ничего нет, поэтому решил восполнить пробел.
В начале 1960-х годов Италия оказалась в окружении государств, ведущих разработку ядерного оружия. Югославия и Румыния начали самостоятельное развитие ОМП и сотрудничали в разработке и разработке ударных самолетов Орао. К тому же к член НАТО Италия также без особой любви относилась и к СССР. Даже нейтральная Швейцария приняла решение начать разработку подобного оружия 23 декабря 1958 года. К 4 мая 1964 года швейцарские военные выпустили рекомендацию о том, чтобы к 1980 году было выпущено 250 ядерных боеголовок, в том числе 100 для установки на ракеты (от автора мутная история кстати). Такие же работы шли в Швеции.
Италия, со своей стороны, перестроила крейсер 1930-х годов «Giuseppe Garibaldi» с четырьмя пусковыми установками для ракет «Polaris». Это было намерение Италии оснастить их американским ядерным оружием в рамках концепции многосторонних ядерных сил НАТО (МЛФ). Ракеты «Polaris» были поставлены Соединенными Штатами и были протестированы с Гарибальди в середине 1960-х годов.
Шахты для запуска ракет «Polaris» на крейсере «Giuseppe Garibaldi»
Но к тому времени Соединенные Штаты в качестве более приоритетного внимания уделяли предотвращению распространения ядерного оружия. Советский Союз сделал ликвидацию МЛФ НАТО предварительным условием подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. Договор вступил в силу в 1968 году, но Швейцария, балканские государства и Италия не сразу его ратифицировали. Швейцария подписала договор в 1969 году, а Югославия и Румыния ратифицировали к марту 1970 года.
Италия же повременила, она считала себя крайне важным игроком на континенте и наличие ядерного оружия, как и средств его доставки это было делом национальной безопасности и престижа.
Проект по созданию итальянской баллистической ракеты был начат в 1971 году военно-морским флотом. Официально это называлось «технологической программой, предназначенной для разработки мощных твердотопливных ускорителей для гражданского и военного применений». Полученная ракета должна была применятся с подводных лодок (возможно модификации типа ПЛ «Сауро») и крупных кораблей.
Двигатель первой ступени запускался восемь раз в статических тестах. В сентябре и октябре 1975 года и в апреле 1976 года из Сальто ди Квирры на Сардинии были запущены три испытательных ракеты «Alfa» с инертными вторыми ступенями(другой источник — февраль 1973, зима 1974 и 4 апреля 1975 года). Все запуски были успешными.
Баллистическая ракета «Alfa» перед запуском.
Под давлением США Италия подписала Договор о нераспространении ядерного оружия 2 мая 1975 года. Думаю, не последнюю роль в этом сыграли Франция и Британия, которым еще один «друг» с ядерной дубинкой на континенте нафиг был не нужен.
Техническое описание
Первая ступень была длиной 3,845 м и использовала 6050 кг твердотопливный двигатель (HTPB с 12% алюминием, 15% связующим и 73% перхлоратом аммония). В составе двигателя были четыре сопла из углерода с графитовым напылением. Время горения составляло 57 секунд, что указывало на то, что тяговое усилие было около 25 метрических тонн. Вторая ступень имела массу 950 кг. «Alfa» могла бы запульнуть мегатонную боеголовку на дальность 1600 км (так во всех источниках), достаточную для поражения Москвы и других целей в европейской части России от Адриатики. Кстати я сильно сомневаюсь в этом, поскольку от Венеции до Москвы 2100 км.
Компоновка БРСД морского базирования «Alfa»
Главным подрядчиком Alfa была Aeritalia (теперь Alenia), а BPD Spazio строила двигатель, Selenia – системы наземного контроля, а Sistel — бортовую электронику. Среди других подрядчиков были Laben и Motofides / Whitehead. Технологическую составляющуюкоторая была получена при проектировании ракеты в дальнейшем была использована в легких ракетах – носителях Advanced Scout и текущий проект Vega.
Ракета «Alfa» в настоящее время демонстрируется в музее авиабазы Камери в провинции Новара .