К вопросу о перегрузке броненосцев в русско-японскую. «Орелъ»
К основным причинам, приведшим русскую эскадру к поражению в Цусимском бою, традиционно относят эксплуатационную и строительную перегрузку, вызвавшую погружение верхней кромки главного броневого пояса броненосцев типа «Бородино» под воду. Сведения эти, ставшие каноническими, многократно приводились в различных книгах и статьях, но что, если попытаться проверить их, опираясь на здравый смысл и альтернативные источники ?
Напомним, расчётное заглубление нижней кромки пояса под воду броненосцев типа «Бородино» при осадке в 7,93 м., соответствующей нормальной нагрузке 13 516 т., составляло 1,47 м., возвышение – 0,51 м. Высота нижнего броневого пояса составляла 1,98 м., верхнего – 1,62 м. Здесь и далее на всех схемах главный броневой пояс обозначен зелёным.
Здесь и далее осадка корабля будет определяться с помощью такого показателя, как «Водоизмѣщенiе на 1» углубленiя», которое на эскадренных броненосцах типа “Бородино» равнялось 53,4 тонны на дюйм, или 21,02362205 тонны на сантиметр.
По подсчётам В. П. Костенко, бывшего судового корабельного инженера «Орла», строительная перегрузка корабля составляла 635 тонн, что увеличило осадку на 30,204 см. (635 т./21,02362205 т.). Красным на схеме обозначена ватерлиния при осадке корабля с перегрузкой в 635 т.
Как сказано в книге «На «Орле» в Цусисме», «с перегрузкой в 1 785 т. «Орел» вступал в Цусимский бой»,
из чего следует, что по состоянию на утро 14 мая 1905 г. имела место эксплуатационная перегрузка в 1 150 т. (1 785 т. — 635 т. = 1 150), что довело осадку до 792,48 см. + 1 785 т./ 21,02362205 т. = 792,48 см + 84,904 см = 877,38 см (~ 8,77 м.) Верхняя кромка нижнего броневого пояса в таком случае, с учётом строительной перегрузки, должна была уйти под воду на 33,9 см. (877,38 см — 792,48 см — 51 см = 33,9 см). Красным на схеме обозначена ватерлиния при осадке корабля с перегрузкой в 1 785 т.
Достоверность этой широко распространённой информации вызывает сомнения, поэтому попытаемся проанализировать для начала тезис об «эксплуатационной перегрузке» «Орла», якобы имевшей место накануне сражения. Рассмотрим две статьи эксплуатационной перегрузки корабля из девяти, фигурирующих в перечне.
1. Уголь.
Костенко в своей книге
на стр. 506 пишет, что «перегрузка переменными сверхкомплектными грузами характеризуется следующими цифрами в тоннах : уголь – 370 (1 150 вместо 780); котельная вода – 240 (вся была принята в перегрузку); вода для судовых надобностей – 40; вода питьевая – 35 (100 вместо 65); машинное масло – 55 (65 вместо 10); провизия – 110 (205 вместо 95); снаряды и заряды – 91 (20% сверхкомплекта); материалы, инструмент, багаж и мелочи – 184; котельные колосники – 25 (не предусмотрены в нагрузке). Итого 1 150 т.»
Однако, в своё время Комиссии по Цусимскому бою Владимир Полиевктович назвал другие цифры, серьёзно отличающиеся от приведённых потом в его книге, да и сама перегрузка выглядела иначе.
«Перегрузка в бою состояла из следующих грузов:
Уголь 400 тонн.
Вода 350 тонн.
Провизия 70 тонн.
Снаряды 80 тонн.
Колосники 20 тонн.
Машинное масло 40 тонн.
Материалы и мелкие грузы, багаж, инструменты, запасы 130 тонн.
Итого 1090 тонн»
Как видим, единого мнения у Костенко по поводу веса тех или иных составляющих перегрузки не было, так, данные по углю колеблются у него от 370 до 400 тонн, снарядов – от 80 до 91 тонны.
Попытаемся разобраться, сколько могло быть угля на броненосце, взяв за основу данные из сигнальной книги крейсера 2 ранга «Алмазъ». Утром 13 мая «Орелъ», в ответ на традиционный запрос с «Князя Суворова», показал величину в 1 095 т. угля (Русско-японская война 1904-1905 г. г. Действия флота. Документы. Отдел IV. Книга третья. Выпуск 5-й. Пгд, 1914. с. 69).
Согласно рапортов З. П. Рожественского во время похода, 1 100 т. угля хватало на 1 900 миль (9,25-9,5 узлов/час). Опираясь на эти данные, определим суточный расход угля :
а) 1 900/9,25 = 205,40 часов ; 1 100/205,40 = 5,355 т/час ; 5,355 т. х 24 часа = 128,52 т/сутки.
б) 1 900/9,5 = 200,00 часов ; 1 100/200,00 = 5,5 т/час ; 5,5 т. х 24 часа = 132,00 т/сутки.
Таким образом, расход угля на броненосцах типа «Бородино» при скорости 9,25-9,5 составлял от 128,52 до 132 тонн в сутки, следовательно, утром 14 мая 1905 г. на борту «Орла» имелось (1 095 – 128,52 = 966,48 т. ; 1 095 – 132,00 = 963 т.) от 963 т. до 966,48 т. угля. Нормальный запас топлива составлял 787,2 т., следовательно, перевес по углю составил от 175,8 т. до 179,28 т., если не меньше, учитывая, что к утру 14 мая во всех котлах были разведены пары для дачи полного хода. Как видим, полученная цифра существенно отличается как от 370, так и от 400 тонн.
2. Боеприпасы.
Штатный боезапас корабля включал в себя 240 снарядов калибра 12", 2 100 снарядов калибра 6", 6 000 75-мм снарядов и 16 200 47-мм снарядов.
В документах Главного Управления Кораблестроения и Снабжения (ГУКиС) приводятся следующие данные по фактически отпущенным на «Орелъ» снарядам :
— 72 бронебойных, 144 фугасных и 24 сегментных 12", всего 240 ;
— 1055 бронебойных, 1123 фугасных и 417 сегментных 6", всего 2 595 ;
— 4200 бронебойных стальных и 3000 чугунных 75-мм, всего 7 200 ;
— 10800 бронебойных стальных и 5400 чугунных 47-мм, всего 16 200 ;
— 1 200 стальных 37-мм.
Кроме того, согласно распоряжениям командующего эскадрой (циркуляры № 24 от 4 июня 1904 г., № 32 от 8 июня 1904 г., № 48 от 22 июня 1904 г. и № 49 от 26 июня 1904 г.), при подготовке к походу «Орелъ» должен был принять дополнительно 432 снаряда для 152-мм и 1 200 для 75-мм орудий.
Таким образом, на борту броненосца имелся сверхштатный боекомплект, насчитывавший 240 12", 3 027 6", 8 400 75-мм, 16 200 47-мм и 1 200 37-мм снарядов. Для практических стрельб дополнительно были приняты 40 12", 180 6", 300 75-мм, 1 500 47-мм и 2 850 37-мм практических выстрелов.
Во время ночных учебных стрельб в Ревеле корабль выпустил три 75-мм и 89 47-мм практических снарядов. В ходе «Гулльского инцидента» было выпущено 13 6", 176 75-мм бронебойных и 356 47-мм стальных снарядов. Во время стоянки в Носси-Бе в ходе трёх учебных стрельб броненосец выпустил все сорок 12" учебных снарядов и некоторое количество снарядов меньших калибров. Сколько и каких именно нам не известно, однако, по словам старшего офицера броненосца «Орел» капитана 2 ранга К. Л. Шведе «всего запаса практических (чугунных) снарядов на нашем броненосце не успели расстрелять, часть их, около 1/3, осталась.»
Теперь мы имеем возможность посчитать вес боеприпасов, взятых как для учебных стрельб, так и сверх нормы, имевшихся на корабле утром 14 мая 1905 г., опираясь на данные из книги С. Сулиги «Корабли Русско–японской войны 1904-1905 г.г. часть 1. Российский флот»
Из 927 6" сверхштатных снарядов во время похода было выпущено 13, в остатке 914 снарядов.
— Из 2 400 75-мм сверхштатных снарядов во время похода было выпущено 176, в остатке 2 224 снаряда.
Вес этих снарядов вместе с зарядами составил 49,7216 т. + 14,456 т. = 51,1672 т.
Вес боеприпасов среднего и мелкого калибра, предназначавшихся для учебных стрельб, составил 9,792 т. + 1,950 т. + 2,250 т. + 1,425 т. = 15,417 т.
Треть от этого веса составит величину в 5,139 т., следовательно, суммарный перевес по боеприпасам, как боевым, так и учебным, по состоянию на утро 14 мая 1905 г. составлял 56,3062 т. (51,1672 + 5,139). Полученная цифра заметно отличается от 80 и 91 тонн.
Итак, суммарная перегрузка «Орла» по углю и боеприпасам составляла максимум 235,586 тонн. (напомним, по Костенко этот показатель составил от 461 тонн в «На «Орле» в Цусиме» до 480 тонн в Следственной комиссии по Цусимскому бою), разница составляет от 229,544 т. до 244,414 т.
Нерассмотренными остаются «Котельная вода», «Вода для судовых надобностей», «Вода питьевая», «Машинное масло», «Провизия», «Материалы, инструмент, багаж и мелочи» и «Котельные колосники», но даже поверхностный анализ остальных двух статей, «Уголь» и «Снаряды», снизил заявленную эксплуатационную перегрузку «Орла» на двадцать с половиной процентов, что даёт серьёзное основание сомневаться в достоверности остальных данных.
За отсутствием сведений для проверки и этих цифр, зайдём с другого конца и попытаемся определить, на сколько за истекшие сутки на эскадренном броненосце могла уменьшиться эксплуатационная перегрузка ?
Как мы помним, утром 14 мая 1905 г. на борту «Орла» оставалось от 963 до 966,48 т. угля. Вопрос, сколько его было сожжено 14-15 мая непростой. Основным фактором, повлекшим перерасход угля на броненосце «Цесаревич» 28-29 июля 1904 г. (600 тонн за сутки), было падение естественной тяги, вызванное разбитыми трубами корабля, которые на «Орле», судя по фотографиям, были мало повреждены.
На фотографиях, сделанных с разных ракурсов видно, что в результате попадания двух шестидюймовых снарядов они получили незначительные, по сравнению с разбитыми тремя двенадцатидюймовыми снарядами трубами «Цесаревича», повреждения.
В ходе сражения 1-й броненосный отряд основное время шёл со скоростью, мало отличающейся от той, с которой обычно эскадра З. П. Рожественского шла на Дальний Восток. Согласно японским прокладкам, за 5 часов 25 минут (13:55 – 19:20) главные силы русских прошли 56,23 миль со скоростью от 7,49 до 12,66 уз/ч., причём с максимальной скоростью они шли в конце боя, примерно с 18:25 до 18:45, затем скорость снизили до 11 узлов. По некоторым сведениям, отряд Небогатова шёл на север со скоростью 10-11 узлов, возможно, эта скорость удерживалась вплоть до встречи на следующее утро с японцами. Разница между скоростью во время перехода эскадры на Дальний Восток и показанной 14-15 мая 1905 г. невелика, порой скорости вообще совпадали, и всё же, учитывая боевую обстановку и повреждения труб, примем суточный расход топлива на «Орле» вдвое больше, чем во время перехода – 257 т. (128,52 т. х2).
Следующим шагом будет попытка определить вес выпущенных «Орлом» снарядов. Согласно мемуаров Костенко, утром 15 мая в носовых погребах имелось в наличии 52 305-мм снаряда, в кормовых – по два бронебойных и фугасных, из этого следует, что в бою 14 мая было выпущено 184 снаряда главного калибра. О количестве выпущенных снарядов среднего калибра ничего не известно, лишь историк В. Ю. Грибовский пишет о «более 800 152 мм снарядов».
Более точные цифры о расходе русскими снарядов главного калибра в ходе боя могут быть получены путём сопоставления японских данных об извлечённых из погребов броненосца боеприпасов с количеством снарядов, имевшихся на нём перед боем.
Из «Оценочных ведомостей вооружения и боеприпасов, находившихся на корабле «Iwami»», опубликованных в «Совершенно секретной войне на море 37-38 г. г. Мэйдзи», отделе 8-й «Финансы и снабжение», приложении к т. 2 «Трофеи» следует, что японцы сняли с «Орла» 188 снарядов главного калибра, 2 335 среднего, 7 155 75-мм снарядов, 17 465 47-мм снарядов и 4 399 37-мм снарядов. Поскольку статья и без того перегружена цифрами и расчётами, воздержимся от публикации детальных сведений о типах и количестве снарядов, ограничившись лишь их общим количеством.
Сопоставив японские и отечественные документы, приходим к выводу, что во время Цусимского боя «Орёл» выпустил пятьдесят 305-мм (два бронебойных и 48 фугасных) снаряда, ещё два сегментных было выпущено во время отражения минных атак; 345 152-мм (23 бронебойных, 322 фугасных) снаряда, ещё четыре было выпущено во время отражения минных атак.
Определив разницу между весом имевшихся утром 14 мая 1905 г. на «Орле» снарядов и весом снарядов, снятых японцами с броненосца, получим вес снарядов, выпущенных в ходе боя :
а) Вес штатного боекомплекта – 240 (12") х(332+106) + 2 100 (6") х(41,5+12,9) + 6 000 (75-мм) х(4,9+1,6) + 16 200 (47-мм) х1,5 + 1 200 (37-мм) х0,5 = 240х438 + 2 100х54,4 + 6 000х6,5 + 16 200х1,5 + 1 200х0,5 = 283,26 т. ;
б) Вес внештатного боекомплекта – 51,1672 т. ;
в) Вес остатка учебного боекомплекта – 5,139 т. ;
г) Вес снятого японцами боекомплекта – 188 (12") х(332+106) + 2 335 (6") х(41,5+12,9) + 7 155 (75-мм) х(4,9+1,6) + 17 465 (47-мм) х1,5 + 4 399 (37-мм) х0,5 = 188х438 + 2 335х54,4 + 7 155х6,5 + 17 465х1,5 + 4 399 (37-мм) х0,5 = 284,2725 т.
Итак, вес выпущенных в ходе боя боеприпасов вместе с весом зарядов составлял (283,26 т. + 51,1672 т. + 5,139 т.) — 284,2725 т. = 339,5662 — 284,2725 т. = 55,2937 тонн, таким образом, эксплуатационная перегрузка уменьшилась на ориентировочно 257 тонн угля и 55,2937 тонн снарядов, всего 312,2937 тонн. Соответственно, осадка корабля должна была уменьшиться на 14,85 см. (312,2937/21,02362205)
Конечно, имелся ещё расход котельной воды, например, но им вполне можно пренебречь, учитывая, что во время боя внутрь корабля поступило несколько сот тонн воды, откачка которой судовыми водоотливными средствами не прекратилась даже с капитуляцией броненосца, что отчётливо видно на фотографии.
Следующим шагом будет определение осадки «Орла» утром 15 мая 1905 г., с учётом уменьшившейся эксплуатационной перегрузки (312,2937 т.), но исходя из информации Костенко, что «с перегрузкой в 1 785 т. «Орел» вступал в Цусимский бой» (8,77 м.).
877 см.- 312,2937 т./21,02362205 т. = 877-14,85 = 862,15 см. = 8,6215 м. Красным на схеме обозначена ватерлиния броненосца после того, как осадка в "1 785 т" должна была уменьшиться за сутки на 312,2937 т.
Придя к этой цифре, обратим свой взор на фотографию броненосца, сделанную японцами во время эвакуации с него экипажа корабля, точнее, на её носовую оконечность. Беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что красная линия ватерлинии на схеме выше ощутимо ближе к носовому торпедному аппарату, чем поверхность воды к нему же на фотографии.
С помощью специальной программы и заводского чертежа корабля была получено расстояние от наивысшей точки на спардеке "Орла" до поверхности воды на тот момент.
Исходя из цифры в 7,75 м., посчитаем осадку корабля. Расстояние от киля до высшей точки на спардеке равнялось, согласно заводского чертежа,
пятидесяти двум футам и трём с четвертью дюймам, или 15,93 м. Следовательно, осадка броненосца на фотографии равна 15,93-7,75 = 8,18 м. На схеме ватерлиния в таком случае обозначена красной линией.
Остаётся определить осадку "Орла" по состоянию на утро 14 мая 1905 г., накануне Цусимского сражения, исходя из полученной осадки на утро 15 мая 1905 г. с одной стороны, и уменьшения эксплуатационной нагрузки за истекшие сутки — с другой. Как мы помним, она, при условии удвоенного расхода угля и полученного сличением отечественных и японских документов расхода боеприпасов, равнялась 312,2937 т., что повлечёт за собой увеличение осадки с предыдущего чертежа на 14,85 см., до 8,3285 м. (8,18 м. + 0,1485 м.). Красным на схеме обозначена ватерлиния в таком случае.
Таким образом, верхняя кромка главного броневого пояса эскадренного броненосца "Орелъ" накануне Цусимского боя возвышалась над ватерлинией минимум на десять с половиной сантиметров, а не была погружена под воду на почти тридцать четыре сантиметра.