Юрий Пашолок. Первый советский танк из пластика и на гидравлике

11

Юрий Пашолок. Первый советский танк из пластика и на гидравлике

Рассказ о реплике советского танка сопровождения Т-18 (МС-1), созданной мастерской UFO Garage

Макетирование бронетанковой техники не является чем-то новым. Необходимость воссоздавать, для самых разных целей, старую военную техник, возникла еще до начала Второй мировой войны. У нас, например, для съемок фильмов делали макеты танков и броневиков, которые принимали участие в Гражданской войне. Киноиндустрия долгое время являлась главным потребителем подобной техники, далее круг заинтересованных сторон стал расширяться. Тут оказались и музеи, и организации, которые занимаются военно-исторической реконструкции. Настоящий танк, в данном случае, часто оказывается не всегда доступным. Поэтому дело ограничивается постройкой макетов.

Макет Т-18 в Кубинке, День Танкиста-2015

Макет Т-18 в Кубинке, День Танкиста-2015

Одним из танков, которые нередко оказываются в прицеле у реставраторов, является Т-18 (МС-1). Первый массовый советский танк собственной разработки мало себя проявил на полях сражений, но стал по-настоящему этапным достижением советской промышленности. Не имеющий прямого прародителя, Т-18 обладает уникальной внешностью, что весьма привлекает любителей военной техники. Правда, по ряду объективных причин ходовых Т-18 почти нет, да и их внешний вид, чаще всего, имеет ряд условностей. Тем интереснее эксперимент, который в своё время провела мастерская UFO Garage, которая воссоздала такой танк с нуля.

В ходе сборки

В ходе сборки

Для своего времени Т-18 был настоящим достижением технической мысли. Произошло это по целому ряду причин, самой главной из которых стали крайне жесткие тактико-технические требования. Они предполагали, что танк будет заметно легче «Рено-русского» (он же советская версия Renault FT). Связано это оказалось с тем, что для перевозки танков использовались грузовики. Машин грузоподъемностью 7 тонн почти не было, а вот 5-тонники было найти легче. Кроме того, новый танк должен был ехать со скоростью в 12-15 км/ч, то есть в 2 раза быстрее Renault FT.

В основе каркас, обшитый пластиковыми панелями

В основе каркас, обшитый пластиковыми панелями

Всё это привело к тому, что на свет появился танк, не похожий ни на что другое, особенно с точки зрения двигателя, трансмиссии, общей компоновке и много чему еще. Одна только литая носовая деталь, на которой крепились ленивцы, чего стоит. Хотя она является сущим пустяком на фоне того, что находилось в моторно-трансмиссионном отделении. Мало того, что мотор воздушного охлаждения разместили поперечно (это позволило сократить длину МТО), так еще он находился в одном блоке с коробкой передач. Получилось сложно, но работало, а главное, боевая масса танка составила около 5 тонн.

А вот здесь конструкция танка уже совсем не так очевидна

А вот здесь конструкция танка уже совсем не так очевидна

Оригинальной отказалась и ходовая часть, которая, в ходе производства Т-18, претерпевала изменения. Результатом стал не только целый ряд оригинальных технических решений, но и большая головная боль для благодарных потомков. Дело в том, что 100% сохранившихся до наших дней Т-18 — это бывшие неподвижные огневые точки, вкопанные после того, как эти танки списали. При установке на оборонительные сооружения с них снимали все потроха, связанные с моторно-трансмиссионной группой, а также элементы ходовой части. В общем, выкапывают голые корпуса и башни.

Выглядит детище UFO Garage как настоящее

Выглядит детище UFO Garage как настоящее

Такая ситуация привела к тому, что реставрация Т-18 превращается в редкостное шаманство. Обычно в моторно-трансмиссионное отделение стараются вообще не лезть, дабы не портить себе жизнь. Ходовая часть, как правило, делается по принципу «и так сойдет», это же касается и вооружения. Кадавров, построенных из бывших огневых точек, набралось приличное количество. Постепенно, за счет того, что база знаний выросла, а также появились новые детали, удалось провести аутентичную реставрацию нескольких танков. Но речь идет про экстерьер. А вот родной мотор и КПП пока фантастика.

Неудивительно, что некоторое время это был самый аутентично выглядящий Т-18

Неудивительно, что некоторое время это был самый аутентично выглядящий Т-18

В этом смысле не стоит удивляться, что в иных случаях дело дошло до изготовления полных реплик. Каких-то серьёзных проблем с точки изготовлении броневых листов для данного танка нет, собираются они на заклепках и болтах. Впрочем, в случае с героем данного материала всё оказалось более оригинально. В мастерской UFO Garage решили пойти по совсем иному пути, не пытаясь повторить путь основной массы реставраторов, а создать что-то более оригинальное. То есть танк, но, можно сказать, бутафорский. Тот есть напоминающий Т-18, но даже не из неброневой стали.

Для макета прямо почти пятерка

Для макета прямо почти пятерка

Можно сказать, что получившая машина была своеобразным экспериментом. Собрать танк, точнее его реплику, не такая и сложная задача. А вот то, что задумали в UFO Garage, само по себе интересно. Получить нечто, похожее на танк, но при этом построенное по принципиально иному принципу. Если у танка бронекорпус обычно является несущей конструкцией, то тут это не более чем «скорлупа», которая закреплена на каркасе. Т-18 в данном случае оказался оптимальным прототипом. Танк небольшой, выглядит «нарядно», хорошо известен (в том числе и благодаря одной игре про танки).

Машина вполне ездящая, с рабочей подвеской

Машина вполне ездящая, с рабочей подвеской

Несмотря на то, что по сути создавался ходовой макет, его создатели подошли к вопросу очень серьёзно. Получившаяся реплика должна была внешне максимально походить на прототип. В этом смысле у UFO Garage получилось где-то на 4,5 из 5. Только совсем вблизи становится понятно, что это не совсем обычный танк. Корпусные детали сделаны из ПНД (полиэтилен низкого давления). Отдельную головную боль вызвало изготовление заклепок, которые у Т-18 не самой простой формы. А требовалось где-то 800 штук. В общем, работа совсем не простая.

Гусеницы "наборные"

Гусеницы «наборные»

Впрочем, детали корпуса и башни — это совсем не начало. Как уже говорилось выше, основой макета являлась сварная рама. Далее к ней крепились элементы ходовой части, ставился мотор… Изначально предполагалось, что «сердцем» макета станет двигатель Honda GXV 660 мощностью 21 лошадиная сила. Далее, уже в ходе первых испытаний, выяснилось, что этого мотора маловато. Поэтому далее был установлен дизельный мотор Kubota D 1150 мощностью 25 лошадиных сил. Замена силовой установки напрямую связана с работой трансмиссии. Дело в том, что мотор приводит в насос гидравлического привод, а дальше два контура на каждую гусеницу.

Естественно, есть "хвост"

Естественно, есть «хвост»

Поскольку «броня» у танка из ПНД, предполагалось, что макет будет более-менее легким. Но, как гласит одна поговорка, танки легкими не бывают. Масса быстро перевалила за тонну, и уже первые испытания, еще даже без навешанной брони, дали массу пищи для размышлений. Причем не только о грядущей замены двигателя. Опорные катки также преподнесли немало сюрпризов. Надо сказать, что у Т-18 ходовая часть не такая и простая, как может показаться. Тем более что строилась машина четвертой, самой массовой производственной серии. Пришлось помучиться и с траками «орлиный коготь», введенными с третьей производственной серии.

На башне маркировки конца 20-х годов

На башне маркировки конца 20-х годов

В общей сложности на то, чтобы изготовить реплику Т-18, понадобилось более 8 месяцев. Впрочем, все мучения оправдались той реакцией, которая была на работу UFO Garage. Дебют машины состоялся 9 мая 2015 года, а дальше был еще целый ряд мероприятий, включая и День Танкиста в Кубинке (к тому моменту уже часть парка «Патриот»). И вот тут машина показала себя во всей красе. Особенно в сравнении с тем Т-18 который находится в «Патриоте». Восстанавливали его давно, и из разных деталей. На его фоне детище UFO Garage выглядело по-настоящему выгодно.

Макеты вооружения сделаны очень достойно

Макеты вооружения сделаны очень достойно

Наверное, сейчас это покажется забавным, но некоторое время данная реплика была самым аутентично выглядящим Т-18. Да, с корпусом и башней из ПНД, но именно внешне она тогда превосходила всё, что имелось на тот момент. Снимки этой реплики даже попадали на обложки вполне серьёзных военно-технических журналов. Вполне заслуженно, когда машина еще немного поездила, ее в принципе стало сложно отличить от настоящего танка. Даже сейчас есть всего три Т-18 (в Музее отечественной военной истории, Музее Техники Вадима Задорожного и в коллекции музея Обуховского завода), которые более аутентичны.

Пушка, если не присматриваться, как настоящая

Пушка, если не присматриваться, как настоящая

В заключение стоит отметить, что это был первый и последний опыт создания данной командой реплики танка по такому принципу. Уже следующая реплика, Pz.Kpfw.I Ausf.B, была построена по более традиционной схеме. То есть это «нормальный» танк. Но самое интересное, что опыт Т-18 пригодился в другой области. А именно создании проекта «Танкодром», который оказался куда более востребован, чем реплика первого советского массового танка.

Список источников:

      • mc-1.su

источник: https://dzen.ru/a/Z3Bejvya0iKEBO10

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account