Итальянские бумажные проекты. Скоростной бомбардировщик Caproni Ca 121
Разработанный в 1932 году инженером Джанни Капрони в сотрудничестве с инженером Антонио Каратти (Antonio Caratti) Ca 121 представлял собой скоростной бомбардировщик-моноплан. Проектируемый самолет должен был иметь свободнонесущее крыло и смешанную конструкцию, включавшую интересные технологические решения, передовые технологии и отвечавшую самым современным на тот момент техническим требованиям. В числе отличительных особенностей было эллиптическое в плане крыло значительного удлинения (более 9), что, впрочем, было типично как для проектов, разработанных совместно Капрони и Караттти, так и разработанных Каратти самостоятельно.
Помимо рассматриваемого в данной статье самолета, в период с 1932 по 1934 годы ими были разработаны десять проектов (все монопланы), некоторые из которых достигли стадии постройки прототипа. Все они перечислены ниже (отметим, что аббревиатуры b и S относятся, соответственно, к размаху и площади крыла):
- • Ca.112: Ca.111 с крылом типа Каратти (b=27,7 м, S=85 м²);
- • Ca.117: высотный самолет (b=25,6 м, S=87,5 м²);
- • Ca.118: Ca.102 с крылом типа Каратти (b=28 м, S=85 м²);
- • Ca.120: трехмоторный бомбардировщик, изготовлен прототип (b=27,8 м, S=92,36 м²);
- • Ca.122: двухмоторный транспортный самолет, изготовлен прототип (b=26 м, S=85 м²);
- • Ca.123: двухмоторный пассажирский самолет, являвшийся развитием Ca.122, но вместо V-образных двигателей водяного охлаждения Isotta-Fraschini 12R были установлены радиальные двигатели Gnome-Rhòne 14 Kirs; изготовлен прототип (b=26 м, S=85 м²);
- • Ca.124: одномоторный разведчик и бомбардировщик (b=19 м, S=40 м²), разрабатывался как в версии самолета наземного базирования с убирающимся шасси, так и в версии поплавкового гидросамолета, прототип изготовлен в последней конфигурации;
- • Ca.130: двухмоторный двухпоплавковый гидросамолет-торпедоносец с двигателями I.F. Asso 750 R.C. (b=27,86 м, S=85 м²);
- • Ca.131: трехмоторный бомбардировщик и колониальный транспортный самолет с двумя двигателями Jupiter IV и одним Piaggio Stella IX, изготовлен прототип (b=27,9 м, S=94,62 м²);
- • Ca.132: трехмоторный колониальный транспортный самолет с тремя двигателями Piaggio Stella IX R.C., изготовлен прототип (b=27,85 м, S=85 м²).
Еще одной характерной особенностью Ca.121 было использование отдельных кабин для двух членов экипажа. Данное решение, хотя и соответствовало размещению экипажа в иностранных самолетах соответствующего назначения (американские одномоторные штурмовики Curtiss A-8, A-10 и A-12 Shrike и двухмоторные бомбардировщики Martin (Model 139) B-10, B-12 и B-14, а также британские одномоторные бомбардировщики Vickers Wellesley), было принято независимо и не являлось подражанием.
Для достижения наилучшего обзора вперед и вниз кабина пилота располагалась непосредственно за двигателем у передней кромки крыла, в то время как кабина бомбардира-стрелка размещалась на полпути между задней кромкой крыла и хвостовым оперением.
Целью данного компоновочного решения было использование промежуточного пространства между двумя кабинами для размещения различного типа бомбосбрасывателей в зависимости от типов целей. Вторая кабина была оснащена пулеметом для защиты в секторе «вверх-назад», в то время как вторая, слегка заметная, оборонительная позиция размещалась внутри фюзеляжа непосредственно за задней кромкой крыла. Данный пулемет предназначался для защиты самолета в секторе «вниз-назад».
Вполне вероятно, что планировалась установка по крайней мере еще одного пулемета (с тем же боезапасом) – в фюзеляже или же в одной из корневых частей крыла – для стрельбы «по-истребительному» сквозь зону ометания винта.
Профиль крыла должен был быть ассиметричным двояковыпуклым с большой относительной толщиной (26,5% в корневых частях и 12,5% у законцовок). Крыло должно было иметь деревянную конструкцию с фанерной обшивкой.
Схемы скоростного бомбардировщика Ca 121
Силовой набор фюзеляжа должен был состоять из решетчатой фермы, изготовленной из стальных труб; в качестве обшивки предполагалось использовать листы алюминия.
Хвостовое оперение должно было состоять из стальных труб, обшивкой должно было стать отлакированное полотно. Стабилизатор должен был иметь регулируемый в полете угол атаки.
Силовая установка Ca.121 должна была состоять из одного двенадцатицилиндрового V-образного двигателя водяного охлаждения Isotta Fraschini Asso XI R.C. Двигатель должен был быть оснащен редуктором и компрессором и вращать трехлопастный металлический винт с регулируемым на земле шагом и диаметром 3,3 метра.
Ca.121 разрабатывался в двух вариантах: с неубирающимися основными стойками шасси в обтекателях и с убирающимися внутрь крыла основными стойками с приводом из кабины пилота. Во втором варианте аэродинамика самолета значительно улучшилась бы и могла бы дать самолету значительные преимущества. При равном запасе топлива по сравнению с первым более традиционным вариантом горизонтальная скорость увеличилась бы на 10%, дальность полета – на 18%, а время набора высоты 5000 метров снизилось бы примерно на 15%. Летные характеристики самолета могли быть еще увеличены путем оснащения машины более мощным двигателем (естественно рядным с водяным охлаждением) и винтом с изменяемым в полете шагом и с постоянной скоростью.
Как и многие другие перспективные проекты концерна Caproni, бомбардировщик Ca.121 не продвинулся дальше стадии экспериментов с моделью в масштабе 1:23, проведенных в августе-сентябре 1932 года в расположенной в Риме аэродинамической трубе Управления исследований и испытаний Министерства авиации (Direzione degli Studi e delle Esperienze del Ministero dell’Aeronautica). Однако если рассматривать в контексте общего обзора уровня развития авиационной техники тех лет, то можно сказать, что данный проект остается интересным примером творческих способностей итальянских инженеров.
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Caproni Ca 121
Назначение: скоростной бомбардировщик
Силовая установка:
тип – Isotta Fraschini “Asso” XI R.C.
развиваемая мощность
на уровне моря – 690 л.с.
на высоте 4200 метров – 840 л.с.
мощность, обеспечивающая набор высоты
на уровне моря – 628 л.с.
на высоте 3400 метров – 755 л.с.
Размеры:
размах крыла 21,32 м
общая длина 12,087 м
максимальная высота 4,094 м
площадь крыла 50,5 м²
удлинение крыла 9,06
Вес:
пустого 2500 кг
полезной нагрузки 2000 кг
общий 4500 кг
Летные характеристики с неубирающимися стойками шасси:
Высота |
Скорость, |
Скороподъемность |
Время набора высоты |
0 м |
250 км/ч |
2,94 м/с |
– |
1000 м |
263 км/ч |
3,36 м/с |
5 мин 17 сек |
2000 м |
275 км/ч |
3,70 м/с |
10 мин 00 сек |
3000 м |
288 км/ч |
4,27 м/с |
14 мин 11 сек |
4000 м |
305 км/ч |
4,20 м/с |
18 мин 01 сек |
5000 м |
315 км/ч |
3,59 м/с |
22 мин 18 сек |
6000 м |
302 км/ч |
2,45 м/с |
27 мин 49 сек |
7000 м |
288,5 км/ч |
1,41 м/с |
36 мин 27 сек |
8000 м |
225 км/ч |
0,17 м/с |
57 мин 33 сек |
минимальная скорость (при полной нагрузке) на малых высотах 111 км/ч
крейсерская скорость на высоте 5000 метров 180 км/ч
потолок
теоретический 8150 м
практический 7750 м
средняя дальность с 1000 кг топлива, 400 кг бомбовой нагрузки и при скорости 180 км/ч на высоте 5000 метров 1980 км
Летные характеристики с убирающимися стойками шасси:
Высота |
Скорость, |
Скороподъемность |
Время набора высоты |
0 м |
275 км/ч |
3,90 м/с |
– |
1000 м |
289 км/ч |
4,26 м/с |
4 мин 32 сек |
2000 м |
302,5 км/ч |
4,86 м/с |
8 мин 37 сек |
3000 м |
317 км/ч |
4,82 м/с |
12 мин 16 сек |
4000 м |
335,5 км/ч |
4,20 м/с |
15 мин 37 сек |
5000 м |
345,5 км/ч |
4,25 м/с |
19 мин 18 сек |
6000 м |
332 км/ч |
3,16 м/с |
23 мин 48 сек |
7000 м |
317 км/ч |
2,14 м/с |
30 мин 05 сек |
8000 м |
247,5 км/ч |
0,95 м/с |
40 мин 52 сек |
минимальная скорость (при полной нагрузке) на малых высотах 111 км/ч
крейсерская скорость на высоте 5000 метров 200 км/ч
потолок
теоретический 8900 м
практический 8400 м
средняя дальность с 1000 кг топлива, 400 кг бомбовой нагрузки и при скорости 200 км/ч на высоте 5000 метров 2175 км
источник: «Caproni Ca 121» // Aerofan № 4/1980