Истребители и учебные самолеты Fokker D.V (M.22). Германия

14

Истребители и учебные самолеты Fokker D.V (M.22). Германия

Истребитель Fokker D.V (M.22) является малоизвестным, но по своему значимым самолетом в истории германской авиации. Первый импульс к его созданию был дан, когда с монопланами Fokker E начали успешно бороться истребители-бипланы союзников: французские Nieuport 11 и британские Sopwith Pup. Для парирования угрозы командование Имперских военно-воздушных сил Германии (Deutsche Luftstreitkräfte) заказало у компаний Albatros, Fokker, Halberstadt и L.F G. Roland создание истребителей-бипланов, которые начали поступать на фронт летом того же года. Однако бипланы компании Fokker (от D.I до D.III) не имели успеха, а созданный чуть позднее D.IV оказался столь неудачным, что использовался исключительно как учебный самолет.

Где-то в начале июня 1916 года в расположенном в Шверине опытном заводе компании Fokker Flugzeug-Werke GmbH (Fokker) было завершено изготовление прототипа с внутрифирменным обозначением M.22. Конструкция новой машины базировалась на основе конструкции истребителя D.II, но отличалась крылом с небольшой стреловидностью консолей верхнего крыла (это было сделано для регулировки продольной устойчивости и положения центра тяжести) и другими технологическими усовершенствованиями.

Создателем истребителя M.22 был трагически погибший в авиакатастрофе главный конструктор компании Fokker Мартин Крейцер. Сменивший Кройцера на посту главного конструктора Рейнгольд Платц, по-видимому, лишь незначительно участвовал в работах по созданию M.22.

Затем конструкция M.22 претерпела существенные доработки. В первую очередь это касается фюзеляжа, передняя часть которого была «закруглена» за счет использования вспомогательных шпангоутов, установленных на сваренную из стальных труб ферму прямоугольного поперечного сечения. Для M.22 работавший в Германии шведский инженер Виллехад Форссман разработал цельнодеревянное крыло с полностью фанерной обшивкой, которое, к удивлению многих, оказалось легче крыла с деревянным силовым набором, множеством внутренних расчалок и полотняной обшивкой. Крылья были испытаны на самолете, но не стали стандартным конструктивным элементом M.22 (в межвоенное время такое крыло широко использовалось на самолетах компании Fokker).

В октябре 1916 года летные испытания прототипа M.22 продвинулись настолько далеко, что Инспекция военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg) заказала компании Fokker производство двухсот истребителей под обозначением Fokker D.V. Машины данного типа имели фюзеляж, хвостовое оперение и стойки шасси, сваренные из стальных труб, и крылья с цельнодеревянным силовым набором. В качестве обшивки самолета в основном использовалось пропитанное аэролаком полотно. Силовая установка состояла из одного полностью закрытого капотом девятицилиндрового ротативного двигателя Oberursel U.I, развивавшего мощность 100 л.с. (74 кВт).

В отличие от прототипа M.22 серийные истребители D.V имели значительно укороченный фюзеляж. Поскольку у предыдущих истребителей компании Fokker были проблемы с прочностью планера, один серийный D.V с 12 октября по 1 ноября прошел в Адлерсхофе жесткие испытания на прочность. Необходимость проведения этих испытаний хорошо иллюстрирует тот факт, что во время тестирования машины на D.V, прежде чем был достигнут требуемый коэффициент безопасности, были установлены два крыла усиленной конструкции и руль направления.

Несмотря на то, что D.V получился маневренным и очень чувствительным к органам управления (руль высоты был цельноповоротным без фиксированного стабилизатора), он с самого начала задумывался исключительно в качестве учебного истребителя. Поэтому иногда самолет вообще не имел вооружения и на большинстве машин оно ограничивалось одним синхронизированным пулеметом LMG.08, расположенным справа от пилота; в 1917 году некоторые самолеты Fokker D.V получили более новые пулеметы LMG.08/15. В декабре 1916 года всем новым «фоккерам» была запрещена эксплуатация на фронте. В это время самолеты D.V только начали передаваться в состав военной авиации (Fliegertruppe). Их распределяли по летным школам – например, №1 в Шляйсхайме (Schleissheim), Бавария, летная школа в Штольпе или училище летчиков-истребителей (Kampf-Einsitzer Schule) в Варшаве, – и по подразделениям территориальной обороны (одно из них, например, охранял знаменитые ангары для дирижаблей в Тондерне). Истребителями Fokker D.V был вооружен резервный 3-й летный отряд (Flieger Abteilung 3), базировавшийся в городе Гота. Эти машины попали на фронт, но не для участия в боевых действиях, а для ознакомления летчиков с поведением ротативных двигателей в многокрылых истребителях.

В феврале и марте 1917 года военно-воздушные силы приняли на вооружение наибольшее количество – 73 и 78 – самолетов Fokker D.V. Вторая партия из 50 экземпляров была заказана в феврале, а затем такая же партия была заказана в апреле. Производство D.V продолжалось быстро, так как последняя крупная группа машин была передана Fliegertruppe в июле, а последние два экземпляра – в сентябре и октябре.

Первые три истребителя D.V появились и во фронтовых строевых частях в феврале 1917 года, в апреле их было шесть, с июня по октябрь – всего четыре, в декабре, когда на фронт стали поступать истребители-трипланы Fokker Dr.I, – уже двенадцать. В феврале 1918 года на фронте были целых двадцать пять машин D.V, в апреле – девятнадцать, в июне только шесть и в августе три. Единственным подразделением, действовавшим на фронте и оснащённым самолетами Fokker D.V, была 5-я истребительная эскадрилья (Jasta 5).

В летных школах самолеты D.V использовались для подготовки пилотов истребителей –трипланов Fokker Dr.I и Pfalz Dr.I, а также истребители-бипланы Siemens-Schuckert D.III. Но D.V также действовали и в качестве истребителей (одновременно выполняли задачи учебных машин) в составе частей противовоздушной обороны авиации флота, базировавшихся в Куксхафене, Киле и Хаге (Hag), действовавших над морем; остается неизвестным принимали ли они участие в боевых действиях. Также D.V использовались летными школами военно-морской авиации в Лангсфуре (Langsfuhr) и Путциге (Putzig). В общей сложности авиация флота получила 72 самолета Fokker D.V.

Остается неизвестным количество прототипов М.22 было изготовлено компанией Fokker, и поэтому невозможно определить общее количество выпущенных самолетов типа D.V, но их количество не может превышать трехсот экземпляров. Значение самолетов Fokker D.V для авиации Германии заключается прежде всего в том, что на этих машинах опытные немецкие летчики смогли переучиться на истребители-трипланы Fokker Dr.I.

схема истребителя и учебного самолета Fokker D.V (М.22)

схема истребителя и учебного самолета Fokker D.V (М.22)

прототип истребителя Fokker М.22

прототип истребителя Fokker М.22

прототип истребителя Fokker М.22

прототип истребителя Fokker М.22

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

истребитель Fokker D.V

подавляющее большинство истребителей и учебных самолетов Fokker D.V были окрашены на заводе в Шверине в простой цветовой гамме: верхняя и боковые поверхности остались в цвете неокрашенного полотна, которые были дополнены «прожилками» темно-зеленого цвета, нанесенными полусухой кистью (на фюзеляже вертикальными штрихами, на крыльях штрихами вдоль нервюр, на горизонтальном оперении диагонально аналогично задней части фюзеляжа). Капот двигателя, металлическая обшивка верхней части фюзеляжа перед пилотом, колпаки колес, межкрыльевые стойки и стойки основных стоек шасси окрашивались в темно-зеленый цвет (однородный). Нижние поверхности крыльев, фюзеляжа и горизонтальное оперение остались в цвете неокрашенного полотна. На рисунке показан учебный самолет Fokker D.V (2699/16) «белая 6» эксплуатировавшийся в одной из летных школ немецкой морской авиации, нижние поверхности крыльев которого окрашены в светлый сине-зеленый цвет

подавляющее большинство истребителей и учебных самолетов Fokker D.V были окрашены на заводе в Шверине в простой цветовой гамме: верхняя и боковые поверхности остались в цвете неокрашенного полотна, которые были дополнены «прожилками» темно-зеленого цвета, нанесенными полусухой кистью (на фюзеляже вертикальными штрихами, на крыльях штрихами вдоль нервюр, на горизонтальном оперении диагонально аналогично задней части фюзеляжа). Капот двигателя, металлическая обшивка верхней части фюзеляжа перед пилотом, колпаки колес, межкрыльевые стойки и стойки основных стоек шасси окрашивались в темно-зеленый цвет (однородный). Нижние поверхности крыльев, фюзеляжа и горизонтальное оперение остались в цвете неокрашенного полотна. На рисунке показан учебный самолет Fokker D.V (2699/16) «белая 6» эксплуатировавшийся в одной из летных школ немецкой морской авиации, нижние поверхности крыльев которого окрашены в светлый сине-зеленый цвет

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker D.V

Назначение: истребитель и учебный самолет

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Fokker Flugzeug-Werke GmbH, Шверин, Мекленбург

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель Oberursel U.I, развивавший мощность 100 л.с. (74 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 8,75 м
длина 6,05 м
высота 2,30 м
площадь крыльев 15,55 м²

Масса:

пустого самолета 363 кг
взлетная 566 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 170 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 3 мин
• 3000 метров 16 мин
• 4000 метров 24 мин
практический потолок 4725 м
продолжительность полета 1,5 ч

Вооружение: один 7,92-мм синхронизированный пулемет LMG.08

Количество изготовленных: 216 экземпляров

источник: Text: Jiří Hornát Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18. Fokker D.V (М.22)» «L+K» 2/01, str.48/116

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-istrebiteli-i-uchebnye-samolety-fokker-dv-m22-germaniya

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account