15
Истребители Bloch (SNCASO) MB-155. Франция

Истребители Bloch (SNCASO) MB-155. Франция

Незадолго до Второй Мировой войны французская авиастроительная компания Marcel Bloch (после войны ее основатель и владелец вменил фамилию на Дассо, и компания стала называться Avions Marcel Dassault), ставшая после национализации частью объединения Société Nationale de Constructions Aéronautiques de Sud-Ouest (SNCASO), разработала истребители семейства MB-150, MB-151 и MB-152, последние два из которых пошли в массовое производство. На начальном этапе войны истребители MB-152 проявили себя довольно хорошо, однако только после того, как были устранены некоторые недостатки.

Серийное производство осуществлялось на пяти заводах национального объединения SNCASO, что дополнило недостаточные производственные мощности головного завода (бывшей компании Bloch) в Курбевуа. Хотя относительно крупные производственные компании добились большого количества изготовленных самолетов, общий объем производства был обесценен из-за отсутствия винтов, прицелов для оружия и других жизненно важных узлов и деталей. Например, из 358 машин, поставленных к концу ноября 1939 года, 157 не имели пропеллеров. Организацию серийного производства удалось привести в порядок лишь незадолго до состоявшегося в мае 1940 года нападения нацистов на Францию, но было уже поздно.

Главный конструктор компании Bloch Люсьен Серванти (Lucien Servanty) продолжил совершенствовать базовую конструкцию и разработал варианты MB-153 и MB-154, которые должны были оснащаться американскими двигателями. Данные проекты были разработаны на случай прекращения поставок отечественных двигателей Gnome-Rhône. Однако больше внимания Люсьен Серванти уделял улучшению летно-технических характеристик серийных самолетов. В этих целях он сотрудничал с Габриэлем Фандье (Gabriel Fandeux) – главным конструктором завода объединения SNCASO в Шатору-Деоле (Châteauroux-Déols), где серийно выпускались истребители MB-152. Серванти и Фандье выбрали путь «небольших изменений», которые могли бы постепенно улучшать машины без нарушения бесперебойного серийного производства.

Результатом сотрудничества Серванти и Фандье стал истребитель MB-155. Первый полет прототипа этого истребителя состоялся 3 декабря 1939 года с заводского аэродрома в Деоле. Фактически это бы «замаскированный» серийный истребитель MB-152 с более просторным капотом двигателя без выколоток под коромысла клапанов по всему периметру, более совершенным охлаждением, закругленными бортами фюзеляжа между двигателем и седьмым шпангоутом, свободнонесущим горизонтальным оперением и триммерами на элеронах. Силовая установка была прежней и состояла из одного 14-цилиндрового двухрядного радиального двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14N-49, развивавшего мощность 1100 л.с. (808 кВт) и вращавшего воздушный винт Chauviere 371. Вследствие расширения бортов фюзеляжа топливный бак под кабиной пилота был увеличен, немного сдвинут назад и вмещал 480 литров топлива вместо первоначальных 427 литров. Ветровой козырек был закругленным, но ожидалась установка вместо него бронестекла триплекс. Вооружение осталось таким же, как и у MB-152 и состояло из двух 20-мм автоматических пушек Hispano Suiza HS-404 и двух 7,5-мм пулеметов MAC 1934, установленных ближе к законцовкам крыла; вооружение было несинхронизированным и размещалось вне зоны ометания винта. Пушки имели барабанные магазины на 60 снарядов, пулеметы также имели барабаны с емкостью по 300 патронов. Барабаны ограничивали боезапас, и Люсьен Серванти рассматривал возможность в будущем изменить силовой набор крыла, чтобы можно было разместить ящики с лентами снарядов и патронов для пушек и пулеметов. Документация была подготовлена, но новые консоли крыла так изготовлены и не были.

В то время как прототип MB-155 No.01 проходил испытания в Виллакубле и иногда простаивал на земле, потому что в его конструкцию было внесено много модификаций (воздушные винты, установка подкосов горизонтального оперения, изменение руля направления и т.д.), 3 апреля 1940 года с заводского аэродрома в Деоле в воздух поднялся первый серийный истребитель MB-155 (зав. номер 701). По своей конструкции он соответствовал доработанному прототипу. К середине июня были изготовлены еще две машины, а к тому времени, когда нацистские войска приблизились к заводу, в день строилось по три самолета. Некоторые из них улетели на юг. Два самолета якобы были уничтожены 18 июня 1940 года во время налета немецкой авиации на Деоль.

После перемирия, подписанного 25 июня 1940 года, нацистская армия отступила за демаркационную линию, и завод остался на неоккупированной территории. Ему было выдано разрешение достроить истребители MB-155 до машины с серийным номером 729. Самолеты были переданы базировавшейся в Монпелье истребительной авиагруппе GC I/8. Относительно долгое время истребители MB-155 оставались на вооружении ВВС Перемирия – военно-воздушных сил сотрудничавшего с нацистами режима Виши. В 1942 году командованием ВВС Перемирия было принято решение унифицировать матчасть истребительной авиации, и в качестве основного истребителя был принят Dewoitine D-520. Истребители MB-155 были отправлены на хранение. 27 ноября 1942 года войска нацисткой Германии начали стратегическую военную операцию по оккупации южной территории Франции. ВВС Перемирия были расформированы, а оставшиеся пригодные к полету MB-155 были конфискованы и переданы люфтваффе, которые использовали их в качестве учебных.

В заключение можно сказать, что модернизация MB-152 до варианта MB-155 была успешной. Самолет был примерно на 25 км/ч быстрее, маневреннее и имел большую дальность полета, чем серийный MB-152.

прототип истребителя Bloch MB-155-01

Прототип истребителя Bloch MB-155-01

прототип истребителя Bloch MB-155-01

Прототип истребителя Bloch MB-155-01

прототип истребителя Bloch MB-155-01

Прототип истребителя Bloch MB-155-01

схема серийного истребителя Bloch MB-155

Схема серийного истребителя Bloch MB-155 (Stanislav Smékal, L+K)

серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

Серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

Серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

Серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

Серийный истребитель Bloch MB-155 французских ВВС

схема окраски серийного истребителя Bloch MB-155 французских ВВС

Схема окраски серийного истребителя Bloch MB-155 французских ВВС

схема окраски серийного истребителя Bloch MB-155 французских ВВС

Схема окраски серийного истребителя Bloch MB-155 французских ВВС

серийный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши

Серийный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши

серийный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши

Серийный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши

схема окраски серийного истребителя Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши

Схема окраски серийного истребителя Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши

истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши. Верхние и боковые поверхности самолета были окрашены в зеленый, сине-серый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в светлый сине-серый цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности консолей крыла и на борта фюзеляжа; руль направления был выкрашен в цвета национального флага. В целях быстрой идентификации капот двигателя, задняя оконечность фюзеляжа и хвостовое оперение (за исключением руля направления) были выкрашены в желтый цвет и дополнительно получили красные полосы (т.н. «рабские полосы»)

Истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Перемирия режима Виши. Верхние и боковые поверхности самолета были окрашены в зеленый, сине-серый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в светлый сине-серый цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности консолей крыла и на борта фюзеляжа; руль направления был выкрашен в цвета национального флага. В целях быстрой идентификации капот двигателя, задняя оконечность фюзеляжа и хвостовое оперение (за исключением руля направления) были выкрашены в желтый цвет и дополнительно получили красные полосы (т.н. «рабские полосы»)

учебный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

Учебный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

учебный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

Учебный истребитель Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

схема окраски учебного истребителя Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

Схема окраски учебного истребителя Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

схема окраски учебного истребителя Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

Схема окраски учебного истребителя Bloch MB-155 из состава ВВС Германии

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bloch (SNCASO) MB-155

Назначение: истребитель

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques de Sud-Ouest (SNCASO), завод Шатору-Деоль

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14N-49, развивавший мощность 1100 л.с. (808 кВт) и вращавший трехлопастный воздушный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 10,54 м
длина 9,05 м
высота 3,96 м
площадь крыла 17,32 м²

Масса:

пустого самолета 2140 кг
нормальная взлетная 2850 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 520 км/ч
крейсерская скорость 487 км/ч
практическая дальность 1050 км
максимальная скороподъемность 570 м/мин
практический потолок 11 740 м

Вооружение: две 20-мм пушки HS404 и четыре 7,5 мм пулемета МAС 1934-М39

Количество изготовленных: 30 экземпляров


источники:

      • текст – Václav Němeček «Bloch MB-155» // Letectvi+Kosmonautika 1981-02, str.86 (Letadla 39-45)
      • таблица ЛТХ и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww2/mb155.html
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account