История неудавшихся палубных истребителей Messerschmitt Bf 109 T. Часть 2 Из Норвегии в Гельголанд

12

История неудавшихся палубных истребителей Messerschmitt Bf 109 T. Часть 2 Из Норвегии в Гельголанд

Содержание:

Предисловие редакции: Срок службы «тони» на Крайнем Севере закончился спустя почти полгода. После этой «командировки» истребители планировали передать ВМФ для оснащения авиагруппы авианосца. Однако этим планам снова не суждено было воплотиться в реальность, и истребители Bf 109 T были размещены на передовых базах на остров Гельголанд (залив Немецкая бухта). О неудавшихся немецких палубных истребителях рассказывают Фрэнсис Маршалл и Вольфганг Мюльбауэр.

Всего к началу июля 1941 года в состав немецких ВВС были переданы 63 истребителя Bf 109 T-2, которыми были оснащены авиагруппа I./JG 77 (позднее Jagdgruppe Stavanger) и 4-я эскадрилья авиагруппы «Дронтгейм». Основными противниками «тони» были патрульные бомбардировщики Королевских ВВС, но в условиях высоких широт свет и тени быстро чередовали друг друга, и повседневные операции в Норвегии сопровождались многочисленными авариями.

8 сентября 1941 года «тони» впервые столкнулись с «летающими крепостями» компании Boeing: тяжелые бомбардировщики Fortress Mk.I (B-17C) из состава 90-й эскадрильи снова пытались атаковать находившийся в порту Осло броненосец «Адмирал Шеер».

в течение некоторого времени на истребителе Bf 109 T «белая 10» из состава 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм» летал унтер-офицер Йоханнес Ранвиг (Unteroffizier Johannes Ranwig), который 1 сентября 1941 года сбил самолет-разведчик «спитфайр». Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

в течение некоторого времени на истребителе Bf 109 T «белая 10» из состава 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм» летал унтер-офицер Йоханнес Ранвиг (Unteroffizier Johannes Ranwig), который 1 сентября 1941 года сбил самолет-разведчик «спитфайр». Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

истребитель Bf 109 T-2 «белая 5» с подвесным сбрасываемым топливным баком емкостью 300 литров. В данной конфигурации «тони», вероятно, использовались только в составе 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм». Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

истребитель Bf 109 T-2 «белая 5» с подвесным сбрасываемым топливным баком емкостью 300 литров. В данной конфигурации «тони», вероятно, использовались только в составе 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм». Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

истребитель Bf 109 T «белая 3» из состава 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм» с осветленной камуфляжной окраской цветов RLM 74, RLM 75, RLM 76. Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта www.aviaticus.com

истребитель Bf 109 T «белая 3» из состава 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм» с осветленной камуфляжной окраской цветов RLM 74, RLM 75, RLM 76. Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта www.aviaticus.com

истребитель Bf 109 T «белая 16» из состава 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм» в патрульном полете над одним из многочисленных норвежских фьордов. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

истребитель Bf 109 T «белая 16» из состава 4-й эскадрильи авиагруппы «Дронтгейм» в патрульном полете над одним из многочисленных норвежских фьордов. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

Некоторым пилотам эскадрильи 13./JG 77 удалось успешно перехватить бомбардировщики, в том числе лейтенанту Альфреду Якоби (Leutnant Alfred Jakobi), который сообщил следующее:

«Сначала я стрелял из двух фюзеляжных пулеметов с расстояния 400 метров и при приближении, я открыл огонь из всех стволов. (…) Снаряды моих пушек попали в заднюю правую часть фюзеляжа, в то время как противник отклонялся от атаки (…). Благодаря своему превосходству в скорости, я подошел к правой стороне вражеского самолета. Я увидел большую дыру в задней трети фюзеляжа и пламя в верхней части руля направления. (…)Во время моего обстрела левый внешний двигатель также начал слегка дымить. Я отошел, чтобы сделать второй заход. Тем временем противник повернул налево, и я автоматически оказался позади него. Тут я заметил, что противник аварийно сбросил шесть-восемь бомб. Во время моего второго обстрела – в это время два задних стрелка все еще продолжали вести огонь по мне – я нанес попадания в левое крыло, оторвав от него большие куски. Между двумя левыми двигателями я заметил слабый огонь. От всей вражеской машины отрывались листы металла, а из кабины повалил дым. Вражеский самолет в планирующем полете стал, вращаясь по раскручивающейся спирали падать вниз, и его преследовал мой ведущий. Я крикнул ему по рации: «Будь осторожен, он вот-вот взорвется». Вражеский самолет ушел в вертикальное пикирование и взорвался примерно в 2000 метрах подо мной.»

истребитель Bf 109 T из состава эскадрильи 13./JG 77. Пилотировавший этот истребитель Альфред Якоби 8 сентября 1941 года сбил первый в европейском небе B-17. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

истребитель Bf 109 T из состава эскадрильи 13./JG 77. Пилотировавший этот истребитель Альфред Якоби 8 сентября 1941 года сбил первый в европейском небе B-17. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

Вторая «летающая крепость» стала жертвой унтер-офицера Карла-Хайнца Войта (Karl-Heinz Woite) из состава эскадрильи 2./JG 77, а третья «крепость» разбилась. В то время B-17 еще не были полностью боеготовыми, и Бомбардировочное командование Королевских ВВС приняло решение вывести Fortress Mk.I из эксплуатации.

В небе Норвегии последнюю воздушную победу на «тони» одержал унтер-офицер Рудольф Фентен (Unteroffizier Rudolf Fenten) из состава авиагруппы I./JG 77, который 4 декабря 1941 года один из первых самолетов-разведчиков «москито».

23 декабря было сделано неожиданное заявление:

«Приказом рейхсмаршала все годные к использованию палубные самолеты должны быть переданы военно-морскому флоту. Bf 109 Т-2 должны быть выведены из эксплуатации и переоборудованы в соответствии со стандартом Bf 109 Т-1.»

К этому времени 30 истребителей находились в составе воздушного флота, 15 машин проходили капитальный ремонт в компании Fieseler и еще пять Bf 109 T-1 – в составе расположенного в Эрдинге Управления воздушных судов (Luftzeugamt Erding). К началу 1942 года к стандарту Bf 109 Т-1 было доведено в общей сложности 46 машин. Однако к тому времени в производстве находились истребители Bf 109 G, на базе которого также планировали создать палубный истребитель. В свою очередь Bf 109 Т-1 предназначались для обучения и до августа 1942 года находились на хранении на базе в Пиллау.

От Манхинга до Дюне

Весной следующего года Гитлер принял решение прекратить работы над всеми крупными кораблями, и «кригсмарине» вновь передали «тони» в состав «люфтваффе». Некоторые из переоборудованных самолетов были доставлены в Манхинг (Manching), Бавария, и переданы эскадре NJG 101 для использования в качестве учебных при подготовке лётчиков-истребителей к ночным полетам. Как минимум один самолет числился в составе штаба авиагруппы III./JG 300.

травная взлетно-посадочная полоса вместо палубы авианосца. Поскольку авианосец «Граф Цеппелин» так и не был введен в эксплуатацию, то истребители Bf 109 T действовали в составе подразделений немецких ВВС. Ни снимке представлен «тони» из состава эскадры NJG 101; Манхинг. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

травная взлетно-посадочная полоса вместо палубы авианосца. Поскольку авианосец «Граф Цеппелин» так и не был введен в эксплуатацию, то истребители Bf 109 T действовали в составе подразделений немецких ВВС. Ни снимке представлен «тони» из состава эскадры NJG 101; Манхинг. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

траурная церемония в Ольденбурге в ноябре 1943 года. Машина на переднем плане слева, похоже, является истребителем Bf 109 T из состава III./JG 300. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

траурная церемония в Ольденбурге в ноябре 1943 года. Машина на переднем плане слева, похоже, является истребителем Bf 109 T из состава III./JG 300. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

Позднее в том же году эскадра NJG 101 передала оставшиеся Bf 109 T истребительной эскадрилье «Гельголанд» (Jagdstaffel Helgoland). Данная эскадрилья базировалась на острове Гельголанд, который подобно сторожевому посту в Немецкой бухте, идеально подходил для контроля маршрутов, которые бомбардировщики союзников в обычно использовали для своих атак на порты и города севера Германии и которые проходили рядом с этим островом. Единственным серьезным недостатком размещения истребителей на острове Гельголанд было его открытое местоположение. Штормы неоднократно приводили к полной отмене всех полетов.

Планы строительства аэродрома на острове Дюне (Düne; острова Гельголанд) существовали еще в 1940 году – предположительно, под впечатлением первых дневных налетов Королевских ВВС. В июне 1941 года началось строительство бетонных взлетно-посадочных полос, которое было завершено к августу 1942 года. В период с февраля по апрель 1943 года длина второй взлетно-посадочной полосы до 795 метров.

аэродром на острове Дюне с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами и другими сооружениями, ноябрь 1944 года. Снимок из коллекции библиотеки авиационных снимков (Air Photo Library)

аэродром на острове Дюне с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами и другими сооружениями, ноябрь 1944 года. Снимок из коллекции библиотеки авиационных снимков (Air Photo Library)

Бои над Северным морем

Примерно в одно время с передачей «тони» эскадрилье «Гельголанд» соединения американских тяжелых бомбардировщиков начали атаковать цели на северо-западе Германии. Пока они летели без постоянного сопровождения, вылеты истребителей с базы на острове Гельголанд были относительно безопасными. Таким образом, с этой базы можно было смело использовать относительно устаревшие Bf 109 T, тем более что «тони» были единственными истребителями, которые могли без проблем действовать с этого небольшого островного аэродрома.

На фоне этих событий 31 марта 1943 года в Евере (Jever) была собрана группа летчиков-истребителей. Каждый из них должен был выполнить несколько посадок на Bf 109 T «зеленая 3». Пять пилотов, добившихся минимальных значений длины пробега, были переведены на аэродром острова Дюне. Сама эскадрилья «Гельголанд» была сформирована в начале апреля и находилась в подчинении авиагруппы II/JG 11. Командовал эскадрильей обер-лейтенант (старший лейтенант) Герман Хинтцен (Hermann Hintzen).

В бой эскадрилья «Гельголанд» вступила 17 апреля. В этот день 115 «летающих крепостей» из состава 8-го бомбардировочного командования (VIII Bomber Command; с 22 февраля 1944 года – 8-я воздушная армия США [Eighth Air Force]) атаковали бременский завод компании Focke-Wulf-Flugzeugwerke. Примерно в 13:35 эскадрилья «Гельголанд» перехватил четыре вражеских бомбардировщика над островом Юст (Juist). Среди пилотов эскадрильи первую подтвержденную победу одержал унтер-офицер Герольд (Unteroffizier Herold). В свою очередь один «тони» стал жертвой ответного огня. В целом во время налета потери союзников составили 14 процентов, и поэтому американцы в течение следующих нескольких недель воздерживались от налетов.

Дневные налеты возобновились только 15 мая, и на этот раз целями были Эмден и Вильгельмсхафен. Эскадрилья «Гельголанд» снова была в игре, но несмотря на почти 40 минут боевого соприкосновения с противником не смогла добиться успеха. Судя по всему, начальных скоростей снарядов и пуль и скорострельности бортового вооружения Bf 109 T было недостаточно для эффективного уничтожения более мощных версий тяжелых бомбардировщиков B-17 и B-24. Чтобы вывести из строя четырехмоторный бомбардировщик требовалось в среднем двадцать попаданий из 20-мм пушки MG-FF.

В конце мая пилоты эскадрильи заявили о трех воздушных победах. В этому времени комэском стал обер-лейтенант (старший лейтенант) Герман Беренд (Oberleutnant Hermann Behrend), в подчинении которого были 17 «тони». Плохая погода дала три недели передышки, после чего бои в воздухе вспыхнули с новой силой. 5 июля Германа Беренда сменил лейтенант Эрих Хондт (Leutnant Erich Hondt), при этом эскадрилья продолжила сражаться в тесном взаимодействии с другими подразделениями эскадры JG 11, и, как это часто бывает на войне, победы и потери шли рука об руку.

совместный снимок с девушками, посетившими в воскресенье аэродроме Дюне. Второй слева Эрих Хондт, справа приседает Эрих Кариус и слева за ним в скрюченной позе Эрих Ульмшнайдер. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

совместный снимок с девушками, посетившими в воскресенье аэродроме Дюне. Второй слева Эрих Хондт, справа приседает Эрих Кариус и слева за ним в скрюченной позе Эрих Ульмшнайдер. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

групповой снимок пилотов эскадрильи «Гельголанд» на фоне Bf 109 T, сделанный летом 1943 года. Слева направо: Ульмшнайдер, Вальбек (Walbeck), неизвестный пилот, Хондт, Карус, Дёллинг (Dölling) и еще один неизвестный пилот. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

групповой снимок пилотов эскадрильи «Гельголанд» на фоне Bf 109 T, сделанный летом 1943 года. Слева направо: Ульмшнайдер, Вальбек (Walbeck), неизвестный пилот, Хондт, Карус, Дёллинг (Dölling) и еще один неизвестный пилот. Снимок из коллекции Фрэнсиса Маршалла

В оборонительных боях

Звездным часом эскадрильи «Гельголанд» стал бой 26 июля 1943 года, когда пилоты «тони» доложили о своих победах. Приведенный ниже доклад Эриха Ульмшнайдера (Erich Ulmschneider) не в последнюю очередь является образцом операций того времени. Тогда еще совсем молодой унтер-офицер находился на аэродроме Дюне чуть менее двух месяцев и хорошо помнит этот памятный день:

«В какой-то момент с 11:00 по 12:00 в динамике раздался громкий и вызывающий страх голос: «Старт по тревоге!» (…) После сбора на плацу одиннадцать машин Me 109 T эскадрильи «Гельголанд» полетела на северо-восток над морем навстречу «боингам». Через полчаса полета мы, наконец, увидели, как они появились перед нами на высоте около 7000 метров (…). В кабинах воцарилась лихорадочная тишина, которое прервалось тихим спокойным голосом командира эскадрильи: «Впереди много больших машин, мы атакуем!» После небольшой коррекции курса мы вышли прямо на группу из, примерно, тридцати «крепостей». Они становились все больше, наши сердца бились все быстрее и выше – вплоть до горла. Страх и охотничья лихорадка одновременно.»

Эрих Ульмшнайдер продолжал:

«Лейтенант Хондт с первым звеном был уже справа от нас, а второе звено, в котором я был под номером два и командовал которым фельдфебель Эрих Кариус (Erich Carius), немного слева от него все и на расстоянии около 1500 метров. Теперь все нужно было делать очень быстро: включить «реви» (коллиматорный прицел [Reflexvisier – Revi] C/12), перезарядить оружие и взять одного на прицел. Они упрямо летели на нас и уже дико палили в нас. Один бомбер был прямо в светящемся круге моего «реви». Он находился на расстоянии 1000 метров от меня, и мне нужно было прицелиться, выстрелить из двух пулеметов и на более коротком расстоянии ударить из двух пушек. Короткая очередь, потом «щелчок» и больше ничего! Я нырнул под группу «крепостей» и нажал на все кнопки перезарядки – все мертво, никаких признаков оружия. Твою мать, заклинивание патрона!

В отчаянии я полетел обратно на Гельголанд, выполнил ужасную посадку, подрулил к месту стоянки, и люди, ожидавшие меня, лихорадочно заработали. Маленькая ошибка дала такой большой эффект. Пустая гильза не была выброшена, что привело к короткому замыканию (…). Но спустя 20 минут мой верный «мессер» был вновь готов. С командного пункта поступило указание быть готовым к взлету по сигналу тревоги. Я беспокойно ходил взад и вперед, и вдруг все устремили свои взоры на шум. На северо-востоке на высоте 4000 метров шел одиночный «боинг» – отколовшийся от своей группы или будучи поврежденным шедший обратно в Англию. На командном пункте уже включили стартер, и я побежал к машине. Никогда еще я так быстро не садился в самолет. Все необходимые процедуры, и Me 109 T на полном газу выехал с места стоянки.»

Счастья обеим сторонам

«Когда я забрался на высоту 1000 метров и все было готово к атаке, я еще не видел никаких оборонительных маневров, ни тем более огня бортовых пулеметов. Что случилось с этой машиной: были ли на борту раненые, отказал ли двигатель – ведь они должны были видеть, что я приближаюсь? Я пошел еще ближе на 400-500 метров, затем выстрелил из пулеметов, сделал небольшую паузу, после чего дал залп из всех стволов. Стоп! Не может быть! Я совершенно отчетливо видел, как темные точки отделяются от «крепости», и первый парашют уже висел в небе. (…)Пересчитав еще раз восемь парашютов, я устремился вниз, в сторону Гельголанда с невероятно радостным сердцем и мыслью: «Они живы, и их смерти нет на твоей совести. Ты можешь спасти восемь человеческих жизней, когда будешь дома.» Дома, на Гельголанде, я дважды пролетел над плацем, покачивая крыльями, и приземлился с оценкой «один» (т.е. высший балл). Радость была велика, и мои товарищи по эскадрилье были счастливы, вернувшись либо с подтвержденной победой, либо с вероятной.»

Короткий остаток июля также был отмечен тяжелыми воздушными боями с американскими бомбардировщиками. К этому времени пилоты эскадрильи «Гельголанд» претендовали на одиннадцать сбитых самолетов противника. Победы были достигнуты ценой четырех истребителей и одного погибшего летчика.

О том, как это небольшое подразделение и «тони» проявили себя на заключительном этапе свое карьеры будет рассказано в следующей части статьи.

источник: Francis L. Marshall und Wolfgang Mühlbauer «Technik. Messerschmitt Bf 109 T. Der Jäger für den Deutschen Flugzeugträger– Teil 2. Von Norwegen nach Helgoland» «Flugzeug Classic» 2014-10, Seiten 30-36

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-istoriya-neudavshihsya-palubnyh-istrebitelei-bf-109-t-02

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account