История сражающегося сокола. Часть 4 F-16 — штурмовик

13

Предыдущие части цикла

Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

Командованию ВВС США никогда не нравился (и сейчас не нравится) штурмовик А-10. Кампания за снятие этой машины с вооружения началась, едва она начала поступать в строевые части. Дескать, не пригоден малоскоростной самолет для действий на Европейском театре военных действий, перенасыщенном системами ПВО.

А-10А, 1982 г.

А-10А, 1982 г.

Нелюбовь командования ВВС США к штурмовику А-10 проистекала из разного с сухопутными войсками понимания термина «CAS» – непосредственная авиационная поддержка. Пехота любой армии мира предпочитает видеть авиацию непосредственно над полем боя, поэтому термин «CAS» трактуется буквально. Желаниям пехоты штурмовик А-10 удовлетворяет в наибольшей степени. Командование ВВС предпочитало термин «CAS» подменять термином «BAI» (Battlefield Air Interdiction) — изоляция района боевых действий. Авиация в этом случае действует в ближних тылах, а не над полем боя. Обе трактовки имеют право на жизнь. Штурмовики Ил-2 в годы II мировой волны достаточно успешно выполняли задачу непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, а истребители-бомбардировщики союзников весьма эффективно изолировали районы боевых действий. Дополнительным аргументом в пользу BAI, по мнению командования ВВС США, являлось принятие на вооружение армейской авиации боевого вертолета АН-64 «Апач», оптимизированного для выполнения задачи CAS. Зачем самолет-штурмовик, если есть вертолет-штурмовик, к тому же сугубо армейский?

В начале 1982 г. командующий ВВС США генерал Лю Аллен (Lew Allen) на слушаниях в конгрессе США заявил:

«А-10 – отличная система вооружения, но нам для выполнения задач CAS нужна иная специализированная машина.»

Годом раньше ВВС успешно «похоронили» двухместный вариант штурмовика – А-10В. F-16, в том же 1981 г. дважды с большим, чтоб не сказать грандиозным, эффектом продемонстрировал свои возможности в качестве бомбардировщика: F-16 ВВС нанесли удар по ядерному реактору в Ираке, а «любители», летчики-истребители, из 388-й эскадрильи ВВС США на F-16A блок 10 с большим отрывом на англо-американских соревнованиях (Strike Command Tactical Bombing Competition), одержали верх над профессионалами бомбардировочной авиации британских ВВС, летавшими на «Буканирах».

Самолеты F-16А блок 10 из 388-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США, Strike Command Tactical Bombing Competition, Великобритания, лето 981 г. На рули направления самолетов нанесены временные бортовые номера

Самолеты F-16А блок 10 из 388-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США, Strike Command Tactical Bombing Competition, Великобритания, лето 981 г. На рули направления самолетов нанесены временные бортовые номера

Самолеты F-16А блок 10 из 388-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США, Strike Command Tactical Bombing Competition, Великобритания, лето 981 г. На рули направления самолетов нанесены временные бортовые номера

Самолеты F-16А блок 10 из 388-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США, Strike Command Tactical Bombing Competition, Великобритания, лето 981 г. На рули направления самолетов нанесены временные бортовые номера

Buccaneer S.2B ВВС Великобритании, Strike Command Bombing Competition, 1981 г.

Buccaneer S.2B ВВС Великобритании, Strike Command Bombing Competition, 1981 г.

Ассортимент вооружения перовых серийных F-16 выглядел откровенно убого – пушка, «Сайдуиндер», бомбы несколько типов и блоки НАР (не сразу). Самолет формально именовался истребителем, партнеры в Европе в голос орали дайте нам «Спэрроу», а ВВС США с упоением экспериментировали с многозамковыми бомбодержателями различных марок и расширяли номенклатуру свободнопадающих бомб. ВВС США видел в F-16 бомбардировщики, одной их- главных задач которого является изоляция района боевых действий – BAI, которую ВВС предпочитали описывать как непосредственную авиационную поддержку.

F-16A с подвешенными на многозамковых держателях бомбами CBU-58, ноябрь 1982 г.

F-16A с подвешенными на многозамковых держателях бомбами CBU-58, ноябрь 1982 г.

Штурмовики А-10 начали поступать в строевые части ВВС США в 1976 г., а уже в 1983 г. самолет был объявлен командованием ВВС не отвечающим требованиям концепции воздушно-наземной операции (Air-Land Battle), а потому требующим замены. ВВС ничего не имели против разработки самолета CAS с «чистого листа» (цена вопроса 400 млн. долл. в годы в течение пяти лет), однако желание не совпадало с возможностями – конгресс отказался финансировать разработку абсолютного нового самолета. «Ну что ж», — сказали военные авиаторы: «У нас есть F-16». Юристы, в свою очередь, заметили: «F-16 – это хорошо, но закон есть закон, а потому следует объявить конкурс». Конкурс был объявлен в 1985 г., соответствующий запрос предложений разослан, хотя победитель конкурса был известен заранее.

Тем не менее… На конкурс, помимо фирмы «Дженерал Дайнемикс», откликнулись фирмы «Боинг», «LTV», «Нортроп», «МакДоннел Дуглас» и другие – всего 28 проектов. Велосипед изобретать не требовалось, а потому фирма «Боинг» стряхнула пыль с конкурента YF-16 – проекта 908, «LTV» предложила модификацию штурмовика А-7F «Корсар», «Нортроп» — F-20 (развитие F-5), а «МакДоннелл» — сухопутный вариант СВВП AV-8B, состоявшего на вооружении авиации КМП. Финалистами в начале 1987 г. признали А-16 (понятно какой фирмы) и A-7F. Результаты были опротестованы, поскольку детальный анализ предложений не проводился. Глава Тактического авиационного командования генерал Роберт Расс (Robert D. Russ) верно подметил:

«28 кандидатов на самолет CAS. Требуется сотни сотен часов и 27 миллионов долларов, чтобы выполнить толковый анализ всех 28 предложений.»

Где тушкой, где чучелком, но ВВС свой выбор отстояли – А-16 и А-7F. С фирмой «LTV» заключили контракт на постройку двух прототипов, что выглядело как утешительный приз, поскольку в коридорах штаба ВВС обозначение А-16 уже стало синонимом аббревиатуры «CAS», причем под самолетом CAS подразумевался самолет, способный выполнять как задачи CAS, так и задачи BAI. В 1993 г. ВВС планировали получить первые серийные А-16.

Прототипы YA-7F, на заднем плане обычный А-7D

Прототипы YA-7F, на заднем плане обычный А-7D

Дебаты на тему А-10 или А-16, впрочем, продолжались. Что интересно: сторонники А-10 подкрепляли свои аргументы сильным ходом – у русских есть Су-25; апологеты А-16 отвечали – русские приняли на вооружение МиГ-27.

Су-25

Су-25

МиГ-27

МиГ-27

Единства мнений, к слову, не наблюдалось и в штабе ВВС, а формальные технические требования к самолету А-16 были сформулированы лишь в мае 1989 г. и то лишь после многократных отказов министерства обороны в выделении средств на программу под предлогом наличия отсутствия ТЗ на самолет. А как же с запросом предложений в 1985 г.? Никак, бывает – чего-то написали. В ТЗ образца 1989 г. прописали возможность выполнение атак с малых высот в автоматическом режиме на большой скорости днем в СМУ и ночью – именно те режимы, которые отрабатывались на F-16 AFTI этапов 3 и 4.

Интриги добавило заявление командования армии США, сделанное в 1988 г., о желательности отмены соглашения с ВВС, достигнутого в 1948 г. По этому соглашению ВВС обязались не эксплуатировать вооруженные вертолеты, а авиация сухопутных войск – вооруженные самолеты. Соглашение 1948 г. неукоснительно соблюдается до сих пор (2024 г.), но в конце 80-х гг. стараниями пехоты его едва не отменили. Логично, раз задачи CАS выполняются в интересах сухопутных войск, то сухопутные войска должны иметь в своем распоряжении как боевые вертолеты, так и самолеты-штурмовики. Первые лица в МО США с мнение командования армии согласились и в 1990 г. приняли решение о передаче с 1991 г. всех самолетов А-10 из ВВС в армейскую авиацию. Ага, сейчас. Через полгода, в августе 1990 г., решение пересмотрели в стиле ни вашим, ни нашим: армия штурмовиков не получит, а количество авиакрыльев самолетов А-10 в ВВС сокращается до двух. Снижение количества штурмовиков компенсируется за счет модернизации начиная с 1993 г., до 400 истребителей F-16А/В блок 30/32 в ударный вариант F/A-16 с установкой ИК системы обзора передней полусферы и бронирования кабины. Судьбу А-16 предопределили еще раньше: в 1989 г., когда военный бюджет США подвергся серьезному сокращению, а в новой редакции бюджета места для А-16 не нашлось.

Пригодность самолета F-16 к выполнению задач как изоляции района боевых действий, так и непосредственной поддержки сухопутных войск проверялась в конце 80-х гг. в 138-й тактической истребительной эскадрилье 174-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Нью-Йорк (авиабаза Хэнкок, окрестности г. Сиракузы) и в 422-я летно-испытательной эскадрилье 57-го авиакрыла ВВС (авиабаза Нэллис).

Демонстраторами концепции штурмовика А-16 послужили семь F-16C и один F-16B, все – блок 25, поступившие в 1987 г. в 422-ю эскадрилью. Все самолеты были оснащены пилонами на правой стенке воздухозаборника, на пилон подвешивался контейнер «Pave Penny» с лазерной системой слежения. На F-16B перед фонарем кабины по левому борту фюзеляжа дополнительно установили обзорно-прицельную систему «Falcon Eye». Кабины летчиков, вычислители ЭДСУ и СУВ были прикрыты от обстрела снизу кевларовой броней, кевлар уложили под обшивку. Ассортимент вооружения был расширен за счет подвесного контейнера GPU-5/A «Pave Claw» с четырехствольной 30-мм пушкой GAU-13/A и боекомплектом из 353 снарядов, УР воздух-поверхность AGM-65 «Маверик». Все самолеты перекрасили по европейской трехцветной камуфляжной схеме из пятен двух оттенков зеленого и темно-серого цветов, схожей со схемой окраски штурмовиков А-10А. Впервые такая окраска, как эксперимент, появилась на одном F-16A блок 1 (с/н 78-0008) и одном F-16В блок 1 (78-0096) в 1979 г.; к 1983 г. эти самолеты получили обычную для F-16 серо-серую окраску.

F-16B блок 1 с/н 78-0096 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, авиабаза Хилл, 1979 г.

F-16B блок 1 с/н 78-0096 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, авиабаза Хилл, 1979 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Демонстраторы А-16, авиабаза Нэллис, 1988 г.

Обзорно-прицельная система была установлена только на F-16B

Обзорно-прицельная система была установлена только на F-16B

Контейнер системы "Пэйв Пенни" на правой стенке воздухозаборника F-16C

Контейнер системы «Пэйв Пенни» на правой стенке воздухозаборника F-16C

Контейнер GPU-5/A «Pave Claw» с четырехствольной 30-мм пушкой GAU-13/A

Контейнер GPU-5/A «Pave Claw» с четырехствольной 30-мм пушкой GAU-13/A

На испытаниях отрабатывались различные сценарии боевого применения самолетов-демонстраторов. F-16B, благодаря установленной на нем цифровой системе обмена информацией ATHS (упрощенный вариант системы AMAS, проходившей испытания на F-16 AFTI), наносил удары, получая целеуказание от самолета OV-10 «Бронко» и вертолета ОН-58 «Кайова». Наведение F-16C осуществлялось по речевому каналу связи. Первый этап испытаний завершился в конце 1988 г. По его результатам было принято одну эскадрилью штурмовиков А-10А перевооружить, в порядке эксперимента, ударной модификацией самолета F-16. Выбор пал на 138-ю эскадрилью авиации Национальной гвардии.

В конце 1988 – начале 1989 гг. 138-я эскадрилья получила 20 F-16A и четыре F-16B, (все – блок 10; удалось найти подтвержденную информацию лишь по 17 самолетам F-16A блок 10), доработанных в носители контейнеров GPU-5/A. Одно время данный вариант F-16 обозначался F/A-16A/B блок 10. Самолеты не были новыми, ранее ни состояли на вооружении 428-й и 429-й эскадрилий 57-го авиакрыла.

F/A-16 с/н 79-0403, 1989 г.

F/A-16 с/н 79-0403, 1989 г.

F/A-16 с/н 79-0403 с подвешенным контейнером GPU-5/A

F/A-16 с/н 79-0403 с подвешенным контейнером GPU-5/A

На летчиков 138-й эскадрильи, имевших опыт эксплуатации штурмовиков А-10, возложили задачу оценить эффективность F-16 в качестве самолета CAS применительно к армейскому толкованию термина «непосредственная авиационная поддержка». Оценка в целом была положительной, хотя некоторые опасения вселяла сильная вибрация при стрельбе из пушки и недостаточная производительность вычислителя СУВ. Вычислитель не обеспечивал отображение в реальном масштабе времени прицельной марки при ведении огне из пушки по наземной цели.

Точку в истории А-16 и F/A-16 поставила операция «Буря в Пустыне». В январе 1991 г. в Саудовскую Аравию на авиабазу Аль-Хардж перелетело 18 F/A-16A из 138- эскадрильи. Первую потерю эскадрилья понесла еще до начала боевых действий. При выполнении тренировочного полета 13 января из-за пожара двигателя разбился F/A-16 с/н 79-0400, летчик катапультировался.

Сиракузы, январь 1991 г. Перед перелетом в Саудовскую Аравию

Сиракузы, январь 1991 г. Перед перелетом в Саудовскую Аравию

Первые боевые вылеты самолеты F/A-16 выполнили 16 января в составе второй ударной волны, самолеты несли обычные свободнопадающие бомбы. С пушечными контейнерами были выполнено всего несколько боевых вылетов (по некоторым данным с такой боевой нагрузкой летали всего один день). Точность стрельбы из пушек летчики оценили как невысокую из-за сильной вибрации при стрельбе и сложностей с прицеливанием (отмеченная выше недостаточная мощность вычислителя СУВ). И вибрации, и недостаточная производительность процессора имели место быть, но главная причина, все же, была иной – стрельба выполнялась с высот порядка 2000 – 3000 м. Эффект от стрельбы из пушки был примерно таким же, как если бы самолет сбрасывал кассетную бомбу. Именно кассетные бомбы и стали основной боевой нагрузкой F/A-16 в операции «Буря в Пустыне». Контейнеры с пушками демонтировали со всех самолетов, отправленных на войну.

Саудовская Аравия, подвешены кассетные бомбы, пушечный контейнер демонтирован

Саудовская Аравия, подвешены кассетные бомбы, пушечный контейнер демонтирован

F/A-16 из 138-й эскадрильи, боевой вылет в ходне операции "Буря в Пустыне"

F/A-16 из 138-й эскадрильи, боевой вылет в ходне операции «Буря в Пустыне»

138-я эскадрилья потерла еще один F/A-16 – с/н 79-0391, невезучая машина. Этот борт 18 января 1991 г. получил незначительное повреждение от огня зениток – снаряд попал в контейнер РЭБ, подвешенный под фюзеляжем, осколки контейнера повредили фюзеляж. Машину подшаманили, но 11 апреля 1991 г. на взлете у этого F/A-16 лопнули пневматики носового и левого колес, подвесной топливный бак разрушился от рения о бетон ВПП, топливо, а потом и самолет загорелись, летчик катапультировался. Восстанавливать 79-0391 не стали.

Сиракузы, январь 1991 г.

Сиракузы, январь 1991 г.

Тот же борт, Саудовская Аравия, апрель 1991 г.

Тот же борт, Саудовская Аравия, апрель 1991 г.

В мае 1991 г. 16 F/A-16 138-й эскадрильи вернулись к месту постоянно дислокации в Сиракузы.

По опыту боевого применения артиллерийского F-16 был сделан вывод о невозможности прицельной стрельбы из 30-мм пушки из-за недостаточной прочности пилона, недостаточной путевой устойчивости самолета при стрельбе и непригодности СУВ. Впрочем, эти выводы существенного значения не имели.

Героем «Бури в Пустыне» внезапно и вполне заслуженно стал штурмовик А-10А. Количество уничтоженных штурмовиками целей особо любопытные легко найдут в интернете – она впечатляет. В контексте противостояния А-10 – F/А-16 важно другое: А-10 оказался способен одинаково эффективно выполнять задачи CAS и BAI, F/A-16 – только BAI.

А-10А над Ираком, 1991 г.

А-10А над Ираком, 1991 г.

По итогам сравнительного опыта боевого применения А-10 и F/A-16 в операции «Буря в Пустыне» Пьер Спрей – тот самый, из Истребительной мафии – написал колонку в солидном «Wall Street Journal», ради одной всего лишь фразы:

«Замена А-10 на F-16 – это самое монументальное мошенничество за всю историю ВВС США.»

После Бури в Пустыне «демонстраторы» А-16 сняли с вооружения 422-й эскадрильи, а F/A-16 — с вооружения 138-й эскадрильи. F-16C продолжали эксплуатировать еще долго, а вот все F/A-16 в 1993 были приземлены, некоторым из них выпала сомнительная честь стать первыми F-16, отправленными на базу хранения в Дэвис-Монтане, большинство же продолжили свою карьеру как наземные тренажеры на различных авиабазах ВВС США.

Дальнейшее развитие F-16 пошло по линии выполнения задач изоляции района боевых действий, о непосредственной авиационной поддержки в армейском понимании речь более не заходила. Опыт эксплуатации «штурмовиков» F-16 в 422-й и 138-й эскадрильях, тем не менее, даром не пропал. Преемниками «штурмовиков» стали F-16C/D блок 30/32 с контейнерами LANTIRN. Решение об оснащении F-16C/D блок 30/32 контейнерами LANTIRN было принято в январе 1992 г. Первые F-16C/D блок 30 138-я эскадрилья получила в 1993 г.

В 90-е гг. ВВС США окончательно перешли на смешанный парк ударной авиации, в котором штурмовики А-10А взаимно дополняли истребители-бомбардировщики F-16 с контейнерами LANTIRN. Как-то так: по факту F-16 дополнял не истребитель F-15, но штурмовик А-10. От чего ВВС отказались напрочь, так это от четырехствольной 30-мм пушки под брюхом самолета F-16.

А-16, F/A-16 и А-10 – далекая, казалось бы, история. История как известно, циклична. Истребитель F-35 создавался в той же логике, что F-16: простое и дешевое дополнение сложного и дорого F-22. В той же логике в F-35 увидели «заменителя» А-10. Это уже современность и весьма вероятное будущее. Как тут не вспомнить бессмертное: «Никогда такого не было и вот опять» (® В.С. Черномырдин).

источник: https://dzen.ru/a/ZcFD0HY11GsTgneq

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account