Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.
Командованию ВВС США никогда не нравился (и сейчас не нравится) штурмовик А-10. Кампания за снятие этой машины с вооружения началась, едва она начала поступать в строевые части. Дескать, не пригоден малоскоростной самолет для действий на Европейском театре военных действий, перенасыщенном системами ПВО.
Нелюбовь командования ВВС США к штурмовику А-10 проистекала из разного с сухопутными войсками понимания термина «CAS» – непосредственная авиационная поддержка. Пехота любой армии мира предпочитает видеть авиацию непосредственно над полем боя, поэтому термин «CAS» трактуется буквально. Желаниям пехоты штурмовик А-10 удовлетворяет в наибольшей степени. Командование ВВС предпочитало термин «CAS» подменять термином «BAI» (Battlefield Air Interdiction) — изоляция района боевых действий. Авиация в этом случае действует в ближних тылах, а не над полем боя. Обе трактовки имеют право на жизнь. Штурмовики Ил-2 в годы II мировой волны достаточно успешно выполняли задачу непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, а истребители-бомбардировщики союзников весьма эффективно изолировали районы боевых действий. Дополнительным аргументом в пользу BAI, по мнению командования ВВС США, являлось принятие на вооружение армейской авиации боевого вертолета АН-64 «Апач», оптимизированного для выполнения задачи CAS. Зачем самолет-штурмовик, если есть вертолет-штурмовик, к тому же сугубо армейский?
В начале 1982 г. командующий ВВС США генерал Лю Аллен (Lew Allen) на слушаниях в конгрессе США заявил:
«А-10 – отличная система вооружения, но нам для выполнения задач CAS нужна иная специализированная машина.»
Годом раньше ВВС успешно «похоронили» двухместный вариант штурмовика – А-10В. F-16, в том же 1981 г. дважды с большим, чтоб не сказать грандиозным, эффектом продемонстрировал свои возможности в качестве бомбардировщика: F-16 ВВС нанесли удар по ядерному реактору в Ираке, а «любители», летчики-истребители, из 388-й эскадрильи ВВС США на F-16A блок 10 с большим отрывом на англо-американских соревнованиях (Strike Command Tactical Bombing Competition), одержали верх над профессионалами бомбардировочной авиации британских ВВС, летавшими на «Буканирах».
Ассортимент вооружения перовых серийных F-16 выглядел откровенно убого – пушка, «Сайдуиндер», бомбы несколько типов и блоки НАР (не сразу). Самолет формально именовался истребителем, партнеры в Европе в голос орали дайте нам «Спэрроу», а ВВС США с упоением экспериментировали с многозамковыми бомбодержателями различных марок и расширяли номенклатуру свободнопадающих бомб. ВВС США видел в F-16 бомбардировщики, одной их- главных задач которого является изоляция района боевых действий – BAI, которую ВВС предпочитали описывать как непосредственную авиационную поддержку.
Штурмовики А-10 начали поступать в строевые части ВВС США в 1976 г., а уже в 1983 г. самолет был объявлен командованием ВВС не отвечающим требованиям концепции воздушно-наземной операции (Air-Land Battle), а потому требующим замены. ВВС ничего не имели против разработки самолета CAS с «чистого листа» (цена вопроса 400 млн. долл. в годы в течение пяти лет), однако желание не совпадало с возможностями – конгресс отказался финансировать разработку абсолютного нового самолета. «Ну что ж», — сказали военные авиаторы: «У нас есть F-16». Юристы, в свою очередь, заметили: «F-16 – это хорошо, но закон есть закон, а потому следует объявить конкурс». Конкурс был объявлен в 1985 г., соответствующий запрос предложений разослан, хотя победитель конкурса был известен заранее.
Тем не менее… На конкурс, помимо фирмы «Дженерал Дайнемикс», откликнулись фирмы «Боинг», «LTV», «Нортроп», «МакДоннел Дуглас» и другие – всего 28 проектов. Велосипед изобретать не требовалось, а потому фирма «Боинг» стряхнула пыль с конкурента YF-16 – проекта 908, «LTV» предложила модификацию штурмовика А-7F «Корсар», «Нортроп» — F-20 (развитие F-5), а «МакДоннелл» — сухопутный вариант СВВП AV-8B, состоявшего на вооружении авиации КМП. Финалистами в начале 1987 г. признали А-16 (понятно какой фирмы) и A-7F. Результаты были опротестованы, поскольку детальный анализ предложений не проводился. Глава Тактического авиационного командования генерал Роберт Расс (Robert D. Russ) верно подметил:
«28 кандидатов на самолет CAS. Требуется сотни сотен часов и 27 миллионов долларов, чтобы выполнить толковый анализ всех 28 предложений.»
Где тушкой, где чучелком, но ВВС свой выбор отстояли – А-16 и А-7F. С фирмой «LTV» заключили контракт на постройку двух прототипов, что выглядело как утешительный приз, поскольку в коридорах штаба ВВС обозначение А-16 уже стало синонимом аббревиатуры «CAS», причем под самолетом CAS подразумевался самолет, способный выполнять как задачи CAS, так и задачи BAI. В 1993 г. ВВС планировали получить первые серийные А-16.
Дебаты на тему А-10 или А-16, впрочем, продолжались. Что интересно: сторонники А-10 подкрепляли свои аргументы сильным ходом – у русских есть Су-25; апологеты А-16 отвечали – русские приняли на вооружение МиГ-27.
Единства мнений, к слову, не наблюдалось и в штабе ВВС, а формальные технические требования к самолету А-16 были сформулированы лишь в мае 1989 г. и то лишь после многократных отказов министерства обороны в выделении средств на программу под предлогом наличия отсутствия ТЗ на самолет. А как же с запросом предложений в 1985 г.? Никак, бывает – чего-то написали. В ТЗ образца 1989 г. прописали возможность выполнение атак с малых высот в автоматическом режиме на большой скорости днем в СМУ и ночью – именно те режимы, которые отрабатывались на F-16 AFTI этапов 3 и 4.
Интриги добавило заявление командования армии США, сделанное в 1988 г., о желательности отмены соглашения с ВВС, достигнутого в 1948 г. По этому соглашению ВВС обязались не эксплуатировать вооруженные вертолеты, а авиация сухопутных войск – вооруженные самолеты. Соглашение 1948 г. неукоснительно соблюдается до сих пор (2024 г.), но в конце 80-х гг. стараниями пехоты его едва не отменили. Логично, раз задачи CАS выполняются в интересах сухопутных войск, то сухопутные войска должны иметь в своем распоряжении как боевые вертолеты, так и самолеты-штурмовики. Первые лица в МО США с мнение командования армии согласились и в 1990 г. приняли решение о передаче с 1991 г. всех самолетов А-10 из ВВС в армейскую авиацию. Ага, сейчас. Через полгода, в августе 1990 г., решение пересмотрели в стиле ни вашим, ни нашим: армия штурмовиков не получит, а количество авиакрыльев самолетов А-10 в ВВС сокращается до двух. Снижение количества штурмовиков компенсируется за счет модернизации начиная с 1993 г., до 400 истребителей F-16А/В блок 30/32 в ударный вариант F/A-16 с установкой ИК системы обзора передней полусферы и бронирования кабины. Судьбу А-16 предопределили еще раньше: в 1989 г., когда военный бюджет США подвергся серьезному сокращению, а в новой редакции бюджета места для А-16 не нашлось.
Пригодность самолета F-16 к выполнению задач как изоляции района боевых действий, так и непосредственной поддержки сухопутных войск проверялась в конце 80-х гг. в 138-й тактической истребительной эскадрилье 174-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Нью-Йорк (авиабаза Хэнкок, окрестности г. Сиракузы) и в 422-я летно-испытательной эскадрилье 57-го авиакрыла ВВС (авиабаза Нэллис).
Демонстраторами концепции штурмовика А-16 послужили семь F-16C и один F-16B, все – блок 25, поступившие в 1987 г. в 422-ю эскадрилью. Все самолеты были оснащены пилонами на правой стенке воздухозаборника, на пилон подвешивался контейнер «Pave Penny» с лазерной системой слежения. На F-16B перед фонарем кабины по левому борту фюзеляжа дополнительно установили обзорно-прицельную систему «Falcon Eye». Кабины летчиков, вычислители ЭДСУ и СУВ были прикрыты от обстрела снизу кевларовой броней, кевлар уложили под обшивку. Ассортимент вооружения был расширен за счет подвесного контейнера GPU-5/A «Pave Claw» с четырехствольной 30-мм пушкой GAU-13/A и боекомплектом из 353 снарядов, УР воздух-поверхность AGM-65 «Маверик». Все самолеты перекрасили по европейской трехцветной камуфляжной схеме из пятен двух оттенков зеленого и темно-серого цветов, схожей со схемой окраски штурмовиков А-10А. Впервые такая окраска, как эксперимент, появилась на одном F-16A блок 1 (с/н 78-0008) и одном F-16В блок 1 (78-0096) в 1979 г.; к 1983 г. эти самолеты получили обычную для F-16 серо-серую окраску.
На испытаниях отрабатывались различные сценарии боевого применения самолетов-демонстраторов. F-16B, благодаря установленной на нем цифровой системе обмена информацией ATHS (упрощенный вариант системы AMAS, проходившей испытания на F-16 AFTI), наносил удары, получая целеуказание от самолета OV-10 «Бронко» и вертолета ОН-58 «Кайова». Наведение F-16C осуществлялось по речевому каналу связи. Первый этап испытаний завершился в конце 1988 г. По его результатам было принято одну эскадрилью штурмовиков А-10А перевооружить, в порядке эксперимента, ударной модификацией самолета F-16. Выбор пал на 138-ю эскадрилью авиации Национальной гвардии.
В конце 1988 – начале 1989 гг. 138-я эскадрилья получила 20 F-16A и четыре F-16B, (все – блок 10; удалось найти подтвержденную информацию лишь по 17 самолетам F-16A блок 10), доработанных в носители контейнеров GPU-5/A. Одно время данный вариант F-16 обозначался F/A-16A/B блок 10. Самолеты не были новыми, ранее ни состояли на вооружении 428-й и 429-й эскадрилий 57-го авиакрыла.
На летчиков 138-й эскадрильи, имевших опыт эксплуатации штурмовиков А-10, возложили задачу оценить эффективность F-16 в качестве самолета CAS применительно к армейскому толкованию термина «непосредственная авиационная поддержка». Оценка в целом была положительной, хотя некоторые опасения вселяла сильная вибрация при стрельбе из пушки и недостаточная производительность вычислителя СУВ. Вычислитель не обеспечивал отображение в реальном масштабе времени прицельной марки при ведении огне из пушки по наземной цели.
Точку в истории А-16 и F/A-16 поставила операция «Буря в Пустыне». В январе 1991 г. в Саудовскую Аравию на авиабазу Аль-Хардж перелетело 18 F/A-16A из 138- эскадрильи. Первую потерю эскадрилья понесла еще до начала боевых действий. При выполнении тренировочного полета 13 января из-за пожара двигателя разбился F/A-16 с/н 79-0400, летчик катапультировался.
Первые боевые вылеты самолеты F/A-16 выполнили 16 января в составе второй ударной волны, самолеты несли обычные свободнопадающие бомбы. С пушечными контейнерами были выполнено всего несколько боевых вылетов (по некоторым данным с такой боевой нагрузкой летали всего один день). Точность стрельбы из пушек летчики оценили как невысокую из-за сильной вибрации при стрельбе и сложностей с прицеливанием (отмеченная выше недостаточная мощность вычислителя СУВ). И вибрации, и недостаточная производительность процессора имели место быть, но главная причина, все же, была иной – стрельба выполнялась с высот порядка 2000 – 3000 м. Эффект от стрельбы из пушки был примерно таким же, как если бы самолет сбрасывал кассетную бомбу. Именно кассетные бомбы и стали основной боевой нагрузкой F/A-16 в операции «Буря в Пустыне». Контейнеры с пушками демонтировали со всех самолетов, отправленных на войну.
138-я эскадрилья потерла еще один F/A-16 – с/н 79-0391, невезучая машина. Этот борт 18 января 1991 г. получил незначительное повреждение от огня зениток – снаряд попал в контейнер РЭБ, подвешенный под фюзеляжем, осколки контейнера повредили фюзеляж. Машину подшаманили, но 11 апреля 1991 г. на взлете у этого F/A-16 лопнули пневматики носового и левого колес, подвесной топливный бак разрушился от рения о бетон ВПП, топливо, а потом и самолет загорелись, летчик катапультировался. Восстанавливать 79-0391 не стали.
В мае 1991 г. 16 F/A-16 138-й эскадрильи вернулись к месту постоянно дислокации в Сиракузы.
По опыту боевого применения артиллерийского F-16 был сделан вывод о невозможности прицельной стрельбы из 30-мм пушки из-за недостаточной прочности пилона, недостаточной путевой устойчивости самолета при стрельбе и непригодности СУВ. Впрочем, эти выводы существенного значения не имели.
Героем «Бури в Пустыне» внезапно и вполне заслуженно стал штурмовик А-10А. Количество уничтоженных штурмовиками целей особо любопытные легко найдут в интернете – она впечатляет. В контексте противостояния А-10 – F/А-16 важно другое: А-10 оказался способен одинаково эффективно выполнять задачи CAS и BAI, F/A-16 – только BAI.
По итогам сравнительного опыта боевого применения А-10 и F/A-16 в операции «Буря в Пустыне» Пьер Спрей – тот самый, из Истребительной мафии – написал колонку в солидном «Wall Street Journal», ради одной всего лишь фразы:
«Замена А-10 на F-16 – это самое монументальное мошенничество за всю историю ВВС США.»
После Бури в Пустыне «демонстраторы» А-16 сняли с вооружения 422-й эскадрильи, а F/A-16 — с вооружения 138-й эскадрильи. F-16C продолжали эксплуатировать еще долго, а вот все F/A-16 в 1993 были приземлены, некоторым из них выпала сомнительная честь стать первыми F-16, отправленными на базу хранения в Дэвис-Монтане, большинство же продолжили свою карьеру как наземные тренажеры на различных авиабазах ВВС США.
Дальнейшее развитие F-16 пошло по линии выполнения задач изоляции района боевых действий, о непосредственной авиационной поддержки в армейском понимании речь более не заходила. Опыт эксплуатации «штурмовиков» F-16 в 422-й и 138-й эскадрильях, тем не менее, даром не пропал. Преемниками «штурмовиков» стали F-16C/D блок 30/32 с контейнерами LANTIRN. Решение об оснащении F-16C/D блок 30/32 контейнерами LANTIRN было принято в январе 1992 г. Первые F-16C/D блок 30 138-я эскадрилья получила в 1993 г.
В 90-е гг. ВВС США окончательно перешли на смешанный парк ударной авиации, в котором штурмовики А-10А взаимно дополняли истребители-бомбардировщики F-16 с контейнерами LANTIRN. Как-то так: по факту F-16 дополнял не истребитель F-15, но штурмовик А-10. От чего ВВС отказались напрочь, так это от четырехствольной 30-мм пушки под брюхом самолета F-16.
А-16, F/A-16 и А-10 – далекая, казалось бы, история. История как известно, циклична. Истребитель F-35 создавался в той же логике, что F-16: простое и дешевое дополнение сложного и дорого F-22. В той же логике в F-35 увидели «заменителя» А-10. Это уже современность и весьма вероятное будущее. Как тут не вспомнить бессмертное: «Никогда такого не было и вот опять» (® В.С. Черномырдин).
источник: https://dzen.ru/a/ZcFD0HY11GsTgneq