Содержание:
При формировании в послевоенном СССР тактико-технических требований на плавающие боевые машины предусматривалось параллельное создание двух образцов на одной базе — танка и бронетранспортёра. Разработка плавающего танка ПТ-76 велась очень активно и с положительными результатами. Родственный ему бронетранспортёр, получивший поначалу обозначение «Объект 750», также обещал стать весьма удачной машиной. На вооружение он был принят как БТР-50П.
Максимально возможная унификация
Согласно совместному постановлению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 15 августа 1949 года Министерство транспортного машиностроения (МТрМ), Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и конструктор Ж.Я. Котин обязаны были спроектировать и изготовить один опытный образец бронетранспортёра, получившего шифр «Объект 750». Технический проект требовалось представить на утверждение уже к середине ноября 1949 года, а заводские испытания предполагалось провести к 25 июня 1950 года.
Уже 2 ноября 1949 года технический проект, разработанный ЧКЗ совместно с ВНИИ-100, был представлен в министерстве, а 19 ноября документ отправили в Совет министров.
После успешного прохождения танком ПТ-76 государственных испытаний появилась полная уверенность, что бронетранспортёр будет таким же удачным, как и его собрат с пушкой. По требованиям задания, танк и БТР на его базе должны были обладать максимально возможной унификацией. «Объект 750» должен был обеспечивать перевозку 20 десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг груза.
В качестве нагрузки БТР предполагалось перевозить по суше и на плаву вооружение (пушки калибром до 85 мм, безоткатные орудия, миномёты), боеприпасы к нему, орудийный расчёт или автомобиль ГАЗ-67Б (ГАЗ-69) и семь человек. Самым сложным оказалось создание погрузочного устройства, которое предлагалось в двух вариантах: крановая установка с электроприводом и лебёдка с приводом от двигателя для погрузки техники по откидным аппарелям.
В апреле 1950 года изготовили первый опытный образец «Объекта 750», после чего начались заводские испытания. За неполные три месяца машина успешно прошла 1500 км. Поскольку результаты испытаний были положительными, для государственных испытаний решили строить сразу два образца, которые были готовы с некоторой задержкой — не в июле, а в августе.
В исполнение распоряжения Совета министров СССР и приказа военного министра от 15 августа 1950 года комиссия в составе председателя генерал-полковника танковых войск П.П. Полубоярова, заместителей председателя генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Ж.Я. Котина и инженер-полковника М.П. Коноплева, членов комиссии от Главного бронетанкового управления (ГБТУ) инженер-полковника Г.В. Шпотера и инженер-подполковника М.Г. Редькина, членов комиссии от МТрМ инженер-полковника П.К. Ворошилова и инженера А.С. Окунева провела испытания двух гусеничных плавающих БТР производства ЧКЗ. Испытания проводились с 4 по 27 сентября 1950 года в районе города Бровары Киевской области по программе, утверждённой заместителем министра обороны маршалом В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Ю.Е. Максарёвым.
На пути к серии
Пробег по суше проводился по просёлочным дорогам междуречья Десны и Днепра и в районе Киева. Испытания на плаву проводились на реках Десна и Днепр и на озере Великое. Во время испытаний бронетранспортёры прошли 1582 и 1642 км, в том числе более 270 км по воде каждый.
Комиссия отметила, что, несмотря на отсутствие конструктивных дефектов, бронетранспортёр государственных испытаний на гарантийный километраж 1500 км не выдержал: выходили из строя опорные катки и гусеничные траки, обнаружилась неудовлетворительная кучность боя пулемёта ДШК. К серьёзным недостаткам отнесли сильный шум выхлопа двигателя, ненадёжную работу гидроамортизаторов и неудобство работы с пулемётной установкой. Кроме того, отмечалась большая ширина машины, затрудняющая погрузку на стандартную 20-тонную железнодорожную платформу шириной 2800 мм: гусеницы БТР свисали за габариты платформы. Большая высота «Объекта 750» создавала неудобства для погрузки-выгрузки грузов и десанта.
В процессе испытаний комиссия установила, что БТР по основным показателям соответствует тактико-техническим характеристикам, согласованным с Министерством обороны (МО) и МТрМ, а по ряду параметров превосходит их: так, максимальная скорость по шоссе составила 45 км/час вместо 40 км/час, на плаву «Объект 750» развивал 10,5 км/час вместо требуемых 8–10, запас хода составил 270 км вместо 200 км.
Появилось много предложений по улучшению конструкции, в том числе о замене крана на погрузочное устройство другого типа. В итоге был принят вариант с лебёдкой с приводом от двигателя. Проведённые в процессе испытаний три форсированных марша по 200 км, а также безостановочные и ночные марши подтвердили способность БТР совершать длительные переходы с высокой средней скоростью. БТР обеспечивал переправу через водные преграды десанта численностью 21–24 человек, орудий калибра до 85 мм с расчётом и боекомплектом, груза массой 2000 кг.
По результатам испытаний комиссия решила поручить ЧКЗ и ВНИИ-100 изготовить следующие два образца бронетранспортёра для контрольных государственных испытаний с устранением всех указанных недостатков. Новые БТР изготовили в июле 1951 года, а в августе они прошли испытания, которые, по заключению комиссии, в объёме 1500 км выдержали. Затем последовали испытания в морских условиях и в различном климате, которые полностью подтвердили ожидания разработчиков.
На основе этого комиссия рекомендовала изготовить партию бронетранспортёров, для войсковых испытаний. Поскольку ЧКЗ был загружен другими заказами, производство ПТ-76 и «Объекта 750» по челябинской документации решили наладить на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Три опытных образца для войсковых испытаний завод должен был изготовить к 1 августа 1952 года.
С 7 сентября по 20 октября 1952 года прошли войсковые испытания. В своём заключении войсковая комиссия отметила, что образцы БТР соответствуют заданию, и войсковые испытания на 1500 км в целом выдержали. Имелись претензии только к штатной зенитной установке ДШК, которую предложили из конструкции линейного бронетранспортёра вообще исключить.
Комиссия рекомендовала после устранения всех недостатков принять БТР на вооружение. К апрелю 1953 года необходимо было внести изменения в конструкторскую документацию и по скорректированным чертежам к 1 июля доработать два бронетранспортёра, прошедших войсковые испытания. После доработок планировалось провести контрольные испытания с пробегом 1500 км.
Однако Сталинградский тракторный завод закончил доработку предсерийных машин только в сентябре 1953 года и передал их ГБТУ в октябре. Тогда же бронетранспортёры прошли контрольные испытания. В своём заключении комиссия ГБТУ отметила, что два плавающих БТР, прошедших в 1952 году войсковые испытания и доработанные на СТЗ, в пределах гарантийного километража 1500 км работали надёжно и контрольные испытания выдержали. Комиссия рекомендовала принять БТР под обозначением БТР-50П на вооружение Советской армии, что и было сделано совместным постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 30 января 1954 года.
Согласно распоряжению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 6 мая 1954 года, до конца года СТЗ был обязан изготовить 10 экземпляров БТР-50П и подготовить серийное производство с 1955 года. Первый серийный БТР-50П вышел из цехов СТЗ в августе 1954 года.
В связи с завершением работ по созданию бронетранспортёра и принятием его в серийное производство и на вооружение министр транспортного машиностроения С.А. Степанов направил заместителю председателя Совета министров В.А. Малышеву предложение о премировании отличившихся конструкторов, руководящего состава и инженерно-технических работников. Предлагалось установить следующие премии: главному конструктору и автору проекта БТР Ж.Я. Котину — 15 000 рублей, коллективам КБ Ленинградского Кировского завода (Особого конструкторского бюро танкостроения), ЧКЗ, ВНИИ-100, завода «Красное Сормово», СТЗ — 75 000 рублей, руководящему составу и инженерно-техническим работникам заводов ЧКЗ, СТЗ, №264, №200, №77, ЛКЗ, ВНИИ-100 — 173 000 рублей.
По инициативе КБ были проведены испытания стрельбой на суше и на плаву из 85-мм пушки Д-44, по техническому заданию предназначенной только для перевозки. Стрельбы прошли успешно, поломок в ходовой части машины отмечено не было, запаса плавучести БТР-50П хватило для проведения стрельбы без опрокидывания или затопления. Эти испытания позволили повысить боевую эффективность машины. Отныне БТР-50П мог поддерживать огнём десант, не прерывая процесса переправы.
Конструктивно БТР-50П состоял из трёх отделений: отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного отделения. В связи с этим корпус танка ПТ-76 конструктивно изменили. В передней части корпуса смонтировали просторную бронерубку с местами для десанта, которая сверху закрывалась брезентовым тентом. В отделении управления, кроме механика-водителя, размещались командир машины (слева от механика-водителя) и командир десанта (справа).
Первоначально БТР-50П не имел штатного вооружения, кроме модификации БТР-50ПА, оснащённой турельной установкой с 14,5-мм пулемётом КПВТ. Вести огонь из пулемёта мог командир машины. Таких бронетранспортёров выпустили сравнительно мало. На правом переднем пиллерсе размещался по-походному пулемёт СГМБ десанта, а с 1968 года его сменил пулемёт ПКБ. В боевом положении пулемёт вместе с турельной установкой мог крепиться к носовому или к кормовому кронштейну.
Моторно-трансмиссионное отделение, двигатель (многотопливный дизель В-6В), трансмиссия и ходовая часть на БТР были такие же, как на танке ПТ-76. Грузы и боевая техника размещались на крыше моторно-трансмиссионного отделения, для чего были предусмотрены специальные крепления. Для погрузки и выгрузки имелись откидные аппарели и лебёдка в десантном отделении. Варианты загрузки: 57-мм пушка СД-57, Ч-26 или ЗиС-2, 76-мм пушка ЗиС-3 или горная пушка М-99 (2А2), 25 выстрелов к ней и пять человек расчёта; 85-мм пушка Д-44 или Д-48 и два человека расчёта; автомобиль ГАЗ-69 и семь человек десанта; 120-мм миномёт с расчётом; три 82-мм миномёта с расчётами; три 82-мм безоткатных орудия Б-10 с расчётами; одно 107-мм безоткатное орудие с расчётом и т.д.
Модификации
Со временем стало ясно, что современная война будет вестись в условиях применения ядерного оружия. Это накладывало отпечаток на конструкцию всех боевых машин, которые должны были обеспечивать действия войск с учётом соответствующих поражающих факторов. Естественно, бронетранспортёр с брезентовой крышей военных не устраивал, поэтому Главное командование сухопутных войск поручил проработать вариант, более устойчивый к действиям в условиях радиоактивного заражения местности.
БТР-50П имел кратность ослабления излучения радиоактивно-заражённой местности 3,5, а защиты от проникающего излучения не имел вовсе. Поэтому в 1957 году был создан «Объект 750ПК», отличавшийся от своего предшественника бронированной крышей с двумя люками для десанта. Экипаж теперь был защищён от гранат, пуль и осколков, прилетающих сверху, что оказалось большой проблемой во время уличных боев в ходе венгерских событий 1956 года.
Введение на БТР-50ПК закрытого герметичного корпуса позволило оборудовать машину системой противоатомной защиты (ПАЗ), однако исключило возможность перевозки артсистем или автомобиля. Отсутствие погрузочного устройства обусловило установку двигателя В-6ПГ без коробки отбора мощности на лебёдку. БТР-50ПК вооружался 7,62-мм пулемётом СГМБ, который в боевом положении устанавливался на кронштейне на левом борту корпуса.
На базе БТР-50П были созданы различные модификации. БТР-50ПА оснащался 14,5-мм пулемётом КПВТ на турели. В 1955 году появились зенитные установки ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВТ (масса 13,6 тонны, экипаж пять человек) и ЗТПУ-4 с четырьмя такими пулемётами. В 1958 году на базе БТР-50ПК был создан пункт управления командира соединения БТР-50ПУ, он же «Объект 750К».
На Волгоградском тракторном заводе в 1958 году начали выпускать КШМ собственной разработки — БТР-50ПН или «Объект 905». В дальнейшем на базе БТР-50П создали машину технической помощи МТП-2 и систему дистанционного разминирования УР-67. Поляки начали лицензионный выпуск БТР-50П под названием TOPAS и даже модернизировали его в TOPAS-2AP, поставив сверху башню собственной разработки со спаркой пулемётов КПВТ и ПКТ.
Как и танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П стал очень удачной и надёжной машиной, однако он не был так широко распространён, как менее удачный БТР-60, который долгое время оставался основным бронетранспортёром Советской армии. Основными причинами этого стали большая масса, более высокая стоимость и меньший ресурс БТР-50П по сравнению со своим колёсным собратом и конкурентом. Всего же было выпущено около 5000 БТР-50П различных модификаций.
Тактико-технические характеристики БТР-50П (БТР-50ПК)
Разработчик — КБ ЧКЗ и ВНИИ-100 (КБ СТЗ)
Принят на вооружение — 30.01.1954 (27.10.1958)
Производитель — СТЗ (СТЗ)
Годы выпуска — 1955 — конец 1950-х (1959–1969)
Масса, тонн — 14,2-14,3 (14,4)
Длина по корпусу с буксирным крюком, мм — 7070 (7269)
Ширина, мм — 3140
Высота по корпусу, мм — 1940 (2070)
Высота по пулемёту, мм — 2550
Клиренс, мм — 370
Бронирование лба, мм — 6–8 (8–10)
Бронирование борта, мм — 6
Двигатель — В-6В, он же 8Д6В (В-6ПГ, он же 8Д6ПГ)
Мощность, л.с. — 240
Удельная мощность, л.с./тонна — 16,8–16,7 (16,7)
Скорость по шоссе, км/час — 44,6
Скорость на плаву, км/час — 10,2
Запас хода по шоссе, км — 240–260
Запас хода на плаву, км — 60–70
Максимальный преодолеваемый уклон — 38°
Максимальный преодолеваемый крен — 18°
Максимальная преодолеваемая стенка, м — 1,1
Максимальный преодолеваемый ров, м — 2,8
Гарантийная наработка, км — 1500
источник: https://warspot.ru/14033-po-obrazu-i-podobiyu-plavayuschego-tanka