История Карфагена. Часть II — Начало экспансии
Доброго времени суток, коллеги. Эта статья является продолжением цикла об истории Карфагена. В ней будет рассказано о том, как Карфаген наращивал свою экспансию в Западном Средиземноморье, с какими проблемами он сталкивался и какие великие свершения на тот момент были для него характерны. Отдельно будет рассмотрен вопрос дальних морских путешествий карфагенян, и вопрос о тартессийцах.
Вступление
Не могу не пожаловаться на превратности судьбы. А именно – какая же жесть, эта попытка составить краткую историю Карфагена, не упуская никаких важных деталей. Казалось бы, в чем проблема – взять одну книжку, и по ней, потихонечку…. Ну или скопипастить Википедию. Но нет, дернуло меня попытаться сопоставить источники друг с другом и составить какую-то усредненную картину…. Как результат:
– 3 версии взятия Сагунта Ганнибалом, начиная с разных предысторий;
– 4 имени Элиссы, два из которых взяты непонятно откуда – но откуда-то ж взяты!
– 2 разных набора сподвижников и наследников Элиссы;
– разные описания одних и тех же событий, разные следствия, и даже различная очередность одних и тех же событий при сохранении единой общей картины!
– чехарда с богами в Карфагене, к которой присоединяются еще и заимствованные греческие и римские боги;
– 2 версии договора Гасдрубала с римлянами;
– разные описания морских сражений Первой Пунической войны.
Короче, ужас. После Сагунта у меня вообще появилось стойкое желание взять и забухать, а не разбираться во всем этом бардаке. Но назвался груздем – полезай в кузов, цикл статей надо довести до конца. Однако я, к сожалению, не настолько умен и не обладаю достаточно хорошей памятью, чтобы при написании текста статей помнить все нюансы, которые сопровождают то или иное событие. Потому заранее прошу прощения у читателя за возможную спорность, а то и ошибочность приведенной информации. Я стараюсь, как могу, но после попытки разобраться в трех Ганнонах, которые вроде как один человек, а вроде как разные, я уже ни в чем не уверен….
«Карфагенский империализм»
Элисса смотрит на мир как империалистка. А если серьезно – картина Генриха Фридриха Фюрера "Смерть Дидоны".
Когда поднимается вопрос об экспансии Карфагена в Западном Средиземноморье, то очень важно понять для себя, какого рода эта экспансия была по сути. Экспансия могла быть агрессивной военной, могла быть экономической, торговой, культурной…. Карфагену чаще всего приписывают агрессивность в расширении своих владений и сферы влияния, однако это фактически мало соответствует действительности. Да, Карфаген расширял свои владения – в основном за счет бывших финикийских колоний, беря их под защиту и не давая попасть им под чужое влияние. Да, он основывал свои колонии и фактории там, где это было необходимо. Говорить о «Карфагенском империализме» как о безудержной территориальной экспансии будет не совсем корректно – карфагеняне просто систематически расширяли свои торговые интересы, при этом довольно редко прибегая к военной силе, причем зачастую – для обороны. Стоит также понимать, что они вовсе не были агнцами – к примеру, подконтрольных им ливийцев они облагали высокими податями, что ввместе со своеволием местных властей вызывало серьезную агрессию с их стороны (впрочем, такое положение складывалось не всегда, и можно встретить упоминания о полной поддержке карфагенян ливийцами). Свои конфликты имелись с подконтрольными нумидийцами, греками и прочими – однако их масштаб не выходил за рамки того, что обычно происходило в любом большом государстве.
Изначально экспансия Карфагена – на тот момент еще части колониальной империи Тира – была обусловлена такой же нуждой, которая привела финикийцев на берега Испании, с тем лишь отличием, что Карфаген нуждался в продуктах питания. Основных направлений было два – на север, в Сардинию, и на юг, в Африку. При этом скорости освоения и условия были совершенно разными. Неизвестно, как Карфаген начал свою экспансию в Африке. Вполне возможно, что земли были куплены за золото или прочие товары у местных ливийских и нумидийских вождей, однако не стоит отбрасывать возможность и чисто военного расширения территорий вокруг города. Уже в VI веке до н.э. Карфаген владел долиной реки Баграда (Меджерда) и ближайшими землями, одновременно с этим расширяя свои владения вдоль берега моря. Далеко не вся земля здесь была плодородной, и потому в разных поселениях уровень жизни мог кардинально отличаться. В V веке Карфаген уже напрямую контролировал территорию Сахиля – нынешнего южного Туниса. Именно в это время земледельческие навыки карфагенян достигают высот, которыми восхищались даже римляне. Вполне вероятно, что причиной тому стала многонациональность самого Карфагена – греки, финикийцы, египтяне и прочие могли сложить знания своих народов о земледелии воедино, что и дало столь плодотворный результат. В это же время Магон пишет свой знаменитый трактат о земледелии – единственный образец пунической литературы, который римляне предпочли не сжигать, а исследовать [1].
За моря же экспансия Карфагена первое время не распространялась. На Сардинии, как и в любом другом месте, карфагеняне предпочитали торговать с местным населением, а не напрямую заниматься земледелием – их фактическое присутствие на острове сводилось лишь к визитам торговцев. Лишь в VI веке до н.э. Карфаген начал утверждаться среди прочих колоний Финикии как лидер, причем пока еще не в качестве основы нового государства, а как ценный партнер и союзник.
Карфагеняне и тартессийцы
Примерно такие границы приписываются Тартессийскому царству на карте. Забавно, что Акра Левка показана как греческая колония – город ведь основывался Гамилькаром Баркой…
Есть в истории Карфагена одна особо мутная часть. Касается она взаимоотношений с народом тартессийцев. В прошлой части я вкратце рассказал о том, как финикийцы, нуждаясь в источниках драгоценных металлов, приступили к колонизации Испании. Центром этого региона стал город Гадир (Кадис), претендующий на статус старейшего города Европы – его основание датируется 1100 годом до н.э. Рядом располагались богатые залежи драгоценных и тяжелых металлов, однако у финикийцев банально не хватало рабочей силы для больших объемов добычи – метрополия была далеко, рабов везти долго. В результате довольно быстро выработался взаимовыгодный симбиоз – финикийцы снабжали местные племена тартессийцев нужными товарами, а те обеспечивали шахты рабочей силой, давая постоянный и весьма значительный уровень добычи металлов. При этом весьма вероятно, что шахты строились и вовсе силами тех же тартессийцев – т.е. финикийцы выступали лишь скупщиками добытых металлов.
Однако уже здесь начинается то, что я называю «мутными историями». Присутствие в этом регионе финикийцев определенно было незначительным из-за удаленности от метрополии, что намекает на то, что колонистов могли в любой момент задавить. В то же время греки и римляне позднее утверждали, что карфагеняне (что характерно – даже до того, как Карфаген был основан) всячески угнетали тартессийцев, а сами тартессийцы были высокоразвитым народом, создавшим свое единое государство с царем во главе. Имелась у них и своя столица – город Тартесс, в честь которого назвали весь регион [2], который называли «Троей Запада». По легенде, его основали то ли этруски, то ли местные племена. Что характерно – местоположение этой Трои неизвестно, т.е. не найдено ни одного фактического доказательства ее существования. Есть упоминания и о том, что тартессийцы всячески сопротивлялись – так, Гадир был основан лишь с третьей попытки, а освоение берегов реки Гвадалквивир шло крайне медленно. О конфликтах финикийцев, а затем и карфагенян с Тартессом впервые подробно написал Макробий [3], согласно которому тартессийцы в V веке до н.э. выступили против Карфагена вместе с тираном Агригента Фероном и напали на Гадир, но были отбиты карфагенским флотом. В ответ карфагеняне подчинили Тартесс себе, и начали эксплуатировать местных жителей на полную катушку. В конце концов, Тартесс попытался отвоевать независимость, выступив против Карфагена вновь вместе с корсиканскими греками, но в 539 или 535 гг. до н.э. был варварски разрушен армией Карфагена и прекратил свое существование [4]. Карфагеняне после этого вероломно напали на Гадир, осадили, а затем и взяли его штурмом, включив в состав своего государства [5].
Большая часть упоминаний о едином царстве Тартесс были оставлены уже задолго после его возможной гибели, т.е. на основании слухов и легенд. При этом его существование вызывает довольно много противоречий – с одной стороны утверждается, что тартессийцы и финикийцы взаимовыгодно существовали, торгуя друг с другом, а с другой – есть упоминания об агрессии против финикийцев со стороны местных жителей. Не претендуя на истину, могу предположить, что верны оба тезиса, а ошибочными являются существование единого Тартесса как государства, и Тартесса как города. В таком случае складывается вполне ясная картина – тартессийцы были разделены на независимые племена (весьма вероятно, что вполне могущественные), часть которых сотрудничала с финикийцами и жила в мире, а часть была настроена враждебно. Вполне возможно, что упадок колониальной финикийской империи сказался и на благополучии тартессийцев, так как снижение спроса на их основной экспортный товар сильно ударило по их экономике, после чего те могли скатиться во внутренние конфликты и начать совершать нападения на финикийские колонии. В конце концов, это финикийцам (а точнее уже карфагенянам) надоело, и была предпринята военная кампания по их усмирению. При этом возможность серьезного союза Тартесса с греческой Алалией на Корсике, и тем более с Агригентом на Сицилии представляется маловероятной. Однако это лишь мое мнение, а как оно там было на самом деле – сложно сказать….
Финикийские колонии и их соседи
Примерно так выглядело Карфагенское государство до начала правления Магонидов. На счет границ могу ошибаться (они могли быть меньше). О самих Магонидах будет рассказано в следующей статье. Названия и места расположения городов еще уточняются.
В VI столетии до н.э. Карфаген оказал помощь Гадиру, когда тот подвергся нападению тартессийцев, в результате чего карфагенская армия «прошлась огнем и мечом» по местным племенам, приведя их к смирению – и покинула Испанию, довольствуясь стабилизацией обстановки рядом с Гадиром. Эта история позднее была изложена римлянами – тартессийцев карфагеняне покорили силой, а Гадир коварно подчинили себе, введя в него свою армию. Что характерно – такая версия событий почти ничем не подтверждается. Так, завоевание тартессийцев должно было бы подтверждаться археологически, т.е. остатками серьезного военного присутствия Карфагена во всем регионе, который должен был держать в подчинении местные племена – однако ничего подобного не найдено, и следы пребывания финикийцев археологи находят только в местах, где те обитали еще до указанных событий.
В Испании и на Сардинии шел довольно любопытный процесс межкультурного обмена, который в результате привел к интеграции в пуническое общество местных племен. Так, на Сардинии уже в V веке признавали пунических богов наряду с местными идолами, храмы им строились местным населением даже без присутствия карфагенян. Впрочем, в это же время Карфаген начинает и активное заселение острова. В V–IV веках до н.э. происходит полный переход острова под контроль Карфагена вследствие заселения его колонистами, местные племена нурагийцев были вынуждены слиться с ними или переселиться в горные районы, мало интересовавшие поселенцев. Одновременно с постепенным развитием сельского хозяйства в Африке происходит смена «специализации» Сардинии – все меньшая часть экспорта продуктов питания приходится на Карфаген, и все больше Сардиния начинает перенаправлять свои товары для снабжения растущих армий Карфагена провизией. С началом Сицилийских войн эта роль еще более возросла.
В то же время идет сближение между Карфагеном и этрусками. Если ранее торговые отношения между ними не выходили за рамки обычных, то примерно с VI века до н.э. приходится расцвет карфагено-этрусской торговли. Доходило до того, что в этрусских городах появлялись пунические храмы и кварталы. Отношения Карфагена и этрусков имели и военную составляющую – совместными силами в 539 или 535 году до н.э. они изгнали с Корсики греков-фокейцев, которые, основав там колонию Алалию, занялись банальным пиратством, вредившим и карфагенянам, и этрускам. Что характерно – в последнем случае «освобожденная» Корсика была передана этрускам, так как самому Карфагену была важнее безопасность своих торговых путей, а не прямое территориальное расширение (впрочем, по другим источникам, остров таки был занят карфагенянами — по крайней мере, к началу Первой Пунической войны Корсика уже принадлежала им). В это же время подписывается первый договор о разделе сфер интересов и торговле с Римом, датируемый 509 годом до н.э.
Реконструкция вида на Мотию. Колония Карфагена во многом напоминала бывшую метрополию, Тир, располагаясь на острове и обладая мощными укреплениями.
Однако вместе с этим начинает зарождаться конфликт между финикийцами и греками в Сицилии. Еще в VIII веке на западе острова финикийцами были основаны колонии Мотия, Панорм и Солунт. Их влияние все больше распространялось на восток, однако уже в следующем столетии на остров хлынули греческие колонисты, которые сразу же поставили финикийцев в положение меньшинства. Причем по воспоминаниям греческих же историков, местные племена сикулов, сиканов и элимцев принимали сторону финикийцев, так как те рассматривали их как партнеров, а греки чаще всего общались с ними лишь с позиции силы. В конце концов, это привело к тому, что элимцы объединились с финикийцами для борьбы с напором греческих колонистов в постоянный альянс, к которому иногда примыкали и прочие племена. При этом кровопролитные конфликты чередовались с вполне мирными занятиями вроде торговли и культурного обмена, в том числе между финикийцами и греками. Тем не менее, становилось ясно, что финикийские города Сицилии в одиночку не выдержат натиск греков. Примерно в середине VI века до н.э. все финикийские колонии на Сицилии обретают мощные городские укрепления, которые были веским доводом против греков [6]. Примерно в это же время устанавливается граница между греческой колонией Киреной и Карфагеном, с чем связана интересная легенда о братьях Филенах. По условиям договора граница должна была установиться в той точке, в которой встретятся две группы путников, выступивших одновременно из Карфагена и Кирены. Однако братья Филены, вышедшие из Карфагена, проявили упорство и выносливость, пройдя значительно дальше, чем греческая делегация. Киренские послы были рассержены таким поворотом событий, обвинили карфагенян в жульничестве, и предложили тем выбор – или отодвинуть границу дальше в сторону их города, или же умереть прямо здесь, но сохранить границу – при этом смерть ждала уже киренских послов. Филены отказались отступать и принесли себя в жертву ради своего города. Позднее, как утверждает легенда, на этом месте карфагеняне построили храм и памятники в честь самоотверженных сограждан.
В 514 году до н.э. начинается довольно типичная для того времени история со спартанским царевичем Дориеем. Получив разрешение основать колонию на берегах Ливии, он выбрал место в устье реки Кинип, на территории, формально контролируемой Карфагеном. Последнее его ничуть не смущало – видимо, царевичу казалось, что Карфаген свою территорию никак не контролирует, и его сил хватит для защиты. Тем не менее, на третий год после основания его поселения прибыла ливо-финикийская армия, которая без труда выгнала его из Ливии и разрушила поселение. Для дальнейшего пресечения попыток греков основать здесь город было заложено карфагенское поселение Лептис Магна. Однако Дорией не унимался, решив переключить свое внимание на Сицилию. Пользуясь надуманными де-юре правами [7], он завладел городом Эрикс и основал колонию Гераклею на территории, находящейся под контролем карфагенян. Результат предсказуем – объединенная армия пунийцев и элимцев перебила колонистов, включая самого Дориея.
Мелькарт собственной персоной. Казалось бы – статуя греческая, но его, кхм, чрезмерная одетость по греческим нормам выдает финикийское творение. Да, финикийцы лишний раз не оголялись, и с точки зрения греков были "ленивыми" из-за того, что даже под туниками носили набедренные повязки! И этим людям те же греки приписывают самый развратный разврат во всем античном мире!
Вообще, стоит заметить, что греки весьма активно использовали свою мифологию для обоснования своей агрессивной экспансии. Все чаще они забирались со своими колониями далеко на запад из-за того, что «там был Геракл». Так, некий Пентафл, утверждая, что он истинный потомок Геракла, имел наглость основать поселение прямо рядом с пунической Мотией – конечно же, его попросили убраться вначале мягко, а затем силой (успешно). Под угрозой была и Африка, в которой колония Эвсперида была основана уже на границе карфагенских владений. Мифы начинали приобретать смысл – греки, возомнившие себя потомками Геракла, стремились на запад, а Карфаген им виделся как великан Антей, черпавший силу от земли и побежденный Гераклом. Само собой, от них требовалось повторить путь предка – и перед финикийскими городами Западного Средиземноморья появилась реальная угроза войн с греками. Частично защитной реакцией финикийцев стало отождествление Мелькарта и Геракла – этот процесс был запущен еще в ходе культурного обмена с греками, однако теперь стал приобретать черты юридического (по тем меркам) обоснования собственного пребывания в регионе. Впрочем, этого было явно недостаточно.
В результате в VI–V столетиях до н.э. бывшие финикийские колонии постепенно переходят в распоряжение Карфагена, признавая его верховенство, хоть и оставляя за собой значительную степень автономии. Не совсем понятно, как и в какой ситуации переходили в распоряжение Карфагена те или иные колонии – военным путем, или добровольно, под угрозой внешних факторов. Однако все равно можно утверждать, что формирование Карфагенского государства было связано скорее не с его агрессивностью или экспансией, а с элементарным стремлением финикийских колоний выжить при соседстве с агрессивно настроенными греками-переселенцами и враждебными племенами в Испании и Африке.
Карфагенская Атлантика
Вероятный путь плавания Гимилькона
Первая экспедиция Карфагена в дальние воды Атлантики по сохранившимся до нас сведениям была организована в середине V века до н.э. неким Гимильконом, представителем клана Магонидов. Снарядив всего один корабль и став его капитаном, он, пройдя мимо Геркулесовых столбов в Атлантику, взял курс на север, плывя вдоль берегов Испании и Галлии. По пути ему довелось встретить множество препятствий – отсутствие ветра, гигантские водоросли и морских чудовищ [8], пока не прибыл в Бретань. Наладив контакт с местными племенами, Гимилькон затем доплыл до Ирландии и Британии, а потом взял обратный курс на Карфаген. Сведения о его экспедиции были почерпнуты из значительно более позднего римского литературного произведения, которое, в свою очередь, черпало информацию из греческих произведений. Есть причины полагать, что и те не были первоисточником, основываясь на не дошедшей до нас карфагенской литературе. Что же касается самого северного пути, то карфагеняне им почти не пользовались – лишь той его частью, которая вела в Корнуолл, богатый оловом, в Галлии же ценных товаров, достойных дальнего пути, карфагеняне не обнаружили.
А так искал "то, не знаю что" Ганнон
Вторая экспедиция известна нам из «Перипла Ганнона» анонимного греческого писателя, который, впрочем, вполне мог переписать свое произведение из пунических источников. Флотилия, на которой карфагеняне во главе с Ганноном, братом Гимилькона, отправились в плавание, состояла из 65 кораблей, на борту которых находились 30 тысяч колонистов [9]. Экспедиция отправилась на юг, вдоль берега Африки, и по современным предположениям, достигла устья реки Нигер. При этом по дороге было основано множество различных факторий, которые позднее дали Карфагену значительную прибыль. Достоверность самого факта путешествия фактически подтверждается детальными описаниями флоры и фауны, характерной для отдельных регионов Африки, хотя по поводу этого путешествия остается еще очень много вопросов. К примеру, нет археологических находок, подтверждающих существование карфагенских факторий в Западной Африке, однако есть довольно четкие описания процедур обмена товарами между местными жителями и купцами, при которых отмечалась особая честность обеих сторон. Так что говорить о том, насколько далеко простирались торговые интересы Карфагена в Западной Африке, утверждать нельзя – его присутствие там могло быть незначительным, а могло быть и весьма серьезным.
А еще, судя по всему, карфагеняне знали, что Земля круглая, так как встречаются упоминания о карфагенских текстах, которые утверждали, что когда с одной стороны мира светит солнце, на другой царит ночь. Кто там говорил про неумытых карфагенян-варваров?
Примечания
1) Трактатом восхищались еще в Средневековье, что не помешало утратить его в более поздние времена.
2) Или город назвали в честь региона.
3) Который жил в V веке нашей эры, т.е. спустя более чем тысячу лет, и профессиональным историком не был даже на том уровне. Комментарии излишни.
4) Такую информацию нам предоставил Геродот.
5) Вероломство Карфагена по отношению к Гадиру тоже принадлежит к разряду "мутных историй" – ибо оно ничем не подтверждается, и вообще описано, как говорится, в двух словах.
6) Греки, будучи неплохими воинами в поле, почти не умели вести штурмы, и даже осады давались им нелегко. Положение с этим начало изменяться лишь после того, как сицилийские греки переняли осадную тактику карфагенян, а македонцы дошли до необходимости активных осад и штурмов самостоятельно.
7) Дорией якобы был потомком Геракла (как и все спартанцы), который оставил во время своих странствий след на Сицилии, в частности в городе Эрикс, что по греческим понятиям давало Дориею права на владение этими землями.
8) Само собой, это литературное преувеличение.
9) Явное преувеличение, так как в таком случае на одном корабле должны были находиться примерно 461 человек и большое количество припасов, что как бы взаимоисключающие параграфы. Хотя кто знает – кораблей могло быть больше, а поселенцев по большей части "сгрузили" на территории нынешнего Марокко.