Испытано в Германии. Истребители МиГ-17

19

Испытано в Германии. Истребители МиГ-17

Статья из январского выпуска 2003 года журнала «Klassiker der Luftfahrt», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Стандартные истребители Национальной народной армии ГДР. Микоян/Гуревич МиГ-17

Содержание:

Предисловие редакции: МиГ-17, являвшийся дальнейшим развитием истребителя МиГ-15, совершил свой первый полет в начале 1950 года. Данный истребитель, запущенный в массовое производство и изготовленный в различных модификациях, в течение многих лет состоял на вооружении Национальной народной армии (ННА) ГДР.

В 1956 году после создания военно-воздушных сил ННА (Luftstreitkräfte NVA) военные летчики ГДР пересели с поршневых учебных самолетов Як-18 и Як-11 на разработанные в ОКБ-155 (главный конструктор Артем Микоян, заместитель Михаил Гуревич) реактивные истребители МиГ-15бис (кодовое обозначение НАТО Fagot). В эскадрильях ВВС ННА карьера этого истребителя, прославившегося в корейской войне, была непродолжительной. До 1965 года эти машины эксплуатировались в летных училищах ГДР.

Уже в июне 1957 года началась подготовка немецких пилотов на более совершенном истребителе МиГ-17 (кодовое обозначение НАТО Fresco), а к 1958 году «семнадцатые» почти полностью заменили своих предшественников. Таким образом МиГ-17 стал первым стандартным истребителем в составе молодых военно-воздушных сил ННА ГДР. Истребителями МиГ-17 было оснащено не менее шести эскадрилий (см. таблицу в конце статьи).

«семнадцатый» с бортовым номером «красный 420» из состава истребительного авиаполка JG-7 разбился через год после его ввода в эксплуатацию

«семнадцатый» с бортовым номером «красный 420» из состава истребительного авиаполка JG-7 разбился через год после его ввода в эксплуатацию

По своей конструкции МиГ-17 был очень похож на своего успешного предшественника МиГ-15, но отличался в ряде важных деталей. Основное отличие заключалось крыле, стреловидность которого была увеличена с 35 до 45 градусов с целью избежать проблем со устойчивостью на скоростях чуть меньше одного Маха. Помимо этого, был удлинен фюзеляж, что способствовало снижению сопротивления.

схемы истребителей семейства МиГ-17 (чертежи выполнены автором статьи)

схемы истребителей семейства МиГ-17 (чертежи выполнены автором статьи)

Первый полет прототипа СИ-2 (он же МиГ-15бис 45°, он же И-330) состоялся в начале 1950 года под управлением летчика-испытателя Ивана Тимофеевича Иващенко. Однако в марте самолет разбился из-за флаттера элеронов, в результате чего подполковник Иващенко погиб. В результате летные испытания были отложены, и запуск истребителя в серийное производство состоялся только в сентябре 1951 года.

В конце того же месяца в ОКБ-155 начались летные испытания прототипа СФ, оснащенного турбореактивным двигателем с форсажной камерой ВК-1Ф конструкции Владимира Климова. В конце 1952 года этот самолет под обозначением МиГ-17Ф был запущен в серийное производство. Модификация МиГ-17Ф была выпущена в самом большом количестве экземпляров.

в общей сложности было изготовлено около шести тысяч истребителей МиГ-17, и многие из них были поставлены на экспорт во многие страны, в том числе и в ЧССР

в общей сложности было изготовлено около шести тысяч истребителей МиГ-17, и многие из них были поставлены на экспорт во многие страны, в том числе и в ЧССР

Самый важный истребитель ВВС ННА

МиГ-17Ф (кодовое обозначение НАТО Fresco C) стал самыми важными истребителями военно-воздушных сил ННА. Примерно сто истребителей МиГ-17Ф использовались для перехвата воздушных целей днем и ночью в простых погодных условиях (т.е. между облаками, а не и в условиях плотной облачности).

«Семнадцатые» оказались очень надежными, относительно неприхотливыми «фронтовыми истребителями» и пользовались большой популярностью как у пилотов, так и у технического персонала. Следует сказать, что форсажная камера обычно использовалась для взлета, но в основном для разгона. Во избежание перегрева время непрерывной работы форсажной камеры не должно было превышать десяти минут.

Оснащение и вооружение МиГ-17, которые можно было эксплуатировать даже с травяных площадок, также позволили использовать его в качестве истребителя-бомбардировщика. Чтобы выполнить соответствующее требование Верховного командования армий Варшавского договора в 1971 году командование ННА ГДР в Древице (Drewitz) свело истребители МиГ-17Ф во вновь сформированный 31-й истребительно-бомбардировочный авиаполк Jagdbombergeschwader 31 (JBG-31 позднее JBG-37). В 1973-75 годах военно-воздушные силы ННА ГДА получили от Польской Народной Республики сорок машин, оснащенных дополнительными подкрыльевыми узлами подвески. Эти самолеты, получившие камуфляжную окраску, оставались в эксплуатации до 1978 года.

по польскому образцу и с использованием соответствующих технологий в Дрездене в истребители-бомбардировщики были переоборудованы 47 истребителей МиГ-17Ф (снимок из архива автора статьи)

по польскому образцу и с использованием соответствующих технологий в Дрездене в истребители-бомбардировщики были переоборудованы 47 истребителей МиГ-17Ф (снимок из архива автора статьи)

по польскому образцу и с использованием соответствующих технологий в Дрездене в истребители-бомбардировщики были переоборудованы 47 истребителей МиГ-17Ф (снимок из архива автора статьи)

по польскому образцу и с использованием соответствующих технологий в Дрездене в истребители-бомбардировщики были переоборудованы 47 истребителей МиГ-17Ф (снимок из архива автора статьи)

МиГ-17Ф также использовался в качестве самолета-разведчика. У некоторых самолетов под фюзеляжем было утолщение для размещения аэрофотокамеры АФА-39. Эти машины были польского производства, что можно было определить по коду IC в документации. Поэтому его правильное обозначение должно быть LiM-5 (LiM – licencyjny myśliwiec; лицензионный истребитель). Для выполнения разведывательных задач специальную подготовку прошли некоторые пилоты 3-й эскадрильи истребительной авиагруппы JG-1.

Радар для охоты в облаках

На МиГ-17Ф перехват воздушных целей в сложных погодных условиях был невозможен. Для решения задачи всепогодного перехвата на более поздних модификациях был установлен бортовой радар. Эта была разработанная под руководством Виктора Васильевича Тихомирова РЛС РП-1 «Изумруд» с двумя антеннами локатора: одна находилась под обтекателем в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней «губе». Летом 1952 года испытания прототипа СП-7 были завершены.

Первоначально истребитель-перехватчик выпускался под обозначением МиГ-17П, но затем эта версия получила двигатель ВК-1Ф и, таким образом, сменила обозначение на МиГ-17ПФ.

Истребительный авиаполк ВВС ННА JG-1 (в те годы назывался и FG-1 – Fliegergeschwader [летный авиаполк]) получил первые тринадцать перехватчиков МиГ-17ПФ в апреле 1959 года, а в мае – еще семь машин данной модификации. В этот период истребительный авиаполк JG-9 получил 20 истребителей-перехватчиков МиГ-17ПФ.

истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ, оснащенный РЛС РП-1 «Изумруд» с двумя антеннами локатора. Одна антенна радиолокатора находилась под обтекателем в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней «губе»

истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ, оснащенный РЛС РП-1 «Изумруд» с двумя антеннами локатора. Одна антенна радиолокатора находилась под обтекателем в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней «губе»

Поначалу освоение этой версии шло не так гладко, как с переходом с МиГ-15бис на МиГ-17Ф. В частности, некоторые проблемы вызывала РЛС РП-5 («Изумруд-5»). Они были решены с привлечением опытных советских лётных инструкторов из базировавшейся в Финстервальде (Finsterwalde) истребительной эскадрильи ВВС СССР. Они передали немецким пилотам свой богатый опыт, и в каждом из трех полетов они перенастраивали радиолокационные станции. Истребители-перехватчики МиГ-17ПФ состояли на вооружении ВВС ННА до 1970 года.

техническое обслуживание РЛС РП-1 «Изумруд» истребителя-перехватчика МиГ-17ПФ. На снимке хорошо заметно, что радар оснащен двумя антеннами локатора. Одна антенна радиолокатора находилась под обтекателем в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней «губе» (airwar)

техническое обслуживание РЛС РП-1 «Изумруд» истребителя-перехватчика МиГ-17ПФ. На снимке хорошо заметно, что радар оснащен двумя антеннами локатора. Одна антенна радиолокатора находилась под обтекателем в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней «губе» (airwar)

Несмотря на то, что на вооружении ВВС ННА находились МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, на рубеже 1961-62 годов Германская Народная Республика получила более старую версию истребителя МиГ-17 (кодовое обозначение НАТО Fresco A). «Подарочный пакет» из 122 подержанных машин из советских запасов был первоначально доставлен в Древиц. Машины, оснащенные бесфорсажными двигателями ВК-1, были различных годов постройки. Официально это были «гладкие» МиГ-17, но на солдатском жаргоне из-за замаскированного сопла их называли «МиГ-17 без Жо…». В некотором смысле они были не более чем резервом и уже в 1966 году они были выведены из состава ВВС ННА.

как и большинство его собратьев, этот МиГ-17ПФ (Lim-5P) был списан и отправлен на слом в 1968 году (снимок из FR-документации)

как и большинство его собратьев, этот МиГ-17ПФ (Lim-5P) был списан и отправлен на слом в 1968 году (снимок из FR-документации)

В 1967-68 годах

«в связи с израильской агрессией»

пятьдесят машин были проданы Объединенной Арабской Республике (Египет). Некоторые самолеты МиГ-17Ф также не были списаны, а переданы

«Государству 58».

Под этим шифром скрывался Мозамбик, который в 1981 году получил дюжину «семнадцатых» и один учебный самолет МиГ-15УТИ. Перед поставкой они прошли капитальный ремонт на авиазаводе в Дрезден-Клоцше и были разобраны для транспортировки. В Мозамбике персонал ВВС ННА собрал самолеты, поставил их на крыло и передал местным пилотам.

МиГ-17 был единственным советским истребителем, не имевшим двухместного учебно-тренировочного варианта, поэтому пилоты ВВСННА проходили переобучение на МиГ-15УТИ, показанном на данном снимке (снимок из архива автора статьи)

МиГ-17 был единственным советским истребителем, не имевшим двухместного учебно-тренировочного варианта, поэтому пилоты ВВСННА проходили переобучение на МиГ-15УТИ, показанном на данном снимке (снимок из архива автора статьи)

На сегодняшний день в музеях осталось всего несколько истребителей МиГ-17, состоявших на вооружении ВВС ННА. По одному МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ находятся в Музее ВВС в Берлин-Гатове и в Военно-историческом музее в Дрездене. Также истребители МиГ-17 можно увидеть в выставочном центре Пенемюнде, на авиабазе Тролленхаген (Trollenhagen) и в Технологическом музее Штаде.

истребитель МиГ-17Ф (красный 346) польского производства (Lim-5), который в настоящее время находится в берлинском музее ВВС (снимок из архива автора статьи)

истребитель МиГ-17Ф (красный 346) польского производства (Lim-5), который в настоящее время находится в берлинском музее ВВС (снимок из архива автора статьи)

бортовой номер «красный 850» является фальшивым. В составе ВВС ННА этот самолет летал с бортовым номером «красный 437»

бортовой номер «красный 850» является фальшивым. В составе ВВС ННА этот самолет летал с бортовым номером «красный 437»

Истребительные авиаполки ВВС ННА, оснащенные истребителями МиГ-17

JG-1; Котбус c 1 июля 1957 года по конец 1966 года (МиГ-17, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ)
JG-2; Нойбранденбург (Neubrandenburg)/Тролленхаген с 1957 по 1966 год (МиГ-17, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ)
JG-3; Прешен (Preschen) с октября 1957 по 1962 год (МиГ-17Ф)
JG-7; Древиц с 1959 по 1969 год (МиГ-17, МиГ-17Ф)
JG-8; Марксвальде с октября 1957 по 1969 год (МиГ-17Ф)
JG-9; Пенемюнде с июня 1957 по 1964 год (МиГ-17Ф, МГ-17ПФ)
и летная школа в Каменце/Баутцене

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: МиГ-17Ф МиГ-17ПФ
Разработчик: ОКБ-155 ОКБ-155
Экипаж: 1 человек 1 человек
Силовая установка:
тип двигателя ВК-1Ф ВК-1Ф
взлетная мощность
без форсажа 26,47 кН 26,47 кН
с дожиганием топлива 32,12 кН 32,12 кН
Размеры:
размах крыла 9,63 м 9,63 м
длина 11,26 м 11,68 м
высота 3,80 м 3,80 м
площадь крыла 22,6 м² 22,6 м²
Масса:
пустого 3920 кг 4182 кг
взлетная от 5345 до 6280 кг от 5345 до 6280 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость:
на высоте 3000 метров 1155 км/ч
на высоте 4000 метров 1120 км/ч
крейсерская скорость 950 км/ч 900 км/ч
скороподъемность 65 м/с 55 м/с
практический потолок 16600 м 15850 м
дальность полета
штатная 480 км
с дополнительными баками 730 км
Вооружение: 1×37-мм Н-37Д и 2×23-мм НР-23 3×23-мм НР-23, бомбовая нагрузка до 500 кг

источник: Wilfried Kopenhagen/MG «Standardjäger der NVA. Mikojan/Gurjewitsch MiG-17» «Klassiker der Luftfahrt» 2003-01, Seiten 36-40

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-ispytano-v-germanii-istrebiteli-mig-17

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account