Статья из январского выпуска 2003 года журнала «Klassiker der Luftfahrt», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Стандартные истребители Национальной народной армии ГДР. Микоян/Гуревич МиГ-17
Содержание:
Предисловие редакции: МиГ-17, являвшийся дальнейшим развитием истребителя МиГ-15, совершил свой первый полет в начале 1950 года. Данный истребитель, запущенный в массовое производство и изготовленный в различных модификациях, в течение многих лет состоял на вооружении Национальной народной армии (ННА) ГДР.
В 1956 году после создания военно-воздушных сил ННА (Luftstreitkräfte NVA) военные летчики ГДР пересели с поршневых учебных самолетов Як-18 и Як-11 на разработанные в ОКБ-155 (главный конструктор Артем Микоян, заместитель Михаил Гуревич) реактивные истребители МиГ-15бис (кодовое обозначение НАТО Fagot). В эскадрильях ВВС ННА карьера этого истребителя, прославившегося в корейской войне, была непродолжительной. До 1965 года эти машины эксплуатировались в летных училищах ГДР.
Уже в июне 1957 года началась подготовка немецких пилотов на более совершенном истребителе МиГ-17 (кодовое обозначение НАТО Fresco), а к 1958 году «семнадцатые» почти полностью заменили своих предшественников. Таким образом МиГ-17 стал первым стандартным истребителем в составе молодых военно-воздушных сил ННА ГДР. Истребителями МиГ-17 было оснащено не менее шести эскадрилий (см. таблицу в конце статьи).
По своей конструкции МиГ-17 был очень похож на своего успешного предшественника МиГ-15, но отличался в ряде важных деталей. Основное отличие заключалось крыле, стреловидность которого была увеличена с 35 до 45 градусов с целью избежать проблем со устойчивостью на скоростях чуть меньше одного Маха. Помимо этого, был удлинен фюзеляж, что способствовало снижению сопротивления.
Первый полет прототипа СИ-2 (он же МиГ-15бис 45°, он же И-330) состоялся в начале 1950 года под управлением летчика-испытателя Ивана Тимофеевича Иващенко. Однако в марте самолет разбился из-за флаттера элеронов, в результате чего подполковник Иващенко погиб. В результате летные испытания были отложены, и запуск истребителя в серийное производство состоялся только в сентябре 1951 года.
В конце того же месяца в ОКБ-155 начались летные испытания прототипа СФ, оснащенного турбореактивным двигателем с форсажной камерой ВК-1Ф конструкции Владимира Климова. В конце 1952 года этот самолет под обозначением МиГ-17Ф был запущен в серийное производство. Модификация МиГ-17Ф была выпущена в самом большом количестве экземпляров.
Самый важный истребитель ВВС ННА
МиГ-17Ф (кодовое обозначение НАТО Fresco C) стал самыми важными истребителями военно-воздушных сил ННА. Примерно сто истребителей МиГ-17Ф использовались для перехвата воздушных целей днем и ночью в простых погодных условиях (т.е. между облаками, а не и в условиях плотной облачности).
«Семнадцатые» оказались очень надежными, относительно неприхотливыми «фронтовыми истребителями» и пользовались большой популярностью как у пилотов, так и у технического персонала. Следует сказать, что форсажная камера обычно использовалась для взлета, но в основном для разгона. Во избежание перегрева время непрерывной работы форсажной камеры не должно было превышать десяти минут.
Оснащение и вооружение МиГ-17, которые можно было эксплуатировать даже с травяных площадок, также позволили использовать его в качестве истребителя-бомбардировщика. Чтобы выполнить соответствующее требование Верховного командования армий Варшавского договора в 1971 году командование ННА ГДР в Древице (Drewitz) свело истребители МиГ-17Ф во вновь сформированный 31-й истребительно-бомбардировочный авиаполк Jagdbombergeschwader 31 (JBG-31 позднее JBG-37). В 1973-75 годах военно-воздушные силы ННА ГДА получили от Польской Народной Республики сорок машин, оснащенных дополнительными подкрыльевыми узлами подвески. Эти самолеты, получившие камуфляжную окраску, оставались в эксплуатации до 1978 года.
МиГ-17Ф также использовался в качестве самолета-разведчика. У некоторых самолетов под фюзеляжем было утолщение для размещения аэрофотокамеры АФА-39. Эти машины были польского производства, что можно было определить по коду IC в документации. Поэтому его правильное обозначение должно быть LiM-5 (LiM – licencyjny myśliwiec; лицензионный истребитель). Для выполнения разведывательных задач специальную подготовку прошли некоторые пилоты 3-й эскадрильи истребительной авиагруппы JG-1.
Радар для охоты в облаках
На МиГ-17Ф перехват воздушных целей в сложных погодных условиях был невозможен. Для решения задачи всепогодного перехвата на более поздних модификациях был установлен бортовой радар. Эта была разработанная под руководством Виктора Васильевича Тихомирова РЛС РП-1 «Изумруд» с двумя антеннами локатора: одна находилась под обтекателем в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней «губе». Летом 1952 года испытания прототипа СП-7 были завершены.
Первоначально истребитель-перехватчик выпускался под обозначением МиГ-17П, но затем эта версия получила двигатель ВК-1Ф и, таким образом, сменила обозначение на МиГ-17ПФ.
Истребительный авиаполк ВВС ННА JG-1 (в те годы назывался и FG-1 – Fliegergeschwader [летный авиаполк]) получил первые тринадцать перехватчиков МиГ-17ПФ в апреле 1959 года, а в мае – еще семь машин данной модификации. В этот период истребительный авиаполк JG-9 получил 20 истребителей-перехватчиков МиГ-17ПФ.
Поначалу освоение этой версии шло не так гладко, как с переходом с МиГ-15бис на МиГ-17Ф. В частности, некоторые проблемы вызывала РЛС РП-5 («Изумруд-5»). Они были решены с привлечением опытных советских лётных инструкторов из базировавшейся в Финстервальде (Finsterwalde) истребительной эскадрильи ВВС СССР. Они передали немецким пилотам свой богатый опыт, и в каждом из трех полетов они перенастраивали радиолокационные станции. Истребители-перехватчики МиГ-17ПФ состояли на вооружении ВВС ННА до 1970 года.
Несмотря на то, что на вооружении ВВС ННА находились МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, на рубеже 1961-62 годов Германская Народная Республика получила более старую версию истребителя МиГ-17 (кодовое обозначение НАТО Fresco A). «Подарочный пакет» из 122 подержанных машин из советских запасов был первоначально доставлен в Древиц. Машины, оснащенные бесфорсажными двигателями ВК-1, были различных годов постройки. Официально это были «гладкие» МиГ-17, но на солдатском жаргоне из-за замаскированного сопла их называли «МиГ-17 без Жо…». В некотором смысле они были не более чем резервом и уже в 1966 году они были выведены из состава ВВС ННА.
В 1967-68 годах
«в связи с израильской агрессией»
пятьдесят машин были проданы Объединенной Арабской Республике (Египет). Некоторые самолеты МиГ-17Ф также не были списаны, а переданы
«Государству 58».
Под этим шифром скрывался Мозамбик, который в 1981 году получил дюжину «семнадцатых» и один учебный самолет МиГ-15УТИ. Перед поставкой они прошли капитальный ремонт на авиазаводе в Дрезден-Клоцше и были разобраны для транспортировки. В Мозамбике персонал ВВС ННА собрал самолеты, поставил их на крыло и передал местным пилотам.
На сегодняшний день в музеях осталось всего несколько истребителей МиГ-17, состоявших на вооружении ВВС ННА. По одному МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ находятся в Музее ВВС в Берлин-Гатове и в Военно-историческом музее в Дрездене. Также истребители МиГ-17 можно увидеть в выставочном центре Пенемюнде, на авиабазе Тролленхаген (Trollenhagen) и в Технологическом музее Штаде.
Истребительные авиаполки ВВС ННА, оснащенные истребителями МиГ-17
JG-1; Котбус | c 1 июля 1957 года по конец 1966 года (МиГ-17, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ) |
JG-2; Нойбранденбург (Neubrandenburg)/Тролленхаген | с 1957 по 1966 год (МиГ-17, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ) |
JG-3; Прешен (Preschen) | с октября 1957 по 1962 год (МиГ-17Ф) |
JG-7; Древиц | с 1959 по 1969 год (МиГ-17, МиГ-17Ф) |
JG-8; Марксвальде | с октября 1957 по 1969 год (МиГ-17Ф) |
JG-9; Пенемюнде | с июня 1957 по 1964 год (МиГ-17Ф, МГ-17ПФ) |
и летная школа в Каменце/Баутцене |
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | МиГ-17Ф | МиГ-17ПФ |
Разработчик: | ОКБ-155 | ОКБ-155 |
Экипаж: | 1 человек | 1 человек |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | ВК-1Ф | ВК-1Ф |
взлетная мощность | ||
без форсажа | 26,47 кН | 26,47 кН |
с дожиганием топлива | 32,12 кН | 32,12 кН |
Размеры: | ||
размах крыла | 9,63 м | 9,63 м |
длина | 11,26 м | 11,68 м |
высота | 3,80 м | 3,80 м |
площадь крыла | 22,6 м² | 22,6 м² |
Масса: | ||
пустого | 3920 кг | 4182 кг |
взлетная | от 5345 до 6280 кг | от 5345 до 6280 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость: | ||
на высоте 3000 метров | 1155 км/ч | |
на высоте 4000 метров | 1120 км/ч | |
крейсерская скорость | 950 км/ч | 900 км/ч |
скороподъемность | 65 м/с | 55 м/с |
практический потолок | 16600 м | 15850 м |
дальность полета | ||
штатная | 480 км | |
с дополнительными баками | 730 км | |
Вооружение: | 1×37-мм Н-37Д и 2×23-мм НР-23 | 3×23-мм НР-23, бомбовая нагрузка до 500 кг |
источник: Wilfried Kopenhagen/MG «Standardjäger der NVA. Mikojan/Gurjewitsch MiG-17» «Klassiker der Luftfahrt» 2003-01, Seiten 36-40
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-ispytano-v-germanii-istrebiteli-mig-17