Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

18

Эта тема создана по результатам долгой — почти месячной! — альтернативно-исторической дискуссии на форуме Secretprojects.uk.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Линкорам всё-таки быть. Будущим флагманом ВМФ США станет линкор «Тетон» (USS Teton). Что известно о новом корабле

Во второй половине 1960-ых, серия успешных аграрных реформ и весьма удачные торгово-экономические соглашения с Францией и Италией позволили режиму Сукарно не только стабилизировать экономическое положение Индонезии, но и добиться определенного подъема.

Изначально, планы индонезийских адмиралов предполагали покупку у СССР второго крейсера проекта 68-бис. Однако, многие военные специалисты уже критически относились к боевой ценности крупных артиллерийских кораблей в современной обстановке. Индонезийский флот уже получил от СССР первые ракетные катера с противокорабельными ракетами, и по общему мнению, именно в направлении ракетного оружия ему и стоило далее развиваться.

РОЖДЕНИЕ РАКЕТНОГО ФЛОТА

Создание индонезийского ракетного флота началось с оптимизации имеющихся ресурсов. Осенью 1966 года два индонезийских эскадренных миноносца проекта 30бис — «Darmuda» (бывший «Боевой») и «Siliwangi» (бывший «Волевой») — были поставлены на верфь в Джакарте для планового ремонта и модернизации. Работы проводились индонезийским персоналом, но под контролем (и при активном участии) советских специалистов.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

С эсминцев демонтировали оба пятитрубных торпедных аппарата, и взамен установили две пары контейнерных пусковых установок КТ-97М для противокорабельных ракет семейства П-15 «Термит» (точнее, экспортной версии, П-20 «Дракон») и РЛС управления огнем для них. Также демонтировали все старое зенитное вооружение, взамен установив на кормовой надстройке 4-ствольную 45-мм зенитку СМ-20ЗИФ, а на носовой — автопушку АК-230. Противолодочное вооружение теперь состояло из двух неподвижных торпедных аппаратов под противолодочные торпеды СЭТ-53, а также двух бомбометов РБУ-2500. Все вооружение и электронное оборудование было поставлено из СССР в экспортном исполнении.

Модернизация эсминцев заняла около двух лет (в основном ввиду недостаточной компетентности индонезийского персонала) и они вернулись в строй в 1968 году. Тогда же на модернизацию поставили следующую пару «Sandjaja» («Беспокойный») и «Sawunggaling» («Внезапный»). На 1970 год запланировали модернизацию «Singamangaradja» («Выразительный») и «Diponegoro» («Пылкий»). От запланированной на 1972-1975 год модернизации «Sutan Iskandar Muda» («Беззаветный») и «Brawidjaja» («Безжалостный») отказались по экономическим причинам.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Перевооруженные ракетные миноносцы существенно подняли уверенность в себе индонезийских адмиралов. Но все же этого было недостаточно. Главной проблемой была недостаточная противовоздушная оборона; Австралия, основной оппонент Индонезии, уже строила эсминцы с зенитными ракетами. С учетом угрозы, создаваемой австралийской палубной авиацией (которая только увеличилась, после того как в 1968 Австралия согласилась на британское предложение приобрести легкий авианосец «Гермес»), индонезийскому флоту требовались корабли, способные защитить флот от атаки с воздуха. С этой целью индонезийцы вновь обратились к СССР.

Больше всего индонезийским адмиралам хотелось приобрести пару больших противолодочных кораблей проекта 61. Однако, советский флот в тот момент не был готов ни расставаться с этими новейшими (и секретными!) единицами, ни строить их на экспорт. Поэтому индонезийцам предложили альтернативу — модернизированные эскадренные миноносцы проекта 56-АЭ. Этот экспортный проект оснащения эсминца проект 56 управляемым зенитным ракетным вооружением был разработан под планируемую передачу Польше эсминца «Справедливый», и отличался от базового проекта 56-А использованием упрощенной, не-секретной радиоэлектроники.

В конечном счете индонезийцы согласились, но потребовали внести в экспортный проект ряд изменений — в частности, установить противокорабельное ракетное оружие и заменить устаревшие 130-мм орудия (эффективность которых против реактивных самолетов уже была под вопросом) на современные 76-мм автопушки АК-726. Советская сторона охотно пошла навстречу, и в 1968 году было подписано соглашение о продаже Индонезии четырех эсминцев проекта 56-АЭМ («модернизированный») с опционом еще на два корабля.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Для экспортной модернизации были выбраны четыре эсминца базового проекта 56; «Выдержанный» (ТОФ), «Влиятельный» (ТОФ), «Бравый» (ЧФ) и «Светлый» (ЧФ). Тихоокеанские корабли модернизировались в Комсомольске-на-Амуре, черноморские — в Николаеве.

В ходе модернизации, с кораблей проекта 56-АЭМ демонтировали всю артиллерию — как главного, так и вспомогательного калибра — и оба торпедных аппарата. Вместо них, корабли получили:

* ЗРК малой дальности М-1«Волна», пусковая установка ЗИФ-101 (барабанный магазин на 16 ракет B-600) — в кормовой части;

* Четыре пусковые установки КТ-97М для противокорабельных ракет П-20/П-20Т «Дракон» (экспортная версия ракет П-15У/П-15УТ «Термит») — побортно у передней трубы, направленные назад;

* Две универсальные артиллерийские установки АК-627 — линейно-возвышенно, в носовой части;

* Две зенитные автопушки АК-230 — побортно у центральной надстройки;

* Четыре однотрубных торпедных аппарата 533-мм калибра для противолодочных торпед СЭТ-53 — побортно у задней трубы;

* Два 16-ствольных противолодочных бомбомета РБУ-2500 — побортно у носовой надстройки;

Первые два корабля, «Pemenang» (бывший «Бравый») и «Pembela» («Светлый») были завершены в 1970 году и переданы индонезийцам в 1972 году. В 1973-1974, состав индонезийского флота также пополнили «Prajurit» («Выдержанный») и «Pelindung masyarakat» («Влиятельный»). От покупки еще двух эсминцев индонезийцы отказались.

Десять «ракетизированных» эсминцев составили основу индонезийского морского флота в 1970-ых — первой половине 1980-ых.

ПОСТЕПЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Смерть президента Сукарно в 1975 году (а также окончание войны во Вьетнаме) несколько снизила напряженность австрало-индонезийской конфронтации. Новое правительство президента Фуада Ахмару было менее заинтересовано в спорах за Восточный Тимор и Малайзию, и более — в расширении экономических связей и нормализации отношений с западными и про-западными странами.

Развитие индонезийского флота, тем не менее, продолжалось — этого требовала банально география. В 1974-1976, флагман флота — крейсер «Ириан» — прошел капитальный ремонт и модернизацию во Владивостоке. В ходе модернизации, с корабля демонтировали торпедные аппараты и устаревшие 100-мм универсальные орудия; вместо них, крейсер получил ЗРК самообороны «Оса-М» (смонтированный на кормовой надстройке, позади башни главного калибра «Х») и четыре 76-мм автоматических установки АК-726.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Основное внимание, впрочем, в 1970-ых было сосредоточено на обновлении подводного, а также противолодочного флота. Для пополнения (а также перспективной замены) имевшихся субмарин проекта 613, правительство Ахмару осуществило изящный ход; заказало по две подводные лодки проекта 633 и Тип 033 (китайская копия проекта 633) в СССР и КНР соответственно.  Индонезийцы рассчитывали, что такой политический маневр заставит обе конкурирующие социалистические сверхдержавы предлагать все лучшие и лучшие условия, и не прогадало — как советские, так и китайские лодки удалось приобрести с хорошей скидкой. В дальнейшем, по результатам сравнения, у Китая были заказаны еще две субмарины Тип 033 — так как индонезийцы сочли их лучше оптимизированными для действий в тропиках.

Значительное развитие получил также противолодочный флот. Начиная с середины 1970-ых, Индонезия последовательно заказала в СССР шесть сторожевых кораблей проекта 159АЭ (с противовоздушным вооружением, усиленным установкой дополнительных спаренных АК-230), а в конце 1970-ых — три сторожевых корабля проекта 1159ТР (с противокорабельным ракетным комплексом П-20).

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)
В этот же период, также значительно усилился индонезийский десантный флот. Начиная с 1972 года, в Польше были заказаны восемь средних десантных кораблей проекта 771 и три — проекта 773, а также созданный на их основе корабль ракетной поддержки десанта проекта 768:

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

Поскольку советский флот отказывался экспортировать противолодочные ракето-торпеды, индонезийские инженеры (при помощи советских специалистов) попытались создать собственную противолодочную ракету на основе ракет П-20 «Дракон». В связи с переходом на более совершенные ракеты П-21/П-22 (экспортные версии П-15М/П-15МТ), у индонезийского флота образовался определенный запас списываемого вооружения.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

На ракете демонтировали боевую часть, и снимали головку самонаведения, оставляя только автопилот. Под корпусом ракеты на специальных креплениях подвешивалась противолодочная авиационная торпеда АТ-1Э. Автопилот ракеты выставлялся на азимут и дальность, получаемые от корабельной ГАС (или от противолодочного вертолета по радио). Команда, на штатном «Термите» служившая для включения ГСН, на противолодочной версии поджигала пироболты, раскрывавшие крепления и выполнявшие сброс торпеды.

Комплекс получил название «Naga Penyelam» (инд. «ныряющий дракон»), и устанавливался на некоторые сторожевые корабли проекта 1159 в качестве дополнительного вооружения.

С другой стороны, первая попытка индонезийского флота обзавестись ракетоносными субмаринами оказалась неудачной. Одна субмарина проект 613 была оснащена герметичным пусковым контейнером для ПКР П-20 (встроенным в заднюю часть рубки), но опыты показали, что такой контейнер слишком нарушает остойчивость и гидродинамику — и вдобавок не обеспечивает полностью надежного хранения ракеты.

В период 1970-ых также была создана индонезийская морская авиация. Из состава воздушных сил флоту были переданы истребительная эскадрилья, оснащенная истребителями Миг-21МФ (в дальнейшем перевооружена на Миг-23МС) и ударная эскадрилья, оснащенная истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК. В начале 1980-ых была сформирована вторая ударная эскадрилья, вооруженная истребителями-бомбардировщиками Су-20.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Помимо них, были также сформированы эскадрильи морской патрульной авиации; одна, оснащенная летающими лодками Бе-12, и вторая, оснащенная вертолетами корабельного базирования. В конце 1970-ых, была сформирована третья эскадрилья морской патрульной авиации, оснащенная базовыми патрульными самолетами Ил-38 в экспортной модификации.

НОВЫЙ ФЛОТ 1980-ЫХ

В начале 1980-ых, индонезийский флот столкнулся с неприятной, но вполне ожидаемой проблемой — необходимостью заменить свой стареющий парк эсминцев. Корабли проекта 30-бис, несмотря на поддерживающие ремонты, были уже сильно изношены, и в достаточно скором времени могли стать непригодны для выходов в море. Корабли проекта 56-АЭМ находились в существенно лучшем состоянии, но тоже постепенно устаревали.

Индонезийский флот не мог допустить, чтобы его главная ударная сила — надводные ракетоносные корабли — утратили боеспособность. Международная обстановка к концу 1970-ых ухудшилась, отношения с Австралией и Малайзией обострились вновь. В планах на 1980-ые было заказать 4-6 новых эсминцев, призванных заменить сначала корабли проекта 30-бис, а затем и проекта 56АЭМ. С этим индонезийцы обратились к СССР и КНР.

Советская сторона предложила экспортную версию своего новейшего эсминца — проект 956Э, разработанный изначально для польского флота. В соответствии со стандартной советской практикой, все секретное вооружение и оснащение предполагалось заменить экспортными альтернативами (не аналогами). Так, две счетверенные пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных ракет 3М80 «Москит» должны были заменить на четыре контейнера П-15М «Термит». Скорострельный ЗРК средней дальности М-11 «Ураган» заменялся ЗРК самообороны М-4 «Оса-М». И, разумеется, все радиоэлектронное оснащение также сводилось к экспортным версиям.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Советская промышленность считала этот проект очень перспективным, однако индонезийцев он не так чтобы особенно впечатлил. Их основной претензией было, что проект, по сути дела, не придает индонезийскому флоту никаких принципиально новых возможностей — всего лишь замещает уже имеющиеся.

Главным же поводом для критики стала уже неудовлетворительная дальность противокорабельных ракет П-21/П-22 «Дракон» (экспортная версия П-15М/П-15МТ «Термит» с РЛ и ИК ГСН соответственно). Некогда бывшие последним словом военной техники, эти противокорабельные ракеты основательно устарели, и существенно уступали современным образцам. Индонезийцев особенно беспокоило то, что с появлением у австралийского флота новых моделей ПКР (собственной разработки «Woomera/Dropbear» и американской RGM-84 «Harpoon») их флот утратил преимущество в дальнобойности и теперь находится в уязвимом положении.

Китайская сторона, в свою очередь, предложила индонезийцам модернизированную версию своих эсминцев Тип 051, вооруженную ракетами HY-2 (китайская удлиненная версия советской П-15, увеличенной дальности) и новыми 100-мм спаренными орудиями Тип 79. Хотя сам по себе проект (основанный на советском проекте 41) был морально устаревшим, сами корабли должны были быть новой постройки.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

На бумаге, китайское предложение выглядело не лучше советского. Но у китайцев был козырь в рукаве; французская кооперация. Французская военная индустрия была весьма заинтересована в проникновении на индонезийский рынок. Но прямо участвовать в продажах вооружений индонезийцам французы не рисковали, опасаясь возможного скандала со стороны Австралии. Действуя же через китайцев, французские компании могли всегда объявить, что они-де «лишь поставляли некоторые компоненты», или что китайцы «нелегально скопировали» их идеи.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Представленный китайско-французским консорциумом Тип 051CF (China-France) представлял собой комбинацию решений:

* Основное вооружение составляли крылатые ракеты HY-2 в двух трёхконтейнерных пусковых установках, дальностью полета более 120 км;

* Зенитное вооружение было бы представлено двумя французскими ЗРК самообороны R440 «Crotale»;

* Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных 100-мм установок Тип 079;

* Радиоэлектронное вооружение и акустическое оснащение должно было быть французского производства — кроме того, корабли должны были нести французскую цифровую систему управления огнем;

Такое развитие событий изрядно обеспокоило Москву. Проникновение на индонезийский рынок французских компаний воспринималось как риск «потерять» Индонезию в пользу запада. Особенно после того, как в 1981 году китайский эсминец нанес «дружеский визит» в Джакарту и принял участие в «очень удачно запланированных учениях» — в ходе которых продемонстрировал пуск ракеты HY-2 на полную дальность по плавучей мишени. А практически сразу же за этим, в Джакарту нанес «визит вежливости» французский фрегат, оснащенный ЗРК R440 «Crotale».

Единственным способом для СССР гарантировать индонезийский контракт — и тем самым сохранить Индонезию в своей орбите — было повысить ставки. И такая возможность у советских военных имелась. Козырной картой СССР стала противокорабельная ракета П-35 «Прогресс»; сверхзвуковая, радиусом действия более 350 километров, и в то же время морально устаревшая и собственно на советском флоте активно заменяемая более современными системами.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Хотя корабельная П-35 на экспорт еще не поставлялась, ее наземная версия — самоходный береговой комплекс «Редут» с ракетой П-35Б — был одобрен к экспорту в дружественные СССР страны, такие как Сирия и Вьетнам. И хотя Индонезия не была настолько близким союзником, все же определенные… послабления, в обычных экспортных правилах были вполне возможны.

Итоговым предложением советской стороны стал капитально переработанный проект 956Э под новым индексом проект 956МЭ.  Созданный на основе экспортного польского проекта, он предусматривал совершенно новую гамму вооружения и оснащения:

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

* Противокорабельное вооружение состояло теперь из двух спаренных пусковых установок КТ-35 под противокорабельные ракеты П-35БМ «Прогресс» (4К44М). Эта версия ракеты отличалась от базовой только улучшенной помехозащищенностью канала связи с носителем;

* Зенитное вооружение состояло из ЗРК средней дальности М-1М «Волна-М» (пусковая установка ЗИФ-102, боезапас 32 ракеты B601) и ЗРК самообороны M-4 «Оса-МA» (пусковая установка ЗИФ-122, боезапас 18 ракет 9М33);

* Для компенсации возросшего верхнего веса, спаренные 130-мм АК-130 были заменены одноорудийными 100-мм АК-100;

* Вертолетная площадка была смещена назад, и на освободившемся месте смонтирован ангар на один вертолет Ка-27;

Новое советское предложение сразу заинтриговало индонезийцев. Почувствовав интерес заказчика, советское правительство решило сделать ход конем, и предложило индонезийцам, вдобавок к заказу на четыре эсминца, приобрести новый крупный корабль: ракетный крейсер «Севастополь», проекта 1134.

Индонезийский флот сохранившегося режима Сукарно (АИ)

Этот крупный боевой корабль планировался к выводу из состава флота в конце 1980-ых. Все его основное вооружение — ЗРК «Волна», противокорабельные ракеты П-35, артиллерийские установки АК-726 — относились к не-секретным, и могли поставляться на экспорт. Советское правительство предложило индонезийцам приобрести крейсер по цене капитального ремонта и модернизации после его списания (запланированного на конец 1980-ых) и заменить им стареющий «Ириан».

Это предложение решило дело. В 1983 году, индонезийское правительство подписало контракт на постройку в СССР четырех эсминцев проекта 956МЭ и приобретение в 1988 году крейсера «Севастополь».

В качестве утешительного приза, франко-китайскому консорциуму достался другой заказ — на постройку двух модернизированных подводных лодок Тип 033, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами SM39. Так как китайские торпедные аппараты не подходили для запуска французских ракет, для их запуска в легкий корпус субмарины необходимо было встроить специальные не-перезаряжамые трубы.

Помимо эсминцев, индонезийский флот также заказал в СССР еще три сторожевых корабля проекта 1159ТР — для замены устаревающих легких сторожевиков — и две субмарины проекта 887Е, с опционом на еще две. Индонезийские адмиралы рассчитывали к 1990 году иметь мореходный флот в составе:

* Одного (1) ракетного крейсера проекта 1134

* Четырех (4) ракетных эсминцев проекта 956-МЭ

* Двух (2) ракетных эсминцев проекта 56-АЭМ (еще два должны были быть выведены в резерв и использоваться как учебные)

* Шести (6) сторожевых кораблей/фрегатов проекта 1159ТР

* Шести (6) сторожевых кораблей проекта 59

* Шести (6) подводных лодок Тип 033 (включая две ракетные)

* Двух (2) подводных лодок проекта 633 (используемых в основном как учебные)

* Двух (2) подводных лодок проекта 887Е

Такой флот, по мнению индонезийцев, был бы адекватен задаче сдерживания австралийского в случае нового обострения конфронтации.

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest


12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account