Импортозамещение по-американски. Броненосный крейсер «Мэн» ACR-1. США

18

Начало восьмидесятых годов 19-го века американский флот встретил в крайне запущенном состоянии. В Конгрессе вяло переругивались по морским вопросам сторонники крейсерской войны с потенциальным европейским агрессором ( в варианте-построим те крейсера, если понадобится, не впервой) и ястребы, вопиющие о необходимости США постоянно иметь флот «длинной руки» для решения неотложных коммерческих вопросов. Изоляционисты и империалисты. Общественность по этому поводу пребывала в состоянии крайнего благодушия, безопасность, обеспеченная океанами и слабыми неагрессивными соседями, не располагала тратить на большой современный флот заработанные деньги.

Импортозамещение по-американски. Броненосный крейсер «Мэн» ACR-1. США

Ситуацию изменило появление в Западном полушарии в 1883—1885 годах двух современных броненосцев, « Риачуэлло» и «Аквидабан», построенных Бразильской империей на английских верфях. Для Европы они были весьма посредственными, но в Новом свете кардинально изменили баланс сил. Американцам дали почувствовать, что для угрозы их берегам необязательно преодолевать Атлантику низкобортными броненосцами, все уже рядом.

«Если бы весь наш флот встретился с „Риачуэлло“ в открытом море, то я сомневаюсь, что хоть один наш корабль вернулся бы домой»(председатель комитета по морским делам Хиллари А. Герберт).

С этого момента партия империалистов, сторонников океанского флота, в американском Конгрессе лишь увеличивала свои возможности. Началось создание Нового флота. С 1883 по 1886 год Конгресс утвердил строительство четырех мониторов, шести крейсеров, миноносца, трех канонерских лодок и двух броненосных кораблей.

В 1885 году Бюро строительства и ремонта (C&R) подготовило для морского секретаря Уильяма Коллинза Уитни два проекта, броненосца в 7500 тонн и броненосного крейсера в 5000 тонн. Ограничения в проектах были вызваны размерами существующих доков (до 100 метров) и глубиной гаваней существующих портов.

Однако Уиттни обратился к Конгрессу за разрешением на два броненосца в 6000 тонн. 3 августа 1886 года Конгресс вотировал заказ. Была утверждена постройка броненосца («Техас»), броненосного крейсера 1-го класса, четырех мониторов и крейсера («Балтимор»).

На проекты броненосца и крейсера были объявлены конкурсы. Техусловия для броненосного крейсера предусматривали скорость в 17 узлов, наличие двойного дна, тарана, двух минных катеров на борту, 4-254 мм, 6-152 мм орудий, противоминные скорострелки и 4 торпедных аппарата. Особо отмечалась важность силы погонного и ретирадного огня. Для броненосца основное отличие заключалось в артиллерии главного калибра-две 305 мм пушки.

В отличие от «Техаса», строившегося на основе проекта британской фирмы, на конкурсе по броненосному крейсеру победил проект главного конструктора Бюро строительства и ремонта (C&R)Теодора Д. Уилсона. В данном случае приоритет умышленно был отдан отечественному продукту.

Оба проекта очень напоминали бразильский броненосец, послуживший поводом для вступления США в гонку военно-морских вооружений. Использованная на этом броненосце и недолгое время популярная в Европе, эшелонная схема размещения башен главного калибра тогда считалась самой передовой и позволяющей обеспечить максимальный огонь практически с любого сектора при повышенной защищенности цитадели. Проект крейсера для американского флота по сравнению с бразильцем был быстрее, имел более мощное вооружение и защиту.

Скоро эта схема вышла из моды из-за невозможности в реальности обеспечить стрельбу на один борт- пороховые газы повреждали надстройки и палубу. Больше ее не применяли, а первые американские броненосцы Нового флота , благодаря этому, вступили в строй уже устаревшими.

Чертежи были подготовлены в течение 1886 года, 1 ноября 1887 года они были утверждены к постройке. Броненосный крейсер под № 1 (ACR-1) по первоначальному проекту имел водоизмещение 6638 длинных тонн (7039 тонн с полной нагрузкой), длину – 94,5 м, ширину – 17,7, осадку – 6,7 м. Проектная мощность силовой установки в 10000 л.с. должна была обеспечить 17,5 узловую скорость. Проектировщики рассчитывали и на эффект от узкого и удлиненного корпуса. Орудия главного калибра 254 мм должны были устанавливаться в открытых барбетах с орудийными щитами.

Крейсер был заложен 17 октября 1888 года на казенной верфи в Бруклине, под Нью-Йорком. Стоимость без артиллерийского и торпедного вооружения определялась приблизительно в 2,5 миллиона долларов. Всего корабль обошелся в 4 677 788 долларов. 18 ноября 1889 года крейсер, получивший имя «Мэн», в честь одноименного штата, первый этого имени, был спущен на воду. Крестной матерью корабля стала мисс Элис Трейси Уилмердинг, одиннадцати лет от роду, внучка военно-морского министра Бенджамина Ф. Трейси.

С традиционным разбиванием бутылки шампанского у девочки не сразу все получилось. Кроме того потом обратили внимание, что бутылка разбилась под уровнем «13», что , естественно потом, посчитали плохим предзнаменованием.

«Нельзя отрицать, что военно-морской флот Соединенных Штатов быстро продвигается к тому, чтобы занять заслуживающую доверия позицию среди военно-морских сил мира, и запуск нового броненосца линкора «Мэн» с Бруклинской военно-морской верфи … добавил самое мощное подразделение к флоту башенных кораблей Соединенных Штатов «( журнал «Морской инженер и военно-морской архитектор»).

Вступление в строй ожидалось в 1892 году, но постройка затянулась на три года. На верфи был пожар, где сгорела часть чертежей.

Серьезная проблема возникла с поставкой броневых плит. Поставщиком была выбрана Bethlehem Steel Company, которая должна была отгружать флоту по 300 тонн брони в месяц с декабря 1889 года. Под этот контракт фирма еще в 1886 году заказала литейное оборудование и прессы у британской Armstrong Whitworth. Однако британцы не поставили нужное оборудование и в 1889 году.

Министру Трейси пришлось срочно искать другого поставщика. Им стала фабрика Homestead компании Carnegie, Phipps & Company, где в 1886 году были установлены современные мартеновские печи, способные выпускать нужные броневые плиты . В ноябре 1890 года контракт с Эндрю Карнеги был подписан. По нему «Хомстед» обязался поставить 6000 тонн никелевой стали. Но и тут возникли проблемы. На заводе действовал сильный профсоюз сталелитейных заводов. А обновление производства привело к падению заработков сталеваров.

В июле 1892 года забастовка завода привела к кровавой бойне (Хоумстедская бойня). Компания решила провести штрейкбрехеров на территорию бастующего завода под прикрытием более 300 вооруженных агентов Пинкертона. Пинкертонов встретили тысячи вооруженных рабочих, смастеривших даже кустарную пушку. В перестрелке семеро пинкертонов были убиты, десятки ранены. Ближе к вечеру пинкертоны сдались, были разоружены и с позором выставлены за пределы города. Восстановить власть собственников удалось только с помощью 6000 солдат. В итоге профсоюз был разгромлен.

«Мэн» USS Maine (ACR-1) Верфь ВМФ, Бруклин, Нью-Йорк. Заказан 3 августа 1886 г. Заложен 17 октября 1888 г. Спущен на воду 18 ноября 1889 г. Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г. Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны. Останки затоплены во Флоридском проливе 16 марта 1912 г.

Водоизмещение 6 682 длинных тонны (6 789 т). Длина 98,9 м. Ширина 17,37 м. Осадка 6,55 — 6,9 м.

Бронирование- пояс — 152—305 мм, палуба — 51-76 мм, башни главного калибра — 203 мм, барбеты — 305 мм, рубка — 254 мм, переборки 152 мм

Двигатели- две паровые горизонтальные машины, 4 паровых котла , 8 × Котлов 9 293  л.с. 9000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 16,4 — 17 узлов. Запас угля 400/ 896 т (по другим данным, 822 т). Дальность 3600  морских миль при скорости 10 узлов. Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) или 31 офицер и 343 старшин и матросов

Вооружение — 2х2 — 254-мм/30, 6х1 — 152-мм/30, 7 — 57-мм, 8 — 37-мм(4 × одиночные 1-фунтовые (37 мм) пушки Гочкиса ,4 одиночных пушки Дриггса-Шредера).4 × .45 картечницы Гатлинга Минно-торпедное вооружение 4х1 — 356-мм ТА(по др.данным 457 мм)

«Мэн» имел удлиненный и узкий «крейсерский» корпус в отличие от более широкого «Техаса». Естественно, целью были улучшенные скоростные характеристики. Однако неопытность американских инженеров в распределении весовой нагрузки свело это преимущество на нет. Корабль получил всего 214 водонепроницаемых отсеков. В том числе двойное дно со 174 водонепроницаемыми отсеками длиной 59,7 метров, от фок-мачты до конца цитадели. Метацентрическая высота составила 1,1 метра. Паровые машины разделяла центральная продольная водонепроницаемая переборка. Крейсер был снабжен носовым тараном.

Башни главного калибра были расположены ближе к бортам, чем у «Техаса» и дальше от центра тяжести корабля, что сделало его более расбалансированным и более «мокрым». Также корабль был подвержен сильной продольной качке.

Двухвальная силовая установка из двух перевернутых вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми паровых котлов шотландского типа с двумя топками каждый, имела мощность 9 293 л.с.

Она была специально разработана под непосредственным руководством коммодора Джорджа Уоллеса Мелвилла и произведена компанией Palmer Jr. & Quintard Iron Works из Нью — Йорка для достижения высокой скорости. Вертикальная компоновка машин была применена Мелвиллом, так как обеспечивала более высокую эффективность, более низкие затраты на техническое обслуживание и более высокие скорости. Однако контрактных 17 узлов корабль так и не достиг, максимум 16,45.

Максимальный вес угля для крейсера составил 896 длинных тонн (910 тонн). Дальность экономичного хода составляла всего 6670 км, а возможности бункеровки в море были ограничены низкой мореходностью и несбалансированными башнями.

Проект предусматривал парусное вооружение трехмачтового барка, примерно на две трети от рангоута парусной эпохи. После спуска на воду в 1892 году сняли бизань-мачту. В итоге корабль остался двухмачтовым, но никогда не использовал паруса.

Импортозамещение по-американски. Броненосный крейсер «Мэн» ACR-1. США

Бронирование корабля производилось по разным источникам либо сталеникелевой либо гарвеевской броней.

Главный броневой пояс длиной 54,86 метров и высотой 2,1 метра(0,91 метра над ватерлинией) имел толщину 305 мм с уменьшением до 178 мм к нижней кромке. Он прикрывал цитадель корабля между башнями, защищая машины, котлы и артпогреба. Пояс по краям заворачивался внутрь корпуса с каждой стороны на 5,2 метра 203 мм плитами. В носовой части броневой пояс замыкался 152 мм поперечной переборкой.

Броневая карапасная палуба 51 мм в носовой оконечности придавала дополнительную прочность носовому тарану. В плоской части палубы, над цитаделью, она состояла из двух дюймовых стальных листов общей толщиной в 51 мм. На скосах толщина палубы достигала 76 мм. В кормовой части броневая палуба имела наклон ниже ватерлинии и защищала гребные валы и рулевые механизмы. Над броневой палубой вдоль бортов шел слой коффердамов с целлюлозой высотой 91 см.

Круглые башни имели толщину стенок 203 мм, барбеты от 305 мм в верхней части до 254 мм в нижней. Рубка была защищена 254 мм плитами. Казематы скорострельной артиллерии, электропровода и переговорные трубы защищала 114 мм броня.

Верхний пояс, как и на «Техасе», отсутствовал, что делало незащищенный борт уязвимым для фугасных снарядов скорострельной артиллерии. Общий все брони 1691 тонна.

Основное вооружение крейсера-четыре 254 мм/ 30 орудия Mark I (возможно, типа Мк- II, по 25,1 тонн) в двух башнях Mark 3 с гидравлическим приводом, размещенных по эшелонной или диагональной схеме. Вес орудия 25,7 тонн. Носовая башня была справа. кормовая слева. Максимальный угол возвышения составлял 15 °, 231 кг снаряд с начальной скоростью 610 м / с достигал дальности в 18 000 метров при максимальном угле возвышения. На 5000 метров снаряд пробивал 180 мм гарвеевской брони.

Изначальный проект предусматривал открытые барбеты, но в ходе строительства, в связи с развитием скорострельной артиллерии, в проект добавили башни. Их вес заставил установить пушки на одну палубу ниже, чем планировалось.

Орудия имели сектор обстрела до 244 °. Заряжание было возможно в любом положении, механизмы вращались вместе с башнями. Это выгодно отличало «Мэн» от «Техаса». Но скорострельность не превышала одного выстрела в полторы минуты.

Из-за неуравновешенности башен при стрельбе на один борт корабль получал крен, а газы наносили повреждения надстройке и палубе.

Вспомогательная батарея состояла из шести 152 мм/ 30 орудий Mark 3, размещенных в казематах , пара на носу, пара в корме и пара на миделе. Вес орудия 4,3 тонн.Снаряд весом 48 кг с начальной скоростью около 590 м / с поражал цели на дальности 8 200 м при максимальном угле возвышения. Пушки считались скорострельными, но имели раздельное заряжание и реально могли делать один выстрел в минуту. Позднее применением различных усовершенствований и улучшения подготовки экипажей скорострельность удалось несколько увеличить.

В качестве противоминного вооружения использовались семь 57 мм «стандартных» шестифунтовых орудий Дриггса-Шредера ( Driggs-Schroeder) установленных на палубе надстройки. Два в носу, два на мостике, три на корме. Они стояли на уровень выше орудийной палубы, чтобы не мешать стрельбе главным калибром. Их снаряд весом 2,7 кг с начальной скоростью 538 м / с при скорострельности 20 выстрелов в минуту поражал цели на дальности 7 955 метров.

Еще восемь 37 мм однофунтовых орудий-по четыре Гочкис и Дриггса-Шредера стояли на палубе надстройки (четыре), в казематах на корме(два) и по одному на болевых марсах. Снаряд весом 0,5 кг с начальной скоростью 610 м / с при скорострельности 30 выстрелов в минуту поражал цели на дальности 3200 метров.

Торпедное вооружение крейсера состояло из четырех надводных 457 мм аппаратов, по два на борт. Кроме того проект предусматривал два паровых минных катера 14,8 т (15,0 т) с вооружением в виде 14-дюймового (356 мм) торпедного аппарата и однофунтовой пушки. Был изготовлен лишь один, на испытании он показал скорость всего 12 узлов и был передан как учебный военно-морской торпедной станции в Ньюпорте, штат Род-Айленд .

Импортозамещение по-американски. Броненосный крейсер «Мэн» ACR-1. США

«Мэн» поднял американский флаг 17 сентября 1895 года и вошел в состав Североатлантической эскадры. Службу он нес у восточного побережья США и в Карибском море.

«Мэн» на момент постройки был самым большим кораблем, строящимся на американских верфях. Сложная родословная привела к тому, что он считался и броненосным крейсером 1-го ранга и броненосцем 2-го класса. Фактически он был ближе именно к броненосцам 2-го класса, эскадренным броненосным крейсерам, так как предназначался скорее для боя в составе эскадры при скромной мореходности и дальности плавания.

9 летний процесс постройки в условиях активного технического прогресса закономерно привел к устареванию уже на момент ввода в строй. В Европе уже не использовали эшелонную схему для артиллерии, применяли уже новую, более прочную гарвеевскую броню, и новые схемы бронирования.

Сама концепция «облегченных броненосцев» осталась маргинальной и развития не получила. Развитие эскадренных броненосцев, надежности машин, увеличения автономности позволило ведущим державам обеспечить присутствие первоклассных броненосцев в любой точке планеты.

Против полноценного броненосца «Мэн» был слишком слаб, а для крейсерства ему не хватало скорости и автономности.

Неудачная пара первых блинов броненосного флота США тем не менее дала американскому кораблестроения огромный опыт. Американцы учились обходиться без английских инженеров, английских пушек и британской брони. Получалось тяжело, долго и дорого.

Источник — https://dzen.ru/a/YAaHF5TcvU6m8qtd

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account