Ил-26. Несостоявшийся русский америка-бомбер
На страницах нашего ресурса был рассказ о гражданском самолёте с таки названием. Однако существовал и военный вариант этого самолёта, и речь о нём пойдёт ниже.
В первые послевоенные годы вдоль границ Советского Союза началось интенсивное развертывание американских военных баз, на которых концентрировались тяжелые дальние бомбардировщики и только что появившееся ядерное оружие. Отсутствие аналогичных средств боевого воздействия опять вызвало серьезное беспокойство военного и политического руководства нашей страны. Было бы непростительной ошибкой в создавшихся условиях недооценить возникшую угрозу безопасности СССР. Весь научно-технический потенциал страны был задействован для скорейшего достижения паритета в этих областях. Не стало исключением и ОКБ С.В. Ильюшина. Несмотря на загруженность конструкторов работой по уже существующим планам, весной 1947 г. правительство поставило перед ним задачу немедленно приступить к исследованиям возможности создания сверхдальнего высотного бомбардировщика, необходимого стране как средство доставки новых видов вооружения. Такой самолет, получивший наименование Ил-26, предлагалось спроектировать в двух вариантах: с поршневыми и турбовинтовыми двигателями. В варианте с поршневыми двигателями АШ-2ТК самолет должен был иметь дальность полета 6000 км, а с турбовинтовыми двигателями ВК-2 – 9000 км. Подобное задание получило и ОКБ А.Н. Туполева. Самолеты предполагалось использовать для нанесения ядерных ударов по военно- промышленным объектам на территории предполагаемого противника.
Развернувшиеся в ОКБ работы позволили в конце 1948 г. предъявить Заказчику эскизные проекты сразу трех вариантов самолета с силовыми установками разных типов, каждый из которых был разработан с четырьмя и с шестью двигателями. Для применения на самолете рассматривались турбовинтовые двигатели ТВ-2 конструкции В.Я. Климова с взлетной мощностью 5000 кгс, дизельные двигатели М-501 конструкции В.А. Добрынина мощностью 6000 л.с. и поршневые двигатели АШ-2ТК конструкции А.Д. Швецова мощностью 4000 л.с. Выполненные расчеты показали, что наиболее выгодные результаты можно получить на бомбардировщике с шестью турбовинтовыми двигателями. Имея взлетную массу 190000 кг и площадь крыла 475 м2 , эта машина могла пролететь 11560 км со средней крейсерской скоростью 504 км/ч. Максимальная высота и скорость полета над целью соответственно были 12400 м и 560 км/ч. Экипаж самолета состоял из 12 человек. Оборонительное вооружение включало в себя четыре стрелковые башни со сдвоенными пушками Ш-3 с общим боезапасом 2200 снарядов и кормовую установку с двумя пушками Ш-3 с запасом 1000 снарядов. Два бомбовых отсека самолета допускали подвеску различных бомб с максимальной массой до 20000 кг.
Большая взлетная масса самолета привела к необходимости ввести в конструкцию две дополнительные стойки основных опор шасси, сбрасываемые после взлета самолета. Для уверенного выполнения полетов в любых сложных метеорологических условиях на борту предусматривался комплекс навигационного и радиотехнического оборудования включающий в себя: связную и командные радиостанции (РСБ-70, РСБ-5 и РСИУ-3), автоматический радиокомпас, радиолокационный прицел (Рубидий), аппаратуру дальней навигации (Меридиан), аппаратуру слепой посадки (Материк), приемник маркера переднего края (Луч) и другие устройства. Одновременно работы по проектированию подобного самолета Ту-85 проводились и в ОКБ А.Н. Туполева. Огромный опыт, полученный за два послевоенных года при освоении производства в СССР самолета Ту-4 – аналога американского бомбардировщика В-29, позволил коллективу за этот период спроектировать, построить и начать летные испытания уже отечественного бомбардировщика Ту-80, более совершенного чем американский. Успешное завершение этих работ и полученный опыт позволили правительству нацелить деятельность ОКБ А.Н. Туполева на дальнейшее совершенствование тяжелых бомбардировщиков. Эскизные проекты по дальнему бомбардировщику Ил-26 стали завершающей фазой проектирования этого самолета, а творческие силы ильюшинского коллектива были направлены на создание новых образцов фронтовых бомбардировщиков.
Источник — журнал «Авиация и Космонавтика» № 06 от 2014 года