Идейный предшественник Су-75 Чекмет. Как в 90-е годы КБ Сухого хотело сделать самый маленький в мире истребитель

8

Многие будут шокированы от осознания того насколько большими, на самом деле, являются современные истребители. Длина советского, а теперь российского истребителя Су-27 составляет почти 22 метра, это чуть короче знаменитой летающей крепости Boeing B-17 Flying Fortress времен Второй Мировой Войны. Некоторые из новых вариантов на базе Су-27, например, палубный истребитель Су-33 или истребитель-бомбардировщик Су-34, еще больше.

Справедливости ради надо сказать, что Су-27 — один из самых больших истребителей четвертого поколения, а большинство его аналогов, таких как McDonnell Douglas F-15 Eagle, несколько меньше. Тем не менее, несмотря на то, что «Фланкер» был таким огромных самолетом, он все же стал одним из самых массовых боевых самолетов своего поколения. Он стоит на вооружении в большом количестве стран мира, таких как Индия, а в Китае, модификации Су-27 по-прежнему составляют значительную часть истребительного парка.

Но среди множества его вариантов, производимых и экспериментальных, был один, более безумный, чем остальные. Это был С-54 и два его варианта — С-55 и С-56, разработанные КБ Сухого в начале 90-х годов как учебно-тренировочный, легкий истребитель и палубный самолет. И основная идея этих предложений заключалась в уменьшении Су-27 до размеров, пока он не станет самым маленьким истребителем в мире.

Идейный предшественник Су-75 Чекмет. Как в 90-е годы КБ Сухого хотело сделать самый маленький в мире истребитель

Содержание:

Первый в России конкурс реактивных учебных самолётов

История этого проекта началась в апреле 1990 года, когда главнокомандующий ВВС СССР подал заявку на проектирование нового перспективного учебно-тренировочного самолета.

До этого советские летчики-истребители в основном тренировались на чехословацких самолетах Aero L-29 и L-39. К концу 80-х годов у этих самолетов потихоньку начал сказываться возраст, и они стали больше времени проводить в ремонте чем в воздухе, кроме этого их изначально было недостаточно.

Aero L-29


Aero L-29

Требовалось что-то более быстрое, маневренное и мощное. Первоначально запрос на новый учебно-тренировочный самолет был адресован ОКБ Микояна, МиГ-29 которого был удачным легким аналогом тяжелого Су-27. А в 1991 году в конкурс включились другие бюро – Мясищева, Яковлева и Сухого. Каждый из них предложил свой проект учебно-тренировочного самолёта.

В 1993 году победителем был выбран Яковлев. Его предложение (правда, после серьезной модификации, которая была проделана в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi и дальнейшего десятилетия разработок) в конечном итоге стал самолётом Як-130, нынешний учебно-тренировочным самолетом ВВС России. При этом данная машина обошла самолёты Сухого и Микояна. В итоге их проекты были свёрнуты, в 1992 году, с формулировкой, за несоответствие требованиям конкурса.

Идейный предшественник Су-75 Чекмет. Как в 90-е годы КБ Сухого хотело сделать самый маленький в мире истребитель

Правда реальность такова, что поскольку Сухой и Микоян уже строили Су-27 и МиГ-29 – основные истребители ВВС России, то новый самолёт решили отдать КБ Яковлева, чисто из экономических соображений, что бы это прославленное КБ окончательно не рухнуло.

При этом по оценкам независимых экспертов именно проект Сухого был наиболее продвинутым. Кроме великолепных характеристик, самолёт, в своей конструкции, использовал множество элементов уже производимых машин будущей корпорации, что делало его дешевле конкурентов. Что же представлял собой этот проект?

Уменьшенный фланкер

В конце 80-х годов Сухой потратил немало сил на проектирование усовершенствованных версий Су-27: Су-30 (Фланкер-С), Су-33 (Фланкер-Д) и Су-37 (Фланкер-Ф), а также некоторые другие. Все они сохранили базовую компоновку исходного Су-27, но имели значительно модернизированную авионику, двигатели и вооружение.

Для дальнейшего улучшения и так высокой маневренности Су-27, были добавлены дополнительные поверхности управления полетом, перед крыльями, которые стали наиболее заметной особенностью этого нового семейства боевых машин.

Эти самолеты были очень продвинутыми, и имели соответствующую стоимость. Найти способ сделать их дешевле, сохранив при этом большую часть их возможностей, было бы выгодным предложением для Российских ВВС, которые испытывали острую нехватку денег.

Идейный предшественник Су-75 Чекмет. Как в 90-е годы КБ Сухого хотело сделать самый маленький в мире истребитель

Эта идея во многом коррелируется с потребностью в хорошем тренажёре. В конце концов, наличие парка учебных самолетов, которые по своей конструкции очень дешевы, но почти такие же, как настоящие истребителе, означает также наличие парка легких и доступных, так сказать, мобилизационных истребителей.

На конкурс, «Сухой» подал три варианта своего нового самолета:

  • С-54 учебно-тренировочный самолет;
  • С-55 легкий истребитель, призванный при необходимости резко увеличить численность Российских ВВС,
  • С-56 его палубная версия.

Все они представляли собой уменьшенные версии многофункциональной платформы Су-27 как визуально, так и функционально. Конечно, процесс проектирования был далек от простого уменьшения размеров: с самолетами так не работает, и инженерам приходилось выполнять множество сложных расчетов, чтобы новый реактивный самолет стал летать не хуже своего более тяжёлого оригинала. Однако невооруженным глазом результат говорит сам за себя: новый самолет выглядел в точности как маленький Фланкер.

Примерный чертеж С-54:

Если посмотреть на размеры, «подвиг» инженеров «Сухого» становится еще более впечатляющим. С-54 имел длину 12,3 м и размах крыла 9,8 м, что составляет почти в два раза меньше размеров Су-27 (длина 21,9 м, размах крыла 14,7 м). Вес пустого самолёта составлял 4200 кг, а это чуть больше четверти веса Су-27 (16380 кг).

Су-27


Су-27

Все это означает что, если бы С-54 был построен, он стал бы самым маленьким и легким современным истребителем, сравнимым с самолетами времен Корейской войны, такими как МиГ-15 и F-86 Сейбр. Легкие истребители четвертого поколения, такие как F-16, МиГ-29 и HAL Tejas, были значительно более громоздкими, и даже конструкции предыдущего поколения, такие как F-5 и МиГ-21, были тяжелее.

По своим характеристикам С-54, конечно, не сможет сравниться с полноразмерным самолетом, однако это ни в коем случае не станет его слабым местом. Обладая максимальной скоростью 1,5 Маха и дальностью полета 2000 км, он мог нести полный спектр советского ракетного вооружения, как класса «воздух-земля», так и класса «воздух-воздух».

Самым существенным отличием от Су-27 была силовая установка С-54. Вместо двух моторов он нес только один. Первоначально планировалось, что это будет двигатель Туманского Р-13 (эти моторы используются на МиГ-21 и Су-25), но позже его заменили на Сатурн АЛ-31, два из которых установлены на обычном Су-27.

Двигатель АЛ-31


Двигатель АЛ-31

Это означало, что маленький реактивный самолет имел половину тяги Су-27 и всего лишь одну четверть его веса, что сделает его соотношение тяги к весу непревзойденным.

Наследие

Разумеется, ни один из этих самолётов Сухого так и не были построены. После отказа от программы, Сухой еще несколько лет продолжал работать над самолетом, но в итоге от него отказались. В конце 90-х компания пыталась предложить С-55 и С-56 на экспорт, но безуспешно.

Правда в начале 2000-х годов этот проект снова возродился. Правда, как сообщается, российские ВВС не оценили его, и отвергли эту идею.

Тем не менее, в каком-то смысле намерение Сухого создать сверхлегкий истребитель в мире тяжелых и дорогих истребителей-невидимок 5-го поколения немного опередило свое время. Южнокорейский передовой учебно-тренировочный самолет KAI T-50 Golden Eagle имел большой успех и был приобретен многими странами как легкий истребитель (FA-50). Его появление в 2002 году положило начало последним попыткам Сухого лоббировать С-55. То же самое произошло с учебно-тренировочными самолетами Як-130 и Alenia Aermacchi M-346, которые используются в качестве легких истребителей в некоторых странах.

KAI T-50 Golden Eagle


KAI T-50 Golden Eagle

Таким образом, если бы Россия реализовала свои планы по созданию маленького «Фланкера», она могла бы иметь самолет с большим экспортным потенциалом. С другой стороны, время для этого было неподходящее, поскольку даже полноразмерные советские самолеты скупали направо и налево страны третьего мира.

В любом случае, по крайней мере один результат программы С-54 неоспорим, в её результате появился, возможно, самый симпатичный истребитель за всю историю. Конечно, боевой потенциал этой особенности является предметом дискуссий.

Другим результатом программы являлся опыт, полученный КБ в проектировании подобных самолётов, который он применил при создании Су-75 Чекмет. Насколько Су-75 можно считать уменьшенной версий Су-57, вопрос открытый, но некоторые общие черты у обоих проектов имеются.

Источник — https://www.aerotime.aero/articles/28546-baby-sukhoi-how-russia-came-up-with-miniature-fighter-jet

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account