Засыпанными этажами, уже, наверное, ни кого не удивишь. Но вот красота зданий, имеющих засыпанный этаж, их архитектура, продолжают меня удивлять, и этими ощущениями, друзья, хочу поделиться сегодня с Вами.
Храм Всемилостивого Спаса
Изучая информацию, по различным раскопкам в Москве, мне попалась статья, про разрушенный храм «Трех Вселенских Святителей», входивший в архитектурный ансамбль бывшего «Скорбященского монастыря», на месте которого, ныне, располагается парк «Новослободский».
Координаты 55.789339, 37.592409
Дословно пересказывать всё статью не буду, хотя она, безусловно, очень интересная, в статье меня заинтересовали следующие строки, цитата: «…в сохранившемся подклете, площадью 100 квадратных метров, высотой 4 метра и даже с окнами, которые, правда, пока засыпаны землей, он хотел бы организовать приходской музей…» конец цитаты. Прочитать статью полностью, можно здесь. И так, заинтересовавшись этим монастырём, я решил сам поехать и всё посмотреть на месте. И не жалею об этом, ибо то, что я увидел — превзошло все мои ожидания. И вот теперь, хочу всё это показать и вам, друзья.
Удивительные кирпичные орнаменты
В конце ХIХ века, в центре Москвы, между Сущевским валом, Новослободской улицей и улицей Тихвинской, стоял краснокирпичный женский монастырь, названный Скорбященским во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Основали его князья Голицыны на территории своей усадьбы. В ансамбль монастыря входили несколько церквей, в том числе «Трех Вселенских Святителей», кельи сестер, трапезная, школа и кладбище.
Собор во имя Всемилостивого Спаса, был заложен 26 мая 1891 года, а освящен 25 октября 1894 года. Проект разработал архитектор Иван Терентьевич Владимиров, мастер русского стиля в церковном зодчестве конца XIX века. После строительства, здание собора принимал представитель Строительного отделения, инженер Петровский, который отметил, что каменные работы «очень плохо исполнены». Однако исправлений не делалось, а собор осадки не дал, и трещин в стенах, нет по сей день.
В 1918 году монастырь упразднили, а в 30-х годах ХХ века, разрушили вместе с погостом. Сохранились только обезглавленный собор «Спаса Всемилостивого» и келейный корпус – в нем ныне располагается приход храма.
В 1929 году собор был закрыт и использовался в качестве учебного здания. В 1976 году здание передано «Станкину».
В 1982 году силами финской фирмы произведена реконструкция здания: поставлены новые перекрытия и перегородки, подшиты своды, облицованы стены, сделаны новые полы. Выломаны старые лестницы и сделаны новые. Боковые входы и западный вход с улицы обращены в окна. Из окна южного фасада притвора протесан вход. Пробиты окна нижнего света в алтаре и ряд других оконных проемов. Своды подвала заменены перекрытием по балкам.
В июле 2018 года при производстве земляных работ на участках прокладки коммуникаций и благоустройства территории парка «Новослободский», был найден надгробный крест конца XIX-го – начала ХХ века, обнаружены фрагменты мозаики, другие реликвии и сохранившийся подклет храма «Трех Вселенских Святителей», разрушенного в 30-х годах прошлого века.
Раскопки в Новослободском парке
Подклет разрушенного храма «Трех Вселенских Святителей»
Самое первое, на что мы обращаем внимание, это, храм, построенный официально, в конце 19-го века, имеет уже традиционную ориентацию на северо-восток. Неужели компас ещё не изобрели?
Однако, собор «Рождества Пресвятой Богородицы» в Лужецком монастыре, построенный аж в 1547, правильно ориентирован по сторонам света: строго алтарём на Восток, при этом размеры кирпича собора «Рождества Пресвятой Богородицы», соответствуют по времени началу 18-го века или ранее, а размеры кирпича собора «Всемилостивого Спаса», фотографии которого мы сейчас смотрим, 250х125х70, что почти соответствует современному стандарту, но ориентация алтаря на Северо-Восток. Интересная картина получается.
Удивительные кирпичные орнаменты
Удивительные кирпичные орнаменты
Друзья, глядя на всё это великолепие, вы не задаётесь вопросом, как это было построено? Я сейчас даже не про итальянских зодчих говорю, и не про пленных немцев. Ведь для воплощения всех этих украшений, должен был быть план раскладки кирпичей на каждый ряд, с учётом толщины швов, углов и переходов. Представляете? Чертёж на каждый ряд. Я ни когда не поверю, что строители построили всё это на глазок, просто по памяти и опыту, и заметьте: кирпичи не колотые, а пиленные, или специально формованные.
Особые кирпичи
Здесь только проектной документации должен быть вагон и маленькая тележка. Я не говорю уже про остальную логистику по Москве, связанную с подвозом сырья, строительных материалов и прочего.
Удивительные кирпичные орнаменты
И при всём при этом, храм построили всего за 4 лета, а ведь известно много случаев, когда храмы, с более простым орнаментом, даже в Москве, строились десятилетиями. И вот теперь, прошло чуть более 100 лет с момента официальной постройки, а повторить сегодня такое, да ещё за такие сроки, уже ни кто не сможет. Вот и весь прогресс в развитии.
Апсида храма
Друзья, так же обращаю ваше внимание на символ, похожий на крест в двух кругах, запомните, как он выглядит, это важно. В одной из следующих статей, расскажу, что он значит, а пока можете написать ваше мнение в комментариях.
Как вы думаете, что это за символ?
Смотрите, крыльцо уже разрушается, а само здание стоит, как ни в чём не бывало. Это та самая дверь, которая даже официально сделана из окна, а крыльцо, сделано уже в советское время. Потребовалось совсем немного времени, что оно приняло такой вид.
Крыльцо к двери, сделанной из окна.
Конечно же, у здания есть цокольный этаж. Куда же без него. Наверное, каждый раз, показывая нижние этажи, уже можно объявлять конкурс: кто первый напишет, что это так строили.
Окна цокольного этажа
Вот этот зелёный бортик, вдоль тротуара, справа от храма, имеет высоту около метра, а от бортика, и далее вдоль храма, уровень грунта, так и идёт, поднятый на 1 метр.
Зелёный поребрик вдоль тротуара, высотой в метр
Ещё раз хочу подчеркнуть сложность рисунка, выложенного из кирпича, и качество кладки.
Удивительные кирпичные орнаменты
Сегодня, я намеренно не делаю ни каких выводов, ибо те, кто читает мои статьи постоянно и смотрит канал, уже знает, что я скажу. А кто смотрит впервые, скажет, что я ничего не понимаю в строительстве. Поэтому, предлагаю просто посмотреть на то, как наши предки якобы не умели строить, и при этом воздвигали подобные произведения искусства, без итальянских зодчих и пленных немцев.
Удивительные кирпичные орнаменты
Удивительные кирпичные орнаменты
Удивительные кирпичные орнаменты
Если кто живёт в Москве, или может туда приехать, то всю эту красоту можно увидеть лично, и даже потрогать своими руками. Вот координаты этого храма: 55.789339, 37.592409.
База данных по храмовым постройкам.
Фотографии в высоком качестве.
Фильм по статье:
На этом не прощаюсь, впереди ещё много интересного. Пишите ваши мысли в комментариях, здесь есть много чего обсудить. Благодарю вас за внимание, всего вам доброго, до свидания!