Хотел ли Батый напасть на Рязанское княжество, и какая была этому альтернатива
С завоевания Батыем Рязанского княжества началась длительная история русско-монгольских отношений. Но, может быть, монголы не собирались уничтожать русские города, и Рязань оказалась разоренной случайно?
Попробуем разобраться.
Содержание:
Что знают о разорении Рязани летописи и не только
Суздальская летопись ничего не знает о причинах нападения монголов на Рязань. Летописец пишет, что «безбожные татары» вдруг явились «с восточной стороны на Рязанскую землю», ни с того, ни с сего начали ее «разорять» и «захватили ее до Пронска», истребили княжескую семью, совершали преступления, несовместимые с человечностью, спалили все церкви вместе с монастырями и «немало отовсюду взяли » имущества.
Картина, прямо скажем, удручающая. Из нее следует, что монголы намеренно уничтожили целое княжество, а их конечной целью было имущественное обогащение. Ужасные варвары, бесчеловечные убийцы и людоеды — вот кем выступают монголы Батыя, если ограничиться сведениями одного источника.
Но у нас под рукой есть целая «Повесть о разорении Рязани Батыем«, и в ней сказано, что монгольский хан совершенно не собирался никого истреблять. Как и любой завоеватель древности (возьмите хотя бы Александра Македонского или Юлия Цезаря) он намеревался покорить (то есть, в итоге, оставить в живых) новые земли, чтобы было впоследствии кем управлять. В «Повести» сказано, что Батый просил у рязанских князей «десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем». Как видим, никаких намеков на массовый геноцид. «Призыву» в монгольское войско подлежал каждый десятый рязанец, но 9/10 остались бы дома.
Далее в «Повести» говорится, что рязанский князь Юрий, по сути, согласился на требования хана и даже преподнес ему ценные дары. Батый принял гостинцы с благодарностью и обещал владений Юрия не воевать.
В «Истории» С.М. Соловьева находим важное указание. Описывая требования Батыя, он подробно перечисляет виды и масти лошадей, от которых монголы хотели получить десятую долю. Это перечисление не случайно, поскольку монголам, в первую очередь, требовались лихие скакуны. Но разве много кавалерии нужно, чтобы завоевать стационарных земледельцев Рязанского княжества? Нет, много не нужно. Да и потом, истребив рязанцев, Батый заполучил бы не десятую часть конного состава, а всех лошадей Рязанской земли.
Причину озабоченности Батыя лошадями нужно искать в событиях 1235 г., когда на берегу реки Онон монгольские нойоны приняли решение начать войну с половцами. Так что, не истребление Рязани, а покорение кипчаков стояло на повестке дня у хана Батыя. Кроме того, рязанские князья не участвовали в битве на Калке, и у Батыя не было причины мстить им за прошлые грехи.
И все же Рязань была уничтожена
В переговорах с Батыем Юрий Игоревич Рязанский вел, как и полагается ушлому политику, двойную игру. В тайне от татар он просил помощи у своего тезки владимирского князя Юрия Всеволодовича, но получил от него категорический отказ. Тогда Юрий Рязанский призвал на помощь своих вассалов — Давыда Муромского, Глеба Коломенского, Олега Красного, Всеволода Пронского и других князей.
«Повесть» излагает дело так, что срыв мирных переговоров произошел из-за рязанской красавицы Евпраксии и клинической похотливости Батыя, который, прослышав о прелестях княжны, потребовал отдать ее в свой гарем. Версия душещипательная, а потому мало реалистичная. Автор «Повести» противоречит сам себе. То он пишет, что Батый просил «у рязанских князей дочери или сестры себе на ложе», то есть хотел официально породниться с захудалыми рязанскими князьями, то вдруг утверждает, что Батый был просто мерзкий развратник и безответственный человек.
Батый напал на Рязань потому, что князь Юрий Игоревич отказался платить монголам десятину и не предоставил хану ни одной, даже самой захудалой лошади. Юрия вполне можно было понять. Рязанское княжество находилось на границе русского мира и, как всякая пограничная земля, было населено воинственными людьми. Рязанцы были своеобразными «казаками» юго-восточных окраин, а их князья, соответственно, их лихими «атаманами».
Разве могли такие храбрецы покориться «диким» азиатам? Нет, не могли, и они им не покорились, обрушив тем самым тысячу смертей на свою голову.
Сейчас мы знаем, что после половцев монголы хотели напасть на Восточную Русь, а далее завоевать всю Европу. Но в декабре 1237 г. для русских князей это было секретом, а Батый пока еще вел кипчакскую войну. Так что Рязанское княжество вполне могло отсрочить дату своего падения на пару-другую месяцев, но дальше должно было покориться или погибнуть. Рязанцы сделали свой выбор и пали с честью.
Альтернатива
Рязанцы, стали первыми жителями святой Руси, которые столкнулись с монголо-татарами. Таким образом они имели некое исключительное положение, которым могли воспользоваться.
Представляем, что «ушлый» князь Юрий Игоревич реально оценивает мощь татаро-монгольского войска. Так же он прикидывает что 10% это не так много, зато можно получить на много больше и занять ведущее место на Руси.
В общем, князь Юрий готов выполнить все требования Батыя, если тот сделает его Великим князем. Так как к Батыю ни кто с таким требованием не обращался, и ему льстило такое признание его заслуг, то он с лёгкостью согласился на эти требования, Единственное, Юрий должен был присоединиться со своей дружиной к татаро-монгольскому войску. Юрий был готов к такому требованию и выполнил его.
Кроме этого очень тяжело-выполнимым было требование отдать Батыю Евпраксию, жену сына князя Юрия, Фёдора Юрьевича и византийскую принцессу. Фёдор естественно ни кого отдавать не хотел. Однако сама Евпраксия сказала, что уйдёт к Батыю, и по возможности будет прикрывать свою родину прошлую и нынешнюю.
Евпраксия, закалённая Византийскими интригами, вошла в гарем Батыя, сумела занять там ведущее место. Более того ей удаётся убедить Батыя стать христианином причём восточного обряда.
Как итог по окончании Западного похода Батый отправляется в Константинополь но не для его завоевания а для того что бы прикоснуться к христианским ценностям.
Таким образом, Золотая Орда становится, может не сразу а в следующем поколении христианским государством, при этом верховная власть на Руси переходит к Рязани. А впоследствии, по аналогии с Москвой, или к Коломне, или к Пронску.