Хороший БА для Красной Армии-3бис

2

Достаточно серьёзно переработал первоначальный вариант «Хороший БА для Красной Армии-3», как по тексту (за исключением начала), так и по рисункам.

Один из ведущих инженеров Ижорского завода приехал в Главк раньше на пару часов для планового отчета по лёгким БА. Дела шли не сказать, чтобы плохо – переделка корпуса от ФАИ под шасси от «эмки» практически завершена, но и хвалиться особо не чем. Несмотря на все старания, новая машина получалась не намного лучше, многие из недостатков так и не удалось полностью устранить. От размышлений его отвлекли звуки голосов. Несколько человек (слушатель бронеакадемии, ещё двое военных и несколько гражданских), что-то увлеченно обсуждали. Кое-кого из них он явно встречал раньше. Вот этот, если память не подводит, Цыганов, а этот гражданский вроде бы даже из «артиллеристов». Судя по словам «наклон брони», «рикошет», речь шла явно не о женщинах.

«Может танкисты что-то интересное придумали» – заинтересовался и подошел поближе. И чуть не опоздал на назначенное время. Да и доклад получился несколько скомканным – в голове всё время кружились и нарисованный Цыгановым корпус с наклонной бронёй, и расположение двигателя в корме, и упомянутый одним из военных крупнокалиберный пулемёт, и ещё что-то смутное. Недовольное начальство собиралось сделать замечание, но тут как раз и сложилась «мозаика»!

Трудности с задним расположением мотора вполне решаемы. Для начала просто повернём его наоборот. КПП лучше оставить в сборке с мотором, так меньше будет возни и переделок – кулису сделать будет проще. Кардан от коробки идет на разворотный редуктор, от него второй на ведущий мост. Раз уж перенесли назад «огненное сердце», заменим длиннющую заднюю рессору аналогом передней. Да, крепление придётся переделывать, возможно, и менять/добавлять листы в рессору, но труднореализуемым это не назовёшь. Стоит и раму укоротить. Корпус гранёный, максимально простой формы. Получаем небольшой бронеавтомобильчик, и поворотливость, и проходимость должны улучшиться – свесы короткие, большая часть веса на ведущем мосту. А мы ещё разворотный редуктор в одном картере с демультипликатором сделаем. Узкий клиновидный нос (заодно обеспечивающий отличный обзор водителю), пулестойкий и рикошетный. За счет меньшего размера и остальной корпус попробуем забронировать до полной защиты от ружейно-пулемётного огня (8-10 мм корпус, 12 мм башня и ВЛД с люком). Зато у нас пулемёт будет крупнокалиберный. По словам того военного, им не только конницу и мотоциклистов-разведчиков разгонишь. Тут и с более тяжёлыми, пушечными бронеавтомобилями врага (если не повезёт встретиться) потягаться можно. Пока он пушку наведёт, наш «малыш» в нём дырок наделает (броня и у того против обычных пуль). В общем, схватил первую попавшую бумагу (хорошо свой старенький блокнот из кармана, а не важный документ) и как начал рисовать да объяснять. То ли начальство с той ноги встало, то ли набросок нового БА ему понравился, но вместо ожидаемого разноса получилось скорее строгое отеческое наставление. И главное – «Постарайтесь оправдать доверие партии и народа». Конечно, постараемся!

Пока ехал в поезде, набросал более подробный эскиз. Так что с утра было что показать и рассказать. Все загорелись новой идеей (хотя БА-20, конечно, не забросили (а кто позволит?), но там и оставались в основном испытания) и вскоре новый проект в предварительном виде был готов. Правда, директору первоначальный вариант не понравился: «Ну и где Вы этот замечательный бронеавтомобиль выпускать собираетесь – от «эмки» только колёса и мотор остались?» Пришлось спуститься с небес на землю. Старались, чтобы «приземленный» вариант получился не хуже первоначального. Пусть не сразу, но во многом это удалось. Да, «малыш» подрос по высоте, но по корпусу всё равно был заметно короче и даже на 8 см ниже БА-20. Пригодилась и разработанная для БА-20 упрощенная (сваренный из плоских листов восьмигранник) башня на достаточно широком (почти 1100 мм) погоне. Она была заметно ниже (а центр тяжести стоило понизить), наклон листов повышал пулестойкость. В походе командир мог, открыв люк и встав, смотреть поверх башни. Для боя были четыре смотровые щели с бронезаслонками. А еще предполагалось поставить для командира перископический прибор на вращающемся основании. Правда, башню пришлось переделывать под два пулемета и возможность зенитной стрельбы. И пулёметы пока оба стояли ДТ. Сначала с получением ДК возникла задержка, при его получении возникла другая проблема – как его вставить в существующую башню. А вопрос, что выпускать, БА-20 или нового «малыша», стоял очень остро. И даже при всей своей сыроватости новый вариант выглядел предпочтительнее. Поэтому делать опытный образец начальство не только разрешило, но даже и поторапливало с его завершением.

Так что вскоре новый бронеавтомобиль вышел на испытания. Военные в целом положительно оценили новый БА. Да, недостатков в опытном образце было выявлено немало, но большинство из них посчитали некритичными, тем более, многие могли быть устранены в серийной машине.

Наиболее ценным была заметно повысившаяся пулестойкость – даже бронебойные пули винтовочного калибра не всегда могли пробить бронезащиту. Достаточно удачным было и еще одно решение – вместо первоначально задуманной одной запаски по бортам поставили два свободно вращающихся колеса, но не под углом, а вертикально и в одной колее с основными колёсами (из треугольного в сечении крепления для них получились достаточно удобные, в нижней части, конечно, карманы для инструмента). Хотя это не сделало машину вездеходом, но демультипликатор, вкупе с более короткими свесами и невозможностью «сесть на брюхо» – заметно повысило проходимость по разбитым грунтовым дорогам. Запустили в производство и открывающийся целиком кормовой лист на защелках с моторной рамой в виде салазок. Перегрев двигателя при серьезных нагрузках сначала попытались устранить установкой «ушей», но они оказались полезны только при скоростном движении. Поэтому заметно увеличили количество воздухозаборных отверстий и поставили более эффективную крыльчатку вентилятора, что пусть не сняло полностью, но заметно снизило проблему.

Вскоре были представлены на испытания два предсерийных экземпляра. Кроме устранения части недостатков, в первом (с ДТ в башне), установили радиостанцию. Во второй сумели «впихнуть» ДК, для чего пришлось заметно удлинить переднюю часть башни, и поставить брезентовый верх. Конечно, поворачивать башню стало труднее, зато она была с КК и с возможностью зенитной стрельбы минимум до 60 градусов. Нельзя сказать, что «удлиненная» башня военным особо понравилась (оставили только в качестве временного решения, надеясь, что со срочно доводимым ДШК башня получится более удобной), но всё же оба варианта были приняты на вооружение под обозначениями БА-24 и БА-24К.

 

Хороший БА для Красной Армии-3бис

 

БА-24 с закрытой башней и радиостанцией предпочитало НКВД. Перископ их не особо интересовал (да в связи с дефицитом ставили его в основном только на «парадные» машины). В армии БА в такой комплектации шли как связевые в штабы дивизий. Учебные обычно были с брезентовым верхом (небольшой лючок в передней части крыши башни, открываемый простейшим рычагом при поднятии ствола и теоретически улучшающий обзор при стрельбе по самолётам, посчитали недостаточно удобным), и, увы, в большинстве без радиостанций – их просто не хватало. БА-24К шел и в учебные, и в строевые части чаще тоже без радиостанции, но с увеличенным боекомплектом. В войсках выявился ещё один недостаток, на который во время испытаний не обратили особого внимания «по вине» заводского водителя-испытателя. Небольшого роста, он очень ловко и быстро «ввинчивался» на свое место. Более рослые люди, да ещё в зимнем обмундировании, при всём старании скорее «заползали».

На озеро Хасан эти БА не попали, но в боях на Халхин-Голе участвовало несколько десятков машин – и БА-24, и БА-24К, в том числе и даже несколько штук с ДШК пока всё в той же (увы!) «удлинённой» башне. В целом БА неплохо показали себя во время боевого крещения. Особенно удачным получился момент при отражении одного налета японской авиации. Пока современные японские самолёты, выполняя свои задания, заодно отвлекали «красных соколов» (преимущество в авиации уже перешло к советской стороне), более старыми решили погонять монгольскую конницу на второстепенном направлении (точнее, конница и БА шли как подкрепления, что японцы и хотели предотвратить). И у них вполне могло получиться, ведь даже устаревшие самолеты для конницы достаточно опасны. Но так вышло, что конников сопровождали десять «малышей» (семь БА-24К и три БА-24). К тому же, всё сложилось очень удачно для наших бойцов. Японские самолеты летели (видимо для большей скрытности) на относительно небольшой высоте и вышли в стороне от наших войск. Им пришлось делать поворот и заходить почти против солнца. Кроме того, более двадцати самолетов растянулись и шли в атаку отдельными группами по 3-5 самолётов, заходя примерно с одной стороны – почти идеальные условия для распознавания и отражения атаки относительно тихоходных самолётов. Видимо, лучших и наиболее обученных летчиков посадили на новые самолёты, а здесь летели… те и то, что осталось после отбора. Первая группа японцев смогла хоть как-то провести атаку, хотя, судя по её результатам, столь резкий отпор (а один самолет из этой группы явно повредили) сильно помешал летчикам. С остальными получилась практически дуэль БА против самолетов – часть бронеавтомобилей выкатились навстречу японцам (то ли случайно, то ли чтобы свои конники не мешали), остальные последовали за ними.

С расстояния 200-300 м «малыши», да ещё вставшие почти носом вперед, пулеметами винтовочного калибра практически не пробивались. Бомбы же были небольшого калибра и требовали достаточно близкого попадания для выведения БА из строя. А вот пули КК представляли серьезную опасность для устаревших (небронированных, да ещё и слабо маневрирующих) самолетов. Так что атака была не просто сорвана. Пять самолётов было сбито сразу, большинство повреждено (не менее пяти не долетело до своего аэродрома – обнаружены в степи вызванными по радио советскими летчиками). В принципе, и два оказавшихся в арьергарде БА-24 неплохо отработали, плотным огнём ДТ отогнав пытающиеся повторить атаку самолёты первой группы. Потери у конницы были небольшими (тем более они старательно и почти организованно «снизили плотность строя»). У экипажей бронеавтомобилей четыре раненных, в том числе два водителя, вовремя не закрывших люк.

Но лучше всего показал себя единственный БА с ДШК, правда, кроме ленточного питания, в нем был и лучший, с опытом боев в Испании, пулеметчик. И хотя японцы таких ошибок больше не совершали, «малыши» с ДШК стали ещё более популярны как у рядового, так и командного состава. Но не прошли мимо командования возможности БА с радиостанцией. Сложилась практика формирования разведгрупп, где старшей была машина с радиостанцией, а 1-2 «малыша» с КК её прикрывали. Кроме того, если в башне радийного БА обязательно было два человека, то в БА-24К нередко оставляли одного бойца (зато отбирали самых крепких – тут башня вращалась заметно тяжелее) и переделывали подвеску сумок с дисками для максимально удобного доступа.

Кроме башни, нарекания вызывали люки, точнее, неудобство покидания машины, находящейся под обстрелом противника. К сожалению, эти недостатки так и не удалось устранить до начала Финской войны. Но, несмотря на это, в боях с белофиннами этот бронеавтомобиль был достаточно популярным. Всё же «малыш» показал себя эффективным средством при отражении нападений финских лыжников, в особенности оснащенный КК (от его пули далеко не каждое дерево защитит). А вот проходимости (хотя она была и получше, чем у БА обычного типа) для движения по глубокому снегу нередко не хватало. Поэтому в частях начали придумывать всевозможные методы для её повышения. Например, достаточно удачной была идея надевать удлиненные овероллы сразу на запасное и ведущее колеса. К сожалению, несмотря на относительную простоту реализации, этот метод не всегда был применим (мешали, в том числе, заметное снижение поворотливости и неподрессоренная запаска). Тем более, у конструкторов как раз начал «складываться каменный цветок».

Хороший БА для Красной Армии-3бис

 

Всё, что было раньше разработано по отдельности, решили объединить в одной машине. Например, достаточно удачная башня под КК не ставилась на существующий корпус из-за слишком малого погона, а боковые дверки получались чересчур маленькими. Так что корпус пришлось всё же переделать. Чтобы уменьшить повышение центра тяжести и веса, расширение погона сделали в основном за счет понижения высоты корпуса. Да, рослым водителям стало тесновато по высоте, но у остальных членов экипажа условия не ухудшились – благодаря большей высоте самой башни.

Дверцы пришлось делать гнутыми, зато они получились достаточно удобными. Кроме того, немного изменилась и передняя часть под передний ведущий мост (на базе ГАЗ-61) и добавился кардан к нему от раздатки. Кроме того, теперь радиатор и глушитель ставились (с разных сторон, конечно) на специальную пластину (служащую и термоизоляцией), закрепленную на салазках крепления двигателя. Что сильно упростило и ускорило снятие двигателя. На башню установили улучшенный и увеличенный вариант лючка в передней части крыши башни, открываемый при поднятии ствола. Предусмотрено было быстрое и простое снятие этого лючка и основного люка (оставалась только перемычка-полоска) и замена их на брезентовую крышу (и наоборот). Машина прошла испытания почти без замечаний и была принята на вооружения под наименованием БА-24М. Конечно, хотелось бы движок помощней, но производственную базу для ГАЗ-11 передавали авиации, а вот с производством «эмовских» двигателей таких проблем не было.

 

Хороший БА для Красной Армии-3бис

Честно отработали БА-24/БА-24М и во время Великой Отечественной. При этом полноприводный «малыш» нередко привлекался для буксировки «сорокопятки», в том числе и в мобильных группах ПТО. Хотя он уступал в этом плане пикапу ГАЗ-61 за счет меньшей мощности (да и расчет с боеприпасом приходилось перевозить отдельно), зато мог прикрыть своими пулёметами или попытаться отогнать фрицевские самолеты. Так что этот бронеавтомобиль оставался востребованным и выпускался (в том числе и за счет выпуска пушечных БА) в течение всей войны.

Хороший БА для Красной Армии-3бис

Ну и сравнение с реальным БА-20. Вроде бы уменьшение по длине небольшое. Но если внимательно посмотреть на разрез моего «проекта», видно, что его длину можно уменьшить минимум на 10-15 см. Только вот переделок для такой мелочи многовато, моральных сил и настроя на переделку уже не хватило. crying

 

станислав к
Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account