Гремя огнём,сверкая сталью…Бронеавтомобили Российской императорской армии в ПМВ.
После начала Первой мировой завод «Гельферих-Саде-Мельгозе» целиком переключился на выполнение заказов военного ведомства. На базе лёгкого шасси «Серны» выпускались различные спецавтомобили, в т.ч. пулемётовозы, аппаратные связи, санитарные и другие. Подробнее здесь:
https://alternathistory.ru/antilopa-gnu-avtostroenie-tsarskoi-rossii-0
На базе более тяжёлых «Зубра», «Лося» и «Тура» тоже выпускались спецмашины, тем более что с 1915-ого года возобновились поставки шасси «Джеффри Квад», покупаемые теперь за госсчёт.
Подробнее об этих автомобилях здесь:
https://alternathistory.ru/zubr-trudyaga-los-prokhodimets-i-tur-prokhodimyi-trudyaga
Не могли остаться в стороне производители и от бронеавтомобилей на своих шасси. Определённый опыт у «ГСМ»-овцев был ещё с 1912-ого года, но то были броневики «коммерческие», теперь же понадобились машины для поля боя.
От последней партии увеличенных шасси «Джеффри» (с базой в 145 дюймов и спаренными колёсами. Партия прибыла в конце июня 1914-ого) остались неиспользованными 6 шасси. На их базе было решено сделать тяжёлый пушечный бронеавтомобиль. (Во время войны никто на «Джеффри» не стал бы заморачиваться с изготовлением таких нестандартных шасси – нужен был «вал»).
Совместно со специалистами ГВТУ была разработана конструкция. Интересной особенностью машины была её симметричность, что затрудняло противнику определить реальное направление движение БА. В конструкции также присутствовал второй пост управления и муфта реверса, позволявшая двигаться с одинаковой скоростью, что вперёд, что задним ходом. Кстати, в атаку БА предпочитали ходить именно «задом-наперёд», т.к. тогда (из-за конструктивных особенностей) у них была максимальная огневая мощь, а (как правило) более опытный основной водитель мог быстрее вывести броневик из-под обстрела в случае неудачи.
Основное вооружение располагалось в башне кругового вращения с поликом, которая в свою очередь опиралась на банкетную тумбу, прикреплённую к раме шасси. В башне были установлены 76,2-мм противоштурмовая пушка (аналогичная стоявшей на «Гарфорде») на стандартной тумбовой установке и пулемёт «Кольт». Ещё 4-ре «Кольта» были установлены в бортовых спонсонах с углом обстрела каждого в 110 градусов. Шестой пулемёт был у стрелка, сидевшего рядом с водителем заднего поста управления.
Для преодоления рвов на броневиках были установлены подпружиненные катки спереди и сзади, а также свободновращающиеся запасные колёса по бортам.
Командир машины располагался рядом с наводчиком и вёл наблюдение через щели своей башенки.
Небольшое отступление. Согласно Коломийцу и Барятинскому (а у меня нет оснований им не доверять), практически все броневики русской армии оснащались перископами для наблюдения за полем боя. Ну почему от относительно сложного перископа не перейти на более простую призму?! Нет, понадобилось дождаться 39-ого года и скопировать его у поляков(!) (прибор Гундляха).
Также на башне было оголовье принудительной вентиляции башни. Машины получились тяжеловатыми и относительно малоподвижными, но мощное вооружение и рациональное бронирование были несомненным преимуществом данных машин. По традиции того времени все машины имели имя собственное: «Крокодилъ», «Аллигаторъ», «Кайманъ», «Магеръ», «Гавиалъ» и, к чему-то, «Варанъ».
Следующей моделью был средний бронеавтомобиль на стандартном шасси «Джеффри» с базой в 125 дюймов. В его конструкции также были заложены наработки по «Крокодилам», и даже внешне они были похожи, но из-за более лёгкой конструкции пришлось убрать 2 из 4-ёх спонсонов. Поэтому на «ядовитых змеях» было только(!) 4 пулемёта «Кольт».
На длиннобазном же шасси «Серны» решили сделать «лёгкий» бронеавтомобиль. Чисто пулемётное вооружение не удовлетворяло амбициозных конструкторов из «ГСМ», да и ГВТУ хотели чего-то поособеннее…
Проанализировав образцы лёгких орудий, специалисты пришли к выводу, что доступные тогда 37- и 47-мм пушки не удовлетворяют требованиям, прежде всего по могуществу боеприпаса по действию у цели. Нужен был хотя бы 57-мм калибр. Максимально лёгкой (вес всего 140 кг, а потому наиболее перспективной для установки в БТТ) была серийно выпускавшаяся 57-мм капонирная пушка Норденфельта. У неё помимо гранаты, шрапнели и картечи был и бронебойный снаряд, что делало её весьма эффективным (для своего времени) противотанковым средством. Для возможности установки пушки в бронетехнику её оснастили мощным гидравлическим тормозом отката (под стволом) и 2-мя пружинными накатниками по бокам от него. Это позволило достичь величины отката в размерах защитной планки на орудии, которая предохраняла наводчика при откате от травм. Это орудие (и калибр 57 мм) надолго стало основным в БТТ не только РИА, но и в РККА.
Таким образом, вооружение «собачьих» бронемашин состояло из 57-мм пушки, пулемёта «Кольт» и ещё одного пулемёта, »Мадсен» или «Льюис» у командира машины, который размещался рядом с водителем и мог вести огонь через амбразуру в лобовом листе.
Машину оснастили сдвоенными колёсами, впрочем вскоре от этого отказались, т.к. существенных преимуществ это не дало. А вот система управления огнём была наиболее передовая из всех бронемашин РИ. На броневик были установлены дополнительные аккумуляторы (с внешней зарядкой, т.к. стартер-динамо могло обеспечить заряд только собственно автомобильного аккумулятора) и электропривод башни (отключаемый при разрядке аккумуляторов). Командира же оснастили перископическим прибором наблюдения с директорным управлением. Нажатием кнопки на левом рычаге башня наводилась в сторону, куда был направлен перископ, кнопка же на правом рычаге давала свето-звуковой сигнал для водителя и наводчика. Первый делал короткую остановку, а второй производил прицельный выстрел из орудия.
Также было изготовлено несколько автодрезин с железнодорожными тележками, которые управлялись при помощи винтового механизма. Т.к. колея у «Серны» была 1524 мм, то для движения по рельсам использовались штатные колёса, а ж/д тележки только помогали удерживаться на полотне дороги.
Для обеспечения действий автоброневзводов были изготовлены и бронированные транспортёры штурмовых команд, с собственным пулемётом «Максим» в башенной установке. Десант составлял 16 человек.
Кроме этого были созданы и зенитные бронеавтомобили с автоматическими 37-мм пушками Максима-Норденфельта. Было 2 варианта: с откидными бортами и «казематного» типа.
Оригинальным был способ корректировки огнём: у командира расчёта была турельная установка с авиационным пулемётом «Льюис», который снаряжался патронами с трассирующими пулями. Командир просто указывал направление для стрельбы наводчику орудия своим огнём.
Основная масса машин была направлена в 1-ый добровольческий ударный бронекорпус «Слобожанецъ» (там были все «крокодилы», 6 из 10 «Аспидов», все бронетранспортёры и зенитки с автоматическими пушками, 16 «собак» (из них 4 — бронедрезины), бронированные самодвижущиеся артустановки и другие машины), прекрасно проявивший себя во время Брусиловского прорыва.
После революции бронетехника «Гельферих-Саде-Мельгозе» оказалась в разных лагерях: были они и у белых, и у красных. Последнее боевое применение этих машин было зафиксировано во время итало-абиссинской войны 1936-ого года. Туда эти машины были проданы расу Мэконныну (будущему Хайле Селассие, который использовал «прогулочный» вариант «Джеффри-ГСМ») после расформирования галлиполийского отряда. Устаревшие физически и морально машины не могли оказать существенного влияния на ход кампании, но итальянцам всё же создали определённое количество проблем.
Характеристики: