Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2

9

Часть 1

Содержание:

Успех самолетов Travel Air Model R в национальных авиагонках привлек к продукции компании из Уичито интерес двух нефтяных компаний, каждая из которых искала скоростной самолет для своих авиационных подразделений. В 1930 году компания Shell Oil Co заказала постройку самолета Model R для рекламирования компании участием в гонках, авиационных состязаниях и показательных выступлениях. В том же году компания Texas Company заказала изготовление специального Model R для знаменитого пилота Фрэнка Хоукса (Frank Hawks). Эта машина стала самой известной из всех построенных Model R. Иностранные правительства также обозначили свой интерес к новому самолету, и одна машина была продана в Италию.

NR482N

Третий самолет Travel Air Model R, получивший номер гражданской регистрации NR482N, в апреле 1930 года был поставлен компании Shell и был окрашен в цвета компании – желтый с красными полосами. Джимми Хейзлип (Jimmie Haizlip) пилотировал этот самолет во время турне по штатам новой Англии, во время которого он выиграл кубок за высший пилотаж, доказав, что самолет одинаково хорош и для гонок, и для занятий спортом. Позднее в этом же году NR482N под управлением Хейзлипа занял первое место на проходивших в Гленвью (Glenview) иллинойских авиагонках (Illinois Air Races); во время гонок Model R показал среднюю скорость 293 км/ч, обогнав Чарльза «Спида» Холмана (Charles «Speed» [скорость] Holman), пилотировавшего новейший Laird Solution.

Следующим большим событием стали первые томпсоновские гонки, в которых приняли участие Model R компаний Shell и Texas. ВМС США были представлены сильно модернизированным Curtiss XF6C-6 Hawk, пилотировал который капитан КМП США Артур Х. Пейдж (Captain Arthur H. Page). Истребитель-биплан Curtiss F6C Hawk были испытанным самолетом, и имел репутацию крепкой и энергичной машины. Для участия в гонках истребитель претерпел множество изменений: было удалено нижнее крыло, для сохранения центровки перемещено верхнее крыло, облагорожена аэродинамика фюзеляжа, упрощенная конструкция основных стоек шасси с большими обтекателями колес и профилированными опорами. В качестве силовой установки был выбран наддувный двигатель Curtiss Conquerer, развивавший 700 л.с. и бывший самым мощным авиамотором томпсоновских гонок 1930 года.

Сразу после взлета с «раскачкой» Curtiss XF6C-6 резко взял старт и удерживал лидерство вплоть до семнадцатого круга, во время которого, кажется, началось разрушение конструкции самолета, ставшей причиной падения машины и тяжелых травм и гибели капитана Пейджа.

Travel Air Model R компании Texas сошел с дистанции на седьмом круге из-за проблем с двигателем.

После катастрофы Curtiss XF6C-6 на первое место вышел Чарльз «Спид» Холман, пройдя трассу со средней скоростью 326,2 км/ч. Вторым был Джимми Хейзлип, NR482N которого прошел трассу со средней скоростью 323 км/ч.

Thompson Trophy были последними гонками 1930 года с полетом по замкнутому контуру, в которых участвовали Travel Air Model R.

В 1931 году Джимми Хейзлип и Джимми Дулиттл на небольшом желто-красном самолете поочередно выполняли демонстрационные полеты по всей территории Соединенных Штатов, еще раз подтвердив хорошую репутацию Model R как гоночного, так и спортивного самолета. Примерно в это время в конструкцию планера NR482N был введен фонарь кабины аналогичный использовавшемуся на машине компании Texaco.

В 1932 году Джимми Дулиттл стал инициатором более серьезных преобразований. Самолет был доставлен в Parks Air College, где получил 550-сильный двигатель Pratt & Whitney R-985. Больший диаметр двигателя R-985 потребовал переделки фюзеляжа, поперечное сечение которого стало более эллиптическим. Кабина пилота была оборудована новым, обеспечивавшим лучшую видимость, фонарем с лобовым стеклом. Вслед за фонарем самолет получил надфюзеляжный гагрот, протянувшийся до киля. Самолет был полностью окрашен в желтый и красный цвета с нанесенным на бортах фюзеляжа номером «400» – таким же, что был на борту гоночного самолета Super Solution, на котором Дулиттл летал в 1931 году. Система управления элеронами также была изменена. В результате этих изменений поперечное управление самолетом приобрело недостаточную жесткость, которой, скорее всего, объясняется флаттер элеронов и последовавшее за этим разрушение самолета в воздухе в ходе испытаний в Сент-Луисе. Джимми Дулиттл выпрыгнул с парашютом, но самолет разбился и был полностью разрушен.

NR1313

Для Фрэнка Хоукса компанией Texas было заказано производство Model R (NR1313). В 1929 году окрашенный в цвета компании Texas самолет Lockheed Air Express под управлением Хоукса установил рекорд скорости полета.

В июле 1930 года Mystery Ship был поставлен компании Texaco. Конструктивно NR1313 был идентичен другим самолетам типа Model R, но также как и NR482N имел увеличенное вертикальное оперение и закрытый фонарь кабины. Запас топлива на NR1313 был увеличен и вместо 177,7 литров (R614K) составлял 380 литров. Силовая установка самолета состояла из одного двигателя Wright R-975, который при 2300 об/мин развивал 425 л.с.. На NR1313 был установлен полный комплект оборудования и даже логарифмическая линейка для выполнения сверхдальних полетов! Одним из результатов вышеперечисленных изменений стало увеличение общего веса NR1313 до 1242 кг по сравнению с 880 кг первого самолета типа Model R.

Поскольку конструкция самолета усилена не была, то по сравнению с первоначальным Model R у NR1313 значение коэффициента нагрузки было меньшим.

Для самолета были изготовлены две пары консолей: «стандартная» с размахом 6,45 метров, длиной хорды 1,5 метра и общей площадью крыла около 13 м² и «длинная», у которой соответствующие показатели были равны 9,75 метров, 1,57 метр и около 15 м². Узлы крепления двух пар консолей были идентичными. Для компенсации увеличения сопротивления, вызванного изменением размеров хорд «длинных» консолей крыла, на переднюю кромку центроплана крыла устанавливался небольшой обтекатель.

Model R компании Texaco имел два варианта схемы окраски. Первый вариант просуществовал весьма недолго: до аварии Хоукса во время выполнения посадки. Самолет был настолько сильно поврежден, что пришлось ряд его узлов восстанавливать на заводе компании Travel air. Вследствие этого была сильно изменена его окраска. Первоначально фюзеляж самолета был окрашен в охровый цвет с красными полосами с зелеными кромками, но после ремонта машина стала бело-красной с зелеными разделительными кромками. Консоли крыла и горизонтальное оперение в обоих вариантах были окрашены в красный цвет. На борта машины красной краской была нанесена надпись «Texaco 13».

«Texaco 13» принимал участие в топсоновских гонках 1930 года, но из-за проблем в работе двигателя сошел с дистанции на седьмом круге. Затем Хоукс участвовал в побитии трансконтинентального рекорда, рекордов дальности полета по прямой. Помимо этого NR1313 Хоукса и, перелетая из города в город, появлялся на различных мероприятиях, вызывая значительный интерес как к скоростным самолетам, так и к своему работодателю – компании Texas Company. Затем самолет был перевезен в Европу. Самолет совершил демонстрационные полеты в небе Великобритании, а во время французского турне «Texaco 13» побил несколько европейских рекордов (см. Приложение).

После европейского турне самолет был возвращен в Соединенные Штаты, а в июле 1932 года во время слишком длинной посадки в Вустере (Worcester), штат Массачусетс, «Texaco 13» врезался в металлический барьер и получил серьезные повреждения. Хоукс получил серьезные ранения и после этого больше не пилотировал Mystery Ship. Позднее в 1938 году, когда Хаукс разбился, пилотируя экспериментальный «секретный самолет», самолет был восстановлен в своем первоначальном состоянии и размещен в экспозиции чикагского музея науки, где «Texaco 13» находится и по сей день.

Итальянский Mystery Ship

Последний самолет Travel Air Model R был построен для итальянского правительства. Он дублировал «Texaco 13» даже бело-красной окраской. Вертикальное оперение было выкрашено в три равные полосы: красную, белую и зеленую. Самолет не нес никаких американских номеров гражданской регистрации и остается неясным: был ли какой-либо номер присвоен этой машине в Италии.

Если рассматривать в целом историю самолетов Travel Air Model R и их влияние на развитие авиации, то окажется, что машины данного типа сделали большое и важное дело: гоночные гражданское самолеты стали летать быстрее лучших военных машин. Разумеется, Model R превосходили истребители и гоночные самолеты своего времени. Однако не стоит забывать, что «Texaco 13» был модифицирован с установкой дополнительных оборудования, топливных баков или полного комплекта приборов, что вело к росту его массы на 40%. Однако несмотря на увеличение мощности силовой установки, самолет не стал более конкурентоспособным в гонках с замкнутым контуром.

Самолет, специально разработанный для достижения определенных летных характеристик, развивал их гораздо легче, чем любая другая ранее существовавшая машина, и затем был модифицирован. Таким образом, наиболее значительным вкладом Model R в области производства гражданских самолетов было то, что Херб Раудон и Уолтер Бёрнэм спроектировали и построили этот самолет очень быстро, внеся в его конструкцию все новейшие достижения NACA. Последовательное увеличение характеристик привело у росту продаж самолетов.

Военные Соединенных Штатов и Европы не спешили отказываться от бипланов; в ряде стран они сохранялись до начала Второй Мировой войны (особенно в Великобритании и ВМС США). И хотя в США в середине тридцатых годов был принят на вооружение истребитель-моноплан Boeing P-26A, в его конструкции было использовано кольцо Тауненда; капоты с большой длиной хорды стали применяться на американских истребителях лишь начиная с Seversky P-35 – спустя семь лет после появления Mystery Ship.

Реплика R614K

История самолетов Travel Air Mystery Ship не была бы полной без упоминания о реплике Model R, построенной в США в конце семидесятых годов. В начале этого десятилетия любители-авиастроители изготовили множество реплик старинных самолетов, среди которых были и реплики машин, оставивших значительный след в истории авиации. Энтузиастами были построены несколько реплик гоночных самолетов: Brown Miss Los Angeles, Gee Bee Model Z и Howard Miss Mulligan.

В 1975 году существовали три проекта создания реплики Mystery Ship, причем в одном из проектов участие принимал Херб Раудон – один из создателей оригинальной машины. После смерти Роудона проект был продан Джиму Юнкину (Jim Younkin), Спрингдейл (Springdale), штат Арканзас. В 1979 году изготовление реплики было завершено перед проводившимся в Ошкоше слетом ассоциации экспериментальной авиации (Experimental Aircraft Association – EAA).

Внешний вид реплики имел большое сходство с оригиналом, но были и некоторые отличия. Двигатель Lycoming R-680-13, капот и моторная рама были взяты с учебного самолета Beech AT-10 Wichita. Конструкция трубчатого фюзеляжа была разработана с целью увеличения места внутри кабины пилота. Приборная панель была оборудована богаче, чем в тридцатые года, и самолет даже получил «фирменный» автопилот. По соображениям безопасности запас топлива был сосредоточен в консолях крыла. Колеса и тормоза были позаимствованы у учебно-тренировочного самолета Fairchild PT-19. Схема окраски реплики почти точно соответствовала окраске R614K за исключением зеленой окантовки, о которой все забыли.

Самолет был выставлен в музее EAA в Хейлс-Корнерсе (Hales Corner), штат Висконсин… Следует отметить, что реплике федеральным управлением гражданской авиации США (Federal Aviation Administration – FAA) был присвоен регистрационный номер N482N – почти такой же, какой в 1930 году был присвоен в Model R компании Shell Oil Company!

Примечание редакции: Дастин Картер (Dustin Carter), написавший для журнала «Le Fana de l’Aviation» данную статью, является бывшим авиационным инженером и одним из основателей американского исторического авиационного общества (American Historical Aviation Society – AHAS), которая на настоящий момент насчитывает свыше 4000 членов. Им в частности была опубликована книга «Race planes and air races», изд. Aero Publishers, Фоллбрук (Fallbrook), штат Калифорния.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Европейское турне Хоукса

Хоукс и «Texaco 13» посетили Францию в 1931 году. Полеты, которые официально были объявлены как деловые поездки компании Texas Company, оставались относительно неизвестными. Несомненно, его летно-технические характеристики, неслыханные в то время, были удивительными. Тем не менее, в специализированной европейской прессе энтузиазм относительно американской машины был умеренным. Это, вероятно, было связано с тем фактом, что несмотря на противоречивые заявления Travel Air Model R рассматривался в первую очередь как рекордный, т.е. очень специализированный, самолет.

Хоукс прибыл в Париж 6 апреля 1931 года, пролетев из Шербура за 57 минут со средней скоростью 327 км/ч. Затем из Парижа отправился в Брюссель со средней скорость 300 км/ч. Следующим полетом «Texaco 13» связал Париж и Лондон, пролетев трассу за 59 минут со средней скоростью 380 км/ч (несомненно, при очень благоприятном ветре!). Затем последовал перелет по маршруту Лондон – Рим, который Хоукс преодолел за 5 часов 24 минуты (1750 км) со средней скоростью 324 км/ч; обратный перелет был прерван аварией. После очередного полета в Великобританию Хоукс 4 мая вылетел из Кройдона в 16:36 и, пройдя со средней скоростью 310 км/ч, спустя 57 минут в 17:50 приземлился в Ле-Бурже.

Журналисты тех лет – в том числе и журнала «Les Ailes» – заметили, что этот быстрый моноплан можно было легко превратить в фантастический истребитель: даже после оснащения вооружением и дополнительным оборудованием он мог развивать достаточно высокую скорость. В Европе Хоукс сделал множество заявлений, которые много лет спустя кажутся нам вполне очевидными. В своих заявлениях Хоукс доказывал, что Model R отличался от остальных самолетов и был слишком экстраординарным, чтобы действительно немного шокировать слишком консервативные взгляды.

«Скорость является реальной причиной существования авиации», – говорил Хоукс, – «С коммерческой точки зрения нельзя уповать только на одну скорость таким образом, чтобы разрыв с конкурентами на суше и на море был значительным… Расход топлива такой же, что в медленном полете, что в скоростном, но в скоростном полете пройденное расстояние значительно отличается от расстояния в полете с медленной скоростью! … Медленный самолет уязвим для ветра. Для увеличения скорости самолета мы должны облегчать их конструкцию и уменьшать их сопротивление». M. B.

Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2


«Texaco 13», установивший несколько рекордов и участвовавший в европейском турне, возможно, был самым известным самолетом Travel air Model R
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2

пока еще малоизвестный – Джимми Дулиттл, пилот NR482N
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
красно-желтый модифицированный NR482N со сдвижным фонарем кабины пилота; снимок был сделан незадолго до катастрофы, в корой самолет погибнет из-за флаттера элеронов
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
схемы рекордного и гоночного самолета Travel Air Model R (NR482N) компании Shell Oil Company, 1931 год. Окраска: желтый с красными полосами, белые буквы имели черную окантовку
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
знаменитый «Texaco 13» Фрэнка М. Хоукса; на данном снимке хорошо показаны красные консоль крыла и стабилизатор
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
«Texaco 13» NR1313 во время постройки. Фюзеляжные баки частично закрыты фанерными обтекателями. Вскоре должны быть установлены металлические панели
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
снимок, сделанный во время одной из дозаправок в ходе перелета через всю страну. Ни переносных топливных бачков, ни леек и воронок для топлива не было, и два человека вставши на крыло заполняют топливный бак так быстро, насколько это возможно
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
«Texaco 13» NR1313 в Ле-Бурже
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
приборная панель «Texaco 13» NR1313 с талисманом «кот Феликс» (Félix le Chat)
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
во время испытаний «Texaco 13» NR1313 был окрашен в цвет охры с красными полосами и зелеными тонкими кромками между этими цветами
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
всегда улыбающийся Фрэнк М. Хоукс
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
последний построенный Travel Air Model R был продан Италии. О данном самолете мало что известно
Гоночные и рекордные самолеты Travel air Model R Mystery ship. США Часть 2
схемы рекордного и гоночного самолета Travel Air Model R компании Texas Company, 1932 год. Окраска: белый с красными полосами. Крыло, оперение и буквы красные. Обтекатели колес красные с белыми полосами

источник: Dustin W. Carter «Le Travel air Mystery ship» «Le Fana de l’Aviation» 1983-02 (159)

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account