Голландец для РККФ
В начале 30-х, руководство СССР озаботилось, наконец, проблемой постройки для РККФ новых крейсеров. Поскольку, сами мы строить современные боевые корабли этого класса тогда ещё и технологически не могли, да и не умели (а опыт царских времён не то чтоб подзабыли, просто опыт этот был из прошлого, в то время как требовалось не просто заглянуть в будущее, а рывком наверстать отставание), отправленная по заграницам в ознакомительную командировку группа ответственных товарищей, первоначально планировала просто купить у итальянцев один, или даже два (!), лёгких крейсера типа «Кондотьери» — деньги для этого, как ни странно, нашлись!
(Лёгкий крейсер ВМФ Италии «Альберико Барбиано»)
Вот только сами итальянцы продавать свои крейсера категорически не захотели. Они из кожи вон лезли, лихорадочно строя их для своего флота и согласились лишь разработать специально для СССР проект лёгкого крейсера на основе любого своего, по советским ТТТ, и обеспечить постройку головного корабля в СССР поставками СУ и различных механизмов, которые сам СССР ещё не производил. И всё бы оно не плохо, вот только лёгкие крейсера у итальянцев тогда были ещё, мягко говоря, не очень хорошие («Кондотьери» серий А и Б ну ничем путним не отличались – по сути, это были довольно сильно вооружённые, но крайне слабо защищённые эсминцы-переростки с ограниченной мореходностью и небольшой дальностью), а о тяжёлых крейсерах разговоров не велось.
Не велось, но, подспудно, очень хотелось, потому как к нашей доктрине, рассматривавшей флот лишь морским приложением к сухопутке, больше подходили как раз крейсера тяжёлые – способные более мощной артиллерией, оказывать, соответственно, более существенную помощь армии в прибрежных районах.
Вот в итоге и получили мы итальянский теоретический чертёж корпуса лёгкого крейсера «Евгений Савойский» (как самого большого из итальянских лёгких крейсеров на тот момент!), его же СУ и прочую начинку, добавили отечественные 180 мм пушки в трёхорудийных башнях и соорудили из всего этого суррогатные тяжёлые крейсера типа «Киров». Их долго проектировали. Поздно начали строить (заложили только в конце 1935-го года). Получились они, хоть и симпатишные, но не слишком удачные. Отсюда пересмотр проекта и появление более совершенной модификации пр. 26 бис. В общем, итог известен. К началу ВОВ в строй РККФ успели вступить лишь 4 новых крейсера и практически никакой выдающейся роли в борьбе на море сыграть не смогли.
Теперь, попробуем иной путь. В том же 32-ом году, аналогичную проблему: «как обзавестись современными крейсерами» пыталась решить Голландия. Учитывая непрерывно растущую японскую угрозу, ей до зарезу потребовался хоть один новый крейсер. Причём голландцам, нужен были крейсер не такой как итальянцам – для борьбы с французскими контрминоносцами на закрытом средиземноморском ТВД, а корабль для несения службы в заморских колониях, отделённой от метрополии океанами Ост-Индии!
Как раз в 1932-ом году, голландцы окончательно сделали свой выбор – их будущий крейсер проектировал голландско-германский «кооператив» «Krupp-Germania» – «Ingeenieurkantoor voor Scheepsboouw» и строительство его, хоть формально и было поручено верфи «Wilton-Fijenoord», тоже должно было быть результатом голландско-германского сотрудничества.
(Лёгкий крейсер ВМФ Голландии «Де Рёйтер». Сразу бросается в глаза высокобортный корпус с очень протяжённым полубаком. Конечно, кто-то может блеснуть эрудицией и напомнить, что этот красавец затонул в 42-ом получив лишь 2 203 мм снаряда и торпеду с японского тяжёлого крейсера – вот мол, ПТЗ у «голландца» никакая. Ребята – Бог с вами – у какого лёгкого крейсера хотя бы удовлетворительная ПТЗ? Да и вообще, ни один крейсер (хоть лёгкий, хоть тяжёлый) не пережил бы попадание японского «длинного копья» — если конечно крейсеру не «посчастливилось» схлопотать его в носовую оконечность, лишившись которой, он умудрится остаться на плаву. "Де Рёйтеру" "длинное копьё вонзилось в район КО. Шансов выжить у него не было, хотя он ещё почти 3 часа оставался на плаву. На фото ниже – один из «счастливчиков» с оторванной по вторую башню носовой оконечностью — тяжёлый американский крейсер «Новый Орлеан»)
Так почему бы нам не присоединиться к этому проекту? Голландцы будут явно не против, окупить за счёт СССР часть своих расходов (полностью укомплектованный «Де Рёйтер» обошёлся Нидерландской казне почти в 14 млн. гульденов), а уж про заказы голландским и немецким фирмам и говорить нечего! На дворе-то, ещё довольно-таки кризисный 32-ой!
(Ещё пара фото «Де Рёйтера»)
В общем, допустим всё «срослось» и нам удалось договориться, что параллельно со строительством в Голландии одного крейсера для флота этой страны, в СССР, уже для РККФ будут заложены два крейсера по тому же проекту (почти тому же). Один на Чёрном море – в качестве эталона для последующего тиражирования на черноморских верфях и один на Балтике, как эталон для копирования на балтийских судостроительных заводах.
Часть наиболее сложных корпусных конструкций и всю начинку для этих эталонных крейсеров мы получим от голландско-германского консорциума. Точнее, по большей части, прямиком из Германии, поскольку некоторых весьма важных комплектующих голландского изготовления, крейсер ждал аж до 36-го года! Для собственно Голландии, тогда, строительство крейсеров было делом и сложным, и, по сути, штучным (не так много они их и строили, а за отсутствием стапелей подходящей длины, свой крейсер голландцам пришлось строить прямо в сухом доке).
Именно поэтому, свою пару крейсеров, мы будем строить, напирая, в основном, именно на комплектующие немецкого производства.
Причём мы, безусловно, исправим в проекте всё, что нам не нравится!
Увеличим развал носовых шпангоутов, унифицируем котлы (у голландца два котла первого КО поменьше), мощность СУ вполне возможно, получится несколько увеличить – поскольку для нас её будут делать чуть позже (приоритет за голландцем!) и допустимо предположить, что она будет более совершенной, отработанной и мощной в тех же габаритах и весе. Если всё получится, скорость наших крейсеров будет чуть выше.
Но, особенно, изменения коснутся вооружения. Конечно, мы ни в коем случае не будем отказываться от шведских «Бофорсов» (пусть они в то время ещё и «сырые», и производятся полукустарно с индивидуальной подгонкой деталей – но у нас и таких нет!) и СУО от Хаземайера. Зато крайне неудачное размещение «бофорсин» на голландце мы повторять уж точно не будем. И голландскую дурную батарею из пяти сдвоенных АП в одном месте, которую можно раскурочить одним удачным попаданием, мы разделим на две части: три установки оставим на тех же позициях, а ещё три, на месте совершенно никчёмной палубной одноорудийной установки главного калибра. Таким образом, у нас будет не 5, а 6 сдвоенных «Бофорсов» — что очень важно, для корабля, на котором в принципе не предусмотрена артиллерия дальней ПВО. В этом, кстати, голландцы, на мой взгляд, совершенно правы – пушки дальней ПВО того времени, имели эффективность чисто условную, тем более на большой дальности, а на дистанции ближе 5 км, уже вполне надёжно могли работать «Бофорсы». Отсутствие ТА тоже не есть гут, но нам, с нашей доктриной приоритета поддержки сухопутных войск, они тоже ни к чему.
И – да – вместо 7 орудий ГК, у нас соответственно будет только 6. Но, помятую об остром желании руководства РККФ иметь артиллерию намного мощнее, чем шестидюймовки, а так же тот прискорбный факт, что наши новые 180 мм пушки оказались далеко не тем, чего от них ожидали (а в достойно переделанном виде, «Кировы» этих пушек ждали аж до 37-го!), в башнях мы установим проверенные 190 мм итальянские пушки – те самые, что когда-то стояли на английских «Хокинсах», а теперь, в серьёзно усовершенствованном итальянцами виде, красуются на новейших Аргентинских крейсерах типа «Альмиранте Браун» итальянской постройки.
(Тяжёлый крейсер ВМФ Аргентины «Альмиранте Браун»)
Естественно, (поскольку калибр больше) чтоб не случился чрезмерный перегруз, толщину бронирования башен ГК нам придётся уменьшить. Вместо 100 мм бронеплит у нас будут 50 мм.
А чтоб ещё снизить верхний вес (ведь нам потребуется ещё один зенитный КДП!), мы уменьшим габариты и вес надстроек, а так же укоротим 50 мм толщину главного бронепояса. У "Де Рёйтера" он к оконечностям утоньчался до 30 мм. У нас это "похудение" нанётся несколько раньше — в корму — буквально сразу за башней ГК №2. А вместо 30 мм траверсов, мы ограничимся 25 мм противоосколочными переборками.
Зато, мы получим теже (что и РИ «Кировы»), суррогатные тяжёлые крейсера, без строительной перегрузки, меньшего водоизмещения, не перегруженные артиллерией, с более адекватной ПВО, хорошими СУО, мореходностью и надёжной СУ.
Кроме того. Начав постройкой эталонные корабли в конце 1933 года, мы, учитывая постепенное освоение выпуска комплектующих, уже год спустя, можем заложить ещё по два аналогичных корабля на Балтике и на Чёрном море. Более того. Если корабли окажутся удачными, после спуска эталонных крейсеров на воду, можно заложить на стапелях ещё по паре, с неплохими шансами ввести их в строй ВСЕ до начала ВОВ. В идеале и по максимуму, мы могли бы получить к началу войны аж 10 новых крейсеров. Причём последние 4 вовсе не обязательно точно такие – опыт уже будет, как и технологии, которые вполне позволят нам, несколько увеличив водоизмещение, мощность машин и бронезащиту, усилить и вооружение, заменив двухорудийные башни на трёхорудийные, добавить (если нужно) торпедные аппараты.
При таких крейсерских силах, должном опыте и решительности командования, возможно, удалось бы надёжно блокировать с моря крымскую и курляндскую группировки вермахта, чтоб не допустить их эвакуации морем.
Того, что в Германии в 33 году к власти придёт Гитлер опасаться не надо. Все контракты, которые были заключены до его прихода к власти, немцы неукоснительно соблюдали. Да и потом, наши связи с Германией обрывались вовсе не потому что правительства СССР или Германии намеренно и демонстративно их разрывали по политическим мотивам, а сугубо по причине загрузки германских компаний военными заказами для армии, которую раскармливал Гитлер на американские и британские кредиты. А если немцам нечего СССР предложить – соответственно, не на что и покупать. Отсюда переориентация СССР на другие страны в плане внешней торговли.
Фон Нейрат (глава Германского МИДа в то время) не раз уверял Хинчука (Лев Михайлович Хинчук – полпред СССР в Германии), что антисоветская риторика Гитлера не более чем игра на публику, в то время как на самом деле, Германия по-прежнему заинтересована в есном экономическом сотрудничестве с СССР. Доказательством этому вполне может служить активнейшее участие ведущих авто и моторостроительных компаний Германии в конкурсе-пробеге дизельных грузовиков в СССР в 1934-ом году, рассчитывавших на большие контракты.
И только к середине 30-х, когда накачка Вермахта набрала форсированный темп, немецким компаниям уже на фиг не нужны были контракты на стороне (в т. ч. с СССР). «Их и тут не плохо кормят». Наши торговые связи с Германией заглохли сами собой (хотя и, безусловно, не без громкой политической риторики), и в самом заполошном виде активизировались снова в 39-ом, когда Германии, в преддверии начала военных кампаний, срочно потребовались в огромных объёмах советские хлеб, нефть и прочая «кровь войны», а перепуганный запад отказал Гитлеру в новых кредитах, на которых, собственно, как на дрожжах, и выросла германская военная машина. Вот тогда, немцам и пришлось не просто восстановить в полном объёме торговлю с СССР, но более того, предлагать и продавать ему практически всё, что тот ни пожелает – даже в ущерб заказам от собственной военки (лучший пример ТКР «Лютцов»).
Так что, за поставки из Германии оборудования для наших крейсеров, по контрактам, заключённым в 32-33 г.г. можно не беспокоиться. Тем более, что завершены все поставки будут не позже 36-37-го.
ТТХ крейсеров |
РИ «Де Рёйтер» |
РИ «Киров» |
АИ «Фрунзе» |
Водоизмещение |
6442 |
7756 |
6600 |
Размерения (м) |
170,8х15,7 |
191,3х17,7 |
172х16 |
СУ |
2 ТЗА, 6 ПК |
2 ТЗА, 6 ПК |
2 ТЗА, 6 ПК |
Мощность (л.с.) |
66 000 |
110 000 |
72 000 |
Скорость (уз.) |
32,8 |
35 |
33 |
Дальность (миль) |
11 000 |
3 750 |
5 500 |
Бронирование: Пояс Палуба Башни Рубка |
50 30 100-30 30 |
50 50 50 150 |
50-30 30 50-30 50 |
Вооружение ГК УК ЗК ТА |
7 (3х2+1) 150/50 – 10 (5х2) 40/56 – |
9 (3х3) 180/57 6 (6х1) 100/56 6 (6х1) 45/46 6 (2х3) 533 |
6 (3х2) 190/52 – 12 (6х2) 40/56 – |
Самолёт/катап. |
2/1 |
2/1 |
2/1 |