Гибкая палуба. Жизнь в США. Программа ZELMAL
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
[Гибкая палуба. Часть 1] [Гибкая палуба. Часть 2]
Два поста ( Раз, Два ) шестилетней давности про «гибкую палубу», она же flexible deck, рассказывали про британскую историю этого замечательного изобретения инженерной мысли. Продолжение в двух-трех частях будет про жизнь британской идеи в США.
Когда с началом эскалации советские бомбардировщики уничтожат все аэродромы в Европе то ответного удара дислоцированной там американской авиацией может не случится. Для избегания такого казуса в начале 50х в ВВС США придумали запускать самолеты возмездия с направляющих с помощью отделяемых ускорителей, а приземлять на легко развертываемые и мобильные «резиновые аэродромы», те самые которые так же звались «гибкими палубами». В таком режиме взлета-посадки шасси самолету не нужно, что дает ему серьезный выигрыш из за освободившейся массы, а стартовые позиции можно скрытно развернуть где-нибудь в лесу поближе к границе СССР. Так что и без советских бомбардировщиков концепция заслуживала внимания. Был план использовать в качестве машины для такой системы что-нибудь в классе NA B-45 Tornado, но тут подоспел Republic F-84 Thunderjet в варианте носителя ядерной бомбы (модификация F-84G) и в дальнейшем именно он стал претендентом номер один.
Программа ZELMAL, Zero Length Launch/Mat Landing стартовала в начале 50х, в ее рамках были проведены и запуски «нулевой длины», и посадки на мат. Реализация была доверена фирме Martin. Потому что она как раз в это время занималась крылатой ракетой наземного старта Martin MGM-1 Matador, стартующей с помощью ускорителя с направляющих. И вес и габариты ракеты были приблизительно близки к таковым у Thunderjet’а. За резиновый мат отвечала Goodyear, потому что она разбиралась в резине.
И вот 15 декабря 1953 года на авиабазе Эдвардс, Калифорния был проведен первый запуск EF-84G. Обозначение «EF-84» получали все экспериментальные «Тандерджеты» участвующие в разных программах: экспериментах с воздушной заправкой, с подвешиванием и пристыковываниям к стратегическим бомбардировщикам и прочее, но модификация «G» использовалась только в ЗЕЛМАЛе. Этот запуск был пока беспилотный. Старт производился с той же платформы-автоприцепа с которой запускали «Матадор», разгонный блок тягой в 23500 кг был тоже от этой ракеты. Финиш был где-то в безлюдной пустыне с фатальным исходом для самолета. Второй запуск совершили 5 января 1954 года, с пилотом. Храбрецом стал летчик-испытатель Robert Turner. По его словам перегрузки были сравнимы с теми, что летчик испытывает при старте с катапульты авианосца — 3g, 3,5g. Посадили F-84 обычным образом на обычную ВВП. Уже 28 января был совершен следующий старт который прошел так же гладко и тем же порядком.
1. На этом самолете (s/n 51-1225) был проведен первый «зеро-пуск» с пилотом и первая посадка на мат по проекту ZELMAL.
К сожалению неизвестно как модифицировался «Тандержет» EF-84G под старт с рампы и посадку на маты. Ставили посадочный крюк, есть упоминания что внедрили систему автоматической уборки закрылков при зацеплении троса — дабы не повредить ни мата ни закрылков. Логично предположить что были внесены изменения в конструкцию для крепления разгонного блока от «Матадора» и для размещения самолета на рампе.
В один прекрасный момент решили что пора надуть аэродром и начать с ним работать. Посадочная площадка мата была размерами 245 на 25 метров и толщиной метр т.е. по длине/ширине она была почти в два раза больше британской. Но и EF-84G был существенно тяжелее «Вампира», и скорость его приземления была в полтора раза выше. Система захвата самолета была та же — посадочный крюк ловил один аэрофинишер. Однако в процессе развертывания привезенного на нескольких грузовиках-трейлерах коврика оказалось что он спускает воздух и его отправили обратно фирме-поставщику. Первая посадка на мат произошла только 2 июня 1954 года, взлет при этом был сделан с рампы. Закончилась она плохо, хотя и не трагично — на месте пилота истребителя находился тот же испытатель Роберт Тернер, в процессе приземления (приматнения?) крюк пропорол весь коврик и в результате жесткой посадки он получил сильную травму позвоночника. Есть еще версия что неправильно сработала система автоматической уборки закрылков и они убрались еще до зацепления, и поэтому все пошло не так. Но впрочем первое не противоречит второму. Самолет был разбит и списан, а Тернер несколько месяцев восстанавливался. Вторая посадка на мат в декабре 54го прошла без разрушения самолета и вообще нормально, за исключением того что еще один летчик (George Rodney) чуть не сломал себе шею. Хотя пилот был надежно зафиксирован в кресле его голова от удара при приземлении рывком опускалась на грудь приводя к серьезной травме. Этот второй случай стал последним в ВВС, приземляться на резинодром больше не решились, и конечные три буквы сокращения «ZELMAL» отпали и больше никогда не воскрешались. А вот эксперименты с «нулевым стартом» продолжились и дальше, всего было выполнено 28 пусков «Тандерджетов» с рампы. Позже часть «ZEL» зажила самостоятельной жизнью став проектом ZEL, который заключался в запуске гораздо более тяжелого и продвинутого North American F-100 Super Sabre. Тот же фокус, видимо для закрепления материала, позже проделали с F-104.
2. Единственное найденное фото посадки EF-84G на мат. Это вторая попытка с пилотом George Rodney.
В вариант EF-84G были переоборудованы: борт 51-1225 (бывший F-84G-15-RE) который разбил Тернер, и 51-694 (F-84G-1-RE) на котором совершил посадку Родней. Есть фото 51-867 на стартовой установке и упоминание о 51-769 (наверное это тот самый, который разбили в первом беспилотном запуске), оба переделаны из F-84G-1-RE.
3.
4.
5. Очень красочная картинка.
6. Republic F-84G-1-RE Thunderjet Zero-Length-Launch at Edwards AFB, Jan. 13, 1955 (sn 51-867)
7.
источник: https://p-d-m.livejournal.com/602062.html
Пишу из-под стола! Браво!
Пишу из-под стола! Браво!
а как вам это:
Все лампионы
а как вам это:
имхо получше трех танкистов
Э-э, не очень понял…
Э-э, не очень понял… Старею!
Э-э, не очень понял…
!!!
++++++++++
++++++++++
++++++++
Лангобарды — не
++++++++
Лангобарды — не политкорректно. В следующем сборнике стихов это слово заменили на "вражье племя".
Намек понял, коллега!
Намек понял, коллега! Аплодирую стоя, ибо есть за что! Зачот!
Всхохотал под лавкою.
Замечательно!!
Вот Достойный
Замечательно!!
Вот Достойный подражания пример:
…Третий же сын — был и мой он любимец, и матери нежной…Ах, и его погубил Вздуломорда, сманивши в пучину. [120]
Но ополчимся, друзья, и грянем в поход на лягушек, Тело, как должно, свое облачив в боевые доспехи». Речью такою он всех убедил за оружие взяться. Их возбуждал и Арей, постоянный войны подстрекатель.Прежде всего облекли они ноги и гибкие бедра, Ловко для этого стручья зеленых бобов приспособив, Их же в течение ночи немало они понагрызли. А с камышей прибережных сняв шкуру растерзанной кошкой Мыши, ее разодравши, искусно сготовили латы. Вместо щита был блестящий кружочек светильни, а иглы [130]
Всякою медью владеет Арей — им как копья служили. Шлемом надежным для них оказалась скорлупка ореха. Во всеоружье таком на войну ополчились мышата. Живо узнали про это лягушки, и, вынырнув, тотчас В место одно собрались, и совет о войне учредили…
"Батрахомиомахия"