Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
8 декабря 1941 года в 17:35 британское «Соединение Z» в составе двух линкоров и четырёх эсминцев вышло с военно-морской верфи Сембаванг в Южно-Китайское море. Целью операции был перехват и уничтожение японских транспортов, высаживавших десанты в Таиланде и на севере Малайи. Так начиналось долгое и тяжёлое военное противостояние Британской и Японской империй на Тихом океане.
Линкоры идут навстречу друг другу
Поначалу главнокомандующий британским Восточным флотом адмирал Томас Филлипс (его начальник штаба контр-адмирал Артур Пэллисер остался в Сингапуре) направил свое соединение не на север, а на восток — к голландским островам Анамбас, лежащим в 250 милях от Сингапура. Лишь там он развернул корабли на север, в направлении мыса Камао — крайней южной точки Индокитая.
Тем временем в ночь на 9 декабря в Сингапур поступили известия о том, что японские войска заняли Кота-Бару, аэродром здесь потерян, а части индийской пехотной бригады отступают вдоль берега к Куантану. В 4:00 «Соединение Z» прошло острова Анамбас и развернулось на север, а в 6:20 эсминец «Вампир» сообщил об обнаружении вражеского самолёта.
Утро 9 декабря было удобным временем для атаки вражеских транспортов, часть из которых ещё не успела разгрузиться. Плохая погода, низкие облака и периодически начинавшийся проливной дождь могли послужить хорошей защитой от самолётов противника даже без воздушного прикрытия. Однако адмирал Филлипс, желая лучше выяснить обстановку, потерял драгоценное время — и вдобавок дал обнаружить себя. В 13:43 в точке 5º с.ш. 106º в.д. «Соединение Z» было замечено японской подлодкой I-65. Лодка сообщила: «Два вражеских линейных корабля, курс 340 градусов, скорость 14 узлов». Британское соединение двигалось экономическим ходом — это позволило субмарине в течение пяти часов следить за ним из надводного положения, пока корабли не скрылись в дождевом шквале.
Контр-адмирал Одзава Дзисабуро на своём флагмане «Тёкай» получил сообщение о появлении британских линейных сил около 15 часов. Командующий 2-м флотом вице-адмирал Кондо приказал ему отводить все успевшие разгрузиться транспорты из района высадки в бухту Камрань, а также направить туда боевые корабли, не занятые в высадке.
На этот момент основные силы Кондо находились в районе острова Пуло-Кондор, примерно в точке 8º 30’ с.ш., 107º в.д. Они состояли из линейных крейсеров «Конго» и «Харуна», тяжёлых крейсеров «Атаго» (флагман Кондо) и «Такао». Теперь линкоры Филлипса шли прямо на него. Однако Кондо правильно решил, что британское соединение направляется в район высадки, поэтому двинулся не навстречу ему, а на юго-запад, чтобы не дать Филлипсу добраться до транспортов. Он рассчитывал встретиться с противником утром следующего дня. Понимая, что для противостояния британской эскадре двух старых линейных крейсеров мало, Кондо приказал Одзаве силами его пяти тяжёлых крейсеров вместе с 3-й дивизий эсминцев ночью атаковать британские корабли торпедами
Филлипс поворачивает назад
В 16 часов сообщение о появлении противника достигло японской 22-й воздушной флотилии в Сайгоне, которая собиралась вылетать на ночную бомбардировку Сингапура. Два часа ушло на замену бомб торпедами, и в 18 часов флотилия поднялась в воздух. Однако к этому времени подлодка I-65 потеряла британские корабли из виду, а вдобавок была по ошибке атакована своим же разведчиком Каваниси E7K с лёгкого крейсера «Кину», флагмана 5-й эскадры подлодок. Кроме того, лодка не совсем верно указала его курс (Филлипс шёл почти строго на север), поэтому в наступающей темноте бомбардировщики G4M не нашли британцев и вернулись на базу.
Тем временем погода начала проясняться, а около 17 часов «Соединение Z» было обнаружено воздушным разведчиком Мицубиси Ki-15 из 22-й воздушной флотилии в 150 милях южнее мыса Камао. К счастью для британцев, его сообщение было получено слишком поздно, чтобы переориентировать самолёты, а в 18 часов уже начало темнеть.
С британских кораблей тоже заметили воздушного разведчика, поэтому Филлипс решил обмануть противника. Он приказал эсминцу «Тенедос» (у которого было мало топлива) возвращаться к островам Анамбас и в 8 часов следующего утра сообщить оттуда в Сингапур открытым текстом:
«Прошу эсминцы встретить «Соединение Z» у островов Анамбас на рассвете 11 декабря».
Остальные корабли должны были, соблюдая полное радиомолчание, менять курс и вместо Паттани двигаться к Куантану.
В 19 часов «Соединение Z» развернулось на северо-запад и увеличило ход до 26 узлов. Примерно в 19:30 наблюдатели с эсминца «Электра» заметили странную вспышку, по их мнению — на расстоянии примерно 5 миль к северу. На самом деле до вспышки было около 15 миль. В этот момент здесь находились тяжёлые крейсера Одзавы — их обнаружил очередной японский разведчик и сбросил осветительную бомбу, чтобы получше рассмотреть. Таким образом, эскадры разошлись буквально впритирку, и ночной бой не состоялся лишь по чистой случайности.
Видимо, Филлипс почувствовал неладное — он был встревожен и потерял решительность. В 20:15 он приказал развернуть эскадру на курс 150º и снизить ход до 20 узлов для экономии топлива эсминцев. В 20:55 он световой сигнализацией сообщил остальным своим кораблям:
«К большому сожалению, я отменяю операцию, поскольку из-за обнаружения самолётами внезапность утрачена, и наша цель почти наверняка исчезнет к утру, а противник будет полностью готов встретить нас».
Мы не знаем, как развернулись бы события, если бы не малодушие, внезапно охватившее британского адмирала. Известно одно – случившееся далее стало наихудшим из возможных вариантов.
«Соединение Z» обнаружено!
В 23:35 Филлипс получил радиограмму из Сингапура, сообщавшую о высадке японцев в Куантане, в 150 милях к югу от Кота-Бару. Куантан был крупнейшей авиабазой на восточном побережье Малайи, здесь размещались две эскадрильи, главное же — теперь он находился к «Соединению Z» вдвое ближе, чем Паттани, и для движения к нему не требовалось даже сильно отклоняться от обратного курса на Сингапур. Поэтому в 00:52 в точке приблизительно 5º с.ш, 105º50’ в.д. Филлипс приказал своему соединению поворачивать на курс 245º и увеличить ход до 25 узлов.
Сообщение о высадке в Куантане было ошибочным и непонятно, откуда оно вообще взялась. Однако Сингапур должен был иметь устойчивую связь с Куантаном не только по гражданским линиям, но и по связи всех родов войск — армии, флота и, наконец, авиации. Теоретически выяснить реальную обстановку в этом пункте не представляло труда ни для одного из штабов в Сингапуре. На практике же из-за дезорганизации связи британские командующие не имели представления о состоянии своих сил.
В 02:21 «Соединение Z» вновь обнаружила японская подлодка, теперь это была I-58. Она вышла в атаку и выпустила по головному кораблю пять торпед — но все они прошли мимо, не замеченные с британской эскадры. Затем лодка всплыла, сообщила по радио координаты противника и пыталась проследить за ним, но в 3:05 утратила контакт из-за надводного хода всего в 16 узлов.
Сообщение с подлодки I-58 достигло 22-й воздушной эскадры в 3:15. В 4:30 на поиски британского соединения вылетели три разведчика Мицубиси Ki-15/C5M с лёгкими 60-кг бомбами, а в половине шестого — девять двухмоторных бомбардировщиков Мицубиси G3M («Нелл») из Сайгона. Двухмоторные самолёты британцев не нашли, а вот одномоторным разведчикам сопутствовал успех.
Около 6 часов утра начало светать, а в 6:30 взошло солнце. На этот момент «Соединение Z» находилось примерно на 4°15’ с.ш., 104°30’ в.д. Сразу после восхода наблюдатели с «Рипалса» заметили японский самолёт — это значило, что эскадра Филлипса обнаружена.
Тем временем между половиной седьмого и половиной восьмого с аэродромов Сайгона начали подниматься в воздух японские ударные самолёты. Всего для налёта было выделено 84 машины из всех трёх флотских авиагрупп («Гензан», «Михору» и «Канойя»): 34 бомбардировщика G3M и 50 торпедоносцев — по 25 G3M и G4M «Бетти». Самолёты взяли курс на юг по меридиану 105° градусов. Сначала противника должны были атаковать горизонтальные бомбардировщики, шедшие на высоте около 2500 м, затем в дело вступали торпедоносцы. Однако на 105-м меридиане британцев не оказалось — был обнаружен только один «Тенедос». Дойдя до широты Сингапура, самолёты повернули обратно.
Тем временем в 7:30 «Принс оф Уэлс» отправил один из своих катапультных «Уолрусов» для разведки Куантана. Через полчаса самолёт доложил, что никакой активности не наблюдает, после чего вернулся в Сингапур, как это было ему предписано ранее Филлипсом. Тем не менее, адмирал приказал эсминцу «Экспресс» двигаться к Куантану и обследовать его гавань. Через полчаса эсминец доложил, что в Куантане всё спокойно, «как в тихий воскресный день». Затем он вновь присоединился к эскадре. Филлипс повернул свои корабли на юг, однако вскоре изменил курс на северо-восточный, а затем на восточный.
В 10:05 с «Тенедоса», находившегося примерно в 140 милях к юго-востоку, пришло сообщение об атаке японских самолётов. Это были девять машин G3M «Нелл» из воздушного корпуса «Гензан», каждый из которых был вооружён одной 500-кг бронебойной бомбой. Удивительно, но японские лётчики приняли эсминец за линкор и отбомбились по нему, потратив на это 20 минут и, естественно, никуда не попав.
В этот же самый момент один из разведывательных Ki-15 наконец-то обнаружил «Соединение Z» и сообщил о нем командованию. Ударные самолёты получили это сообщение из Сайгона в 10:45, когда уже истратили половину горючего и легли на обратный курс.
Тем временем в 10:20 Филлипс отдал приказ о готовности к атаке с воздуха. В 10:26 радиолокатор «Рипалса» обнаружил на юго-востоке японский разведчик. Самолёт тоже заметил противника, известие об этом достигло ударной авиагруппы через полчаса. В 11 часов британская эскадра изменила курс на 135°, а в 11:13 с «Принс оф Уэлс» увидели на севере первые восемь японских бомбардировщиков, шедшие на высоте около 3000 м. 133-мм зенитки линкора открыли огонь. Сражение началось.
Воздушный удар
Первые восемь машин G3M «Нелл» (из 5-й эскадрильи группы «Михоро») несли по две 250-кг бомбы и атаковали «Рипалс». Одна бомба упала по правому порту линейного крейсера, ещё шесть — вблизи левого борта, а одна в 11:22 угодила в левую часть самолётного ангара, пробила его и взорвалась на броневой палубе над помещениями для морских пехотинцев. Была пробита паровая труба катапульты, в ангаре вспыхнул пожар — его удалось быстро потушить, жизненно важные органы корабля ущерба не понесли. Ни один японский самолёт не был сбит, хотя 5 машин получили повреждения.
В 11:30 с севера появились девять торпедоносцев того же типа — это была 1-я эскадрилья из авиагруппы «Гензан». Восемь машин атаковали «Принс оф Уэлс» с левого борта, ещё один атаковал «Рипалс». Самолёты сбросили свои торпеды с дистанции от 500 до 200 м и с высоты в 30 м. Пилоты доложили о трёх попаданиях — но на самом деле семь 450-мм торпед «Тип 91» со 150-кг боевой частью прошли мимо линкора, и лишь одна в 11:44 поразила флагман адмирала Филлипса в корму с левого борта.
Чуть позже, в 11:56, 2-я эскадрилья авиагруппы «Гензан» (ещё 8 машин) атаковала «Рипалс» с левого борта. Атака должна была производиться одновременно, чтобы взять линкоры в клещи, однако рассогласование по времени привело к тому, что «Рипалс» был готов к удару и успел довернуть навстречу атакующим самолётам. Все торпеды прошли мимо него, хотя японские пилоты доложили о четырёх попаданиях. Считается, что задержка с атакой 2-й эскадрильи была вызвана осторожностью её командира, лейтенанта Такая: он испугался, что обнаруженные корабли могут оказаться своими линкорами типа «Конго» и потратил некоторое время на распознавание цели.
Наконец, в 11:58 ещё 8 (по другим данным, 6) отставших машин 5-й эскадрильи атаковали «Рипалс» 250-кг бомбами. Столь настойчивое внимание к линейному крейсеру было вызвано тем, что бомбардировщики имели приказ атаковать самые крупные корабли, а «Рипалс» при меньшем водоизмещении был заметно длиннее «Принс оф Уэлс» — 242 м против 227. И вновь успешное маневрирование корабля позволило избежать попаданий: лишь одна бомба упала рядом с бортом, остальные легли далеко. В свою очередь, в 11:58 на «Рипалсе» зафиксировали один сбитый самолёт противника.
Роковая торпеда
Попадание единственной торпеды в «Принс оф Уэлс» оказалось крайне неприятным. Теоретически противоторпедная защита линкора должна была выдерживать взрыв 454 кг тротила, а заряд японской авиаторпеды был втрое меньшим. Но торпеда взорвалась на 274-м (по другим данным, на 289-м) шпангоуте в районе опоры внешнего винта левого борта. Подводная часть корпуса здесь имела прогиб внутрь, и вся сила взрыва оказалась направленной вглубь, отчего в днище образовалась пробоина длиной свыше 6 м.
Но хуже было другое: взрывом сорвало кронштейн гребного винта и погнуло внешний гребной вал. В результате 450-мм вал, продолжая вращаться со скоростью 204 оборотов в минуту, буквально размолотил весь коридор валопровода. Это привело к разгерметизации сальника, а также всех водонепроницаемых переборок на пути валопровода вплоть до 184-го шпангоута, в том числе кормовой переборки второго машинного отделения. Вдобавок сорванный кронштейн пробил в обшивке днища дыру диаметром 3,6 м, тем самым вызвав затопление в коридоре внутреннего вала левого борта. Уже в 11:55 было затоплено отделение кормовых дизель-динамо, а в 12:02 машинисты покинули кормовое машинное отделение. Турбина не была остановлена и продолжала работать в воде, отчего поступление воды в кормовые отсеки постепенно усиливалось.
Затопление отсека дизель-динамо, обеспечивавших электропитание всей кормовой части корабля, привело к отключению рулевой машины, кормового радара и системы оповещения, а чуть позже — механизмов наведения четырёх кормовых спаренных 133-мм башен. Корабль снизил ход до 15 узлов и лишился половины своей зенитной артиллерии дальнего боя. Более того, из-за образовавшегося крена в 11,5° на левый борт огонь из носовых универсальных установок также оказался затруднён. Наконец, табличная скорострельность 133-мм орудий (10-12 выстрелов в минуту) оказалась недостижима: реальный темп их огня составил 6 выстрелов в минуту.
Тем временем в 11:58 «Рипалс» дал в эфир сообщение об атаке и запросил у Сингапура воздушную поддержку. На этот раз реакция была почти мгновенной: на помощь Филлипсу были высланы 10 «Буффало» 453-й австралийской истребительной эскадрильи, причём первая машина взлетела уже в 12:15. Однако пилоты не имели опыта полётов над морем, долго искали свои корабли, и в итоге появились на месте боя лишь через час. Командир 488-й австралийской эскадрильи винг-коммандер Уилфред Клоустон также предлагал вылететь на поддержку «Соединения Z», но получил отказ.
В 12:00 командир «Рипалса» кэптен Теннант, помня о запрете радиосвязи (уже бессмысленном), сигнальным фонарём сообщил на флагман, что его корабль избежал торпедных попаданий, имеет лишь незначительные повреждения и полностью боеспособен. Теннант предложил перейти на радиосвязь, но ответа не получил, а в 12:10 на мачте «Принс оф Уэлс» были подняты чёрные шары, означающие потерю управления. Чтобы не обогнать флагмана, «Рипалс» снизил ход до 20 узлов, но всё равно оказался в полумиле от мателота.
«Бетти» вступают в бой
На флагмане адмирала Филлипса продолжалась борьба за живучесть. К 12:10 в результате контрзатопления отсеков крен удалось уменьшить до 9°. Однако в 12:22 над эскадрой появилась вторая волна японских самолётов. Теперь это были 25 машин G4M из ударного соединения «Тэй» группы «Канойя», шедшие несколькими эшелонами. Пилоты этой группы по уровню своей подготовки серьёзно превосходили пилотов «Михоро» и «Гензан». Кроме того, знаменитые «Бетти» несли более мощные торпеды «Тип 91 модель 2» с 205-кг боевой частью.
Самолёты шли низко над водой и атаковали справа по носу. Первый эшелон разделился на две группы и атаковал оба корабля. «Рипалс» был взят в клещи: правая группа из четырёх машин атаковала его с расстояния около 750 м, линейный крейсер довернул вправо, пропустив все торпеды мимо себя — но тут часть группы, ушедшей влево на «Принс оф Уэлс», внезапно отделилась и с 600 м сбросила торпеды по «Рипалсу», целя в его левый борт. Кэптен Теннант сделал единственное, что мог — увеличил ход с 20 до 25 узлов, тем самым нарушив строй. Ему почти удалось проскочить, но в 12:26 одна торпеда попала в корму линейного крейсера с левого борта, повредив рулевое управление. Это помешало Теннанту совершить новый манёвр уклонения. Через пару минут следующему эшелону удалось всадить в «Рипалс» сразу три торпеды — в две с левого и одну с правого борта, все они попали в центральную часть корабля в районе надстройки. Два атаковавших самолёта были сбиты.
Линейный крейсер потерял управление, развернулся на 90° вправо и быстро кренился на левый борт. Кэптен Теннант понял, что конец близок, и приказал команде покидать корабль:
«Когда наш крен достиг 30° на левый борт, я посмотрел на правый борт с мостика и увидел, что там собрались двести или триста человек. Нигде не было ни малейшего признака паники или плохой дисциплины. Я сказал им с мостика, что они хорошо сражались, и пожелал им удачи. Корабль задержался как минимум на полторы-две минуты с креном около 60 или 70°, а затем перевернулся»
В 12:33 «Рипалс» затонул. Согласно докладу эсминца «Вампир», это произошло в точке 3°43’ с.ш., 104°24’30’’ в.д. Пришедшие на помощь эсминцы «Электра» и «Вампир» смогли поднять из воды 42 из 69 офицеров (включая кэптена Теннанта) и 754 из 1240 матросов.
«Принс оф Уэлс» продолжал бороться. Атаковавшим его «Бетти» удалось добиться трёх торпедных попаданий в правый борт: в носовую часть под якорем, в район второй башни и в корму за последней башней. Этот удар стал наиболее разрушительным: торпеда попала в борт на шпангоуте 296 над внешним правым винтом, образовав огромную пробоину 11×4 м. Вал винта согнуло и заклинило, корма начала быстро наполняться водой — правда, из-за этого крен на левый борт сократился до 3°. Однако теперь три из четырёх винтов корабля остановились. К 12:30 работать продолжало только одно машинное отделение, скорость линкора упала до 8 узлов.
Агония
В довершение всего в 12:41 над местом боя вновь появились горизонтальные бомбардировщики «Нелл». Огонь по ним смогли открыть только две носовые 133-мм башни. Из семи 500-кг бомб в линкор попала лишь одна — в 12:44 она угодила в правую часть на миделе, в районе катапульты. Бомба пробила верхнюю броневую палубу и взорвалась в помещении кинозала, переоборудованном под лазарет. К этому моменту здесь находилось множество раненых. Кроме того, были повреждены вентиляторы котельного отделения «B».
Это уже не играло никакой роли: «Принс оф Уэлс» потерял управление и постепенно заполнялся водой. В 12:50 эсминец «Экспресс» подошёл к нему с правого борта и начал снимать команду — в первую очередь, раненых и тех матросов, которые не участвовали в борьбе за живучесть.
В 12:52 Филлипс отправил в Сингапур радиограмму:
«Аварийная! Отправьте все доступные буксиры. Моя позиция 3°40’ с.ш., 104°30’ в.д.»
Это сообщение было получено в оперативном зале штаба флота в Сингапуре в 13:04.
В 13:00 сообщение было продублировано:
«Предельно срочно! „Принс оф Уэлс” поражён и потерял управление». Одновременно эсминец «Электра» радировал: «Предельно срочно! „Принс оф Уэлс” поражён четырьмя торпедами, находится в положении 3°45’ с.ш., 104°10’ в.д. Ответьте!»
Оба эти сообщения были получены штабом Пэллисера в 13:10, с запозданием в 10 минут. Через минуту сюда поступила новая радиограмма от Филлипса, опять запрашивавшая буксиры, а в 13:17 прибыло последнее сообщение от командующего «Соединением Z»:
«Я высаживаю людей, в которых не нуждается боевой корабль. Отправляйте буксиры и эсминцы как можно быстрее».
В 13:18 «Принс оф Уэлс» начал переворачиваться. По злой иронии судьбы, в этот момент над местом боя появился первый истребитель «Буффало» из 453-й эскадрильи. В воздухе австралийцы обнаружили только разведчик Ki-15 мичмана Масато Хоаси, атаковали его, но сбить не смогли. В результате Хоаси доложил в Сайгон о потоплении обоих линкоров.
Через две минуты линкор опрокинулся на левый борт и затонул на глубине 68 м. «Экспресс» едва успел отойти от тонущего флагмана. Из 1612 человек экипажа линкора тоже удалось спасти бо́льшую часть — 90 офицеров и 1195 матросов и морских пехотинцев. Погибло 20 офицеров, 280 матросов и 27 морских пехотинцев, среди них — адмирал сэр Томас Филлипс и командир корабля кэптен Джон К. Лич. Самым старшим из уцелевших офицеров стал первый лейтенант Скилвит, которого спас «Экспресс». В 23:30 эсминцы с уцелевшими моряками прибыли на военную базу Сембаванг в Сингапуре.
Позднее останки обоих кораблей были найдены в точке с координатами 3°33’36’’ с.ш., 104°28’42’’ — сообщения с эскадры о своём местоположении оказались не вполне точны.
Тем временем сарказм судьбы продолжался: в 15:09 из Баликпапана на соединение с эскадрой Филлипса вышел обещанный американским адмиралом Хартом 57-й дивизион эсминцев — старые «флэшдекеры» «Олден», «Эдсолл», «Джон Д. Эдвардс», «Уиппл» и «Стронгхолд». С «Экспресса» им по радио сообщили о гибели обоих линкоров, но американские корабли всё-таки дошли до места боя, обследовали его, но никого более не нашли. Им удалось лишь захватить попавшийся по пути японский траулер «Шофу-мару». Днём 11 декабря 57-й дивизион эсминцев прибыл в Сингапур, присоединившись к уже не существовавшему «Соединению Z».
В этот же день японцы сделали красивый жест: лейтенант Харуки Ики вылетел на место битвы и сбросил в море два венка цветов — в честь погибших с той и с другой стороны. Всего японцы потеряли три самолёта: один торпедоносец «Нелл» из группы «Гензан» и два торпедоносца из группы «Каноя». Ещё один самолёт был сильно повреждён и разбился при посадке. На британские корабли было сброшено 49 торпед, из которых 8 попали в цели — по четыре в каждую. До самого конца войны лётчики японского флота не достигали столь блестящего успеха.
Литература
-
-
- В. Кофман. Флагманы британского флота. Линкоры типа «Кинг Джордж V». М.: Яуза, Эксмо, 2015
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
- С.Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941-апрель 1942. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2002
- Стивен Роскилл. Флот и война. МС.: Воениздат, 1967
- [П.] С. Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- Jan Morris. Farewell the Trumpets: An Imperial Retreat. Book 3. Covering the period 1897 to 1965. Mariner Books, 1980
- Douglas Gillison. Royal Australian Air Force 1939–1942. Australia in the War of 1939-1945 (1962). Canberra: Australian War Memorial
- Andrew Boyd. The Royal Navy in Eastern Waters. Seaforth Publishing, 2017
- Raymond Callahan, «The Illusion of Security: Singapore 1919-42» // Journal of Contemporary History. (April 1974). Sage Publications, Ltd. 9 (2): 69-92
- Martin Middlebrook and Patrick Mahoney. Battleship: The Sinking of the Prince of Wales and the Repulse. New York: Charles Scribner’s Sons, 1979
- http://www.naval-history.net
- http://www.combinedfleet.com
-