Гибель легенды. Почему танк Объект 477А1 «Нота» так и не стал украинской Арматой
В конце 90-х годов украинский танкопром чувствовал себя вполне уверенно. Был создан танк «Оплот», аналог российского Т-90, более того даже было начато его серийное производство. Кроме этого эта украинская машина начала участвовать в танковых тендерах и кое где, например, в Таиланде, даже побеждать.
Конечно в будущем, западные «союзники» Украины, её танкопром, да и весь ВПК помножат на ноль, однако, в конце 90-х этого ещё никто не знал и на Украине стали задумываться над следующей боевой машине которая должна прийти на замену уже Оплоту. Об одной из таки машин и пойдёт речь ниже.
В данном материале речь пойдёт об Объект 477А1 «Нота». Если бы не произошли печальные события для украинского танкопрома, то аналога нашего Т-14 Армата, мог появиться намного раньше российской машины, а по характеристикам он бы ей ничем не уступал, а возможно даже и превосходил.
Развитие истории проекта с кодовым названием «Нота» началась в первой половине 80-х годов. В это время все танкостроительные предприятия Советского Союза активно работали над созданием перспективной боевой машины нового поколения. Харьковское Конструкторское Бюро Машиностроения (ХКБМ) с 1984 года занималось разработкой проекта под названием «Объект 477». Изначально он также носил имя «Боксер», которое позже сменили на «Молот». По мере развития проекта, к его обозначению добавилась литера «А».
Разработка танка Объект 477А «Молот» продолжалась до начала 90-х годов. В скором будущем планировалось собрать опытную партию из нескольких десятков машин и провести государственные испытания. Однако, из-за сложной обстановки в стране так толком не восстановившейся после распада СССР, все планы оказались невыполнимыми. Недостаточное финансирование привело к тому, что небольшое количество «молотов» было отправлено на хранение, и эта техника, фактически, осталась без будущего.
Тем не менее, вскоре после этого военное ведомство и оборонные предприятия появившихся независимых государств возобновили сотрудничество, что позволило продолжить разработку проектов танков в Харькове. Существующий «Объект 477А» предлагалось усовершенствовать и установить на него современные системы. В итоге танк получил обозначение » Объект 477А1″ и новое имя — «Нота». Несмотря на сокращение темпов работы, проект продолжался.
Что любопытно, заказчиком в рамках нового проекта выступало Министерство обороны России. Головным разработчиком было ХКБМ, при этом несколько предприятий были привлечены в качестве поставщиков отдельных систем и комплектующих. Следует отметить, что в будущем подобное международное сотрудничество стало одной из причин закрытия проекта.
Проект «Нота» продолжал развивать идеи и решения, заложенные в «Боксере» и «Молоте». Основные новшества включались в размещении всего экипажа в корпусе, под защитой бортов и крыши, и использование башни с высокой степенью автоматизации процессов управления и подготовки к выстрелу. Лобовая часть корпуса имела модульное бронирование общей толщиной около 1 метра. Борта защищались пятью различными комплексами брони, а также предусматривалось применение динамической и активной защиты.
Для достижения высоких технических и боевых характеристик масса танка существенно увеличилась. При этом, чтобы удержать этот параметр на приемлемом уровне, часть стальных деталей было заменено титановыми, хотя это было и дорого.
Стоит отметить что многие технологии, применяемые на танке, из-за высокой цены плохо подходили для массовой машины. То есть, что «Молот», что «Нота» были по сути демонстраторами технологий, а не танк с прицелом на серийное производство.
Внутри корпуса танка, непосредственно за лобовым броневым листом располагались отделение управления и один из топливных баков. Центральный отсек отводился под боевое отделение с двумя членами экипажа и автоматом заряжания. Корма традиционно использовалась для размещения силового агрегата.
Перспективные танки семейства «477» планировалось комплектовать двигателями мощностью 1500 лошадиных сил и более. В большинстве опытных образцов использовались дизельные двигатели, но были также эксперименты с газотурбинными моторами.
Рядом с двигателем размещалась трансмиссия, связанная с задними ведущими колесами. Характерной особенностью «Ноты» и ее предшественников было удлиненное семикатковое шасси. На каждом борту было по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами. Седьмая пара катков позволяла компенсировать увеличение размеров корпуса.
Одним из важных аспектов танка «Объект 477а» является полувынесенное размещение основного вооружения. Вместо традиционной башни оно размещалось в необитаемом боевом модуле. Который состоит из пушки и автомата заряжания. Тогда такое размещение вооружения не было общемировым трендом.
Изначально, основным орудием для «Ноты» была предусмотрена пушка 2А73 калибра 152 мм. Размеры выстрела, продолжительностью около 1,8 метров, требовали изменений в конструкции АЗ. Для хранения и подачи боеприпасов использовались три барабана-магазина. Расходный барабан на 10 выстрелов размещался в центре боевого отделения, а на бортах располагались еще два барабана на 12 снарядов каждый. Таким образом общий боекомплект состоял из 34 снарядов. Также были предусмотрены механизмы для перегрузки боеприпасов из пополняющих барабанов в расходный. При этом предложенная конструкция автомата заряжания имела некоторые недостатки, связанные с его сложностью, однако она позволяла производить первый выстрел всего за 4 секунды.
Стоит отметить что такой АЗ даже сегодня ни где не используется. А размер снарядов калибра 152 мм является пока непреодолимой преградой для установки такой пушки на российский танк четвёртого поколения.
Кроме этого на танке «Нота» устанавливался уникальный комплекс управления огнём, включающий различные приборы. Что любопытно, полные аналоги этой системы появились только в последние годы.
Данный комплекс включал прицелы с оптическими и тепловизионными каналами, бортовой компьютер, систему спутниковой навигации, средства распознавания целей и др. Также проводились исследования по добавлению радиолокационной станции к оптическим приборам. Кроме этого ещё разрабатывалась система автоматической наводки на цель, а также планировалось создание средств радиоуправления для танка, которые в перспективе позволяли сделать машину полностью беспилотной. Таких возможностей нет даже у современных серийных и перспективных танков. А по беспилотной Армате идут первые исследования.
Для управление боевой машиной планировалось использовать трёх членов экипажа. Впереди корпуса находился механик-водитель, а в боевом отделении, рядом с автоматом заряжания, располагались наводчик и командир. Каждый из экипажа имел свой люк в крыше корпуса или боевого модуля, оснащенные смотровыми приборами.
Стоит отметить что при всей футуристичности на танке не была реализована высокозащищённая капсула для экипажа. То есть вариант с метанием башни, в данном случае боевого модуля и гибелью всего экипажа так же сохранялся, что является существенным недостатком.
Танки семейства «477» характеризовались большими размерами, и «Объект 477А1» не был исключением. Длина машины с пушкой вперед составляла более 10,5 м, высота — около 2,5 м. Ширина же была ограничена требованиями железнодорожного транспорта. В сравнении с основными танками предыдущего поколения, их длина составляла менее 9,5 м, а высота — до 2,3 м. Масса бронемашины приближалась к максимально допустимым 50 тоннам.
В рамках проекта «Нота» было создано около десятка макетных образцов с различными особенностями и комплектацией. Большая часть этих макетов осталась в Харькове, но несколько из них были переданы для исследования на полигонах в России.
Работы по проекту танка «Объект 477А1» продолжались до начала двухтысячных годов. Однако Россия решила отказаться от этого проекта и прекратила его финансирование. Вероятно, такое решение было принято в связи с желанием сосредоточить все усилия на разработках собственных образцов, таких как «Объект 195» и «Объект 640». Данное действие России поставило точку в истории перспективного проекта, Украине пришлось его просто заморозить в надежде на лучшее будущее которое так и не наступило.
По некоторым данным, через несколько лет после остановки работ украинские производители танков пытались найти новых заказчиков. Машину «Нота» предлагали различным странам, однако они не проявили интереса к ней и не согласились продолжать разработку и заказывать серийную технику.
А вот и возможная альтернатива. Можно представить, что КБ в полном составе забрали, или в Китай, или в Индию или в тот же Таиланд и уже там проект довели до конца.
Долгое время несколько макетных образцов «477А1» простаивали без дела на украинских и российских площадках. Несмотря на секретность проекта, некоторые изображения этих машин появлялись в открытом доступе. Однако секретность стала не так важна, хотя и необходимо было охранять машины от промышленного шпионажа.
Недавно, ещё до текущих событий, на Украине снова вспомнили о перспективном проекте «Нота». Предложено было, в ответ на российскую разработку Арматы, не только запустить его в серию, но и модернизировать. Планируется заменить зарубежную пушку калибром 152 мм на собственную систему с калибром 140 мм и обновить электронику с использованием современных приборов. Такому танку прогнозируется большое будущее. Однако, среди новых друзей Украины эта идея понимания не нашла.
Ещё скрины модели танка Объект 477А1 «Нота», построенная коллегой MaHyl и выложенный на «Каропке»:
Источники:
https://topwar.ru/138752-perspektivnyy-tank-obekt-477a1-mechty-i-realnost.html