Германская бронетяга Первой Мировой. Часть 5. Radpanzer Minerva М1914. 1916. Германский фейслифтинг бельгийского броневика
Усиленное изучение сумрачного германского гения историками привело к тому, что об отдельных взводах их армии в обеих мировых войнах известно больше, чем об полных армиях противников. Бронетанковые войска Германской армии в Первую мировую были откровенно малы и ничем не могли помочь. Но след в истории оставили и они. Первое, и в течении полутора лет единственное бронеавтомобильное подразделение немецкой армии засветилось от Вердена до Харькова, хотя в нем было всего пять бронемашин.
Боевое крещение 1-й бронеавтомобильный пулемётный взвод (Panzerkraftwagen-MG-Zug 1) получил во Франции в районе Самонье. По штатному расписанию взвод должен был иметь 3 тяжелых броневика и 2 легких. Но немецкая промышленность не спешила с производством собственной бронетехники, только больше года ушло на выпуск первых трех бронемашин для испытаний. 2 февраля 1916 года взвод был сформирован из двух броневиков — тяжелого немецкого полноприводного Даймлер/15 и трофейного бельгийского бронеавтомобиля Минерва. 6 марта 1916 года броневикам удалось пострелять в сторону противника, Оба броневика первого взвода, прикрывая переправу, выпустили в сторону французов в районе Самонье 4100 пуль с неизвестным результатом. Конечно рассматривать боевые действия 2 машин весной 1916 года, как историческое событие, когда со стороны противников Германии уже использовались сотни машин гораздо лучшего качества, достаточно смешно. Но вот что значит репутация.
Первые трофейные бронеавтомобили были захвачены германской армией ещё осенью 1914 года при оккупации Антверпена. Первое время машины использовали командиры частей по собственной инициативе и командование даже не планировало хоть как то централизовать их действия. К концу 1915 года германские военные решили создать специальную «экспериментальную часть», в которую планировалось свести вместе все три новых броневика немецкого производства и проверить, кто лучше. Практически сразу было принято решение, что к немецким броневикам будет добавлены два легких броневика из трофейных. О причинах можно только предполагать. Может быть военные сразу понимали, что новые машины сложные и могут сломаться и им нужна будет поддержка проверенных машин, а может учли российский опыт, когда в боевых отрядах были и тяжелые машины и легкие. Первая Минерва была отправлена в часть в феврале, вторая в мае. Немцы модернизировали бельгийские броневики, постаравшись купировать основные недостатки машин.
Машины были оснащены приподнятой крышей с большими прямоугольными люками над боевым отделение, откидывающимися вперед и назад. В качестве вооружения использовался ручной пулемет MG 08/15, который перевозился внутри броневика и мог устанавливаться на шкворневые установки вдоль бортов при стрельбе.
В составе 1-й бронеавтомобильного пулемётного взвода (Panzerkraftwagen-MG-Zug 1) обе Минервы воевали на Румынском фронте, где во многом благодаря им осталось положительное впечатление от применения бронемашин против слабых противников. Итогом румынских событий стал выход из строя всей материальной части и отправка машин на ремонт в Германию, по итогам которого одну из Минерв списали. Участвовала ли вторая Минерва в Украинской операции неизвестно, все описания сводятся к действиям Эрхардтов и Бюссинга, но это вполне вероятно, так как переименованный в 1-й бронеавтомобильный пулемётный отряд (Panzerkraftwagen-MGAbteilung 1) взвод воевал вплоть до 1919 года.
Характеристики:
- Страна: Бельгия/Германия
- Производитель: Minerva/Cockerill Works
- Год выпуска: 1914
- Количество: 2 (модернизация)
- Бронирование: 4 мм
- Масса: 3800 kg
- Размеры: 4400х1750х1840 мм
- Двигатель: Minerva 8L , 4400см3, 40 л.с.
- Вооружение: MG 08/15
- Экипаж: 3